СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

История развития статистики как науки

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«История развития статистики как науки»

Термин «статистика» произошел от латинского слова «статус» (status), что означает «состояние и положение вещей» Возникновение статистики было связано с потребностями государственного управления. Уже ранние государства -- Китай. Египет. Древняя Греция -- нуждались в данных о населении и его составе, имущественном положении граждан, количестве скота, земельных угодий и т. д., положивших начало статистической практике. Потребности в статистических данных многократно возросли в период становления и развития капитализма, что стимулировало формирование статистики как науки.

Статистика как наука стала развиваться со второй половины XVII в., когда в Европе сложились две основные школы: в Англии -- математическая школа статистики, в Германии -- описательная школа статистики.

Представителем первой школы был У. Петти (1623-16В7). который считается основоположником статистической науки, впервые широко применившим математику для экономического анализа. Его «политическая арифметикам основывалась на точном наблюдении и подсчете экономических явлений.

Представителями описательной школы статистики были немецкие ученые Г. Конринг (1606-1661) и Г. Ахенваль (1719-1772). Основной целью статистики они считали описание политического состояния и достопримечательностей государства, где числовые характеристики были лишь частью предмета статистики.

В науку термин статистика ввел немецкий ученый Готфрид Ахенваль в 1746 году, предложив заменить название курса «Государствоведение», преподававшегося в университетах Германии, на «Статистику», положив тем самым начало развитию статистики как науки и учебной дисциплины.

Статистика-это общественная наука, которая изучает количественную сторону качественно определенных массовых социально-экономических явлений и процессов.

Дальнейшее развитие статистики связано с именами А. Кетле (1796-1В74). Ф. Гальтоиа (1В22-1911). К. Пирсона (1857-1936). В. Госсета (1876-1936), Р. Фишера (1890-1962). Считается, что А. Кетле положил начало третьему напревлению статистической науки -- статистико-математическому. Ему принадлежит термин «социальная физика». Так он называл науку, изучающую закономерности массовых общественных явлений, к анализу которых могут быть применены математические методы. В целом представители статистико- математического направления внесли существенный вклад в развитие методологии статистической науки (ряды распределения, теория корреляции).

История формирования и развития статистики как науки свидетельствует о том, что она сложилась в ходе научного обобщения накопленного учетно-статистического опыта, обусловленного потребностями эффективного управления массовыми явлениями в обществе.

Значительный вклад в развитие статистики как науки сделали отечественные и зарубежные ученые: В. Л. Бек, П. Г. Ваижии, С. С. Герасименко, К. Ф. Герман, А. В. Головач, В. К. Гаркавый, Ф. Г. Долгушекский, Я. М. Эрих. А. М. Ерина, 3.0. Пальяи, 0. В. Козырев, В. С. Козлов, А. Т. Опря, Л. И. Пастер и др.

Для современного уровня статистической науки характерно то, что, наряду с развитием статистических и экономико-математических методов анализа социально-экономических явлений, все более широко используется компьютерная техника. Это не только значительно расширяет охват совокупностей, но и совершенствует саму систему статистического анализа.