СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка итоговой контрольной работы по химии. 8 класс

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка итоговой контрольной работы по ФГОС

Просмотр содержимого документа
«Разработка итоговой контрольной работы по химии. 8 класс»

Спецификация

контрольно-измерительных материалов итоговой работы учащихся 8 класса по теме: Растворы. Растворение. Свойства растворов электролитов

1. Назначение КИМ

Контрольно-измерительные материалы позволяют установить уровень освоения учащимися материала курса «Химия. 8 класс» по результатам итоговой контрольной работы по теме: Растворы. Растворение. Свойства растворов электролитов

2.Подходы к отбору содержания, разработке структуры КИМ ЕГЭ

Основой разработки КИМ является Химия. 8 класс: рабочая программа по учебнику О.С. Габриеляна /авт.-сост. И.В. Константинова.- Изд. 2-е, испр. - Волгоград: Учитель, 2016.-99 с.;

Программа основного общего образования по химии. 8-9 классы. Авторы О. С. Габриелян, А.В. Купцова.-М.: Дрофа, 2015. и автора учебника О.С. Габриеляна Химия.8 класс. М.: Дрофа

Задания, контролирующие степень овладения знаниями и умениями, охватывают наиболее существенные вопросы содержания курса химии в 8 классе и позволяют проверить:

  • Знания и понимания важнейших понятий:

- растворы;

- диссоциация;

- электролиты и неэлектролиты;

- молекулярные и ионные уравнения;

- кислоты, основания, оксиды, соли с точки зрения Теории электролитической диссоциации;

- признаки протекания химических реакций;

- химические свойства простых веществ;

- химические свойства основных классов неорганических веществ (кислот, оснований, оксидов и солей);

- Теория электролитической диссоциации.

  • Умения:

-определять является ли вещество электролитом или неэлектролитом;

- записывать диссоциацию формул веществ;

- составлять молекулярные уравнения химических реакций, зная химические свойства основных классов неорганических веществ;

- составлять ионные уравнения химических реакций;

- указывать признак протекания химической реакции;

- пользоваться таблицей растворимости и электрохимическим рядом напряжения металлов.

  • Устанавливать взаимосвязи между:

- классами неорганических веществ.

  • Составлять и расставлять:

- уравнения химических реакций исходя из химических свойств, а также по условию задачи;

- расстановка коэффициентов в уравнениях химических реакций.

  • Умения находить:

- массу продукта химической реакции (соли, осадка), если известна масса одного из реагирующих веществ.

  • Умения проводить:

- вычисления по химическим формулами и уравнениям.

3. Структура КИМ

Каждый вариант контрольной работы включает в себя 5 заданий и отличается уровнем сложности.

4. Распределение заданий КИМ по содержанию

Блоки

Номера заданий

Число заданий

Процент заданий на каждый блок, %

Электролитическая диссоциация. Электролиты и неэлектролиты

1

1

10

Ионные уравнения

5

1

10

Свойства кислот в свете ТЭД

3

1

10

Свойства оснований в свете ТЭД

2

1

10

Свойства солей в свете ТЭД

2,4

2

20

Оксиды и их химические свойства

2, 5

2

20

Генетическая связь между классами неорганических веществ

5

1

10

Задачи, на нахождение массы продукта химической реакции (соли, осадка), если известна масса одного из реагирующих веществ

4

1

10

ИТОГО -8

5

Всего 5

100

5. Распределение заданий по частям

Контрольная работа предусматривает проверку содержания темы: «Растворы. Растворение. Свойства растворов электролитов»

Номер задания

Тип задания

1

1

Записать диссоциацию формул веществ

2

2

Дополнение

3

3

Составить УХР

4

4

С развернутым ответом

5

5

Составить УХР

(цепочка превращений)


Итого 5


6. Распределение заданий по уровню сложности

В контрольную работу включены задания базового, повышенного и высокого уровней сложности.

Уровень сложности заданий

Номера заданий

Число заданий

Процент заданий на данный уровень сложности, %

Базовый

1-3

3

60

Повышенный

4

1

20

Высокий

5

1

20

Задания 1 и 2 проверяют у учащихся 8 класса

Знание:

- растворы;

- диссоциация;

- электролиты и неэлектролиты;

- молекулярные уравнения;

- кислоты, основания, оксиды, соли с точки зрения Теории электролитической диссоциации;

- признаки протекания химических реакций;

- химические свойства основных классов неорганических веществ (кислот, оснований, оксидов и солей);

- Теория электролитической диссоциации.

Умение:

- определять, является ли вещество электролитом или неэлектролитом;

- записывать диссоциацию формул веществ;

- составлять молекулярные уравнения химических реакций, зная химические свойства основных классов неорганических веществ;

- расставлять коэффициенты (Закон сохранения массы веществ);

- указывать признак протекания химической реакции;

- пользоваться таблицей растворимости и электрохимическим рядом напряжения металлов.


Задание 3 предполагает знание:

- молекулярные и ионные уравнения;

- признаки протекания химических реакций;

- химические свойства основных классов неорганических веществ (кислот, оснований, оксидов и солей).

Умение:

- составлять молекулярные уравнения химических реакций, зная химические свойства основных классов неорганических веществ;

- указывать признак протекания химической реакции;

- расставлять коэффициенты.

Задание 4 предполагает умение:

- составлять уравнения химических реакций по условию задачи;

- расставлять коэффициенты (используя Закон сохранения массы веществ);

- находить массу продукта химической реакции (соли, осадка), если известна масса одного из реагирующих веществ.

- проводить вычисления по химическим формулами и уравнениям.

Задание 5 предполагает знание:

- химические свойства основных классов неорганических веществ (кислот, оснований, оксидов и солей);

Умение:

- составлять молекулярные и ионные уравнения химических реакций;

- указывать признак протекания химической реакции;

- расставлять коэффициенты.

7. Время выполнения варианта КИМ

На выполнение контрольной работы отводится 45 минут

8. Система оценивания выполнения отдельных заданий и контрольной работы в целом

На отметку «3» необходимо решить задания 1,2,3

На отметку «4» необходимо решить задания 1,2,3,4

На отметку «5» необходимо решить все 5 заданий.

План варианта КИМ

Уровни сложности: Б – базовый; П – повышенный; В - высокий

Порядковый номер зада-

ния

Проверяемые элементы содержания

Коды

проверяемых

элементов

содержания

(по кодифика-

тору)

Коды

требований

к уровню

подготовки

выпускников

(по кодифика-

тору)

Уро-

вень

слож-

ности

Макс.

балл за

выпол-

нение

задания

1

Электролитическая диссоциация. Электролиты и неэлектролиты

1.1

1.1.1.

1.1.2.

1.4.1.

2.1.1.

2.1.5.

Б

3

2

Ионные уравнения

1.2

1.1.1.

1.1.2.

1.1.3.

1.4.1.

2.1.3.

2.1.4.

2.1.5.

2.3.2.

В

7

3

Свойства кислот в свете ТЭД

1.3

1.1.2.

1.3.1.

1.4.1.

2.1.2.

2.1.4

2.1.5.

2.3.2.

П

6

4

Свойства оснований в свете ТЭД

1.4

1.1.2.

1.3.1.

1.4.1.

2.1.2.

2.1.4.

2.1.5.

2.3.2.

Б, П

6

5

Свойства солей в свете ТЭД

1.5

1.1.2.

1.3.1.

1.4.1.

2.1.2.

2.1.4.

2.1.5.

2.3.2.

Б, П

6

6

Оксиды и их химические свойства

1.6

1.1.2.

1.3.1.

1.4.1.

2.1.2.

2.3.2.

Б, В

6

7

Генетическая связь между классами неорганических веществ

1.7

1.2.1.

1.3.1.

1..4.1.

2.1.3.

2.1.4.

2.2.1.

2.3.2.

В

7

8

Задачи, на нахождение массы продукта химической реакции (соли, осадка), если известна масса одного из реагирующих веществ

1.8

2.1.2.

2.1.4.

2.3.1.

2.3.2.

2.4.1.

2.5.1.

П

6

Условия проведения работы (требования к специалистам)

Работа проводится учителем химии, работающим в данном классе. У каждого ученика на столах лежат распечатки Таблицы растворимости и электрохимического ряда напряжения металлов.



















Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки учащихся 8 класса по химии за год по теме: Растворы. Растворение. Свойства растворов электролитов

Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки учащихся 8 класса по химии за год по теме «Растворы. Растворение. Свойства растворов электролитов» является документом, определяющим структуру и содержание КИМ. Он составлен на основе авторской программы курса химии для 8-9 классов общеобразовательных учреждений. – О.С. Габриелян.-8-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2011 и автора учебника О.С. Габриеляна Химия. 8 класс. М.: Дрофа

Раздел 1. Перечень элементов содержания, проверяемых на контрольной работе по теме: Растворы. Растворение. Свойства растворов электролитов

Код элемента

Элементы содержания, проверяемые на контрольной работе

1.


Растворы. Растворение. Свойства растворов электролитов


1.1

Электролитическая диссоциация. Электролиты и неэлектролиты

1.2

Ионные уравнения

1.3

Свойства кислот в свете ТЭД


1.4

Свойства оснований в свете ТЭД


1.5

Свойства солей в свете ТЭД

1.6

Оксиды и их химические свойства

1.7

Генетическая связь между классами неорганических веществ

1.8

Задачи, на нахождение массы продукта химической реакции, если известна масса одного из реагирующих веществ


Раздел 2. Перечень требований к уровню подготовки учащихся 8 класса, достижение которых проверяется на контрольной работе по теме «Растворы. Растворение. Свойства растворов электролитов»

В первых двух столбцах таблицы даны коды требований, в третьем - требования к уровню подготовки учащихся, достижение которых проверяется на контрольной работе по теме «Растворы. Растворение. Свойства растворов электролитов».


Код требований

Требования к уровню подготовки учащихся, освоение которых проверяется на контрольной работе

1.


ЗНАТЬ И ПОНИМАТЬ


1.1

Важнейшие химические понятия

1.1.1.

растворы; диссоциация; электролиты и неэлектролиты; молекулярные и ионные уравнения

1.1.2.

кислоты, основания, оксиды, соли с точки зрения Теории электролитической диссоциации;

1.1.3.

признаки протекания химических реакций (выпадение осадка, выделение газа и образование воды)

1.2.

Химические свойства простых веществ

1.2.1.

Взаимодействие элементов неметаллов с кислородом

1.3

Химические свойства основных классов неорганических веществ

1.3.1.

Кислоты, основания, оксиды и кислоты

1.4

Основные законы и теории

1.4.1.

Теория электролитической диссоциации.

Закон сохранения массы веществ

2.


УМЕТЬ


2.1

определять, является ли вещество электролитом или неэлектролитом

2.1.1.

записывать диссоциацию формул веществ

2.1.2.

составлять молекулярные уравнения химических реакций, зная химические свойства основных классов неорганических веществ

2.1.3.

составлять ионные уравнения химических реакций

2.1.4.

указывать признак протекания химической реакции

2.1.5.

пользоваться таблицей растворимости и электрохимическим рядом напряжения металлов


2.2

Устанавливать генетические связи между

2.2.1.

классами неорганических веществ


2.3

Составлять и расставлять

2.3.1.

уравнения химических реакций исходя из химических свойств, а также по условию задачи

2.3.2.

расстановка коэффициентов в уравнениях химических реакций

2.4

Находить

2.4.1.

массу продукта химической реакции (соли, осадка), если известна масса одного из реагирующих веществ


2.5

Проводить

2.5.1.

вычисления по химическим формулам и уравнениям



Учитель ____________ /Калинина А.В.





















Итоговая контрольная работа по теме:

Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов

Вариант 1

  1. Составьте возможные уравнения диссоциации следующих веществ: гидроксида калия, сульфата бария, хлорида алюминия, оксида кальция, серной кислоты, гидроксида меди (II) (1 балл)

  2. Закончите молекулярные уравнения реакций, протекающих в растворе:

а) AICI3 + AgNO3

б) KOH + H2SO4

в) CO2 + Ca(OH)2

Расставьте коэффициенты (3 балла)

  1. Составьте возможные уравнения реакций взаимодействия соляной кислоты со следующими веществами: оксидом калия, гидроксидом магния, нитратом натрия. Расставьте коэффициенты (4 балла)

  2. Сколько граммов осадка образуется при взаимодействии 8 г сульфата меди (II) с гидроксидом натрия? (5 баллов)

  3. Напишите уравнения реакций, при помощи которых можно осуществить следующие превращения: фосфор → оксид фосфора (V) → фосфорная кислота → фосфат кальция. Расставьте коэффициенты. Запишите последнее уравнение реакции в сокращенном ионном виде (6 баллов)
















Итоговая контрольная работа по теме:

Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов

Вариант 2

  1. Составьте возможные уравнения диссоциации следующих веществ: гидроксида калия, карбоната бария, хлорида железа (III), оксида кальция, азотной кислоты, кремниевой кислоты (1 балл)

  2. Закончите молекулярные уравнения реакций, протекающих в растворе:

а) Cu + AgNO3

б) AI + H2SO4

в) SO3 + Na2O →

Расставьте коэффициенты (3 балла)

  1. Составьте возможные уравнения реакций взаимодействия гидроксида калия со следующими веществами: хлоридом магния, оксидом серы (VI), сульфатом натрия. Расставьте коэффициенты (4 балла)

  2. Сколько граммов соли образуется при взаимодействии 4 г гидроксида натрия с азотной кислотой? (5 баллов)

  3. Напишите уравнения реакций, при помощи которых можно осуществить следующие превращения: барий → оксид бария → гидроксид бария → сульфат бария. Расставьте коэффициенты. Запишите последнее уравнение реакции в сокращенном ионном виде (6 баллов)