СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Как приобщить современного ребенка к чтению

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современные дети не очень увлекаются чтением. Их больше интересует компьютер, смена картинок на экране. Дпнная статья поможет учителю начальных классов завинтересовать современного ребенка чтением художественной литературы.

Просмотр содержимого документа
«Как приобщить современного ребенка к чтению»

Как приобщить современного ребенка к чтению?

Современный ребенок испытывает трудности в общении с книгой. Причин этому много:

  1. огромный поток информации, который легко получить в интернете, сотовом телефоне;

  2. нежелание затруднять себя чтением литературы, так как на это уходит много времени и сил (легче найти краткое содержание того или иного произведения или посмотреть фильм, созданный на основе книги);

  3. у многих детей трудности с техникой чтения, поэтому при увеличении объема читаемого произведения ребенку трудно вникнуть в суть читаемого, запомнить действия главных героев и т.д.

Передо мной встал вопрос: как не заставить, а привлечь ребенка к чтению, чтобы ему был интересен процесс чтения, чтобы ему захотелось самому найти книгу и прочитать ее, да еще внимательно?

Я решила проводить конкурсы на звание «Лучший знаток того или иного произведения». Для его получения нужно ответить на вопросы по содержанию текста. Кто набирает большее количество баллов, тот награждается медалью.

Например, после прочтения сказки Ш. Перро «Золушка» учащиеся в письменной форме отвечали на следующие вопросы:

  1. Почему Золушку так назвали? (Она сидела на ящике с золой)

  2. Во что превратилась тыква? (в карету)

  3. В кого превратились мыши? (в серых коней)

  4. В кого превратилась толстая крыса? (в кучера)

  5. В кого превратились ящерицы? (в лакеев)

  6. Во сколько часов Золушка покинула бал? (в полночь)

  7. Из чего была сделана туфелька, которую потеряла Золушка? (из хрусталя)

  8. Какие положительные качества были присущи Золушке? Перечисли три. (доброта, трудолюбие, милосердие)

  9. Как принц нашел Золушку? (По туфельке, которую обронила Золушка: при примерке она оказалась по размеру ножки Золушки)

За каждый правильный ответ ученик получает один балл. За восьмое задание можно поставить 3 балла (за каждое перечисленное положительное качество). Таким образом, максимальное количество баллов за ответ на вопросы – 10 баллов. Ученик, набравший максимальное количество баллов, награждается медалью «Лучший знаток сказки Ш. Перро «Золушка». На медали можно изобразить иллюстрацию к данной сказке.

Задаю детям прочитать сказку В. Катаева «Цветик-семицветик». После прочтения учащиеся отвечают на следующие вопросы:

  1. Сколько баранок купила Женя? (7)

  2. Кто съел все баранки? (собака)

  3. Кто подарил Жене цветик-семицветик? (старушка)

  4. Что нужно было сделать, чтобы цветок мог исполнить любое желание? (Сорвать лепесток, бросить и произнести слова-заклинание.)

  5. Какое первое пожелание было у Жени? (Попасть домой с баранками.)

  6. Второе пожелание? (Склеить вазу.)

  7. Третье пожелание?
    (Оказаться на Северном полюсе.)

  8. Четвертое пожелание? (Очутиться опять в своем дворе.)

  9. Пятое пожелание? (Иметь много игрушек.)

  10. Шестое пожелание? (Чтобы игрушки вернулись опять в магазин.)

  11. Седьмое пожелание? (Чтобы мальчик Витя был здоров.)

  12. Если бы у тебя был цветик-семицветик и мог исполнить только одно твое самое заветное желание. С какой просьбой ты бы обратилась (обратился)?

За каждый правильный ответ ученик получает один балл. Двенадцатое задание не оценивается. Ответы на него можно обсудить в классе. Таким образом, максимальное количество баллов за ответ на вопросы – 11 баллов. Ученик, набравший максимальное количество баллов, награждается медалью «Лучший знаток сказки В. Катаева «Цветик-семицветик». На медали можно изобразить иллюстрацию к данной сказке.

После прочтения сказки П. Бажова «Серебряное Копытце» учащиеся отвечают на следующие вопросы:

  1. Какое прозвище было у старика – главного героя сказки? (Кокованя)

  2. Как звали девочку-сироту, которую взял к себе старик? (Даренка)

  3. Кого взяла с собой Даренка, когда пошла жить к старику? (кошку Муренку)

  4. Что умел делать особенный козел? (Топал серебряным копытцем, и появлялись дорогие камни.)

  5. Чем отличались рожки особенного козла от обычных? (У них было не две, а пять веток.)

  6. Почему Кокованя отговорил Даренку взять с собою в лес до зимы? (У особенного козла рожки были даже зимой, а обычные ходили безрогими. Поэтому его зимой легче увидеть.)

  7. С каким условием взял Кокованя Даренку с собой в лес зимой? (В лесу не реветь и домой до времени не проситься.)

  8. На какой день, сидя в балагане без Коковани, Даренка увидела, как Серебряное Копытце камни выбивает? (на третий)

  9. Как называются зеленые камни, которые находят люди, проходя по тем дорожкам, где скакал Серебряное Копытце? (хризолитами)

Максимальное количество баллов за ответ на вопросы – 9. Ученик, набравший максимальное количество баллов, награждается медалью «Лучший знаток сказки П. Бажова «Серебряное Копытце». На медали можно изобразить иллюстрацию к данной сказке.

Такие опросы можно проводить и на уроках внеклассного чтения. Сразу после проверки работ учащихся можно сделать вывод, кто внимательно читал то или иное произведение, а кто поверхностно, не вникая в содержание прочитанного.

Данная работа очень понравилась большинству учащихся в классе. Я стала замечать, что дети чаще посещают библиотеки, повысилась мотивация, желание читать, а также увеличилась техника чтения в классе. Родители учащихся тоже стали замечать положительную динамику в желании детей читать книги.

Таким образом, можно сделать вывод, что проведение конкурсов на звание «Лучший знаток того или иного произведения» на уроках литературного и внеклассного чтения имеет положительный результат. Повышается:

  1. мотивация – желание читать;

  2. познавательный интерес (внимательно читать, чтобы получить максимальное количество баллов и выиграть в конкурсе);

  3. техника чтения.