1 ЭТАП. ИЗБАВЛЕНИЕ ОТ КРЕДИТОВ И ДОЛГОВ. ПОНИМАНИЕ ПСИХОЛОГИИ КРЕДИТОВ И БЕЗОПАСНОСТЬ.
На слайде вы видите рекомендации Сергея Макарова по эффективному погашению кредитов:
Как это работает. Предположим, у вас четыре кредита:
Кредитная карта 1. Долг 10.000 рублей, платеж = 1000 рублей.
Кредитная карта 2. Долг 20.000 рублей, платеж = 1500 рублей.
Кредит на автомобиль. Долг 150.000 рублей, платеж = 7000 рублей.
Потребительский кредит на ремонт. Долг 300.000 рублей, платеж = 15.000 рублей.
Также вы нашли дополнительные 3000 рублей в месяц на погашение кредитов. В этом случае первый долг будет закрыт через 3 месяца.
После этого, используйте свободные 4000 рублей (1000 р. от первого долга + 3000р.), чтобы ускорить выплаты второго кредита. Еще через 3 месяца вторая кредитная карта будет закрыта. Теперь в вашем распоряжении еще 5.500 рублей в дополнении к выплатам 7000 руб. по кредиту на автомобиль.
За 10 месяцев будет погашен долг за авто, а еще через 3 – 4 месяца вы расплатитесь с кредитами окончательно. А если в процессе появятся дополнительные средства на выплаты, то освобождение от кредитной кабалы настанет еще быстрее.
Независимый финансовый советник также рекомендует выходить из долгов такими способами, как:
Досрочное погашение:
– Метод «снежной лавины» (по размеру ставки, от большей к меньшей)
– Метод «снежного кома» (по размеру текущего долга, от меньшего к большему);
Рефинансирование (объединение кредитов в один с меньшей ставкой / большим сроком);
Реструктуризация (изменение условий конкретного кредита)
Банкротство
Ни в коем случае не делать:
Не обращаться к «анти-коллекторам» / «раздолжнителям»
Не скрываться от кредитора
Не строить «пирамиду» из кредитных карт
Не брать деньги в микрофинансовых организациях (МФО)
Подводя итоги проведённому анализу, можно сделать вывод, что на современном этапе развития России необходимо уделить внимание противодействию культу бездумного потребления товаров, нацеленному на взятие потребительских кредитов с завышенными процентами. Реклама кредитов имеет манипулятивную структуру, где незаметно для её потребителя производится подмена ценностей. Традиционно в России рассчитывали на свои силы, разумно вели бюджет, планировали траты, соизмеряли свои потребности с возможностями, не устремлялись необдуманно приобретать товары «категории престижа». Сейчас, с приходом рыночной экономики, идет гонка перепотребления товаров с завышенной для бюджета российской семьи стоимостью, следование моде, навязывание ложных для нашей многонациональной страны с духовными приоритетами ценностей с помощью рекламы – психологически выверенной посредством нейролингвистического программирования (НЛП) и технологии «окна Овертона». Покупая в кредит дорогие и модные товары, семьи экономят на необходимом для правильного питания детей, их здоровья, на поездках в благоприятный климат, на финансовой безопасности и т.д. – очевиден дисбаланс ценностных и рациональных приоритетов. Организации системы кредитования – банки – должны нести ответственность за обострение социальной напряжённости в регионе в целом или среди отдельных групп граждан, если будет доказано, что она вызвана деятельностью предприятий кредитной сферы.
Психологи дают ценную практическую рекомендацию – КАК НЕ ВЗЯТЬ КРЕДИТ И НЕ КУПИТЬ НЕНУЖНУЮ ВЕЩЬ (КУРС, ПРОЦЕДУРУ и т.д.) В СОСТОЯНИИ АФФЕКТА:
«Прежде чем совершить покупку (неважно, в кредит или наличными),
– ОСТАНОВИТЕСЬ.
– Возьмите тайм-аут, СКАЖИТЕ ПРОДАВЦУ, ЧТО У ВАС НЕТ С СОБОЙ ПАСПОРТА ИЛИ ДЕНЕГ. Пройдитесь по улице или попейте чая дома.
ВОЗЬМИТЕ ЛИСТ БУМАГИ И НАПИШИТЕ РАЗВЕРНУТЫЙ ОТВЕТ НА ВОПРОСЫ:
– ЗАЧЕМ мне это покупать? Если аргументы железные, переходите к вопросам:
– Могу ли я СЕЙЧАС это себе позволить?
– Могу ли я ЗАМЕНИТЬ данную покупку чем-то более доступным по цене?
– Можно ли ИЗБЕЖАТЬ КРЕДИТА и ОТЛОЖИТЬ покупку?
– КАК Я СЕБЯ БУДУ ЧУВСТВОВАТЬ, когда мне придется отдавать часть своей зарплаты каждый месяц? А в течение года, двух лет?..
– Как я себя буду чувствовать, если мне придётся ОТЛОЖИТЬ МОЮ МЕЧТУ, ЦЕЛЬ (на которую я коплю) ради этой вещи (услуги)? Стоит ли она этого? Ведёт ли эта покупка к моей цели или уводит от неё?
После вдумчивого ответа на данные вопросы можете с чистой совестью возвращаться в магазин, если не передумаете. Формула психологически эффективна, помогает избежать аффекта. 1
Помните, что ваше финансовое процветание – в ваших руках!
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
ЗАДАНИЕ № 1. Если у вас есть кредиты и долговые обязательства, распишите, как вы будете их погашать в соответствии с методами экономиста Сергея Макарова.
Подумайте, где найти дополнительные 3 тыс. руб. ежемесячно, которые помогут вам быстрее закрыть кредитные обязательства и стать свободным, не зависимым от других людей и банков человеком?
ЗАДАНИЕ № 2. Чтобы противодействовать манипуляторам и не тратить время на бесполезное общение, ненужные действия, проявить иммунитет к рекламным и маркетинговым кампаниям, нужно научиться чётко сообщать окружающим о своих личных границах.
Давайте потренируемся в обычной жизни доносить до собеседников, где проходит граница допустимого для вас. Примеры спокойной, неоскорбительной и четкой коммуникации о границах:
«Мне это неприятно», «Я не готова говорить об этом», «Я не хочу этого делать», «Пожалуйста, не спрашивай меня больше об этом. В прошлый раз я уже сказал тебе, что не хочу бы об этом говорить», «У меня сегодня есть на это только полчаса», «Я могу встретиться с вами после 18 сентября, когда закончу дела, и у нас будет время всё конструктивно обсудить», «Для меня это сейчас не актуально», «У меня сейчас другие приоритеты», «Я смотрю на жизнь стратегически, и то, что вы предлагаете, не является моей целью», «Для меня важнее другое, нежели эта покупка. Наконец – просто сказать твердое «Нет». Да, для некоторых любителей быть хорошими и всем нравиться говорить такие вещи – высший пилотаж. Но пробовать надо, ведь есть множество людей, которые хотят воспользоваться в своих интересах самым важным, что у вас есть – временем вашей жизни...
Если вы поставили границу, и кто-то спрашивает вас о ней, вы не обязаны ничего объяснять. Примеры:
– Я вегетарианка.
– А почему?
– Я просто не ем мяса.
Или:
– Да, я поеду с вами на пляж, но прыгать с вышки не буду.
– Почему?
– Просто потому, что я не хочу.
Или такая ситуация:
– Вы можете приобрести нашу уникальную программу / серию ухаживающих средств в кредит. Всего по 8 тыс. руб. в месяц в течение года, ведь вы этого достойны.
– Нет, спасибо. У меня сейчас другие приоритеты.
– Но ведь это небольшой взнос, это всего лишь стоимость чашки кофе в день, вы же можете потратить эти деньги на сохранение своей молодости и красоты?
– У меня есть альтернативные возможности для сохранения молодости и красоты, а на 96 тыс. руб. у меня другие планы. Да и кофе я не покупаю.
– Но если вы не купите нашу программу, через год (три, десять) вы сильно постареете / неизлечимо заболеете (другие «страшилки»).
– Никто не давал вам право манипулировать мои решением, тем более с помощью обмана и угроз. Теперь я включу диктофон, и вы скажете юридический адрес вашей фирмы, я составлю заявление в Прокуратуру (Роспотребнадзор, Санэпидемнадзор и т.д.)
…И вы увидите, как вскрывается манипуляция!
Во имя своих целей и своего выбора образа жизни необходимо быть мыслящим и анализирующим человеком, а когда вас запугивают и открыто манипулируют вами – нужно проявлять твёрдость.
1 Психология кредита// Наша Психология. Январь 2016. [Электронный ресурс]. URL: http://www.psyh.ru/rubric/2/articles/2579/