Просмотр содержимого документа
«История русской культуры XX века»
Проверка домашнего задания
- 1. Какое направление в архитектуре появилось в СССР в 1930-е гг.?
- 2. Какое объединение возникло в это время и кто в него входил?
- 3. Напишите название архитектурного сооружения и его автора:
9. Художественные объединения 1920-х гг.
Самые «левые» в искусстве
- В 1922 г. в Москве возникло литературно-художественное объединение Левый фронт искусств ЛЕФ .
- Его членами состояли поэты В.В. Маяковский , возглавивший объединение, Б.Л. Пастернак, В.В. Каменский , художники А.М. Родченко и В.Е. Татлин.
- Большинство из них раньше примыкало к футуризму, от которого они унаследовали идею ниспровержения традиций прошлого.
В.В. Маяковский.
Обложка журнала «ЛЕФ».
1923 г.
Б.Л. Пастернак.
В.В. Каменский.
А.М. Родченко.
В.Е. Татлин
- главной задачей считали точно и оперативно отображать новую жизнь .
- В основе искусства - документальный факт и отвергали все, что имело под собой художественный вымысел.
- существовать должны лишь документальные жанры и виды искусства : очерк, репортаж, фотография, кинохроника, плакат.
- ЛЕФ отвергал художественную литературу, театр, живопись, художественное кино .
- понимали искусство по-большевистски – как средство воспитания нового человека, как орудие борьбы за социализм.
- выдвинули теорию «социального заказа» , согласно которой художник своим искусством обязан служить рабочему классу , выполнять его заказ.
- Таким образом, отвергалась свобода творчества.
Александр Михайлович Р о дченко
- писал картины в духе супрематизма , рисовал плакаты, оформлял книги и журналы.
- Увлекшись фотографией , стал признанным мастером этого искусства.
- Одним из первых он начал работать в области фотомонтажа.
А.М. Родченко.
Беспредметная композиция № 65. Художник А.М. Родченко. 1918 г.
Рекламный плакат. Художник А.М. Родченко. 1924 г.
Обложка к поэме В.В. Маяковского «Про это». Художник А.М. Родченко. 1923 г.
Пионер-трубач. Фотография А.М. Родченко. 1930 г.
Фотомонтаж. Иллюстрация к поэме В.В. Маяковского «Про это». Художник А.М. Родченко. 1923 г.
Это интересно
- В середине 1920-х гг. в Москве, недалеко от Арбатской площади , был построен первый советский «небоскреб» – 10-этажный дом Моссельпрома (организация по переработке и продаже сельхозпродукции).
- Родченко украсил его фасады яркими рекламными надписями, среди которых было знаменитое двустишье Маяковского «Нигде кроме, как в Моссельпроме».
- был одним из создателей искусства дизайна в СССР .
- В 1925 г. на международной выставке в Париже демонстрировался интерьер рабочего клуба .
- Мебель, светильники и другие предметы его обстановки были выполненный по проекту Родченко.
Проект библиотеки рабочего клуба. Художник А.М. Родченко. 1925 г.
Дом Моссельпрома. Художник В.Ф. Степанова. 1925 г.
Бывший дом Моссельпрома. Современная фотография.
Наследники передвижников
- В один год с ЛЕФом в Москве возникло другое творческое объединение – Ассоциация художников революционной России ( АХРР ).
- Своей задачей она провозгласила «художественно-документально запечатлеть величайший момент истории в его революционном порыве».
- А хрровцы, среди которых имелось немало бывших передвижников, старались сделать живопись понятной массовому зрителю и для этого использовали художественный язык реализма .
- Они отвергали новейшие течения в искусстве , в частности, русский авангард, не признавали творчество П. Сезанна, А. Матисса, П. Пикассо.
Ведущие мастера АХРРа. Фотография 1926 г.
- Художники АХРРа искали материал для своих работ на заводах, стройках, в солдатских казармах .
- Герои труда, вожди революции, бойцы и командиры Красной армии, стройки социализма, комсомол – вот темы , которые привлекали к себе их внимание.
- Ахрровцы добросовестно запечатлевали на полотнах советскую историю.
- С целью популяризации своего творчества ахрровцы организовали ряд тематических художественных выставок , названия которых говорят сами за себя: «Жизнь и быт Красной Армии», «Жизнь и быт рабочих», «Революция, быт и труд».
- Выставку АХРРа, устроенную к 10-й годовщине Красной Армии, посетили руководители компартии во главе с И.В. Сталиным.
- Ассоциация художников революционной России была самым крупным художественным объединением СССР своего времени.
- Количество ее членов достигало 650 человек.
- Среди них были такие видные мастера советской живописи, как И.И. Бродский, М.Б. Греков, Е.А. Кацман, Е.М. Чепцов.
Исаак Израилевич Бродский
- считался одним из любимых учеников И.Е. Репина.
- Идя по стопам своего учителя, он снискал себе известность как портретист.
- В 1920-е гг. создал обширную художественную лениниану: серию картин и рисунков, посвященных вождю революции.
- Одна из них – «Ленин в Смольном» – получила невиданную популярность.
- В течение короткого времени ее репродукции разошлись по стране тиражом более 5 миллионов экземпляров.
И.И. Бродский.
В.И. Ленин на фоне Кремля. Художник И.И. Бродский. 1924 г.
В.И. Ленин на фоне Смольного. Художник И.И. Бродский. 1925 г.
В.И. Ленин в Смольном. Художник И.И. Бродский. 1930 г.
Митрофан Борисович Греков
- до революции учился в Академии художеств у знаменитого батального живописца Ф. Руб о , автора панорамы «Бородинская битва».
- участвовал в первой мировой войне, а с началом гражданской добровольцем вступил в Красную Армию.
- Увиденное на войне художник запечатлел в серии картин , посвященных 1-й Конной армии под командованием С.М. Буденного : «Тачанка» , «В отряд к Буденному» и другие.
М.Б. Греков.
Тачанка. Художник М.Б. Греков. 1925 г.
В отряд к Буденному. Художник М.Б. Греков. 1923 г.
Это интересно.
- Греков считается основоположником советской батальной живописи .
- После его смерти нарком обороны К.Е. Ворошилов специальным приказом учредил студию военных художников имени М.Б. Грекова , которая работает до сих пор
Здание студии военных художников имени М.Б. Грекова. Москва.
Поклонники западного искусства
- В 1925 г. выпускники первого советского художественного вуза – ВХУТЕМАСа (Высших художественно-технических мастерских ) создали в Москве Общество станков и стов ( ОСТ ) .
- Возглавил его художник Д.П. Шт е ренберг
- В отличие от ЛЕФа, мастера ОСТа выступали за развитие станковой (картинной) живописи , отсюда название объединения.
Каталог первой выставки ОСТ. Издание 1925 г
Д.П. Штеренберг.
- Немало различий существовало между ОСТом и АХРРом.
- Если ахрровцы отвергали новейшие западные художественные течения , то о стовцы выступали за их освоение .
- На них большое влияние оказало искусство немецкого экспрессион и зма , выставка которого прошла в Москве в 1924 г.
- Художники-экспрессионисты добивались в живописи особой выразительности (экспрессии), сознательно прибегая к деформированию формы, резким пространственным смещениям, цветовым контрастам
Аниська. Художник Д.П. Штеренберг. 1925 г.
- у ОСТа и АХРРа были общие темы в искусстве: гражданская война ( «Оборона Петрограда» А.А. Дейн е ки ), индустриализация страны ( «На стройке новых цехов» А.А. Дейнеки , «Даешь тяжелую индустрию!» Ю.И. П и менова ), жизнь города («Шар улетел» С.А. Лучишкина ), спорт («Бег» Ю.И. Пименова ). Но, в отличие от ахрровцев, мастеров ОСТа занимала не содержательная сторона картины , а ее художественная форма : тщательная продуманная композиция, красота цвета и рисунка, динамика движения, выразительность образа.
- Остовцы почти никогда не писали с натуры . Они сочиняли свои картины в мастерских.
Оборона Петрограда. Художник А.А. Дейнека. 1927 г.
На стройке новых цехов. Художник А.А. Дейнека. 1926 г.
Даешь тяжелую индустрию! Художник Ю.И. Пименов. 1928 г.
Шар улетел. Художник С.А. Лучишкин. 1926 г.
Бег. Художник А.А. Дейнека. 1932 г.
Представители четырех искусств
- Одновременно с ОСТом в Москве возникло художественное объединение «4 искусства» , в которое вошли живописцы, графики, скульпторы и архитекторы .
- Среди живописцев оказалось немало бывших участников объединений «Голубая роза» ( П.В. Кузнецов, М.С. Сарьян ) и «Мир искусства» ( К.С. Петров-Водкин ).
- Кроме того, в «4 искусства» вошли график В.А. Фаворский, скульптор А.Т. Матвеев и архитектор А.В. Щусев.
- «4 искусства» имело много общего с ОСТом.
- Оба признавали заслуги новейшего западного искусства, прежде всего французского , и выдвигали на первое место «художественное качество своей работы».
Кузьма Сергеевич Петр о в-В о дкин
- картина «Смерть комиссара» к 10-летней годовщине Красной Армии.
- На полотне изображена сцена боя . Красноармейцы идут в атаку.
- На переднем плане – смертельно раненый молодой комиссар.
- Силы уже оставили его, но взор все еще обращен к уходящим за горизонт товарищам. Следуя традициям средневековой русской живописи , строит композицию картины, заменяя классическую линейную перспективу разработанной им «сферической».
- Это придает запечатленному событию не частный, а планетарный характер .
Автопортрет. Художник К.С. Петров-Водкин. 1926-1927 гг.
Смерть комиссара. Художник К.С. Петров-Водкин. 1928 г.
скульптор Александр Терентьевич Матвеев
- На выставке, посвященной 10-й годовщине Октябрьской революции, показал аллегорическую композицию «Октябрь» .
- Три обнаженные фигуры – рабочий с молотом, юноша в буденовке и бородатый крестьянин – символизируют революцию.
- Мастеру удалось соединить современность с традициями классицизма (поневоле напрашивается аналогия с памятником «Минину и Пожарскому»)
А.Т. Матвеев. Фотография 1910 г.
«Октябрь». Скульптор А.Т. Матвеев. 1927 г.
Преемники «Бубнового валета».
- Общество московских художников ( ОМХ ), возникшее в 1928 г.
- Многие из его членов – П.П. Кончаловский, И.И. Машков, А.В. Лентулов, Р.Р. Фальк – ранее состояли в объединении «Бубновый валет».
- Художники ОМХа были близки мастерам объединения «4 искусства».
- Их также заботила высокая культура живописи.
- Вместе с тем в духе своего времени Общество московских художников провозгласило задачу отображения «жизни и идей советской современности в живописных и пластических формах нового реализма».
- Один из самых ярких мастеров ОМХа Кончаловский пытался соединить сезаннизм с наследием русских реалистов.
- В результате этих попыток художник создал замечательный «Автопортрет с женой» , напоминающий рембрандтовский «Автопортрет с Саскией на коленях»
Автопортрет с женой. Художник П.П. Кончаловский. 1923 г.
Автопортрет с Саскией. Художник Рембрандт ван Рейн. Около 1635 г.
- В работах Машкова, созданных в 1920-е гг., сезаннизма почти не осталось, но высокая художественная культура сохранилась.
- На одной из выставок художник показал натюрморт «Снедь московская. Хлебы» , который произвел сильное впечатление на публику своими живописными качествами.
- Первый советский нарком просвещения А.В. Луначарский в отзыве о картине сравнил «Машкова с недосягаемыми до сих пор в своем роде корифеями голландских натюрмортов».
Снедь московская. Хлебы. Художник И.И. Машков. 1924 г.
ИТОГ
- В 1920-е гг. в советской России возникло много новых художественных объединений, которые продолжили лучшие традиции отечественного искусства начала XX в.