Ерохина Е.Н. учитель химии
высшей квалификационной категории
МОУ «СОШ №2 г. Щигры Курской области»
Из опыта формирования химических компетенций обучающихся.
Одно из перспективных направлений модернизации образования – использование компетентностного подхода в процессе обучения. При этом важным показателем качества обучения становится наличие не только знаний и умений, но и опыта решения жизненных проблем, выполнения социальных функций, практических навыков деятельности, т.е. сформированность ключевых компетенций.
В условиях компетентностного подхода важнейшей формой обучения химии являются практические занятия, на которых в ходе изучения школьного курса химии можно развивать химические компетенции школьников: экспериментальные, коммуникативные, интеллектуальные, контрольно – оценочные.
Для развития выше перечисленных ключевых химических компетенций наиболее эффективной является технология ролевого цикла. Реализуя технологию ролевого цикла, я предлагаю обучающимся выполнить опыты в группах по четыре человека (своеобразная ролевая игра). Каждая группа получает пакет документов, состоящий из карточек участников 1- 4, инструктивной карты, карты контроля за выполнением опытов, карты отчета, которая заполняется секретарем по мере выполнения опытов.
Во время выполнения практической работы обучающиеся меняются ролями в соответствии с полученной карточкой участника. Формируется ролевой цикл – совокупность опытов, при выполнении которых каждый участник группы находится в роли исследователя, координатора, контролера и секретаря один раз.
Карточка 1 участника
№ опыта | Роль | Деятельность |
1 | Исследователь | Выполняет все операции с веществами, лабораторным оборудованием, соблюдая правила техники безопасности. |
2 | Координатор | Руководит работой группы. Комментирует деятельность секретаря и исполнителя, работая с инструктивной картой (перечисляет хим. операции, правила т/б, анализирует наблюдаемые явления). |
3 | Контролер | Контролирует работу всех участников группы по карте контроля. |
4 | Секретарь | Составляет отчет о выполнении эксперимента, заполняя карту отчета. |
Карточка 2 участника
№ опыта | Роль | Деятельность |
1 | Координатор | Руководит работой группы. Комментирует деятельность секретаря и исполнителя, работая с инструктивной картой (перечисляет хим. операции, правила т/б, анализирует наблюдаемые явления). |
2 | Контролер | Контролирует работу всех участников группы по карте контроля. |
3 | Секретарь | Составляет отчет о выполнении эксперимента, заполняя карту отчета. |
4 | Исследователь | Выполняет все операции с веществами, лабораторным оборудованием, соблюдая правила техники безопасности. |
Карточка 3 участника
№ опыта | Роль | Деятельность |
1 | Контролер | Контролирует работу всех участников группы по карте контроля. |
2 | Секретарь | Составляет отчет о выполнении эксперимента, заполняя карту отчета. |
3 | Исследователь | Выполняет все операции с веществами, лабораторным оборудованием, соблюдая правила техники безопасности. |
4 | Координатор | Руководит работой группы. Комментирует деятельность секретаря и исполнителя, работая с инструктивной картой (перечисляет хим. операции, правила т/б, анализирует наблюдаемые явления). |
Карточка 4 участника
№ опыта | Роль | Деятельность |
1 | Секретарь | Составляет отчет о выполнении эксперимента, заполняя карту отчета. |
2 | Исследователь | Выполняет все операции с веществами, лабораторным оборудованием, соблюдая правила техники безопасности. |
3 | Координатор | Руководит работой группы. Комментирует деятельность секретаря и исполнителя, работая с инструктивной картой (перечисляет хим. операции, правила т/б, анализирует наблюдаемые явления). |
4 | Контролер | Контролирует работу всех участников группы по карте контроля. |
В ходе выполнения опыта исследователь постоянно сопоставляет свои действия с речью координатора, анализируя её; в свою очередь, контролер наблюдает за действиями первых двух, анализирует, дает свои комментарии, сравнивает увиденное с тем, что должно быть; секретарь составляет отчет о выполнении опыта.
Опыты для практической работы я подбираю таким образом, чтобы они, во-первых, соответствовали теме теоретического материала и были направлены на формирование и развитие предусмотренных знаний, во-вторых, развивали широкий ряд компетенций и , в третьих, имели связь с повседневной жизнью.
Система подготовки обучающихся, ключевым звеном которой является химический эксперимент, реализуемый через использование технологии ролевого цикла, показала свою эффективность на практике. Примером может служить, разработанная мной, и уже несколько лет, с успехом используемая в 11 - х классах, практическая работа по теме «Получение газов и изучение их свойств». Для выполнения этой практической работы подготовлен пакет документов (приложение 1, 2, 3).
Такая организация деятельности обучающихся на практическом занятии позволяет:
включить всех обучающихся малой группы в проведение химического опыта;
активизировать их познавательную деятельность;
обеспечить развитие экспериментальных, коммуникативных, интеллектуальных, контрольно – оценочных компетенций;
оценить степень усвоения экспериментальных, коммуникативных, интеллектуальных, контрольно – оценочных компетенций с помощью пооперационного взаимоконтроля;
обеспечить усвоение знаний, умений и навыков в контексте компетентностного подхода.
Приложение 1.
Инструктивная карта
Практическая работа. Получение газов и изучение их свойств.
Опыт №1. Получение и исследование свойств углекислого газа.
Возьмите сухую чистую пробирку.
Насыпьте в пробирку 1 ложечку (≈ 25мг) гидрокарбоната натрия (питьевой соды).
Добавьте 10 капель (≈2мл) уксусной кислоты.
С кислотой обращайтесь осторожно!
Наблюдайте выделение газа.
Сделайте записи в таблице карты отчета в графах
Зажгите спичку. Внесите ее в пробирку с образовавшимся газом.
Что наблюдаете? Запишите наблюдение в соответствующую графу таблицы карты отчета.
Сделайте вывод о способности углекислого газа поддерживать горение и запишите его в соответствующую графу таблицы.
В отчете (в графе применение) укажите, где используется
реакция, проведенная вами,
исследованное свойство газа.
Опыт №2. Получение и исследование свойств кислорода
Возьмите пробирку с кусочком мяса.
Добавьте в нее 20 капель (≈4мл) пероксида водорода (перекиси водорода).
Наблюдайте выделение газа.
Сделайте записи в таблице карты отчета в графах
Подожгите в пламени спиртовки лучинку, а затем погасите ее, чтобы лучинка еле тлела.
Помните правила работы со спиртовкой!
Внесите тлеющую лучинку в пробирку с газом.
Что наблюдаете? Запишите наблюдение в соответствующую графу таблицы карты отчета.
Сделайте вывод о способности газа поддерживать горение и запишите его в соответствующую графу таблицы.
В отчете (в графе применение) укажите, где используется
реакция, проведенная вами,
исследованное свойство газа.
Опыт №3. Получение и исследование свойств водорода
Возьмите сухую чистую пробирку.
Положите в пробирку 1гранулу цинка.
Добавьте 10 капель (≈2мл) соляной кислоты.
С кислотой обращайтесь осторожно!
Наблюдайте выделение газа.
Сделайте записи в таблице карты отчета в графах
Зажгите спичку. Внесите ее в пробирку с образовавшимся газом.
Что наблюдаете? Запишите наблюдение в соответствующую графу таблицы карты отчета.
Сделайте вывод о взаимодействии водорода с кислородом воздуха. Вывод и уравнение протекающей реакции запишите его в соответствующие графы таблицы.
В отчете (в графе применение) укажите, где используется
реакция, проведенная вами,
исследованное свойство газа.
Опыт №4. Получение и исследование свойств ацетилена
Возьмите сухую чистую пробирку.
Насыпьте в пробирку 1 ложечку (≈ 25мг) карбида кальция.
Добавьте 10 капель (≈2мл) воды.
Будьте осторожны! Пробирка с реакционной смесью должна стоять в подставке для пробирок!
Наблюдайте выделение газа.
Сделайте записи в таблице карты отчета в графах
Быстро закройте пробирку пробкой с газоотводной трубкой.
Подожгите выделяющийся газ.
Что наблюдаете? Запишите наблюдение в соответствующую графу таблицы карты отчета.
Сделайте вывод о взаимодействии ацетилена с кислородом воздуха. Вывод и уравнение протекающей реакции запишите в соответствующие графы таблицы.
В отчете (в графе применение) укажите, где используется
реакция, проведенная вами,
исследованное свойство газа.
Приложение 2.
Карта отчета (заполняется секретарем по мере выполнения экспериментов)
Практическая работа. Получение газов и изучение их свойств.
Таблица. Результаты экспериментов.
№ опыта | Название опыта | Названия и формулы веществ, из которых получили газ | Уравнения реакций | Наблюдения | Выводы | Применение |
1 | Получение и исследование свойств углекислого газа | | | | | |
2 | Получение и исследование свойств кислорода | | | | | |
3 | Получение и исследование свойств водорода | | | | | |
4 | Получение и исследование свойств ацетилена | | | | | |
Укажите фамилию и имя участника группы выступившего в каждом опыте в роли координатора, исследователя, контролера и секретаря.
Роли | Опыт 1. | Опыт 2. | Опыт 3. | Опыт 4. |
Координатор | | | | |
Исследователь | | | | |
Контролер | | | | |
Секретарь | | | | |
Приложение 3.
Карта контроля опыта №1
Получение и исследование свойств углекислого газа | Координатор | Исследователь | Секретарь |
1.Возьмите сухую чистую пробирку. | | | |
2.Насыпьте в пробирку 1 ложечку (≈ 25мг) гидрокарбоната натрия NaHCO3 (питьевая сода). | | | |
3.Добавьте 10 капель (≈2мл) уксусной кислоты СН3СООН. | | | |
С кислотой обращайтесь осторожно! Не допускайте попадания кислоты на кожу. | | | |
4.Наблюдайте выделение газа. Образующийся газ – оксид углерода (IV) CO2. | | | |
5.Сделайте записи в таблице карты отчета в графах: «Названия и формулы веществ, из которых получили газ», «Уравнения реакций». | | | |
6.Зажгите спичку. Внесите ее в пробирку с образовавшимся углекислым газом. | | | |
7.Что наблюдаете? Запишите наблюдение в соответствующую графу таблицы карты отчета. | | | |
8.Сделайте вывод о способности углекислого газа поддерживать горение и запишите его в соответствующую графу таблицы. | | | |
9.В отчете (в графе применение) укажите, где в повседневной жизни используется реакция, проведенная вами, и исследованное свойство углекислого газа. | | | |
Карта контроля опыта №2
Получение и исследование свойств кислорода | Координатор | Исследователь | Секретарь |
1. Возьмите пробирку с кусочком мяса. | | | |
2. Добавьте в нее 20 капель (≈4мл) пероксида водорода Н2О2 (перекись водорода). | | | |
3.Наблюдайте выделение газа. Образующийся газ – кислород O2. | | | |
4.Сделайте записи в таблице карты отчета в графах: «Названия и формулы веществ, из которых получили газ», «Уравнения реакций». | | | |
5.Зажгите спиртовку. | | | |
Помните правила работы со спиртовкой! Сняв колпачок, поправьте фитиль. Подожгите спиртовку. Горящую спиртовку нельзя передвигать и переносить. Нельзя спиртовки зажигать друг от друга. Гасить спиртовку следует, накрывая ее колпачком. | | | |
6. Подожгите в пламени спиртовки лучинку, а затем погасите ее, чтобы лучинка еле тлела. | | | |
7. Внесите тлеющую лучинку в пробирку с кислородом. | | | |
8.Что наблюдаете? Запишите наблюдение в соответствующую графу таблицы карты отчета. | | | |
9.Погасите спиртовку и лучину. | | | |
10.Сделайте вывод о способности кислорода поддерживать горение и запишите его в соответствующую графу таблицы. | | | |
11.В отчете (в графе применение) укажите, где в повседневной жизни используется реакция, проведенная вами, и исследованное свойство кислорода. | | | |
Карта контроля опыта №3
Получение и исследование свойств водорода | Координатор | Исследователь | Секретарь |
1.Возьмите сухую чистую пробирку. | | | |
2. Положите в пробирку 1гранулу цинка. | | | |
3.Добавьте 10 капель (≈2мл) соляной кислоты НС1. | | | |
С кислотой обращайтесь осторожно! | | | |
4.Наблюдайте выделение водорода Н2. | | | |
5.Сделайте записи в таблице карты отчета в графах: «Названия и формулы веществ, из которых получили газ», «Уравнения реакций». | | | |
6.Зажгите спичку. Внесите ее в пробирку с образовавшимся водородом. | | | |
7.Что наблюдаете? Запишите наблюдение в соответствующую графу таблицы карты отчета. | | | |
8.Сделайте вывод о взаимодействии водорода с кислородом воздуха и запишите его в соответствующую графу таблицы, запишите уравнение реакции взаимодействия водорода с кислородом в соответствующей графе таблицы отчета. | | | |
9.В отчете (в графе применение) укажите, где используется реакция, проведенная вами, и исследованное свойство водорода. | | | |
Карта контроля опыта №4
Получение и исследование свойств водорода | Координатор | Исследователь | Секретарь |
1.Возьмите сухую чистую пробирку. | | | |
2. Положите в пробирку 1 ложечку (≈ 25мг) карбида кальция СаС2 | | | |
3.Добавьте 10 капель (≈2мл) воды. | | | |
Будьте осторожны! Пробирка с реакционной смесью должна стоять в подставке для пробирок! | | | |
4.Наблюдайте выделение ацетилена С2Н2. | | | |
5.Сделайте записи в таблице карты отчета в графах: «Названия и формулы веществ, из которых получили газ», «Уравнения реакций». | | | |
6.Быстро закройте пробирку пробкой с газоотводной трубкой. | | | |
7.Подожгите выделяющийся газ. | | | |
8.Что наблюдаете? Запишите наблюдение в соответствующую графу таблицы карты отчета. | | | |
9.Сделайте вывод о взаимодействии ацетилена с кислородом воздуха и запишите его в соответствующую графу таблицы. Запишите уравнение реакции в соответствующей графе таблицы отчета. | | | |
10.В отчете (в графе применение) укажите, где используется реакция, проведенная вами, и исследованное свойство ацетилена. | | | |
Литература:
Габриелян О.С., Лысова Г.Г. Химия. 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2009 г.
Габриелян О.С., Лысова Г.Г., Введенская А.Г. Настольная книга учителя. Химия 11 класс: 2часть. - М.: Дрофа, 2004 г.
Из опыта формирования химических компетенций учащихся. Химия в школе. 2009 г. №10.