СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Итоги муниципального этапа ВОШ по математике 2017-2018 учебного года города Калининграда. Методические рекомендации по подготовке.

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном документе подведены итоги муниципального этапа ВОШ по математике города Калингинграда, даны рекомендации по подготовке на основе анализа ошибок, допущенных учащимися

Просмотр содержимого документа
«Итоги муниципального этапа ВОШ по математике 2017-2018 учебного года города Калининграда. Методические рекомендации по подготовке.»

Е.Е. Ежелая, председатель жюри муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по математике, учитель МАОУ гимназии № 32;


Итоги муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по математике. Методические рекомендации по подготовке к олимпиаде

В муниципальном этапе олимпиады по математике приняли участие 384 учащийся общеобразовательных организаций города. Из них: 136 учащихся 7-х классов, 76 – 8-х классов; 54 – 9-х классов;71 – 10-х классов; 47 – 11-х классов.

Участникам из всех параллелей было предложено по 5 задач из разных разделов математики.

Олимпиадные задания по математике для 7 класса проверяли не только степень усвоения различных разделов школьной математики, но и способность к нахождению решений нестандартных заданий с элементами научного творчества.

Задания включали задачи по различным разделам математики, изученным по базовым учебникам по алгебре и геометрии к моменту проведения олимпиады, были различной сложности, чтобы предоставить большинству участников возможность выполнить наиболее простые и понятные для них задания.

Формулировки большинства заданий имели форму, отличную от стандартных заданий школьной математики. Тематика заданий охватывала следующие разделы школьной математики: арифметику, задачи на делимость, задача на конструктив (расположение точек на плоскости), задача из теории игр. Две задачи из пяти были из теории делимости и остатков, еще две были на предъявление указанной конструкции. Согласно рекомендациям, желательно чтобы все пять задач были на различные темы школьной математики.

В параллели 7-х классов - 2 победителя, набравший 80% баллов и 36 призеров, набравших от 40% до 77,14%. Количество победителей и призеров составило 27,9% от всех участников.

Почти половина семиклассников (49%) набрали от 0% до 20% возможного количества баллов. 22,8% школьников – 21%-37% баллов. 27,9% участников набрали от 40% до 80% от возможного количества баллов. Выросло процентное содержание участников, набравших более 50% баллов до 14,7% (6,5% в прошлом году).

Семиклассники впервые участвуют в муниципальном этапе олимпиады по математике, поэтому не имеют достаточно опыта.

Баллы, полученные семиклассниками в процентах, распределились следующим образом (табл.35).

Таблица 35

Результаты выполнения отдельных заданий учащимися 7-х классов

7 класс

0 баллов

1-2 балла

3-4 балла

5-6 баллов

7 баллов

Задание 1

44

0

0

1,5

54,5

Задание 2

57,4

27,9

5,1

6,6

3

Задание 3

52,2

24,3

9,5

3

11

Задание 4

68,4

0,7

0

0

30,9

Задание 5

92,6

5,9

1,5

0

0



Рис. 60. Распределение полученных участниками баллов по заданиям (7 класс)


Предметные и общеучебные умения, которые участникам муниципального этапа олимпиады удалось продемонстрировать на высоком уровне:

-вычислительные навыки;

-моделирование, мысленный эксперимент;

Недостаточно сформированы умения и навыки теории делимости, теории остатков.

Наибольшую сложность у участников вызвало задание № 5. С этим заданием не справился ни один учащийся, 6,4% – получили 1-2 балла. Для выполнения задания необходимо было предъявить выигрышную стратегию игрока. Теория игр не входит в школьную программу и является темой, которая рассматривается на занятиях кружка.

Лучше всего семиклассники справились с первым заданием: задача на арифметический счет, порядок действий. Полностью выполнили его 54,5% учащихся, ещё 1,5% получили за это задание по 5-6 баллов.

Типичные ошибки, допущенные при выполнении олимпиадных заданий участниками параллели 7-х классов:

  • рассмотрены отдельные случаи или вспомогательные утверждения, но далее нет продвижения в решении;

  • допущены вычислительные ошибки, влияющие на дальнейший ход решения.

В параллели 8-х классов 2 победителя, набравший 82,86% и 17 призеров, набравших 40%-77,14%. Количество победителей и призеров составило 25% от всех участников.

Более половины (63,2%) восьмиклассников набрали не более 20%, 11,8% участников набрали более 20%, но менее 40% максимально возможных баллов. Только 8 человек (10,5%) набрали более 50% баллов.

По мнению комиссии все задания составлены корректно, однако желательно для отдельных заданий предусмотреть отдельные критерии с указанием начисления баллов за выполнение отдельных действий для одинакового оценивания.

Баллы, полученные восьмиклассниками в процентах, распределились следующим образом (табл.36, рис.61).

Таблица 36

Результаты выполнения отдельных заданий учащимися 8-х классов (в процентах)

8 класс

0 баллов

1-2 балла

3-4 балла

5-6 баллов

7 баллов

Задание 1

26,3

10,5

36,9

1,3

25

Задание 2

82,9

9,2

1,3

0

6,6

Задание 3

93,5

2,6

1,3

0

2,6

Задание 4

52,6

9,2

1,3

6,6

30,3

Задание 5

63,2

30,3

1,3

1,3

3,9



Рис. 61. Распределение полученных участниками баллов по заданиям (8 класс)


Предметные и общеучебные умения, которые участникам муниципального этапа олимпиады удалось продемонстрировать на высоком уровне:

-преобразование алгебраических выражений;

-умение применять свойство углов равнобедренного треугольника;

Наибольшее затруднение вызвали задач № 2, № 3 и №5. Задание № 2 относится к теме «инвариант», которая является темой олимпиадной математики и не входит в школьную программу. С этим заданием справилось 6,6% участников, еще 10,5% набрали 1-6 баллов. В задании № 3 необходимо было доказать, что выражение, представленное в виде суммы степеней с различными основаниями, является составным числом. С этим заданием справилось только 2,6% участников, еще 3,9% набрали 1-4 балла. С заданием № 5 справились 3,9% участников и еще 32% набрали от 1 до 6 баллов. Для выполнения задания необходимо было предъявить выигрышную стратегию игрока. Теория игр не входит в школьную программу и является темой, которая рассматривается на занятиях кружка. Задание повторяло задание № 5 для семиклассников.

Типичные ошибки, допущенные при выполнении олимпиадных заданий участниками параллели 8-х классов:

  • рассмотрены отдельные случаи или вспомогательные утверждения, но далее нет продвижения в решении;

  • применение свойств степени при выполнении задания № 3;

  • понятие простого и составного числа

В параллели 9-х классов два победителя, набравшие 60% балов и 8 призеров, набравших 40%-45,71 % баллов. Только двое участников (3,7%) смогли набрать более 50% баллов. 75,9% смогли набрать не более 20% возможных баллов, 5,5% набрали более 20%, но менее 40%. Количество победителей и призеров составило 18,5% от всех участников.

В параллели 9-х классов самый низкий результат по призерам, однако, по сравнению с прошлым годом, наблюдается положительная динамика (в прошлом году в этой параллели было два победителя и один призер). Задания 9-го класса составлены с учётом методических рекомендаций, хотя задание № 3, на 5-7 баллов не смог выполнить ни один из участников олимпиады, что свидетельствует о высоком уровне сложности задания.

Таблица 37

Результаты выполнения отдельных заданий учащимися 9-х классов (в процентах)

9 класс

0 баллов

1-2 балла

3-4 балла

5-6 баллов

7 баллов

Задание 1

57,4

16,7

5,5

0

20,4

Задание 2

85,2

7,4

0

0

7,4

Задание 3

92,6

5,5

1,9

0

0

Задание 4

70,4

7,4

0

3,7

18,5

Задание 5

83,3

13

3,7

0

0

Баллы (в процентах), полученные девятиклассниками, распределились следующим образом (рис. 62).


Рис. 62. Распределение полученных участниками баллов по заданиям(9 класс)


Предметные и общеучебные умения, которые участникам муниципального этапа олимпиады удалось продемонстрировать на высоком уровне:

-признаки делимости на 3, 9;

- приемы умственной деятельности: сравнение и моделирование;

Наибольшее затруднение вызвало задание № 3. В задании необходимо было доказать числовое неравенство. Задание было модифицировано из задания с сайта problems.ru и для его доказательства требовалось возвести левую часть исходного неравенства в третью степень и получить промежуточное неравенство, которое не является очевидным. С этим заданием не справился ни один учащийся, по мнению комиссии его уровень не соответствует необходимому уровню подготовки девятиклассника, содержит искусственные приемы, не зная которых доказать неравенство практически невозможно.

Задание № 2 по теме «Многочлены» выполнили только 7,4% участников. Учащиеся продемонстрировали недостаточно сформированные умения и навыки поиска целых корней многочленов высших степеней, умения разложить такие многочлены на множители, в том числе и методом неопределенных коэффициентов.

Большинство учащихся приступали к выполнению задания № 5, но только 16,7% смогли получить 1-4 балла. По мнению комиссии, задание из теории игр не соответствует уровню девятиклассников.

Типичные ошибки, допущенные при выполнении олимпиадных заданий участниками параллели 9-х классов:

  • рассмотрены отдельные случаи или вспомогательные утверждения, но далее нет продвижения в решении;

-применение свойств геометрических фигур, которые на самом деле присущи только фигурам определенного типа;

В параллели 10-х классов - один победитель, набравший 68,57% баллов, и 18 призеров, набравших от 40% до 60% баллов. 52% участников набрали менее 20% баллов из возможных, 28,2% участников набрали от 20% до 40% возможных баллов. Количество победителей и призеров составило 26,8% от всех участников.

Таблица 38

Результаты выполнения отдельных заданий учащимися 10-х классов (в процентах)

10 класс

0 баллов

1-2 балла

3-4 балла

5-6 баллов

7 баллов

Задание 1

38

5,6

1,4

12,7

42,3

Задание 2

74,5

16,9

4,2

0

4,2

Задание 3

74,5

16,9

8,5

0

0

Задание 4

84,5

2,8

8,5

0

4,2

Задание 5

53,5

11,3

4,2

7

24


Баллы (в процентах), полученные десятиклассниками, распределились следующим образом (рис. 63).


Рис. 63. Распределение полученных участниками баллов по заданиям (10 класс)


Предметные и общеучебные умения, которые участникам муниципального этапа олимпиады удалось продемонстрировать на высоком уровне:

-преобразование алгебраических выражений;

- приемы умственной деятельности: сравнение и моделирование;

Члены жюри, проверявшие работы 10-го класса, отметили, что все задания корректны, соответствуют уровню сложности для данной параллели. Однако, анализ выполнения заданий по баллам, показывает, что только задание № 1 на 5-7 баллов выполнили около 55% учащихся.

Наибольшее затруднение у участников вызвали задания № 3 и № 4. В задании № 3 представлена модификация задачи № 3 9-го класса и для ее решения необходимо было применить неочевидные преобразования. В задании № 4 предполагалось использование метода вспомогательной окружности. Ни один учащийся не решал задачу этим способом, были предложены разнообразные способы решения, абсолютное большинство из которых не доведено до конца.

При решении задания № 5 не все учащиеся правильно интерпретировали задание, были логические ошибки при рассмотрении ходов шахматной фигуры. Задача предполагала расположение ладей в многослойной фигуре. С заданием на 5-7 баллов смогли справиться 31% участников.

Типичные ошибки, допущенные при выполнении олимпиадных заданий участниками параллели 10-х классов:

  • рассмотрены отдельные случаи или вспомогательные утверждения, но далее нет продвижения в решении;

  • неверная интерпретация хода шахматной фигуры из условия задачи;

В параллели 11-х классов 1 победитель, набравший 85,71% баллов (это лучший результат среди победителей), и 12 призеров, набравших от 40% до 62,86% баллов. Количество победителей и призеров составило 27,7% от всех участников.

38% участников набрали менее 20% баллов, 34% участников набрали от 20% до 39% максимально возможных баллов и 12,8% набрали 50% и более.

Таблица 39

Результаты выполнения отдельных заданий учащимися 11-х классов (в процентах)


11 класс

0 баллов

1-2 балла

3-4 балла

5-6 баллов

7 баллов

Задание 1

89,4

2,1

2,1

2,1

4,3

Задание 2

46,8

17

12,8

17

6,4

Задание 3

70,1

6,4

4,3

6,4

12,8

Задание 4

36,2

2,1

4,3

2,1

55,3

Задание 5

21,3

78,7

0

0

0


Баллы (в процентах), полученные одиннадцатиклассниками, распределились следующим образом (рис. 54).


Рис. 54. Распределение полученных участниками баллов по заданиям(11 класс)


Предметные и общеучебные умения, которые участникам муниципального этапа олимпиады удалось продемонстрировать на высоком уровне:

- решение функциональных уравнений;

- приемы умственной деятельности: сравнение и моделирование;

-действия с иррациональными числами;

Члены жюри, проверявшие работы 11-го класса, отметили, что все задания корректны, соответствуют уровню сложности для данной параллели.

Наибольшее затруднение вызвало задание № 5. Для его решения необходимо было знать специфические приемы, которые не входят в школьный курс математики. С этим заданием не справился ни один участник.

Лучше всего учащиеся справились с заданием № 4 (57,4% выполнения).

Типичные ошибки, допущенные учащимися:

  • рассмотрены отдельные случаи или вспомогательные утверждения, но далее нет продвижения в решении;

  • ошибки при преобразовании выражений, содержащих иррациональность;

Жюри муниципального этапа олимпиады рекомендует разработчикам заданий:

  1. Включать в олимпиаду по математике: рейтинговые задания от «простого к сложному». Комиссия отметила, что задания составлены корректно и соответствуют методическим рекомендациям. Однако, если проанализировать выполнение заданий на 5-7 баллов по параллелям, то можно увидеть, что в 9-м классе самый низкий процент выполнения заданий и меньшее количество призеров. Возможно, данный результат обусловлен повышенным уровнем заданий для этой параллели.

Выполнение

Задания

на 5-7 баллов

7 класс

8 класс

9 класс

10 класс

11 класс

Задание 1

56

26,3

20,4

55

6,4

Задание 2

9,6

6,6

7,4

4,2

23,4

Задание 3

14

2,6

0

0

19,2

Задание 4

30,9

36,9

22,2

4,2

57,4

Задание 5

0

5,2

0

31

0


  1. Разнообразить темы заданий, не допуская преобладания какого-либо раздела математики в ущерб другим;

  2. В критериях предусмотреть дополнительные рекомендации по отдельным заданиям

Педагогам жюри рекомендует:

  • систематически, целенаправленно развивать у детей подвижность и гибкость мышления;

  • стимулировать процессы переключения, поисковой активности;

  • учить рассуждать, гибко подходить к проблемам, не «зубрить», а мыслить, самым делать выводы;

  • находить новые, оригинальные подходы, красивые решения, чтобы ощутить удовольствие от учения;

  • учить правильно оформлять решение задания, различать решение задачи в общем виде и рассмотрение отдельного случая;

  • учащихся, нацеленных на участие в ВОШ выше школьного уровня, начиная с 5-го класса знакомить с темами «олимпиадной математики» такими как:

  • теория игр;

  • принцип Дирихле;

  • сравнение по модулю;

  • графы.