Актуальная проблема современного общества — это приобщение детей к чтению. И крайне важно вовремя вызвать интерес и любовь дошкольника к книге, открыть в малыше читателя. И первым этапом здесь будет не библиотека, а деятельность воспитателя, его педагогическое мастерство.
Особенности чтения художественной литературы в разных возрастных группах
Дети раннего возраста только начинают своё знакомство с миром художественного слова:
Воспитатель приучает малышей слушать коротенькие потешки, песенки, сказки и авторские произведения (стихотворные и прозаические), обязательно сопровождая чтение показом игрушек, персонажей настольного театра, картинок и прочих наглядных материалов.
Педагог побуждает детей договаривать отдельные слова и даже фразы (в зависимости от индивидуальных возможностей каждого ребёнка).
Воспитатель приобщает ребят к рассматриванию иллюстраций в книгах.
Вторая младшая группа может решать уже более сложные задачи на занятиях по чтению художественной литературы:
Воспитатель подводит малышей к пониманию поступков героев и их последствий.
Малыши под руководством педагога учатся инсценировать коротенькие отрывки из сказок, песенок, потешек.
Дети заучивают наизусть небольшие по объёму стихотворения и потешки.
К задачам чтения художественной литературы с детьми средней группы относятся:
Формирование у детей представления о том, что книги содержат много интересной и познавательной информации.
Углубление знаний об иллюстрациях, их значении в книге.
Формирование навыка нравственной оценки произведения.
Развитие способности к сопереживанию героям.
В старшей группе список задач расширяется:
Воспитатель приучает дошкольников слушать большие произведения (по главам).
Педагог побуждает детей выражать эмоциональное отношение к прочитанному, рассказывать о своём восприятии поступков персонажей, размышлять над скрытыми мотивами их поведения.
Воспитывается чуткое отношение к художественному слову, умение замечать яркие описания, эпитеты, сравнения, чувствовать ритм и мелодику стихотворения.
Продолжается формирование навыков выразительного чтения стихотворений, чтения по ролям.
Объясняются в доступной детям форме понятие жанра, жанровые особенности сказки, рассказа, стихотворения.
Дошкольники учатся сравнивать иллюстрации разных художников к одному и тому же произведению.
К задачам подготовительной группы относятся:
Совершенствование умения понимать выразительность языка художественного произведения, красоту поэтического слова.
Развитие у дошкольников чувства юмора.
Развитие умения ставить себя на место литературного персонажа.
Отработка навыков выразительного чтения, драматизации произведения (проявление эмоций посредством интонации, мимики, жестов).
Углубление понятия «жанр», развитие умения их различать.
Общая структура занятия по чтению
Структура занятия по чтению художественной литературы зависит от его типа, содержания материала, и конечно же от возраста воспитанников. Традиционно выделяются три части:
Знакомство с произведением, цель которого — правильное и эмоционально насыщенное восприятие.
Беседа о прочитанном, направленная на уточнение содержание, языковых средств выразительности.
Повторное чтение текста (либо его ключевых эпизодов) для углубления восприятия и закрепления впечатления.
Можно выделить несколько типов занятий по чтению художественной литературы с дошкольниками:
Чтение, рассказывание либо пересказ какого-то одного произведения.
Чтение двух и более произведений, которые объединяет одна тематика или образ (например, стихи о зиме, осени и т. д., русские народные сказки о медведе, лисе, зайчике). При этом можно комбинировать тексты одного либо разных жанров. Например, на тему дружбы: басню Л. Толстого «Два товарища» с рассказом той же тематики В. Осеевой «Синие листья». О зиме: загадку, стихотворение «Всюду снег» А. Бродского и рассказ «Зимой» И. Соколова-Микитова. О вежливом и уважительном отношении к окружающим: рассказы В. Осеевой «Волшебное слово», «Печенье», «Просто старушка» и русскую народную сказку «Морозко». Одно произведение детям может быть уже известны, а с другим они только будут знакомиться.
Объединение на занятии произведений разных видов искусства. Например, чтение сказки «Снегурочка» и прослушивание фрагментов из одноимённой оперы Н. Римского-Корсакова или чтение сказки «Иван Царевич и Серый Волк» и рассматривание к ней иллюстраций В. Васнецова. Такая образовательная деятельность обычно строится таким образом, чтобы эмоциональная насыщенность усиливалась к концу занятия.
Чтение либо рассказывание с опорой на наглядность. Как правило, это повторное рассказывание сказки с показом игрушек, персонажей театра (настольного, кукольного, на фланелеграфе), демонстрацией слайдов.
Чтение произведения в рамках занятия по развитию речи. Текст в этом случае логически связан с основным содержанием образовательной деятельности (например, беседой о маме, дружбе, смелости и т. д.).
Как спланировать и провести занятие по чтению художественной литературы
Чтобы грамотно построить занятие по ознакомлению малышей с каким-либо литературным произведением, педагогу необходимо многое продумать.
Какие приёмы и методы можно использовать
На занятии по чтению художественной литературы воспитателем применяются следующие методы:
Чтение педагога по книге или наизусть. Такая дословная передача текста сохраняет авторский язык, лучше всего передаёт оттенки мыслей прозаика.
Рассказывание (пересказ). Это более свободная передача содержания: воспитатель может переставлять слова, заменять их синонимами. Но такая форма повествования даёт больше возможностей для привлечения детского внимания: можно лишний раз сделать паузу, повторить ключевые фразы и т. д.
Инсценирование — метод вторичного ознакомления с литературным произведением.
Заучивание наизусть или пересказ текста дошкольниками (в зависимости от жанра произведения).
Чтобы занятие прошло успешно, надо учесть следующее:
Занятие должно быть эмоционально насыщенным. Прежде всего это касается манеры речи воспитателя, которая должна передавать характер произведения и воздействовать на ум и чувства детей. Ребята должны видеть заинтересованное лицо педагога, его мимику и артикуляцию, а не просто слышать голос. Для этого он должен смотреть не только в книгу, но и на лица детей, чтобы видеть их реакцию.
Прозаические произведения (сказки, рассказы) можно рассказывать, а не читать. Что касается стихотворений, то они обычно читаются голосом средней громкости (хотя некоторые нужно рассказывать тихо или, наоборот, громко) и медленно, чтобы дошкольники поняли, о чём идёт речь.
Для большей наполненности занятия можно включать в него аудиозаписи (например, где К. Чуковский сам читает свои стихотворные сказки).
В процессе чтения не нужно отвлекать воспитанников дисциплинарными замечаниями: для этой цели педагог может повысить или понизить голос, сделать паузу.
Лучшему пониманию содержания произведения, усвоению выразительных средств языка способствует многократное чтение. Короткие тексты можно повторять сразу после первичного прочтения. Для произведений большего объёма требуется некоторое время на осмысление, а затем воспитатель перечитывает отдельные, особо значимые части. Напомнить детям содержание материала можно и спустя какое-то время (2–3 недели), коротенькие же стихи, потешки, рассказы можно повторять часто (например, на прогулке, в ходе режимных моментов). Обычно ребята любят по много раз слушать полюбившиеся сказки, просят воспитателя рассказать их.
Как объяснять детям незнакомые слова
Воспитатель должен объяснять дошкольникам значение незнакомых слов в произведении. Этот приём обеспечивает полноценное восприятие художественного текста: характеров героев, их поступков. Здесь можно использовать различные варианты: по ходу повествования останавливаться на непонятном детям слове и подбирать к нему синонимы (например, лубяная избушка зайчика — значит, деревянная; горница — это комната), объяснить незнакомые слова ещё до начала чтения (например, перед рассказыванием сказки «Волк и семеро козлят» педагог показывает картинку с изображением козы, проговаривает фразу: «Течёт молоко по вымечку, а с вымечка по копытечку» и наглядно объясняет, что такое вымя у животного).
Однако не все слова требуют подробного толкования: например, читая старшим дошкольникам «Сказку о рыбаке и рыбке» А. Пушкина, вовсе не обязательно подробно останавливаться на словосочетаниях «столбовая дворянка», «соболья душегрейка» — они не препятствуют пониманию содержания произведения. Также не нужно спрашивать у ребят, что им неясно в тексте, но если они интересуются, что значит какое-то слово, нужно дать ответ в доступной форме.
Как правильно провести с детьми беседу по прочитанному произведению
После прочтения произведения следует провести аналитическую беседу (это особенно актуально в старшем дошкольном возрасте). В ходе беседы воспитатель подводит детей к оценке поступков персонажей, их характерам. Не нужно стремиться к тому, чтобы дети просто детально воспроизводили текст: вопросы должны быть продуманными, способствующими лучшему пониманию смысла, углублению эмоций. Содержание не нужно отрывать от формы: обязательно уделять внимание жанровым, языковым особенностям (например, акцентировать внимание малышей на повторяющиеся обращения «Козлятушки-ребятушки, отомкнитеся, отопритеся!» или назвать, какие эпитеты относятся в определённой сказке к лисе, волку, зайцу).
Примеры вопросов на выявление эмоционального отношения к героям:
Кто из персонажей сказки больше всего понравился и почему?
На кого бы вы хотели быть похожи?
С кем бы вы не стали дружить?
Вопросы на выявление ключевого смысла произведения:
Кто виновен в том, что мама-воробьиха потеряла свой хвост (М. Горький «Воробьишко»)?
Почему сказка «У страха глаза велики» так называется?
Вопросы на обнаружение мотива:
Отчего Машенька не разрешала медведю отдыхать по дороге к бабушке и дедушке («Маша и медведь»)?
Зачем лиса намазала себе голову тестом («Лиса и волк»)?
Почему мама превратилась в птицу и улетела от своих детей (ненецкая народная сказка «Кукушка»)?
Один из методов ознакомления – заучивание наизусть.
Для заучивания стихотворений и пересказа сказок хорошо использовать мнемотаблицы. Они представляют собой схематическое изображение сюжета произведения в виде ряда картинок. Такой приём, облегчающий запоминание текста, можно практиковать уже со средней группы.
Как показывать детям иллюстрации
Более глубокому пониманию текста и заложенных в нём художественных образов способствует рассматривание иллюстраций. Методика использования наглядности зависит от возраста дошкольников и содержания книги. Но в любом случае восприятие текста и картинки должно быть целостным. Некоторые книги состоят из серии картинок с подписями (пример тому — А. Барто, «Игрушки» или В. Маяковский, «Что ни страница — то слон, то львица») или же разделены на отдельные главы («Снежная королева» Г.-Х. Андерсена. В этом случае воспитатель сначала демонстрирует картинку, а затем читает текст.
Если же произведение не разделено на части, то не стоит прерывать повествование показом иллюстраций: это можно сделать после прочтения или же незадолго до него (рассматривание книги вызовет у дошкольников интерес к сюжету). При чтении познавательной литературы картинка используется для наглядного пояснения информации в любой момент.
Мотивирующее начало занятия
Чтобы занятие прошло успешно нужно подготовить дошкольников к восприятию произведения, мотивировать их на слушание. Для этого используются различные способы.
Появление игрового персонажа
В младшем и среднем возрасте занятия лучше начать с сюрпризного момента с появлением игрового персонажа. Он всегда с содержанием произведения. Например, это пушистый плюшевый котёнок (стихотворение В. Берестова «Котёнок»), забавный жёлтый цыплёнок (сказка К. Чуковского «Цыплёнок»), кукла Маша (русская народная сказка «Маша и медведь», «Три медведя», «Гуси-лебеди» и другие, где фигурирует маленькая девочка).
Воспитатель может показать малышам волшебный сундучок, в котором оказываются герои сказки. Как правило, это произведения, где фигурирует много персонажей («Репка», «Теремок», «Колобок»).
Послание от героя
Можно использовать и мотив письма — в группу приходит послание от домовёнка Кузеньки. Он рассказывает, что живёт в детском садике — охраняет его по ночам, а днём ему очень нравится слушать, как ребята поют песни, играют, занимаются спортом. И вот Кузя решил сделать детям подарок — подарить им свою шкатулку со сказками. Теперь в любой момент малыши могут познакомиться с новой сказкой, которую прочитает им воспитатель.
Предварительная беседа
В старшем дошкольном возрасте для создания мотивации к чтению уже можно задействовать личный опыт дошкольников. Это может быть вводная мини-беседа, связывающая события из жизни с тематикой произведения. Например, педагог интересуется у ребят, любят ли они фантазировать. Затем все вместе рассуждают: а зачем вообще люди фантазируют (чтобы позабавить своего собеседника, сделать ему приятно и т. д.). Затем воспитатель плавно переходит к чтению рассказа Н. Носова «Фантазёры». Кстати, в занятие по этой теме можно ввести ещё и игрового персонажа — Незнайку, ведь он тоже любил придумывать и сочинять небылицы.
Другой пример — педагог начинает разговор о мечте. Ведь она есть у любого человека. Взрослый просит рассказать ребят, о чём же они мечтают. После этого воспитатель подводит дошкольников к выводу, что для исполнения своего желания нельзя сидеть сложа руки, а нужно потрудиться, приложить усилия, хотя, конечно, бывают случаи, когда человеку улыбается удача, и мечта сбывается сама, словно по волшебству. И очень часто такое встречается в русских народных сказках, например, в произведении «По щучьему веленью» (или другом, где фигурируют волшебные герои или вещи, помогающие главному персонажу).
Ознакомление с наглядными материалами
Для создания мотивации к чтению воспитатель может начать занятие также с рассматривания картины, к примеру, работы В. Васнецова «Три богатыря». После знакомства с этим произведением искусства дети наверняка с большим интересом прослушают былину про Илью Муромца или другого русского витязя.
Незадолго до занятия можно заинтересовать ребят красочной обложкой книги или её иллюстрациями: дети захотят узнать, кто на ней изображён и что случилось с героями в произведении.
Перед чтением стихотворений о каком-то времени года хорошо сводить детей на прогулку либо устроить экскурсию в осенний или зимний парк.
Просмотр содержимого документа
«Консультация для педагогов по теме "Формы, методы, приемы и средства работы по приобщению детей к чтению художественной литературы"»
«Формы, методы, приемы и средства работы по приобщению детей к чтению художественной литературы»
Подготовила:
Шматько В.А.
воспитатель МБДОУ ДС «Весна» г.Вологодонска
Особенности чтения художественной литературы в разных возрастных группах