Урок русского языка в 10 классе
Тема: Изъявительное и повелительное
наклонения глаголов
Учитель:
Небелюк Марина Романовна
МБОУ «СОШ №20»им. И.И.Наймушина
г.Братск 2017г.
Тема: Изъявительное и повелительное наклонения глаголов
Цели: повторить наклонения глаголов, способы их образования; закрепить умение изменять глаголы по лицам, родам, временам; обучение использованию в речи пословиц и поговорок; закрепить умение пользоваться богатством русского языка; развивать речь, интеллект учащихся; воспитывать любовь к родному языку.
Оборудование: тексты пословиц, отрывки стихотворений, «перевертыши», «объяснительные» поговорок, схема 1, таблица 1.
Ход урока:
Орг.момент.
Работа с высказыванием:
Многие любуются природой, но немногие ее принимают к сердцу, и даже тем, кто к сердцу принимает, не часто удается так сойтись с природой, чтобы почувствовать в ней свою собственную душу.
(М.М.Пришвин)
- Найдите глаголы, назовите признаки, по которым вы определили глаголы. Какую синтаксическую функцию выполняют глаголы в предложении?
- Вспомните как изменяется глагол. (см.таблица №1, схема №1)
(в изъявительном наклонении глаголы изменяются по лицам, числам и по временам, могут стоять в форме повелительного и условного (сослагательного наклонения)).
- Назовите постоянные признаки глагола.(вид, спряжение, переходность)
- Образуйте все возможные формы глагола от глагола из высказывания «принимать».
(в изъявительном накл.: принимаю, принимаешь, принимает, принимаем, принимаете, принимают, принимал, принимала, принимало, принимали, буду принимать, будешь принимать, будет принимать, будем принимать, будете принимать, будут принимать;
в повелит.накл.: принимай, принимайте, пусть принимают, пусть принимает;
в условном накл.: принимал бы, принимала бы, принимало бы, принимали бы)
3. Работа с текстами стихотворений:
- Определите наклонения, в которых употреблены глаголы каждого из стихотворений. (см. Приложение № 2 стихи Э.Успенского, В.Шефнера, И.Бунина)
4. Определение наклонений глагола
- Помогите Пете правильно определить наклонения глаголов. Исправьте ошибки, допущенные учеником. (см. приложение № 3)
5 Работа с пословицами и поговорками
а) Слово учителя:
- 2007 год объявлен годом русского языка. Русский язык – достояние русского народа. Огромный пласт в нем занимает РУНТ. Одним из его «китов» являются пословицы и поговорки, т.к. содержат
-вековую мудрость;
-поучают и предостерегают нас в ненавязчивой форме;
- обогащают наш язык;
-украшают речь.
б) Игра «Мозаика»
- Сейчас мы с вами поиграем в игру «Мозаика». Вы должны правильно собрать пословицы.
(см. Приложение № 4, части перепутанных пословиц на доске)
- Определите наклонение в этих пословицах.
в) «Перевертыши»
- Опознайте поговорки и пословицы, «вывернутые наизнанку».
(см. Приложение № 5)
в) «Разгадай-ка»
- По объяснению, описанию пословицы, догадайтесь о какой именно идет речь. Определите лицо, время, наклонение глаголов.
6 Самостоятельная работа.
- Составьте текст о роли русского языка в нашей жизни с использованием пословиц и поговорок, употребляя глаголы в изъявительном, повелительном или условном наклонениях.
7 Подведение итогов урока
Чтение сочинений.
8 Домашнее задание упр.238, $ 44, 45