Миссия учителя
Постоянное обновление содержания образования и поток инноваций (не буду поднимать спорный вопрос о их целесообразности), быстро меняющиеся приоритеты в выборе профессий из-за сложной экономической ситуации в стране накладывают отпечаток на учебно-познавательный процесс, требуют переосмысления и перестройки его организации. Одна из задач современной школы заключается в том, чтобы научить каждого школьника сознательно и творчески управлять своей учебной деятельностью, ориентироваться в потоке учебной информации и самостоятельно добывать знания. Школа должна не только сформировать у учащихся определенный набор знаний, но и пробудить их стремление к самообразованию, реализации своих способностей. Необходимым условием развития этих процессов является активизация учебно-познавательной деятельности школьников. Поэтому мною была выбрана тема «Активизация учебно-познавательной деятельности ученика в процессе обучения физике».
Для раскрытия темы мною были поставлены следующие задачи:
Развитие познавательного интереса и активности учащихся с учетом их возрастных и личностных особенностей;
Организация активной мыслительной деятельности ученика на уроке и внеклассных мероприятиях;
Организация самостоятельной и творческой работы ученика в урочной и внеурочной деятельности.
Мне необходимо научить школьников не только понимать учебный материал, но и понимать его практическую значимость.
Но как научить ученика учиться, как пробудить интерес к учению? Где-то вычитал древнюю мудрость: можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя. Да, можно усадить человека за парту, добиться дисциплины на уроке. Однако без пробуждения интереса к учению, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдет, это будет лишь видимость учебной деятельности. Как же пробудить у учеников желание «напиться» из источника знаний? Как мотивировать познавательную деятельность учеников? Познавательная активность представляется одним из ключевых качеств личности, формирование которого является целью обучения и определяющим фактором в самоопределении, самореализации личности. Познавательная активность позволяет удовлетворить потребность в саморазвитии посредством учения. Она проявляется в отношении к содержанию и процессу обучения, в направленности и устойчивости познавательных интересов, в стремлении к овладению знаниями и способами деятельности.
Поэтому, прежде всего, необходимо осознание школьниками полезности своего учебного труда, осознание мотивов своей деятельности. Необходимы средства, побуждающие школьника активно действовать на уроке. Нет внутреннего мотива - и всякое дело обречено быть нудным, скучным, ненужным. Нужно сломать главный стереотип большинства учащихся: «Мне это в жизни никогда не пригодится!». Один из примеров: так случилось, что я лично 2 года работал по ремонту квартир. Когда пришлось прокладывать новую электропроводку, мне очень помогла тема «Виды соединения проводников».
Я считаю, что внутренний мотив учебной деятельности всегда должен предшествовать и сопутствовать обучению. Мне приходится строить свой урок таким образом, чтобы мотивация стала естественной потребностью ученика, а в дальнейшем продолжать формировать, развивать и стимулировать ее.
Основная цель обучения может быть достигнута только тогда, когда в процессе обучения будет сформирован не только интерес к знаниям, но и к их получению!
Физическая теория: законы, понятия
Я, как учитель физики уверен, что излагать материал урока нужно доказательными приемами - это значит, его нужно выводить либо из опыта, либо теоретически, используя при этом умозаключения и аналогии.
Для наибольшего активизирующего эффекта на своих занятиях создаю ситуации, в которых ученики сами:
- находят несколько вариантов возможного решения познавательной задачи (проблемы);
- отстаивают свое мнение;
- принимают участие в дискуссиях и обсуждениях;
- ставят вопросы своим товарищам и преподавателям;
- оценивают ответы товарищей;
- объясняют более слабым ученикам непонятные места;
- самостоятельно выбирают посильное задание.
Для ученика важно на уроке наглядно убеждаться во взаимосвязи процессов и явлений окружающего мира. Этому способствуют многосторонние межпредметные связи. Познавательная деятельность учеников на уроке под влиянием межпредметных связей значительно активизируется. При изучении темы «Оптические приборы. Глаз.» рассматриваем оптические иллюзии, без которых не было бы мира изобразительного искусства, архитектуры, телевидения, при изучении темы «Давление твердых тел» объясняем почему нет гор в 10 раз выше Эвереста, почему давление осы на кожу человека при укусе такое же, как и в центре Земного ядра – 300 млрд.Па, и т.д. Ученики применяют знания сразу из нескольких предметов к решению новых познавательных задач, проблемных вопросов. Использование межпредметных связей на уроках способствует эффективному формированию коммуникативной компетентности ученика.
Использование художественной и научно-популярной литературы в процессе обучения оживляет урок и способствует активизации познавательной деятельности ученика, закреплению и углублению получаемых им знаний, созданию целостного представления об окружающем мире и, что тоже важно, развивает у него потребность в чтении. При изучении электромагнитных явлений я всегда рассказываю о знаменитом сербском электротехнике Николе Тесла и его фантастических опытах. Это всегда вызывает живой интерес даже у далеких от физики учеников.
Этот прием позволяет легко войти в контакт с учениками, вызвать их расположение, ярко и образно преподнести изучаемый материал, что способствует его усвоению. Приведу несколько примеров. При изучении с семиклассниками темы о равнодействующей силе разбираем басню Крылова «Лебедь, рак и щука», пытаясь выяснить, был ли прав автор с точки зрения физики, утверждая, что «воз и ныне там».
При изучении физики школьники знакомятся с причинами ряда физических явлений в природе. Так, законами рассеяния света объясняется голубизна небосвода; дисперсией света в каплях влаги – радуга; преломлением света – миражи; электромагнитными и оптическими процессами – великолепие северных сияний. Изучая в разделе «Оптика» спектральный состав излучения, рассказываю о психологической особенности восприятия цвета человеком, например: бордовый и красный вызывают ощущения тепла, голубой – прохлады. Эти свойства цветов порождать определенные ощущения широко используются в технике; так, горячие цеха заводов, как правило, окрашивают в холодные тона (синие, голубые).
Моей задачей является: научить добывать, структурировать и транслировать информацию. Для трансляции информации на уроке используются компьютерные презентации, проекты, составляются выступления, доклады.
Лабораторный практикум
Опыты и эксперименты, проводимые на уроках физики, учат школьников наблюдать и анализировать явления, способствуют развитию мышления. Ученики с большим интересом смотрят опыты, которые на уроке ставит учитель, а что чаще всего они запоминают? Вылетела пробка из пробирки, внутри которой образовался туман; покраснела проволока при подключении к источнику электрического тока; на экране появилась радуга при прохождении узкого светового пучка через стеклянную призму; проскочила искра при вращении ручки электрофорной машины и т.д. Ученики чаще всего запоминают и воспроизводят наиболее эффектные и легко запоминающиеся детали. При этом учитываю, что добывать часть новых знаний ученики должны путем самостоятельного выполнения и обсуждения эксперимента. Если опыт проводит учитель, то ученики почти исключительно пользуются зрительными ощущениями и отчасти слуховыми, при этом достигается известная наглядность. При самостоятельных же лабораторных работах умственная деятельность учащихся сопровождается ещё и деятельностью рук (моторика). Объединяются мысль, слово (запись) и действие. Например, рассматривая вопрос о различной теплопроводности тел (8-й класс), я провожу опыт по нагреванию двух металлических прутиков, к которым при помощи пластилина на равных расстояниях друг от друга прикреплены металлические кнопки. По очерёдности отпадения кнопок учащиеся видят, что медь проводит тепло лучше, чем железо. Но если провести самостоятельное испытание, когда ученики взявшись руками за концы медной и железной проволоки нагревают в пламени другие концы, то это будет убедительнее (естественно соблюдая технику безопасности, не пытайтесь меня подловить!). Поэтому для меня наилучшей формой работы является сочетание самостоятельных лабораторных работ учащихся с опытами учителя. Моя роль – развить наблюдательность, пытливость, потребность задаваться не только вопросами типа: «Почему это происходит?», но и «Что изменится, если?.. Что произойдёт, если?.. Как это происходит?».
Лабораторные работы наряду с демонстрационными опытами широко применяю в школьной практике, особенно на основной ступени обучения физике. В дальнейшем самостоятельность учащихся при выполнении работ повышается. Обсуждение результатов экспериментов проводим в конце выполнения всей работы (или на следующем уроке), иногда основные выводы ученики формулируют самостоятельно, до коллективного их обсуждения. Большой проблемой является отсутствие оборудования для демонстрационных опытов по многим темам и некоторым лабораторным работам. Эту проблему планирую решать через сетевое взаимодействие между школами нашего района. Положительный пример уже есть: Королевская школа подарила дозиметр. Спасибо им большое! На этой положительной ноте и закончим!