К ВОПРОСУ ОБ УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ РУКОВОДЯЩЕГО СОСТАВА СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ
Сейдинова Р.Б,
студент,
Научный руководитель: Арсланова Алия Талгатовна
канд, пед.наук, доцент,
ФГБОУ ВО «Башкирский государственный педагогический
университет им.М.Акмуллы»
Аннотация. В статье рассмотрены условиях развития профессиональных компетенций руководящего состава современной школы. Автором проведен комплексный анализ классификации условий формирования профессиональных компетенций, представлен зарубежный опыт и модели профессионального развития.
Ключевые слова: компетенция, профессиональная компетенция, профессиональноеразвитие, современное образование, профессионализм
Сегодня Россия, как никогда, нуждается в новом поколении управленческих кадров, особенно в системе образовательного менеджмента. При этом развитие профессиональных компетенций руководителей общеобразовательных школ возможно только в определённых условиях. Для того, чтобы определить условия развития профессиональных компетенций, следует хорошо понимать природу их формирования.
В системе образования распространена практика назначения руководителем общеобразовательных школ наиболее опытного и компетентного педагога, который в процессе профессиональной деятельности получил знания, умения и навыки педагогической профессии. Управленческих знаний и опыта руководства организацией вновь назначаемые руководители из числа опытных педагогов, как правило не имеют. Более того, начинающему руководителю трудно представить весь объем управленческой деятельности, определить ее приоритетные направления, выбрать оптимальный вариант управленческого решения. При этом немалые затраты управленческого труда назначаемых руководителей направлены на поиск, освоение и использование на практике норм профессионального поведения, теоретических и практических знаний, накопленных системой управления образовательным учреждением.
Отсутствие у назначаемых руководителей управленческих знаний приводит к недостаточному уровню сформированности их профессиональной управленческой компетенции. Традиционно профессиональную компетенцию руководителя образовательного учреждения рассматривают как общую способность (формируемую и проявляющуюся в управленческой деятельности), которая основана на знаниях, ценностях, склонностях и позволяет руководителю установить связь между знанием и ситуацией, а также позволяет обнаружить систему действий для успешного решения профессиональных управленческих проблем. В отличие от знаний, умений, навыков, предполагающих действие по аналогии с образцом, данная компетенция предусматривает наличие опыта самостоятельной деятельности на основе универсальных знаний.
Вопрос создания условий развития профессиональных компетенций представлен в научно-методической литературе достаточно широко (В.И. Байденко, В.А. Болотов, В.В. Ефимов, А.Г. Каспржак, К.Г. Митрофанов, М.В. Самсонов, О.И. Сторожева, И.В. Чечель), при этом большинство авторов рассматривают в своих исследованиях определённый комплекс условий, являющихся частью единой системы. Рассмотрим полную классификацию условий формирования профессиональных компетенций, представленную в исследовании И.О. Котляровой [1, с. 79].
1 группа условий: нормативно-регламентирующая. Назначение условий данной группы – обеспечение правовых основ развития профессиональных компетенций. Это может быть: внесение изменений в порядок аттестации руководителей, разработка содержания квалификационных требований к должности «руководитель», документационное обеспечение повышения квалификации и т.д.
2 группа условий: перспективно-ориентирующая. Эта группа призвана обеспечить направленность развития компетенций на определённые, социально-обоснованные цели. Это может быть выявление тенденций развития образовательной организации и потребностей самосовершенствования руководителей, согласование всех субъектов, заинтересованных в развитии их профессиональных компетенций.
3 группа условий: деятельностно-стимулирующая. Эта группа условий направлена на привлечение руководителей к развитию профессиональных компетенций и благотворное протекания этого процесса. Это может быть разъяснительная работа, разработка мер морального и материального поощрения, вариативность форм, методов, средств развития компетенций и т.д.
4 группа условий: коммуникативно-информационная. Это может быть обеспечение возможности продуктивного общения руководителей школ, разработка и предоставление им необходимой информационной базы для развития профессиональных компетенций.
В тоже время многочисленные образовательные реформы, осуществляющиеся в развитых странах Европы, США и Канаде в конце XX в., актуализировали проблему поиска новых условий развития профессиональных компетенций руководителей школ. Отметим условия, заложенные в модели профессионального развития в сфере образования, которую А. Харгривс назвал посттехнокритической, которая подразумевает следующее [2, с. 43]:
– формирование мотивации постоянного повышения своего профессионального уровня;
– регулярное оценивание уровня профессионализма специалистов;
– обязательное включение возможности профессионального развития в планы развития школ;
– совпадение потребностей личного роста с потребностями образовательного учреждения.
Современный этап развития системы образования требует, чтобы уровень профессиональной подготовки руководителей общеобразовательных школ позволял им успешно применять управленческие навыки для решения профессиональных задач. Цель развития профессиональной компетенции названных руководителей заключается в максимальной реализации их профессионального личностного потенциала и удовлетворении потребностей как субъектов деятельности. Результатом развития профессиональной компетенции является профессиональное развитие и саморазвитие личности, удовлетворенность трудом и повышение эффективности профессиональной деятельности.
Назначаемый руководитель образовательного учреждения стоит перед выбором путей и форм профессионального развития, к которым относятся:
– саморазвитие и самообразование;
– профессиональная переподготовка;
– повышение квалификации.
Под профессиональной компетенцией руководителя общеобразовательного учреждения мы понимаем:
– круг профессиональных вопросов, в которых руководитель хорошо осведомлен;
– общую способность, которая позволяет руководителю установить связь между знанием и ситуацией, обнаружить систему действий для успешного решения профессиональных управленческих проблем.
В своей монографии Т.М. Гозман отмечает наличие управляемости процесса развития профессиональных компетенций, при этом, она делает вывод, что «результативность этого управления зависит, в том числе и от степени осознания руководителем своих профессиональных потребностей» [3, c. 48]. Эта же идея отмечена и О.И. Сторожевой. По её мнению, «эффективность развития компетенций слушателей системы повышения квалификации зависит от степени выявления собственных профессиональных дефицитов» [4, c. 81]. С другой стороны, исследователь Т.Д. Барышева, указывает на отсутствие культуры рефлексии: «в настоящее время складывается проблемная ситуация в понимании рефлексивных процессов в деятельности профессионала» [5, с. 47].
Итак, развитие проектных компетенций руководителей происходит в течение всей управленческой деятельности в различных формах: повышение квалификации в системе дополнительного профессионального образования, повышение квалификации на уровне методических служб и органов управления муниципалитета и городских округов, самообразование в межкурсовой период.
Вместе с тем, растущие требования к компетентности управленцев существенно превышают соответствующую компетентность действующих школьных менеджеров. Большинство возникающих проблем и трудностей в управлении связаны именно с несформированностью профессиональной компетентности руководителей. Явный дефицит такой управленческой компетентности зачастую тормозит реализацию конкретных программ развития муниципальных образовательных систем, проводимых в рамках модернизации отечественного образования
Библиография
1. Котлярова И.О. Проектирование образовательно-научного процесса в университете : монография / И. О. Котлярова, Г. Н. Сериков, Ю. В. Тягунова ; М-во образования и науки Российской Федерации, Южно-Уральский гос. ун-т, Каф. "Безопасность жизнедеятельности". – Челябинск : ЮУрГУ, 2012. – 228 с.
2. Матвеев В.Ю. Нематериальная мотивация работников образовательных организаций// Журнал руководителя управлением образования. – 2014. – № 2. – С.43-49.
3. Gozman T. M. the Integration of the educational process. – Barnaul, 2006. – 167 p.
4. Сторожева О.И. Развитие управленческих компетенций руководителей общеобразовательных учреждений: монография – Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2011. – 128 с.
5. Барышева Т.Д. Рефлексивный подход к развитию профессионального сознания и самосознания будущих педагогов-психологов в условиях модернизации высшей школы // Вектор науки ТГУ. – 2011. – №3(6). – C. 47-50.
Просмотр содержимого документа
«К вопросу об условиях развития профессиональных компетенций руководящего состава современной школы»
К ВОПРОСУ ОБ УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ РУКОВОДЯЩЕГО СОСТАВА СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ
Сейдинова Р.Б,
студент,
Научный руководитель: Арсланова Алия Талгатовна
канд, пед.наук, доцент,
ФГБОУ ВО «Башкирский государственный педагогический
университет им.М.Акмуллы»
Аннотация. В статье рассмотрены условиях развития профессиональных компетенций руководящего состава современной школы. Автором проведен комплексный анализ классификации условий формирования профессиональных компетенций, представлен зарубежный опыт и модели профессионального развития.
Ключевые слова: компетенция, профессиональная компетенция, профессиональное развитие, современное образование, профессионализм
Сегодня Россия, как никогда, нуждается в новом поколении управленческих кадров, особенно в системе образовательного менеджмента. При этом развитие профессиональных компетенций руководителей общеобразовательных школ возможно только в определённых условиях. Для того, чтобы определить условия развития профессиональных компетенций, следует хорошо понимать природу их формирования.
В системе образования распространена практика назначения руководителем общеобразовательных школ наиболее опытного и компетентного педагога, который в процессе профессиональной деятельности получил знания, умения и навыки педагогической профессии. Управленческих знаний и опыта руководства организацией вновь назначаемые руководители из числа опытных педагогов, как правило не имеют. Более того, начинающему руководителю трудно представить весь объем управленческой деятельности, определить ее приоритетные направления, выбрать оптимальный вариант управленческого решения. При этом немалые затраты управленческого труда назначаемых руководителей направлены на поиск, освоение и использование на практике норм профессионального поведения, теоретических и практических знаний, накопленных системой управления образовательным учреждением.
Отсутствие у назначаемых руководителей управленческих знаний приводит к недостаточному уровню сформированности их профессиональной управленческой компетенции. Традиционно профессиональную компетенцию руководителя образовательного учреждения рассматривают как общую способность (формируемую и проявляющуюся в управленческой деятельности), которая основана на знаниях, ценностях, склонностях и позволяет руководителю установить связь между знанием и ситуацией, а также позволяет обнаружить систему действий для успешного решения профессиональных управленческих проблем. В отличие от знаний, умений, навыков, предполагающих действие по аналогии с образцом, данная компетенция предусматривает наличие опыта самостоятельной деятельности на основе универсальных знаний.
Вопрос создания условий развития профессиональных компетенций представлен в научно-методической литературе достаточно широко (В.И. Байденко, В.А. Болотов, В.В. Ефимов, А.Г. Каспржак, К.Г. Митрофанов, М.В. Самсонов, О.И. Сторожева, И.В. Чечель), при этом большинство авторов рассматривают в своих исследованиях определённый комплекс условий, являющихся частью единой системы. Рассмотрим полную классификацию условий формирования профессиональных компетенций, представленную в исследовании И.О. Котляровой [1, с. 79].
1 группа условий: нормативно-регламентирующая. Назначение условий данной группы – обеспечение правовых основ развития профессиональных компетенций. Это может быть: внесение изменений в порядок аттестации руководителей, разработка содержания квалификационных требований к должности «руководитель», документационное обеспечение повышения квалификации и т.д.
2 группа условий: перспективно-ориентирующая. Эта группа призвана обеспечить направленность развития компетенций на определённые, социально-обоснованные цели. Это может быть выявление тенденций развития образовательной организации и потребностей самосовершенствования руководителей, согласование всех субъектов, заинтересованных в развитии их профессиональных компетенций.
3 группа условий: деятельностно-стимулирующая. Эта группа условий направлена на привлечение руководителей к развитию профессиональных компетенций и благотворное протекания этого процесса. Это может быть разъяснительная работа, разработка мер морального и материального поощрения, вариативность форм, методов, средств развития компетенций и т.д.
4 группа условий: коммуникативно-информационная. Это может быть обеспечение возможности продуктивного общения руководителей школ, разработка и предоставление им необходимой информационной базы для развития профессиональных компетенций.
В тоже время многочисленные образовательные реформы, осуществляющиеся в развитых странах Европы, США и Канаде в конце XX в., актуализировали проблему поиска новых условий развития профессиональных компетенций руководителей школ. Отметим условия, заложенные в модели профессионального развития в сфере образования, которую А. Харгривс назвал посттехнокритической, которая подразумевает следующее [2, с. 43]:
– формирование мотивации постоянного повышения своего профессионального уровня;
– регулярное оценивание уровня профессионализма специалистов;
– обязательное включение возможности профессионального развития в планы развития школ;
– совпадение потребностей личного роста с потребностями образовательного учреждения.
Современный этап развития системы образования требует, чтобы уровень профессиональной подготовки руководителей общеобразовательных школ позволял им успешно применять управленческие навыки для решения профессиональных задач. Цель развития профессиональной компетенции названных руководителей заключается в максимальной реализации их профессионального личностного потенциала и удовлетворении потребностей как субъектов деятельности. Результатом развития профессиональной компетенции является профессиональное развитие и саморазвитие личности, удовлетворенность трудом и повышение эффективности профессиональной деятельности.
Назначаемый руководитель образовательного учреждения стоит перед выбором путей и форм профессионального развития, к которым относятся:
– саморазвитие и самообразование;
– профессиональная переподготовка;
– повышение квалификации.
Под профессиональной компетенцией руководителя общеобразовательного учреждения мы понимаем:
– круг профессиональных вопросов, в которых руководитель хорошо осведомлен;
– общую способность, которая позволяет руководителю установить связь между знанием и ситуацией, обнаружить систему действий для успешного решения профессиональных управленческих проблем.
В своей монографии Т.М. Гозман отмечает наличие управляемости процесса развития профессиональных компетенций, при этом, она делает вывод, что «результативность этого управления зависит, в том числе и от степени осознания руководителем своих профессиональных потребностей» [3, c. 48]. Эта же идея отмечена и О.И. Сторожевой. По её мнению, «эффективность развития компетенций слушателей системы повышения квалификации зависит от степени выявления собственных профессиональных дефицитов» [4, c. 81]. С другой стороны, исследователь Т.Д. Барышева, указывает на отсутствие культуры рефлексии: «в настоящее время складывается проблемная ситуация в понимании рефлексивных процессов в деятельности профессионала» [5, с. 47].
Итак, развитие проектных компетенций руководителей происходит в течение всей управленческой деятельности в различных формах: повышение квалификации в системе дополнительного профессионального образования, повышение квалификации на уровне методических служб и органов управления муниципалитета и городских округов, самообразование в межкурсовой период.
Вместе с тем, растущие требования к компетентности управленцев существенно превышают соответствующую компетентность действующих школьных менеджеров. Большинство возникающих проблем и трудностей в управлении связаны именно с несформированностью профессиональной компетентности руководителей. Явный дефицит такой управленческой компетентности зачастую тормозит реализацию конкретных программ развития муниципальных образовательных систем, проводимых в рамках модернизации отечественного образования
Библиография
Котлярова И.О. Проектирование образовательно-научного процесса в университете : монография / И. О. Котлярова, Г. Н. Сериков, Ю. В. Тягунова ; М-во образования и науки Российской Федерации, Южно-Уральский гос. ун-т, Каф. "Безопасность жизнедеятельности". – Челябинск : ЮУрГУ, 2012. – 228 с.
Матвеев В.Ю. Нематериальная мотивация работников образовательных организаций// Журнал руководителя управлением образования. – 2014. – № 2. – С.43-49.
Gozman T. M. the Integration of the educational process. – Barnaul, 2006. – 167 p.
Сторожева О.И. Развитие управленческих компетенций руководителей общеобразовательных учреждений: монография – Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2011. – 128 с.
Барышева Т.Д. Рефлексивный подход к развитию профессионального сознания и самосознания будущих педагогов-психологов в условиях модернизации высшей школы // Вектор науки ТГУ. – 2011. – №3(6). – C. 47-50.
2