История/ 2. Общая история
К.и.н., ст. преподаватель Яушкина Н.Н.
Мордовский государственный педагогический институт
им. М. Е. Евсевьева, Россия
Кугушева Юлия Анатольевна
МОУ "Саловская СОШ" п. с-з. Коммунар, Лямбирского муниципального района Республики Мордовия, Россия
Шумкина Оксана Владимировна
МОУ "Гимназия №23" г. о. Саранск Республики Мордовия, Россия
Исторические источники на уроках истории. Из опыта работы учителя истории
Одним из важнейших условий выполнения целей школьного курса истории является изучение различных исторических источников, документов. Невозможно представить современный урок истории без аналитической работы с источниками. Их применение позволит решить ряд задач: сформировать прочные знания, конкретизировать их, проиллюстрировать изучаемые вопросы, развить мышление учащихся, научить самостоятельно, делать правильные выводы и обобщения; формировать оценочную деятельность учащихся, их познавательные возможности.
Историческим источником принято называть комплекс документов и предметов материальной культуры, отразивших исторический процесс, запечатлевших факты, свершившиеся события. С помощью исторических источников можно более достоверно представить картину прошлого. Наиболее успешной является самостоятельная работа учащихся с историческими источниками, если в ее основе лежит конкретная программа действий ученика, построенная в соответствии с определенной дидактической задачей и содержанием учебного материала, с учетом подготовленности ученика к работе с текстами [1,c.12].
Формирование исследовательской деятельности учащихся в значительной степени связано с изучением письменных источников. Документы позволяют оживить рассказ учителя, с помощью них можно сформировать представление о том или ином событии, мысленно перенестись в далекую эпоху. Работа с источниками сопровождается активизацией мыслительных процессов и воображения. Учебник истории включает в себя тексты письменных источников, которые можно использовать на разных этапах урока. Целесообразно обращаться к комментированию документа, привлекая к этому учащихся [2, с. 190].
С учетом возраста и познавательных возможностей учащихся, постепенно усложняется и работа с историческими источниками. В 5-6 классах используется наиболее простой материал описательного и повествовательного характера; как правило, объём его не превышает 9-14 строк; в 7-9 – растёт число рассматриваемых юридических и хозяйственных документов; в 10-11 – начинают привлекаться различные манифесты, петиции, программные документы партий.
В 10-11 классах рекомендую использовать задания, которые ориентированы на творческо-поисковый уровень познавательной деятельности, на развитие у учащихся умения систематизировать, сопоставлять тексты документов, аргументировано высказывать свою оценку и суждения по рассматриваемому вопросу. Как показывает опыт, проведение уроков-практикумов позволяет углубить, систематизировать и расширить знания учеников. Источники подбираются с учетом того, что у учащихся должны сформироваться различные точки зрения. Анализ документа приближает учеников к изучаемым явлениям, создаёт особый эмоциональный фон. У учащихся вырабатывается своё собственное отношение к рассматриваемой проблеме. Ученики примеряют на себе новую роль – роль исследователя. Сам учитель выступает в роли координатора и организатора самостоятельной работы учеников.
Учителю истории открываются большие возможности для использования документов, источников при проведении уроков – семинаров, лекций, практических и лабораторных занятий. На практических и лабораторных уроках можно организовать следующие варианты работы с историческими источниками: работа с карточками; групповая работа (класс делится на несколько групп, и каждая из них занимается анализом полученных документов, после обсуждения представитель каждой группы выступает перед классом); составление вопросов к документу самостоятельно учениками; словесные опоры; художественные ассоциации к документу; самостоятельный подбор документов по темам (ученики самостоятельно составляют список исторических источников) [3, с. 107].
В итоге наблюдается повышение результатов обучения и осознанности усвоения учебного материала, развитие памяти, логического мышления, внимания; повышение у учащихся интереса и желания работать над решением поставленных задач; развивается фантазия у учащихся; развивается более глубокий подход к обучению, и, следовательно, формируется более глубокое понимание учебного материала, а так же вырабатываются навыки письменного изложения своих мыслей. Работа с документами помогает в развитии навыков совместной работы и коллективного познания учащихся; вырабатывается умение творчески анализировать и оценивать исторические события и явления.
Литература
1. Вяземский, Е. Е., Стрелова, О. Ю. Как сегодня преподавать историю в школе / Е. Е. Вяземский, О. Ю. Стрелова. – М. : Просвещение, 2007. – 233 с.
2. Вяземский, Е. Е., Стрелова, О. Ю. Методические рекомендации учителю истории / Е. Е. Вяземский, О. Ю. Стрелова. – М. : Владос, 2006. – 159 с.
3. Степанищев, А. Т. Методический справочник учителя истории / А. Т. Степанищев. – М. : Владос, 2007. – 206 с.
Плательщик Яушкина Наталья Николаевна |
Получатель ООО Руснаучкнига |
308023 , г.Белгород , пр-т Б.Хмельницкого 135/69А |
тел.:+7(4722)402143 , e-mail: [email protected] |
р/с 40702810807000090181 в ОТДЕЛЕНИИ N8592 |
СБЕРБАНКА РОССИИ Г. БЕЛГОРОД , БИК 041403633 |
ИНН 3123103932, КПП 312301001 |
к/сч. 30101810100000000633 |
Счет № 41438 от 2016-05-23 11:46:47 |
Назначение платежа: | Ед.изм. | Кол-во | Цена | Сумма |
За печать статьи Яушкина Наталья Николаевна Исторические источники на уроках истории. Из опыта работы учителя истории | Стр. | 3 | 120 | 360 |
Почтовая доставка заказным письмом | Штук | 1 | 120 | 120 |
Присвоение DOI | Штук | 0 | 300 | 0 |
Включение статьи в БД Скопус через цитирование | Штук | 0 | 8000 | 0 |
Итого | | | | 480 |
четыреста восемьдесят руб 00 копеек | | | | |
Менеджер: |  | Екимов С.В. |
Получатель не является плательщиком налога на добавленную стоимость Счет является действительным в течении 60 дней с момента выписки |