СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"История в куклах" программа внеурочной деятельности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Создание славянской обереговой куклы

Просмотр содержимого документа
«"История в куклах" программа внеурочной деятельности»

Пояснительная записка


   

    Рабочая программа создана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

При разработке программы   были использованы учебно-методические пособия Горбачева И.А, Альхимович С.М., Генераловой И.А., Жукова Р.А., Смирновой Н.И в которых рассматриваются вопросы организации театра, в том числе и кукольного,  в общеобразовательной школе, а также программа «Театр-творчество-дети» Колесниковой И.В

Общее состояние ребенка, его эмоциональная настроенность – важное условие успешного воспитания и обучения. Необходимо стремиться к тому, чтобы сделать жизнь ребят веселой, интересной, яркой и содержательной, создавая атмосферу радости детского творчества, сотрудничества.

    Кукольный театр – одно из самых любимых зрелищ для детей. Он привлекает своей яркостью, красочностью, динамикой. Кукольный театр доставляет много удовольствия, радости. Однако нельзя рассматривать театр кукол только как развлечение. Очень важно показывать детям примеры дружбы, правдивости, отзывчивости, находчивости, храбрости и пр. Для осуществления этих кукольный театр обладает большими возможностями. Кукольный театр действует на зрителей целым комплексом средств: художественные образы – персонажи, оформление, слово и музыка – всё это вместе взятое в силу наглядно-образного мышления младших школьников помогает ребёнку легче, ярче и правильнее понять содержание литературного произведения, влияет на развитие его художественного вкуса.

      Творческие игры с игрушками развивают творческие силы и способности детей. Работая с куклой, исполнитель должен понимать содержание образа, сценическую ситуацию, изобразительные средства куклы, обладать музыкальностью.

      Кроме того, в процессе изготовления куклы учащиеся приобретают разносторонние навыки в обращении с различными инструментами и материалами, у них развиваются сообразительность и конструктивные способности, эстетический вкус и способности в изобразительном искусстве – чувство цвета, формы, понимание художественного образа.

     Данная образовательная программа дополнительного образования детей   направлена:

- на развитие активного интереса к различным формам и видам театрального искусства;

- на формирование творческого коллектива, направленного на воплощение единой цели (создания спектакля);

- на ценностное развитие успешной личности в условиях сотворчества и сотрудничества.

  

Цель программы:

- приобщить детей к театральному искусству посредством их участия в

создании инсценировок, миниатюр, спектаклей;

- привить учащимся потребность к творчеству, самореализации;

- выработать основы актерской культуры;

- нацелить детей на стремление к активному участию в возрождении и сохранении школьных традиций.

   Общая характеристика учебного предмета


В соответствии с целью, поставленной данной образовательной программой дополнительного образования детей, выделяется ряд педагогических задач познавательного, развивающего и воспитательного характера:

·     Воспитывать гармонически развитую личность в процессе сотворчества и сотрудничества;

·     Знакомство детей с историей кукольного театра;

·     Развивать творческие способности, возможности памяти, речи, воображения, логического и творческого мышления каждого школьника;

·     Введение детей в мир кукольного театра (разновидность кукольных театров, виды кукол, профессии кукольного театра);

·     Формирование навыков театральной речи;       

·     Обучение изготовлению кукол разных видов;

·     Изучение и освоение театральной работы с куклой;

·     Знакомство с особенностями творческой деятельности художников-оформителей, декораторов, режиссёров, сценаристов и др;

·     Пробуждение интереса к чтению;

·     Воспитание уважения и любви к народной сказке;

·     Развитие творческих способностей.   

    Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на развитие творческих способностей. На занятиях кружка дети «дают вторую жизнь вещам». При изготовлении кукол, декораций используется полимерный материал, капрон, ткань, бумага и многое другое, что когда было в обиходе и стало непригодным в быту. А для детей - это рабочий материал, с помощью которого они из ненужных вещей создают произведения, достойные восхищения. Все это нацеливает на воспитание у ребенка бережного и внимательного отношения к природе, развивает эмоционально-эстетическое восприятие; понимание того, что все в своей основе связано с природой.

   Отбор художественного материала в рамках реализации данной программы обусловлен его актуальностью в воспитательном пространстве образовательного учреждения, эстетической ценностью, воспитательной направленностью и педагогической целесообразностью.

Место внеурочного занятия в учебном плане

    С учётом направленности программы занятия по курсу «История в куклах» 1 раз в неделю по 1 часу (34 часа в год). Срок реализации программы – 1 года. Возраст   детей, участвующих в реализации программы 9 -11 лет (4 класс).

   При организации работы кружка учитывается влияние кукольного театра на детей и с большое внимание уделяется идейному содержанию спектаклей, их художественному оформлению и проведению. Все, что показывается детям, должно быть высокоидейным и методически правильным. При распределении занятий учитывается уровень подготовки и возраст обучающихся. Широко используются индивидуальные формы работы. Одним из важных моментов и условий плодотворной работы кружка является подведение итогов промежуточных и годовых. Они проходят открыто в присутствии всех членов кружка. Форма проведения разная.

      В процессе обучения учащиеся познакомятся с разными видами куклы, что способствует формированию интереса к театрально - игровой деятельности. Ребята смогут освоить театральные понятия.   На практических занятиях обучающие смогут освоить приёмы кукловождения, что даст возможность   раскрепощению,   артистические навыки в плане переживания и воплощения   образа.  

Образовательный процесс строится в соответствии с возрастными, психологическими возможностями и особенностями ребят, что предполагает возможную корректировку времени и режима занятий.

     

Ценностные ориентиры содержания предмета:

    формирование основ гражданской идентичности личности на базе:

— восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа;

    формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:

— доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

— уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников;

   развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:

– принятия и уважения ценностей семьи и образовательного учреждения, коллектива и общества и стремления следовать им;
– ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;

– формирования эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с национальной, отечественной и мировой художественной культурой;

   развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно:

– развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;

– формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);

    развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации:

– формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;

– развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;

– формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;

   

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса «История в куклах»

Результаты освоения курса


Личностные

Метапредметные

Предметные

Знать

– о формах проявления заботы о человеке при групповом взаимодействии;
- правила поведения на занятиях, раздевалке, в игровом творческом процессе.
- правила игрового общения, о правильном отношении к собственным ошибкам,  к победе, поражению.

- знать о ценностном отношении к театру как к  культурному наследию народа.
- иметь нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми  в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.


-необходимые сведения о видах изученных кукол, особенностях работы с куклами разных систем;
- о способах  кукловождения кукол разных систем;

-о способе создания перчаточной куклы;
- о сценической речи;
- о декорациях к спектаклю;
- о подборе музыкального сопровождения к спектаклю.

Уметь

-анализировать и сопоставлять, обобщать, делать выводы, проявлять настойчивость в достижении цели.
-соблюдать правила игры и дисциплину;
- правильно взаимодействовать с партнерами по команде (терпимо, имея взаимовыручку и т.д.).
-  выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой  и игровой деятельности.-

-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей        -   адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарища, родителя и других людей
- контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
- выбирать вид чтения в зависимости от цели;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности
- формулировать собственное мнение и позицию

-работать с куклами изученных систем при показе спектакля;

- создавать куклы перчаточного типа;
-импровизировать;
 -работать в группе, в коллективе.
 -выступать перед публикой, зрителями.

Применять


- быть сдержанным, терпеливым, вежливым в процессе взаимодействия ;
-подводить самостоятельный итог занятия; анализировать и систематизировать полученные умения и навыки.


- полученные сведения о многообразии театрального искусства
- красивую, правильную, четкую, звучную речь как средство полноценного общения.

- самостоятельно выбирать, организовывать  небольшой творческий проект
- иметь первоначальный  опыт самореализации в различных видах творческой деятельности,

- формирования потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества, игре и использовать накопленные знания.

Планируемые результаты:

       По окончании курса программы учащиеся должны уметь:

ü     планировать и оценивать свои возможности;

ü     излагать факты истории развития кукольного театра, театральной культуры, харак­теризовать их роль и значение в жизни человека;

ü     использовать театральную культуру как средство укрепления сценических знаний;

ü     оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверст­никам при выполнении заданий, проявлять доброжела­тельное и уважительное отношение при объяснении ошибок и спо­собов их устранения;

ü     соблюдать требования техники безопасности к местам прове­дения занятий;

ü     организовывать и проводить занятий эстетической культурой с разной целевой направленностью;

Предполагаемые умения и навыки детей

ü    Ориентируются в пространстве, равномерно размещаясь на площадке.

ü    Умеют создавать пластические импровизации под музыку разного характера.

ü    Умеют создавать несложные перчаточные куклы и управлять ими.

ü    Оформлять кукольныйспектакль декорациями, созданными самостоятельно.

ü    Умеют запоминать заданные педагогом мизансцены.

ü    Свободно и естественно выполняют на сцене простые физические действия.

ü    Умеют действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему.

ü    Умеют произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями.

ü    Умеют читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения.

ü    Умеют строить диалог с партнером на заданную тему.

ü    Умеют составлять диалог между сказочными героями.


Содержание программы учебного курса

(34 часа, 1 час в неделю)

1.                «За кулисами кукольного театра» – 1час

Вводное занятие. Театр. История театра кукол. Знакомство с историей возникновения кукольного театра с театральной лексикой, профессиями людей, которые работают в театре.

2.                Театральная игра –7 часа

Массовые игры. Игры на развитие памяти, произвольного внимания, воображения, наблюдательности.Этюды на выразительность жестов. Этюды с воображаемыми предметами. Этюды с заданными обстоятельствами. Этюды на эмоции и вежливое поведение. Импровизация игр-драматизаций.Сказкотерапия. Диагностика творческих способностей воспитанников. Развитие навыков выражения различных эмоций, настроений, отдельных черт характера. Театральная игра «Сказка, сказка приходи!»

3.                Технология изготовления   кукол (11 ч)

      Знакомство с составляющими различныхвидов кукол, с технологиейизготовления различных видов кукол: обучение работе над ширмой: надеть куклу на руку: голову на указательный палец, руки куклы на большой и средний пальцы ; проводить куклу над ширмой на вытянутой руке, стараясь делать это плавно, без скачков; проделать предложенные упражнения с каждым ребенком.

4.                Технология изготовления декораций (4ч)

   Знакомство с различными видами декораций к спектаклю, с профессиейхудожник -оформитель Обучение работе над ширмой: надеть куклу на руку: голову на указательный палец, руки куклы на большой и средний пальцы ; проводить куклу над ширмой на вытянутой руке, стараясь делать это плавно, без скачков; проделать предложенные упражнения с каждым ребенком.

5.                Работа театрализованным представлением( 7 ч)

       Знакомиться с творческими возможностями детей, изучать их жизненный опыт; побуждать к взаимопониманию, терпению, взаимопомощи. Выбрать сначала самый простой сюжет для спектакля, делать режиссерскую разработку. Совершенствовать внимание, память. Работать над дикцией. Чистоговорки, скороговорки. Изучать приемы импровизации с помощью музыки. Продолжать репетиции вступления. Развивать память, воображение, общение детей. Разучивать с детьми текст сказки, обращая внимание на артикуляцию, дыхание, голос. Совершенствовать внимание, воображение, память, общение детей. Развивать способности детей искренне верить в любую воображаемую ситуацию; учить пользоваться интонацией, произнося фразы грустно, радостно, удивленно, сердито.

6.     Ремонт реквизита

Ремонт изготовленных кукол, декорации и бутафории Воспитания трудолюбия, бережного отношения к изделиям, изготовленным своими руками и руками других. Расширять творческими возможностями детей, обогащать их жизненный опыт; побуждать умение сострадать, чувство справедливости, стремление делать добро и бороться со злом.

7.     Итоговое занятие

Итог занятий. Обсуждение всех представленных спектаклей. Формирования умений выражать свои мысли, суждения, выслушивать мнение других. Развитие доброжелательности, чувства коллективизма.


Литература

1.     .«Вторая жизнь вещей» под. Ред. П.Р. Атупова 1989 год.

2.     .Горбачев И.А. Театральные сезоны в школе. – М., 2003.

3.     Агапова И.А., Давыдова М. А. «На школьной сценической площадке» М. Аркти 2007г.

4.     Альхимович С. М «Театр Петрушки в гостях у малышей», 1969г.

5.     Генералова И.А. Театр. Уч. пособие для дополнительного образования. – М.: 2004.

6.     Деммени Е. «Призвание - кукольник» Л; Искусство , 1986.

7.     Игры, конкурсы, развлечения. – Волгоград, 2001.

8.     Калмановский Е. «Театр кукол, день сегодняшний» Л; Искусство, 1977.

9.     Колчеев Ю.В., Колчеева Н.И. Театрализованные игры в школе. – М., 2001.

10.           Куликовская Т.А. 40 новых скороговорок. Практикум по улучшению дикции. – М., 2003.

11.           Образцов С. «Всю жизнь я играю в куклы» - М. Время .2001г.

12.           Р.А. Жукова «Театральная деятельность» ИТД «Корифей»,2011

13.           Смирнова Н.И. «Оживают куклы» - М; Дет. Лит. , 1982.

14.           Соломник И. «Куклы выходят на сцену» - М; Просвещение, 1993.

Интернет ресурсы

http://lit.lib.ru/e/emelxjanowa_o_w/

http://www.rukukla.ru/article/idea/kukolnyi_teatr.htm

http://jollity.narod.ru/dolls.html