Как сократить время на составление технологической карты урока
Не могу не согласиться с мнением, что подготовка к уроку в соответствии с новыми требованиями ФГОС второго поколения, а именно составление технологической карты урока, позволяет организовать более эффективный учебный процесс. Однако на начальном этапе планирование урока «по-новому» занимало у меня много времени (около 2 часов на урок!), пока не была выработана наиболее удобная форма и не прописаны возможные параметры урока.
Да, я перечитала много методической литературы в интернете, нашла много примеров технологических карт, но ни одного конкретного пособия по созданию карты урока. Поэтому решилась написать о своём опыте. Отобрав и обобщив найденную информацию, я адаптировала таблицу, список этапов урока, шаблоны целей, задач и т. д. Составляя очередную технологическую карту урока, теперь просто копирую и переношу необходимую мне информацию в следующую таблицу:
Этап | Цель | Содержание урока | Используемые методы, приёмы, формы | Формируемые УУД | Результат сотрудничества | Средства обучения |
| | Действия учителя | Действия обучающихся | | | | |
| | | | | | | |
В начале технологической карты необходимо прописать «шапку».
Шаг 1: Заполнение «шапки»
Класс:
Тема урока:
Базовый учебник:
Шаг 2: Определяем место урока в теме, его цели (прогнозируемый учителем результат, который должен быть достигнут к концу урока) и задачи.
Цель (например):
организовать деятельность учащихся по изучению и закреплению структур приветствия/прощания;
организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению букв алфавита А, В, С, познакомить с понятием транскрипции;
организовать деятельность учащихся по повторению и обобщению пройденного материала, организовать проверку знаний алфавита;
Задачи :
Образовательная (познавательная, когнитивная). Пример описания: формировать общеучебные умения и навыки (умение сравнивать, обобщать, делать выводы, анализировать), расширять словарный запас обучающихся посредством знакомства с новыми словами…
Развивающая. Пример описания: развивать коммуникативные навыки сотрудничества с другими учащимися, совершенствовать навыки чтения и произношения изученных слов; способствовать развитию умений учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ, синтез, сравнения, делать необходимые выводы; обеспечить условия для развития умений устанавливать причинно-следственные связи, ситуации, способствующие развитию умений анализировать, условия для развития умений и навыков работы с источниками учебной и научно-технической информации, выделять главное и характерное, условия для развития внимательности, наблюдательности и умений выделять главное, оценке различных процессов, явлений и фактов; содействовать развитию умений применять полученные знания в нестандартных (типовых) условиях, способствовать развитию волевых качеств учащихся, развитию умений творческого подхода к решению практических задач, развитию технологического (абстрактного, логического, творческого) мышления.
Воспитательная. Пример описания: создать/обеспечить условия для воспитания чувства гуманизма, коллективизма, уважения к старшим, взаимопомощи, отзывчивости, вежливости, отрицательного отношения к вредным привычкам, осознанию ценности физического здоровья, содействовать развитию интереса к изучению иностранного языка, содействовать повышению уровня мотивации на уроках через средства обучения.
Задачи могут повторяться из урока в урок и это нормально — ведь мы не можем развить внимание, улучшить память или мотивировать к изучению за один урок.
Тип урока (пример): урок изучения нового, урок закрепления знаний, урок комплексного применения знаний, урок обобщения и систематизации знаний, урок контроля и оценки знаний (или урок формирования речевых навыков, урок совершенствования речевых навыков, урок развития речевых умений).
Теперь переходим непосредственно к заполнению таблицы.
Шаг 3: Обозначение этапов урока в соответствии с его видом. Тут же можно прописать и языковые аспекты (фонетика, лексика, грамматика), и виды речевой деятельности (аудирование, говорение, письмо, чтение), чтобы проследить последовательность и логичность.
Этапы урока:
Мотивационно-вступительная часть (5-10 мин).
1.1 Организация начала занятия: приветствие, разминка
1.2 Подготовка к основному этапу занятия (Обеспечение мотивации учебной деятельности — целеполагание)
1.3 Проверка выполнения домашнего задания
Операционно-познавательная часть (30-35 мин)
2.1 Усвоение новых знаний и способов действий
2.2 Первичная проверка понимания
2.3 Закрепление знаний и способов действий
2.4 Обобщение и систематизация знаний
2.5 Контроль и самопроверка знаний
Рефлексивно-оценочная часть (5—10 мин)
3.1 Подведение итогов занятия
3.2 Рефлексия
3.3 Информация о домашнем задании
Обязательно включить физминутку (на 20—25 минуте), а лучше две (на 12 и 22 минуте).
Шаг 4: Прописываем цели каждого этапа, например: усвоить, закрепить, обобщить и т. д.
Шаг 5: Содержание урока — действия учителя и действия учащихся.
Шаг 6: Используемые методы (репродуктивные, частично-поисковые, объяснительно-иллюстративные), а также приёмы, формы работы обучающихся (индивидуальная, коллективная, в парах).
Шаг 7: Формируемые УУД.
Личностные УУД:
формирование адекватной, позитивной, осознанной самооценки;
формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой деятельности;
развитие познавательных интересов, учебных мотивов;
развитие доброжелательности, доверия и внимательности к окружающим;
формирование готовности к сотрудничеству, оказанию помощи.
Регулятивные УУД и виды деятельности:
способность к организации своей деятельности (самостоятельное составление плана выполнения заданий);
способность принимать, сохранять и следовать учебным целям;
умение действовать по плану (решение задачи, вычисление выражений в два и более действий);
умение контролировать процесс и результаты своей деятельности (проверка вычислений);
умение адекватно воспринимать отметки и оценки (самооценка и сравнение результатов самооценки с отметкой учителя);
умение различать субъективную сложность задачи и объективную трудность (анализ задачи, определение типа задачи);
готовность к преодолению трудностей (решение нестандартных задач, поиск новых способов решения).
Познавательные (общеучебные) УУД:
поиск и выделение необходимой информации (анализ задачи, нахождение заданной информации, проектная деятельность)
знаково-символическое моделирование (построение чертежей, схем, создание краткой записи к задаче, выведение и запись формул)
умение структурировать знания;
умение осознанно строить речевые высказывания в устной и письменном виде (объяснять алгоритм вычисления, процесс решения задачи, записывать пояснения к действиям);
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий (вычисление наиболее удобным способом, решение задачи несколькими вариантами);
Познавательные (логические) УУД:
анализ, синтез, классификация, подведение под понятие, установление причинно-следственных связей, построение логической цепочки рассуждений, доказательство.
Коммуникативные УУД:
умение оформлять свою мысль в устной и письменной форме (доказывать свою точку зрения)
умение вступать в диалог (задавать вопросы учителю, одноклассникам, отвечать на вопросы);
умение договариваться, находить общее решение (работа в парах, группах);
понимание возможности различных позиций (выполнение задания разными способами, предположение ответов),
уважение к другой точке зрения,
умение доказывать свою позицию,
согласование усилий по достижению общих целей (работа в группах, группах, проектная деятельность).
Шаг 8: Результат сотрудничества должен быть согласован с поставленными задачами каждого этапа урока.
Шаг 9: Прописывайте средства обучения так, чтобы вы могли видеть сразу все, что вам понадобится на данном этапе.
Теперь мы сохраняем на компьютере макет карты с пустыми колонками и строками и заполняем уже подготовленной информацией. Надеюсь, вы сможете существенно сократить время на подготовку к уроку по новым требованиям.
Источник: http://iyazyki.prosv.ru/2015/12/tehn-karta/