Спецификация
контрольно-измерительных материалов итоговой работы учащихся 8 класса по теме: Растворы. Растворение. Свойства растворов электролитов
1. Назначение КИМ
Контрольно-измерительные материалы позволяют установить уровень освоения учащимися материала курса «Химия. 8 класс» по результатам итоговой контрольной работы по теме: Растворы. Растворение. Свойства растворов электролитов
2.Подходы к отбору содержания, разработке структуры КИМ ЕГЭ
Основой разработки КИМ является Химия. 8 класс: рабочая программа по учебнику О.С. Габриеляна /авт.-сост. И.В. Константинова.- Изд. 2-е, испр. - Волгоград: Учитель, 2016.-99 с.;
Программа основного общего образования по химии. 8-9 классы. Авторы О. С. Габриелян, А.В. Купцова.-М.: Дрофа, 2015. и автора учебника О.С. Габриеляна Химия.8 класс. М.: Дрофа
Задания, контролирующие степень овладения знаниями и умениями, охватывают наиболее существенные вопросы содержания курса химии в 8 классе и позволяют проверить:
- растворы;
- диссоциация;
- электролиты и неэлектролиты;
- молекулярные и ионные уравнения;
- кислоты, основания, оксиды, соли с точки зрения Теории электролитической диссоциации;
- признаки протекания химических реакций;
- химические свойства простых веществ;
- химические свойства основных классов неорганических веществ (кислот, оснований, оксидов и солей);
- Теория электролитической диссоциации.
-определять является ли вещество электролитом или неэлектролитом;
- записывать диссоциацию формул веществ;
- составлять молекулярные уравнения химических реакций, зная химические свойства основных классов неорганических веществ;
- составлять ионные уравнения химических реакций;
- указывать признак протекания химической реакции;
- пользоваться таблицей растворимости и электрохимическим рядом напряжения металлов.
- классами неорганических веществ.
- уравнения химических реакций исходя из химических свойств, а также по условию задачи;
- расстановка коэффициентов в уравнениях химических реакций.
- массу продукта химической реакции (соли, осадка), если известна масса одного из реагирующих веществ.
- вычисления по химическим формулами и уравнениям.
3. Структура КИМ
Каждый вариант контрольной работы включает в себя 5 заданий и отличается уровнем сложности.
4. Распределение заданий КИМ по содержанию
Блоки | Номера заданий | Число заданий | Процент заданий на каждый блок, % |
Электролитическая диссоциация. Электролиты и неэлектролиты | 1 | 1 | 10 |
Ионные уравнения | 5 | 1 | 10 |
Свойства кислот в свете ТЭД | 3 | 1 | 10 |
Свойства оснований в свете ТЭД | 2 | 1 | 10 |
Свойства солей в свете ТЭД | 2,4 | 2 | 20 |
Оксиды и их химические свойства | 2, 5 | 2 | 20 |
Генетическая связь между классами неорганических веществ | 5 | 1 | 10 |
Задачи, на нахождение массы продукта химической реакции (соли, осадка), если известна масса одного из реагирующих веществ | 4 | 1 | 10 |
ИТОГО -8 | 5 | Всего 5 | 100 |
5. Распределение заданий по частям
Контрольная работа предусматривает проверку содержания темы: «Растворы. Растворение. Свойства растворов электролитов»
№ | Номер задания | Тип задания |
1 | 1 | Записать диссоциацию формул веществ |
2 | 2 | Дополнение |
3 | 3 | Составить УХР |
4 | 4 | С развернутым ответом |
5 | 5 | Составить УХР (цепочка превращений) |
| Итого 5 | |
6. Распределение заданий по уровню сложности
В контрольную работу включены задания базового, повышенного и высокого уровней сложности.
Уровень сложности заданий | Номера заданий | Число заданий | Процент заданий на данный уровень сложности, % |
Базовый | 1-3 | 3 | 60 |
Повышенный | 4 | 1 | 20 |
Высокий | 5 | 1 | 20 |
Задания 1 и 2 проверяют у учащихся 8 класса
Знание:
- растворы;
- диссоциация;
- электролиты и неэлектролиты;
- молекулярные уравнения;
- кислоты, основания, оксиды, соли с точки зрения Теории электролитической диссоциации;
- признаки протекания химических реакций;
- химические свойства основных классов неорганических веществ (кислот, оснований, оксидов и солей);
- Теория электролитической диссоциации.
Умение:
- определять, является ли вещество электролитом или неэлектролитом;
- записывать диссоциацию формул веществ;
- составлять молекулярные уравнения химических реакций, зная химические свойства основных классов неорганических веществ;
- расставлять коэффициенты (Закон сохранения массы веществ);
- указывать признак протекания химической реакции;
- пользоваться таблицей растворимости и электрохимическим рядом напряжения металлов.
Задание 3 предполагает знание:
- молекулярные и ионные уравнения;
- признаки протекания химических реакций;
- химические свойства основных классов неорганических веществ (кислот, оснований, оксидов и солей).
Умение:
- составлять молекулярные уравнения химических реакций, зная химические свойства основных классов неорганических веществ;
- указывать признак протекания химической реакции;
- расставлять коэффициенты.
Задание 4 предполагает умение:
- составлять уравнения химических реакций по условию задачи;
- расставлять коэффициенты (используя Закон сохранения массы веществ);
- находить массу продукта химической реакции (соли, осадка), если известна масса одного из реагирующих веществ.
- проводить вычисления по химическим формулами и уравнениям.
Задание 5 предполагает знание:
- химические свойства основных классов неорганических веществ (кислот, оснований, оксидов и солей);
Умение:
- составлять молекулярные и ионные уравнения химических реакций;
- указывать признак протекания химической реакции;
- расставлять коэффициенты.
7. Время выполнения варианта КИМ
На выполнение контрольной работы отводится 45 минут
8. Система оценивания выполнения отдельных заданий и контрольной работы в целом
На отметку «3» необходимо решить задания 1,2,3
На отметку «4» необходимо решить задания 1,2,3,4
На отметку «5» необходимо решить все 5 заданий.
План варианта КИМ
Уровни сложности: Б – базовый; П – повышенный; В - высокий
Порядковый номер зада- ния | Проверяемые элементы содержания | Коды проверяемых элементов содержания (по кодифика- тору) | Коды требований к уровню подготовки выпускников (по кодифика- тору) | Уро- вень слож- ности | Макс. балл за выпол- нение задания |
1 | Электролитическая диссоциация. Электролиты и неэлектролиты | 1.1 | 1.1.1. 1.1.2. 1.4.1. 2.1.1. 2.1.5. | Б | 3 |
2 | Ионные уравнения | 1.2 | 1.1.1. 1.1.2. 1.1.3. 1.4.1. 2.1.3. 2.1.4. 2.1.5. 2.3.2. | В | 7 |
3 | Свойства кислот в свете ТЭД | 1.3 | 1.1.2. 1.3.1. 1.4.1. 2.1.2. 2.1.4 2.1.5. 2.3.2. | П | 6 |
4 | Свойства оснований в свете ТЭД | 1.4 | 1.1.2. 1.3.1. 1.4.1. 2.1.2. 2.1.4. 2.1.5. 2.3.2. | Б, П | 6 |
5 | Свойства солей в свете ТЭД | 1.5 | 1.1.2. 1.3.1. 1.4.1. 2.1.2. 2.1.4. 2.1.5. 2.3.2. | Б, П | 6 |
6 | Оксиды и их химические свойства | 1.6 | 1.1.2. 1.3.1. 1.4.1. 2.1.2. 2.3.2. | Б, В | 6 |
7 | Генетическая связь между классами неорганических веществ | 1.7 | 1.2.1. 1.3.1. 1..4.1. 2.1.3. 2.1.4. 2.2.1. 2.3.2. | В | 7 |
8 | Задачи, на нахождение массы продукта химической реакции (соли, осадка), если известна масса одного из реагирующих веществ | 1.8 | 2.1.2. 2.1.4. 2.3.1. 2.3.2. 2.4.1. 2.5.1. | П | 6 |
Условия проведения работы (требования к специалистам)
Работа проводится учителем химии, работающим в данном классе. У каждого ученика на столах лежат распечатки Таблицы растворимости и электрохимического ряда напряжения металлов.
Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки учащихся 8 класса по химии за год по теме: Растворы. Растворение. Свойства растворов электролитов
Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки учащихся 8 класса по химии за год по теме «Растворы. Растворение. Свойства растворов электролитов» является документом, определяющим структуру и содержание КИМ. Он составлен на основе авторской программы курса химии для 8-9 классов общеобразовательных учреждений. – О.С. Габриелян.-8-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2011 и автора учебника О.С. Габриеляна Химия. 8 класс. М.: Дрофа
Раздел 1. Перечень элементов содержания, проверяемых на контрольной работе по теме: Растворы. Растворение. Свойства растворов электролитов
Код элемента | Элементы содержания, проверяемые на контрольной работе |
1. | | Растворы. Растворение. Свойства растворов электролитов |
| 1.1 | Электролитическая диссоциация. Электролиты и неэлектролиты |
1.2 | Ионные уравнения |
1.3 | Свойства кислот в свете ТЭД |
| 1.4 | Свойства оснований в свете ТЭД |
| 1.5 | Свойства солей в свете ТЭД |
1.6 | Оксиды и их химические свойства |
1.7 | Генетическая связь между классами неорганических веществ |
1.8 | Задачи, на нахождение массы продукта химической реакции, если известна масса одного из реагирующих веществ |
Раздел 2. Перечень требований к уровню подготовки учащихся 8 класса, достижение которых проверяется на контрольной работе по теме «Растворы. Растворение. Свойства растворов электролитов»
В первых двух столбцах таблицы даны коды требований, в третьем - требования к уровню подготовки учащихся, достижение которых проверяется на контрольной работе по теме «Растворы. Растворение. Свойства растворов электролитов».
Код требований | Требования к уровню подготовки учащихся, освоение которых проверяется на контрольной работе |
1. | | ЗНАТЬ И ПОНИМАТЬ |
| 1.1 | Важнейшие химические понятия |
1.1.1. | растворы; диссоциация; электролиты и неэлектролиты; молекулярные и ионные уравнения |
1.1.2. | кислоты, основания, оксиды, соли с точки зрения Теории электролитической диссоциации; |
1.1.3. | признаки протекания химических реакций (выпадение осадка, выделение газа и образование воды) |
1.2. | Химические свойства простых веществ |
1.2.1. | Взаимодействие элементов неметаллов с кислородом |
1.3 | Химические свойства основных классов неорганических веществ |
1.3.1. | Кислоты, основания, оксиды и кислоты |
1.4 | Основные законы и теории |
1.4.1. | Теория электролитической диссоциации. Закон сохранения массы веществ |
2. | | УМЕТЬ |
| 2.1 | определять, является ли вещество электролитом или неэлектролитом |
2.1.1. | записывать диссоциацию формул веществ |
2.1.2. | составлять молекулярные уравнения химических реакций, зная химические свойства основных классов неорганических веществ |
2.1.3. | составлять ионные уравнения химических реакций |
2.1.4. | указывать признак протекания химической реакции |
2.1.5. | пользоваться таблицей растворимости и электрохимическим рядом напряжения металлов |
| 2.2 | Устанавливать генетические связи между |
2.2.1. | классами неорганических веществ |
| 2.3 | Составлять и расставлять |
2.3.1. | уравнения химических реакций исходя из химических свойств, а также по условию задачи |
2.3.2. | расстановка коэффициентов в уравнениях химических реакций |
2.4 | Находить |
2.4.1. | массу продукта химической реакции (соли, осадка), если известна масса одного из реагирующих веществ |
| 2.5 | Проводить |
2.5.1. | вычисления по химическим формулам и уравнениям |
Учитель ____________ /Калинина А.В.
Итоговая контрольная работа по теме:
Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов
Вариант 1
Составьте возможные уравнения диссоциации следующих веществ: гидроксида калия, сульфата бария, хлорида алюминия, оксида кальция, серной кислоты, гидроксида меди (II) (1 балл)
Закончите молекулярные уравнения реакций, протекающих в растворе:
а) AICI3 + AgNO3 →
б) KOH + H2SO4 →
в) CO2 + Ca(OH)2 →
Расставьте коэффициенты (3 балла)
Составьте возможные уравнения реакций взаимодействия соляной кислоты со следующими веществами: оксидом калия, гидроксидом магния, нитратом натрия. Расставьте коэффициенты (4 балла)
Сколько граммов осадка образуется при взаимодействии 8 г сульфата меди (II) с гидроксидом натрия? (5 баллов)
Напишите уравнения реакций, при помощи которых можно осуществить следующие превращения: фосфор → оксид фосфора (V) → фосфорная кислота → фосфат кальция. Расставьте коэффициенты. Запишите последнее уравнение реакции в сокращенном ионном виде (6 баллов)
Итоговая контрольная работа по теме:
Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов
Вариант 2
Составьте возможные уравнения диссоциации следующих веществ: гидроксида калия, карбоната бария, хлорида железа (III), оксида кальция, азотной кислоты, кремниевой кислоты (1 балл)
Закончите молекулярные уравнения реакций, протекающих в растворе:
а) Cu + AgNO3 →
б) AI + H2SO4 →
в) SO3 + Na2O →
Расставьте коэффициенты (3 балла)
Составьте возможные уравнения реакций взаимодействия гидроксида калия со следующими веществами: хлоридом магния, оксидом серы (VI), сульфатом натрия. Расставьте коэффициенты (4 балла)
Сколько граммов соли образуется при взаимодействии 4 г гидроксида натрия с азотной кислотой? (5 баллов)
Напишите уравнения реакций, при помощи которых можно осуществить следующие превращения: барий → оксид бария → гидроксид бария → сульфат бария. Расставьте коэффициенты. Запишите последнее уравнение реакции в сокращенном ионном виде (6 баллов)