СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

История России. Правление Ивана IV.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Противоречивость правления Ивана IV. Дальнейшее развитие Московского царства.

Просмотр содержимого документа
«История России. Правление Ивана IV.»



Предмет: История России. Учитель истории Шабатура Н.В. ГБОУ Школа №626.

Тема: Правление Ивана IV.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний

Цель урока: способствовать формированию представлений о противоречивости эпохи Ивана IV, личности и деятельности царя; сделать выводы о перспективах дальнейшего развития Московского царства на рубеже XVI-XVII вв.

Предполагаемый результат: учащиеся получат возможность научиться извлекать и анализировать историческую информацию, работая с картой «Русское государство в XVI в.», репродукциями картин, историческими источниками; характеризовать политическую ситуацию в России на рубеже веков, борьбу за власть; давать развернутую личностную оценку историческим событиям.

Компетенции: информационная, коммуникативная, историко-познавательная, ценностно-мировоззренческая.

Педагогические технологии: проблемное обучение.

Оборудование: карта «Русское государство в XVI в.»; репродукции картин («Богатыри», «После побоища Игоря Святославича с половцами», «Иван Грозный» В.М. Васнецова, «Иван Грозный и сын его Иван» И.Е. Репина, «Покорение Сибири Ермаком», «Боярыня Морозова», «Покорение Сибири Ермаком» В.И.Сурикова); карточки с заданиями.

Структура урока:

1. Организационный этап.

2. Сообщение темы урока, постановка исходного противоречия и учебной задачи урока.

3. Работа в группах:

а) воспроизведение опорных знаний;

б) повторение и анализ основных фактов, явлений;

1

в) усвоение ведущих идей и теорий;

г) обобщение и систематизация понятий.

4. Подведение итогов урока.

5. Задание на дом.

Методы контроля учебной деятельности на данном уроке:

  1. Устный.

  2. Групповой.

Ход урока:

I. Подготовить столы.
II. Разбить учеников на команды по принципу раздачи карточек с цифрами (1; 2; 3; 4).

Формы работы на уроке:

III.Вступительное слово учителя

«Царствование Иоанна – одно из прекраснейших по его началу, историограф Н.М. Карамзин ставит по его конечным результатам наряду с монгольским игом и бедствиями удельного времени»

В.О. Ключевский

ИП (исходное противоречие): Иван IV возглавлял Московское государство с 1533 по 1584 гг. Этот период отмечен важными переменами. Превращение великого княжества в царство, государственные реформы, присоединение территорий на юго-востоке и востоке и в то же время опричнина, Ливонская война, дальнейшие шаги в закрепощении крестьян.

УЗ (учебная задача урока): Почему после смерти Ивана IV государство оказалось перед угрозой Смутного времени?

ОУД (организация учебной деятельности): карточки с вопросами, работа в командах.

ОР ( ожидаемые результаты): слабые и сильные стороны правления Ивана IV.

Все ли средства российских правителей можно оправдать перед их поставленными целями? К концу XVI века Россия ослабла или окрепла?

2

IV. Вопросы и задания для закрепления пройденного материала:

Вспомним, что нам известно о времени правления Ивана IV.

Работа со схемой «Установление прямого наследования»:

1. Восстановите пропущенные звенья родословной схемы:

Василий I

Василий II

Темный

1

2

Иван IV

Грозный

3 Федор Дмитрий



( Ответ: 1 – Иван III; 2 – Василий III; 3 – Иван)

Работа с тестами:

1. Укажите, в какой последовательности происходили следующие события:

Венчание Ивана IV на царство. (1)

Сожжение крымским ханом Девлет-Гиреем окраин Москвы.(5 )

Созыв первого в истории России Земского собора. (2)

Присоединение Астраханского ханства. (4)

Взятие Казани. (3)

Поход Ермака в Сибирь. (7)

Отмена опричнины. (6)

Окончание Ливонской войны. (8)

2. Вспомните и впишите названия событий.

1533 г. – начало правления Ивана IV.

1547 г. –венчание Ивана IV на царство.

1549 г. – первый в истории России Земский собор.

1550 г. – издание нового Судебника.

1551 г. – церковный собор, известный под названием

1558 г.- начало Ливонской войны.

3

1581 г.- указ о введении заповедных лет.

1584 г. – конец правления Ивана IV.

3. Распределите имена по трем группам:

а) Лица, состоящие в родстве с первым русским царем;

б) советники Ивана IV времен Избранной рады;

в) видные представители опричнины.

  1. Е.В.Глинская; 2) князь А.М.Курбский; 3) Ф.И.Романов; 4) князь А.А.Вяземский; 5) А.Ф.Адашев; 6) Малюта Скуратов

( Ответ: а – 1, 3; б – 2, 5; в – 4, 6.)

Работа с историческими источниками:

Определите, кто мог быть автором приведенных цитат и о чем они рассказывают:

1.«Писати живописцам иконы с древних образцов, как греческие живописцы писали и как писал Андрей Рублев и прочие известные живописцы, и подписывать святая Троица, а от своего замышления ничтоже не прибавлять…»

2.« Зачем, царь, воевод, дарованных тебе богом для борьбы с врагами, различным казням предал… В чем провинились перед тобой и чем прогневали тебя христиане – соратники твои? Не они ли разгромили прегордые царства? Не сдались ли тебе крепости немецкие? …За это ли нам, несчастным, воздал ты, истребляя нас со всеми близкими нашими? Полки твои водил и никакого бесчестия не принес, одни лишь победы одерживал для твоей же славы…»

3.«А когда ты вопрошал, зачем мы воевод различным казням предали, то ты писал ложь. А сильных мы не убивали, и не знаю я, кто это сильнейших, потому что русская земля держится Божьим милосердием и милостью Пречистой Богородицы, и молитвами всех святых, и благословением наших родителей, и, наконец, нами, своими государями, а не воеводами и судьями. А жаловать своих холопов мы всегда были вольны и вольны были и казнить их. … До сих пор русские властители ни перед кем не отчитывались…»

4.«Он произнес покаянную речь перед боярами, обвинил себя во всех смертных грехах и заявил о том, что хочет оставить престол и уйти в монастырь…»

4

Работа с репродукциями картин:

1. Выберите из представленных репродукций картин русских художников те, которые посвящены временам Ивана IV:

(Репродукции: «Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова», «Покорение Сибири Ермаком» В.И. Сурикова, «Иван Грозный и сын его Иван» И.Е. Репина, «Богатыри», «После побоища Игоря Святославича с половцами», «Иван Грозный» В.М.Васнецова.)

(Ответ: «Иван Грозный» В.М. Васнецова, «Покорение Сибири Ермаком» В.И. Сурикова, «Иван Грозный и сын его Иван» И.Е. Репина.)

Работа с исторической картой:

1.Выберите из перечня городов те, которые:

а) входили в состав Российского государства к моменту вступления Ивана IV на великокняжеский престол;

б) присоединены при Иване IV.

1) Москва; 2) Кострома; 3) Ярославль; 4) Коломна; 5) Псков; 6) Великий

Новгород; 7) Нижний Новгород; 8) Казань; 9) Астрахань; 10) Смоленск

(Ответ: а – 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 10; б – 8, 9.)

2.Какие государства граничили с Московской Русью:

а) к моменту вступления на престол Ивана IV;

б) в 1584 г.

1) Сибирское ханство; 2) Казанское ханство; 3) Крымское ханство; 4) Ливония; 5) Швеция; 6) Великое княжество Литовское; 7) речь Посполитая.

(Ответ: а – 1, 2, 4, 5, 6; б –3, 5, 7.)

V. Подведение итогов

Ответить на поставленную в начале урока проблему.

(Подводятся итоги конкурса среди команд: победителем становится тот, кто

дал больше правильных ответов на вопросы и допустил меньше ошибок.)

5

VI. В качестве домашнего задания можно предложить учащимся подумать, почему жители недовольные правлением Ивана IV, предпочитали бежать на окраины, а не бороться за изменение действий властей?













































6