Развитие компетенций согласно ФГОС
«Мы слишком часто даём ответы детям,
которые надо выучить, а не ставим
перед ними проблемы,
которые надо решить» Роджер Левин
Развивающемуся Российскому обществу требуются современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия, отличающиеся мобильностью, способные к сотрудничеству, обладающие чувством ответственности за судьбу страны, её социально-экономическое процветание.
Формирование компетенций (общих и профессиональных)является основой реализации ФГОС. Под компетенцией в ФГОС понимается способность применять знания, умения, личностные качества и практический опыт для успешной деятельности в определённой области. Понятие «компетенция относится к области умений, а не знаний.
Умение- действие в специфической ситуации. Это компетенция в действии. Надо уметь в данных условиях проявлять соответствующую компетенцию.
Традиционно цели школьного образования определялись набором знаний, умений и навыков, которыми должен овладеть выпускник. Сегодня социуму нужны выпускники, готовые к включению в дальнейшую жизнедеятельность, способные практически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные задачи и проблемы. Сегодня главной задачей подготовки выпускников является подготовка выпускника такого уровня, чтобы, попадая в проблемную ситуацию, он мог найти несколько способов её решения, выбрать рациональный способ, обосновав своё решение.
Компетентностей достаточно много, но среди них выделяют основные, то есть ключевые. Они относятся к общему(метапредметному) содержанию образования.
Общепредметные(усвоение универсальных учебных действий) компетенции относятся к определённому кругу учебных предметов и образовательных областей.
Предметные компетенции- частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенций. Они имеют конкретное описание и возможности формирования в рамках учебных предметов.
К ключевым компетенциям относятся:
*Социальная компетентность - способность действовать в социуме с учётом позиции других людей.
*Коммуникативная - способность вступать в коммуникацию с целью быть понятым.
*Предметная – требующая предметных знаний, чтобы анализировать и действовать с позиции отдельных областей человеческой культуры.
*Информационная – способность владеть информационными технологиями, работать со всеми видами информации.
*Автономизационная – способность к саморазвитию, самоопределению, самообразованию, конкурентоспособности.
*Математическая – умение работать с числами, цифровой информацией.
*Продуктивная – умение работать и зарабатывать, быть способным создать собственный продукт, принимать решения и нести ответственность за них.
*Нравственная – готовность, способность жить по традиционным нравственным законам .
Согласно программе внедрения компетентностно ориентированного подхода в учебно-воспитательный процесс, выделяют следующие ключевые компетенции:
1.Познавательная ( ценностное отношение к знаниям)
-учебные достижения
-интеллектуальные задания
-умение учиться и оперировать знаниями
-Ставить цель и достигать её
-планировать
-организовывать
-выступать с результатами, делать выводы.
2.Личностная ( ценностное отношение к себе, способность к саморазвитию)
-развитие индивидуальных способностей и талантов
-знание своих сильных и слабых сторон
-способность к рефлексии
-динамичность знаний.
3.Самообразовательная (ценностное отношение к себе)
-способность к самообразованию, организации собственных приёмов самообучения
-ответственность за уровень личной самообразовательной деятельности
-гибкость применения знаний, умений, навыков в условиях быстрых изменений
-постоянный самоанализ, контроль своей деятельности
4.Социальная(ценностное отношение к обществу)
-сотрудничество в команде, коммуникативные навыки
-способность принимать собственные решения, стремиться к осознанию собственных потребностей и целей
-социальная целостность, умение определить личностную роль в обществе
-развитие личностных качеств, саморегулирование
5.Компетентностное отношение к своему здоровью
-соматическое здоровье
-клиническое здоровье
-физическое здоровье
-уровень валеологических знаний
Компетентность как педагогическое явление обладает особенностью: они жизненно необходимы человеку любой профессии, возраста родственного состояния.
Таким образом , компетенции, помогающие овладевать социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в обществе:
*Ценностно-смысловая
*Общекультурная
*Учебно-познавательная
*Информационная
*Коммуникативная
*Социально-трудовая
*Компетенция личностного самоусовершенствования
Главным есть не предмет, которому вы учите, а личность, которую формируете.
Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на практике.
Приучайте воспитанника думать и действовать самостоятельно.
Учитывайте жизненный опыт детей, их интересы.
Учите так, чтобы ребёнок понимал, что знания для него являются жизненной необходимостью.
Объясняйте, что каждый человек найдёт своё место в жизни, если научится всему, что необходимо для реализации жизненных планов.
Структура воспитательного занятия
Тема:
Цель:
Задачи:
-образовательная
-воспитательная
-коррекционная
I.Вводная часть (10-15 минут)
1.Введение в занятие:
1.Психологический настрой
Цель: Создать желание у детей общаться (мотивация), развить интерес к данной теме
2.Расшифруй , узнай. Это может быть игра, коррекционное упражнение :реши, что изменилось, угадай наощупь, по голосу, по вкусу.
3. Вводная беседа
На этом этапе используем наглядность, карточки, позволяющие определить имеющиеся навыки
4.Отсюда идёт тема. Её объявление
5.Постановка целей и задач.
II.Основная часть (15-20 минут):
Цель: Познакомить с каким- то материалом, отработать навыки поведения
Беседа (рассказ, объяснение с наглядностью, новая лексика, словарная работа)
Обобщающая беседа (моё новоё поведение)
III.Заключительная часть (не вывод)10 -15 минут
Закрепляем полученные на занятии знания, навыки у детей.
Рекомендуются вопросы проблемного характера:
-так или не так? Почему? Зачем надо это знать?
-последовательность (режим питания и т.п.)
1.Схемы
2.Речевые уточнения
3.Проблемные задания(ситуации)
4.Итоговая оценка (Самооценка-рефлексия, ) фишки, жетоны, награждение, призы, сюрпризы
5.Выработка взглядов на следующее занятие (Перспектива дальнейшей работы)
Рекомендуется проводить на 12-15 минуте динамическую физминутку.
Цель: Соблюдение охранительного режима ( улучшить соматическое состояние воспитанника, снять усталость).
Схема анализа внеклассного занятия
| Предмет анализа | Анализируемые вопросы |
1 | Подготовленность | 1.Роль воспитателя при подготовке к занятию 2.Активность и самостоятельность воспитанников при подготовке к занятию |
2 | Целенаправленность | 1.Соответствие занятия общим воспитательным целям, уровню развития коллектива, возрастным особенностям воспитанников 2.На решение каких задач коллектива и формирование каких качеств личности рассчитано занятие |
3 | Познавательная ценность | 1.Даёт ли занятие новые знания воспитанникам? 2.Какие новые умения даёт, какие умения и навыки совершенствует? |
4 | Воспитательная эффективность | 1.Как сказалось занятие на поведении отдельных воспитанников. 2.Какие социально - нравственные установки формировались у ребят? 3.Какими дополнительными возможностями обладает занятие? |
5 | Духовно-эмоциональная насыщенность | 1.Насколько содержательно, эмоционально и интересно? 2.Присутствовал ли элемент игры? 3.Использование наглядности и ТСО(Технические средства обучения) |
6 | Результативность | 1.Достигнуты ли поставленные цели и задачи. Причины неуспеха, неудач, ошибок. 2.Какова общая оценка ценности занятия со стороны воспитателя, воспитанников? |
7 | Участники | 1.Количество воспитанников в группе 2Количество воспитанников, принявших участие в подготовке и проведении данного занятия. |
Схема занятия
Этапы | Цель и краткое содержание |
I.Вводная часть | Цель: включить детей в занятие посредством организационной, игровой и познавательной ситуации, в ходе которой определяем тему занятия и узнаём о его цели. |
II.Основная часть | Цель: Создать условия для взаимодействия детей друг с другом, используя индивидуальные, парные, коллективные формы работы, в процессе сменяющихся видов деятельности раскрыть тему занятия. Дети получают информацию, ведут диалог, анализируют ситуации, учатся находить правильные решения, показывают свои познавательные и творческие способности, знания и умения. |
III.Заключительная часть | Цель: Закрепление полученных знаний. Подведение итогов и оценка знаний .Рефлексия. Учим анализировать свою деятельность |