Итоговые контрольные работы по русскому языку за 4 класс.
Итоговая работа ставит целью: выявить усвоение всех изученных в начальной школе орфограмм и выявить усвоение знаний по русскому языку, предусмотренных программой. Работа состоит из диктанта и заданий. Диктант объёмом 83-93 слова включает слова и формы, в которых встречаются все орфограммы, но преимущественно - наиболее характерные для двух последних лет обучения: безударные гласные в корне слов с с осложненным морфологическим составом, безударные падежные окончания имен существительных и прилагательных, личные окончания глаголов, а также изученные пунктограммы: знаки препинания в конце предложения и запятая при однородных членах.
Задания включают три пункта: а) синтаксическое (определить вид предложения по интонации или установить связь слов по вопросам; найти предложение с однородными членами); б) морфологическое и словообразовательное(произвести разбор слова как части речи, указать, в какой форме оно стоит; обнаружить в тексте слова на определённое правило; разобрать слово по составу; подобрать однокоренные слова); в) лексическое (выделить в слове несколько разных значений, употребить слово в другом значении, подобрать синонимы или антонимы).
Диктанты.
Вариант 1.
Окраска животных.
Животных защищает цвет. Зимой заяц-беляк вместо бурого стал белым. Катит по снежной дорожке комочек. Не видит его в белом поле лисица.
Рябчик весь рябой. На спинке полосочка. Прижался к земельке. Не заметишь в листве.
На тигриной шкуре нарисованы длинные полосы. Летом хищника не увидишь в тростнике.
Морского конька трудно разглядеть среди зелени травы. Он меняет цвет. Осветит луч солнца морскую траву. Конёк позеленеет. Зайдёт солнце за горизонт. Вода в море потемнеет. И конёк потемнел. Зацепился за травинку. Волны качают его взад и вперёд. (86 слов.) (По Г. Снегирёву.)
Слова для справок: прижался, зайдёт, среди.
1. Третье предложение разобрать по членам предложения; указать время и лицо глагола.
2. Разобрать по составу слова: тигриный, тростнике.
3. Подчеркнуть в тексте предложения, которые объясняют названия рябчик и беляк.
Вариант 2.
Майское чудо.
Майское солнце согревает землю своим теплом.
Ранним утром ты бежишь в ближнюю рощу. В тенистой прохладе ты видишь редкое чудо. В зелени высокой травы белеет прелестный цветок. На тонкой ножке висят жемчужины. Внизу они похожи на крошечные колокольчики. В верхней части ещё закрытые цветы напоминают бубенчики. Широкие листья, словно ладони, охраняют хрупкий стебелёк. Слышишь, как звенят колокольчики весны? Ты вдыхаешь тонкий запах нежного цветка. Прекрасный подарок русского леса!
Догадались, о каком растении идёт речь? Ландыш подарила нам весна. Не губи красоту лесной полянки! (86 слов.)
Слова для справок: словно, жемчужины, внизу.
1. Подчеркнуть три предложения, различимых по интонации.
2. Выписать по одному слову: с безударными гласными А, И, Е в корне; проверить их ударением.
3. Составить и написать предложение со словом КОЛОКОЛЬЧИК, употребив его в другом значении.
Вариант 3*.
Грачи прилетели.
Эту картину написал Алексей Кондратьевич Саврасов. Какое хорошее у неё название! Словно радостная весть.
На первом плане художник нарисовал грачей. Птицы заняты важным делом. Они спешат построить жильё. В центре картины кривые, изогнутые березы. Не щадили их метели. На заднем плане видны крыши сараев да церквушка. А дальше простор земли, лёгкое небо.
На холсте не увидишь мрачных тонов. Цвета голубые, серые, нежные. Полотно полно света, свежего дыхания весны. На изгороди трепещут блики солнца. Эту красоту природы увидал Саврасов в тихом уголке русского селения. С любовью и теплотой он показал её людям. ( 93 слова.) ( По Н. Шаниной.)
Слова для справок: Кондратьевич, Саврасов, природа, полотно.
1. Найти два предложения с однородными членами – с союзом и без союза. Подчеркнуть однородные члены.
2. В предпоследнем предложении указать род, число, падеж существительных и прилагательных. Выделить окончания.
3. К слову НЕ ЩАДИЛИ подобрать и записать близкое по значению …. .
Вариант 4*.
Середина лета.
Второй летний месяц июль называют в народе макушкой лета. Созревают хлеба. Под лучами горячего солнца посветлели поля. Нива стала золотистой. За нею на горизонте потемнеют вершины елей, шапки дубов. Потерял свой изумрудный цвет луг. Траву скосили. Везде аккуратные копны свежего душистого сена.
В лесу появились жёлтые краски. Кроны деревьев ещё зелёные. Смотришь под ноги, замечаешь первые опавшие листочки. Вдруг увидишь у берёзки веточку с жёлтой листвой. Словно висит прядь седых волос. Много листьев с осенней окраской у черёмухи.
Идёшь лесом. Вокруг тишина. Не поют птицы. Птенцы давно вывелись. Гнёзда опустели.(93 слова.) (По В Петрову.)
Слова для справок:: у черёмухи, словно.
1. Выписать из текста два глагола во 2 лице единственного числа настоящего времени. Выделить окончание, указать спряжение.
2. Девятое предложение разобрать по членам предложения.
3. Записать, какой цвет ЗОЛОТИСТЫЙ и какой ИЗУМРУДНЫЙ.