Итоги мониторинга сформированности
читательской грамотности
обучающихся 8-х классов МБОУ «СШ № 57»
«Мы понимаем не текст, а мир, стоящий за текстом
психолог, лингвист А.А. Леонтьев
Читательская грамотность – это не перелистывание книги, рассматривание картинок, это умение размышлять над прочитанным текстом, отбирать необходимую информацию в огромном потоке информации и найти ей применение в своей жизненной ситуации. Это первая ступень в функциональной грамотности.
Цель диагностической работы: определение уровня сформированности читательских умений как наиболее важных составляющих метапредметных результатов обучения 8-х классов.
Задачи:
- показать необходимость развития функциональной читательской грамотности;
- выявить пути формирования функциональной читательской грамотности.
Дата: 27.10.2023 года.
Методы контроля: метапредметная диагностическая работа (читательская грамотность).
В школе был проведен мониторинг уровня сформированности читательской грамотности учащихся 8-х классов. В диагностической работе по читательской грамотности приняли участие 57 обучающихся 8 классов, 100%.
Задания различаются по уровню сложности. Вариант включает почти равное число простых заданий и заданий средней сложности, а также более сложные задания со следующими критериями оценивания: низкой и средней сложности задание, как правило, оценивается одним баллом, остальные – двумя баллами. Распределение результатов участников диагностической работы по уровням сформированности читательской грамотности показано в таблице 1.
Таблица 1.
Анализ результатов читательской грамотности 8 класс
Класс | 8 – А | 8 – Б | 8 – В |
| Всего | 21 чел. | 20 чел. | 16 чел. |
Уровень освоения | Недостаточный | 2 чел. | 10 % | 5 чел. | 25 % | 7 чел. | 43 % |
Низкий | 2 чел. | 10 % | 9 чел. | 45 % | 4 чел. | 25 % |
Средний | 4 чел. | 19 % | 1 чел. | 5 % | 2 чел. | 13 % |
Повышенный | 6 чел. | 28 % | 3 чел. | 15 % | 1 чел. | 6 % |
Высокий | 7 чел. | 33 % | 2 чел. | 10 % | 2 чел. | 13 % |
Из таблицы видно, что высокий и повышенный уровень сформированности читательской грамотности показали 37% обучающихся 8 классов. Средний уровень 12 %. Низкий и недостаточный уровни у 51 % восьмиклассников.
Уровень освоения в среднем достигнут для группы заданий, контролирующих умение находить информацию, явно заданную в тексте, делать выводы на основе интеграции информации из разных частей текста или разных текстов, понимать значение неизвестного слова или выражения на основе контекста, понимать назначение структурной единицы текста, использованного автором приёма, оценивать форму текста (структуру, стиль и т.д.), целесообразность использованных автором приемов
Таблица 2.
Результаты выполнения заданий по функциональной грамотности № задания в варианте | Номер задания в комплексном задании | Что оценивается в задании (объект оценки) | Баллы за задание | Процент выполнения (школа) | Процент выполнения (выборка) | Читательская грамотность 8 класс. Диагностическая работа 2022. Вариант 2. Задания: «Гольфстрим», «Гуманитарии и технари» | ЧГ. Гольфстрим. 8 класс | 1 | 1 | Находить и извлекать одну единицу информации | 1 | 51 | 72 | | | | 1 | | | ЧГ. Гольфстрим. 8 класс. 2022. Задание 2-3-5 | 2 | 1 | Делать выводы на основе интеграции информации из разных частей текста или разных текстов | 2 | 51 | 50 | 3 | 2 | Понимать назначение структурной единицы текста, использованного автором приёма | 1 | 53 | 72 | | | | 3 | | | ЧГ. Гольфстрим. 8 класс | 4 | 3 | Интерпретировать текст или его фрагмент, учитывая жанр или ситуацию функционирования текста | 1 | 47 | 52 | | | | 1 | | | ЧГ. Гольфстрим. 8 класс. 2022. Задание 2-3-5 | 5 | 3 | Оценивать форму текста (структуру, стиль и т.д.), целесообразность использованных автором приемов | 1 | 53 | 65 | | | | 1 | | | ЧГ. Гольфстрим. 8 класс | 6 | 5 | Интерпретировать текст или его фрагмент, учитывая жанр или ситуацию функционирования текста | 1 | 42 | 55 | 7 | 6 | Определять наличие/отсутствие информации | 1 | 42 | 52 | 8 | 7 | Делать выводы и обобщения на основе информации, представленной в одном фрагменте текста | 1 | 53 | 65 | 9 | 8 | Находить и извлекать одну единицу информации | 1 | 39 | 38 | 10 | 9 | Делать выводы и обобщения на основе информации, представленной в одном фрагменте текста | 1 | 44 | 60 | 11 | 10 | Устанавливать связи между событиями или утверждениями (причинно-следственные отношения, отношения аргумент – контраргумент, тезис – пример, сходство – различие и др.) | 1 | 46 | 51 | | | | 6 | | | ЧГ. Гуманитарии и технари. 8 класс | 12 | 1 | Понимать значение неизвестного слова или выражения на основе контекста | 1 | 53 | 62 | 13 | 2 | Устанавливать связи между событиями или утверждениями (причинно-следственные отношения, отношения аргумент – контраргумент, тезис – пример, сходство – различие и др.) | 1 | 39 | 43 | 14 | 3 | Находить и извлекать одну единицу информации | 1 | 49 | 61 | 15 | 4 | Делать выводы на основе интеграции информации из разных частей текста или разных текстов | 1 | 44 | 53 | 16 | 5 | Использовать информацию из текста для решения практической задачи с привлечением фоновых знаний | 1 | 26 | 44 | | | | 5 | | | |
Пример задания
Задание 13
Данные таблиц показывают необходимые группы умений, характеризующие компетентностные области, которыми должны владеть обучающиеся при разрешении проблем, предложенных в заданиях.
Из таблицы видно, что большинство учащихся владеют необходимыми навыками и справились с данными заданиями. Большинство ошибок допущено в заданиях № 8, 13, 16.
У некоторых обучающихся возникли трудности в осмыслении прочитанного, в отсутствии умения находить и извлекать одну единицу информации в предложенном текста, устанавливать связи между событиями или утверждениями (причинно-следственные отношения, отношения аргумент – контраргумент, тезис – пример, сходство – различие и др.) и использовать информацию из текста для решения практической задачи с привлечением фоновых знаний.
В процессе формирования читательских умений следует обратить внимание на фундаментальное умение, лежащее в основе всей читательской деятельности, – умение понимать прочитанное. Чтобы вооружить читателей различными стратегиями чтения, учителю важно освоить методику обучения пониманию прочитанного и работать над пониманием текста системно и постоянно.
Рекомендации и предложения
Учителям русского языка и литературы
1. Продолжить методическую работу по формированию читательской грамотности на учебных занятиях.
2. Организовать методическую работу по овладению педагогами приемами формирования читательской грамотности, методикой организации парной и групповой работы, методикой по формированию умений анализировать данные и их использовать при организации уроков.
3. Использовать на уроках различные приемы, формирующие читательскую грамотность: «Тонкий и Толстый вопрос», «концептуальная таблица», «реставрация текста» (текст с дырками)), использование парной и групповой работ, особое внимание обращая на дифференцированный подход и работу с группами риска и резерва.
4. Формирование читательской грамотности (2, 3 группы умений) оставить одной из задач на уроках литературы и русского языка.
5. Организовывать работу с текстовой информацией при изучении всех предметов.
6. Подбирать вопросы не только на извлечение явно заданной информации, но и на интерпретацию, структурирование и применение информации.
7. В самостоятельные и контрольные работы как можно чаще включать задания, требующие от учащегося создавать собственные тексты.