Урок физики в 7 классе по теме "Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли." и презентация к уроку (учебник А.В. Перышкин – Физика 7 класс)
Цель: знакомство с примером определения атмосферного давления; раскрытие физического содержания опыта Торричелли.
Основной материал
Измерение атмосферного давления ртутным барометром. Вычисление атмосферного давления ( в Па и гПа)
Демонстрации
Опыт с магдебургскими полушариями
Актуализация знаний
Проверка домашнего задания:
- Найти ошибки в следующих утверждениях: (слайды 1 – 3)
- «Мы живем на дне огромного воздушного океана. Поднимаясь вверх мы испытываем всё большее его давление» (обсуждение вопросов: Почему, чем выше, тем давление меньше? Как изменяется плотность атмосферы с увеличением высоты?)
- «Атмосфера – это воздушная оболочка Земли, а воздух – это прозрачная, не имеющая ни цвета, ни запаха, ни веса смесь газов» (обсуждение вопросов: Как можно взвесить воздух? Чему равен вес 1м3 воздуха?)
- «Атмосфера вокруг Земли станет со временем очень плотной, т.к. молекулы воздуха притягиваются к Земле и их концентрация вблизи её поверхности будет возрастать» (обсуждение вопросов: Почему молекулы газов, входящих в состав атмосферы, не падают на Землю под действием силы тяжести? Почему молекулы газов, входящих в состав атмосферы, двигаясь во все стороны, не покидают Землю?)
- Почему вода поднимается за поршнем? (слайд 4)
- Исторический материал о всасывающих насосах (слайд 5). Почему насосы «отказывались» работать?
Формирование новых понятий и способов действий
- Обсуждение с учащимися вопроса о том, почему атмосферное давление нельзя определить по формуле p = ρgh
- Опыт Торричелли и его объяснение.
- Обсуждение с учащимися вопроса, что означает запись «Атмосферное давление равно 780 мм рт ст»
- Единица атмосферного давления – 1 мм рт ст.
Соотношение между Па и мм рт ст
Измерение атмосферного давления в гектоПаскалях.
Применение знаний и новых способов действий в ситуациях по образцу и …
Работа по слайдам 11 – 15
Упр. 19 (4) (выразить в гПа)
Упр. 19 (1) (Водяной барометр Паскаля)
Упр. 19 (2) (опыты Отто фон Герике «Магдебургские полушария»)
Разбор вопросов Упр. 19 (3, 5)
Итог урока:
- Что нового узнали сегодня на уроке?
- Как называется прибор для измерения атмосферного давления?
- С каким барометром мы сегодня познакомились? Как он устроен?
- Какие единицы измерения атмосферного давления вы знаете?
- Как эти единицы связаны между собой?
- Вам урок понравился? Отразите на полях тетради свою работу на уроке и своё настроение.
- Запишите домашнее задание: § 42, вопросы к параграфу, № 569, 572, 574 (сборник задач Лукашика).