Как сформировать навык смыслового чтения. Методы работы учителя
Какие этапы позволят сформировать навык смыслового чтения у первоклассников
Навык чтения включает две стороны: смысловую и техническую. Ученик должен понимать содержание и смысл читаемого и при этом читать в темпе, правильно и выразительно. Техническую сторону следует рассматривать обслуживающей смысловую.
Смысловое чтение – метапредметный результат, который должен достичь ученик по требованиям ФГОС начального общего образования. Основные умения, которыми должен владеть обучающийся: осмысливать цели чтения, выбирать вид чтения в зависимости от его цели, извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров, определять основную и второстепенную информацию, свободно ориентироваться и воспринимать тексты художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей.
Чтобы сформировать смысловое чтение, используйте на уроке разные типы и виды чтения. Работайте на уроке и вне его со словом, текстом; развивайте читательское воображение.
Типы и виды чтения
Как работать со словом
Приемами работы могут быть: чтение столбиков слов, игры со словами, поиск ключевых слов.
Чтение столбиков слов
Когда совершенствуете у первоклассника техническую сторону чтения, параллельно работайте над смысловым чтением. Ученик должен понимать, зачем он читает. Озвучивайте ему цель чтения: читаю, чтобы узнать новое слово, понять его смысл, построить с ним словосочетание.
Если дети систематически читают специально подобранные столбики слов, это автоматизирует восприятие «оперативных единиц чтения», то есть того максимального количества знаков, которые ребенок опознает одномоментно, когда читает. При этом скорость чтения увеличивается, и дети быстрее понимают смысл прочитанных слов. Такую работу можно вести на каждом уроке русского языка и литературного чтения.
Пример. Ученики читают столбики слов «для себя» в течение заданного учителем времени, читают заданное количество слов по цепочке, каждый – по три слова; дети объединяются в пары и читают слова или словосочетания друг другу по очереди – 1–2 слова на одного ученика, дети читают хором, ученики читают «для себя» и отмечают галочкой незнакомые слова.
Чтобы ученик понимал прочитанное, давайте задания на поиск скрытого смысла, понимание опосредованной информации в речи. Так вы решаете две задачи: учите первоклассника не бояться незнакомых слов, прочитывать их независимо от того, знакомы они ему или нет, и догадываться о смысле незнакомого слова по контексту.
Игры со словами
Когда играет, первоклассник учится действовать по правилам, преодолевать возникшие затруднения, планировать и регулировать свою деятельность в соответствии с замыслом. Игра развивает творческие способности ученика и укрепляет волю. Обучающемуся интересна конечная цель, которая увлекает его: найти нужную букву, выделить звук, отгадать слово.
Работа с ключевыми словами
С помощью ключевых слов дети могут лучше понять текст с первого прочтения, они помогают научиться пересказывать текст.
Систематически анализируйте учебные задания, инструкции из учебников. Пусть ученики выделят ключевые слова в формулировке задания или инструкции. Переведите задание или инструкцию в алгоритм действий, схематично изобразите, как их выполнять. При этом можно использовать знаки и символы, которые предложили дети.
Как работать с текстом
Справка
Технология «диалог с текстом» представляет собой углубленное чтение, когда читатель «проживает» текст литературного произведения вместе с его героями
Понять смысл одного предложения, небольшого текста – это первые шаги, чтобы выработать навык смыслового чтения у первоклассников. Используйте в работе технологию «диалога с текстом». Диалог происходит, когда дети активно вычитывают текстовую информацию, чтобы найти незнакомые слова, выражения, выяснить их значение; выявить скрытые в тексте вопросы; строить предположения, разглядеть позицию автора, осознать отношение к ней. Технологию «диалога с текстом» можно применять до чтения в форме работы с заголовком. Можно прогнозировать содержание текста по заголовку.
Обучающиеся при чтении текста должны задавать вопросы, предполагать дальнейшее развитие сюжета, проверять, совпадает ли это с замыслом автора; включать воображение. Учитель, когда работает по технологии «диалога с текстом», останавливает чтение, если в тексте есть прямой или скрытый вопрос, и обучающиеся прогнозируют события и проверяют прогнозы по ходу чтения.
Пример. Дети читают рассказ Ю. Коваля «Дик и черника».
С нами в избушке живет пес, которого звать Дик. Дик – добрый пес, но обжора. Набить живот рыбьей требухой и закопать голову под елку, чтоб не кусали комары, – вот чего ему надо!
Учитель комментирует и ведет «диалог с автором»: «Рыбья требуха – это что? Вкусно это? А почему Дик ест? Кто такой обжора? И он не просто ест, а „набивает живот“ – то есть ест быстро, много и все подряд».
Научите детей видеть существенную информацию в тексте, не задавать поверхностных вопросов и останавливаться в чтении тогда, когда это нужно, чтобы выяснить смысл прочитанного
Как развить читательское воображение
Обратите внимание
Обращайте внимание детей на то, как автор с помощью слов помогает не только «увидеть» картины мира, но и «услышать» звуки природы, человеческого голоса, «вдохнуть» аромат леса или летнего вечера
Развивайте воображение детей на небольших текстах, которые содержат 1–2 образных элемента. Постепенно количество элементов увеличивайте и переходите к тому, чтобы первоклассники воспроизводили целые картины. Ученики должны представить описываемое в тексте и воспроизвести устно, письменно, словами или красками.
Методические приемы, которые помогут педагогу активизировать воображение учеников:
1. Ключевые методические вопросы, когда проверяете первичное восприятие текста, например «Что ты представил?», «Какие картины ты увидел в своем воображении, когда читал?»
2. Словесное и графическое рисование. Можно применять, когда читаете стихотворения; к текстам, в которых много пейзажных зарисовок.
3. Работа с иллюстрациями художников. Дети могут рассмотреть их и проанализировать.
4. Составить диафильм, написать сценарий мультфильма, сконструировать из бумаги или пластилина литературных героев, элементы интерьера.
5. Инсценировать или драматизировать отдельные эпизоды или весь текст.
Чтобы развить творческое воображение обучающихся, давайте задания: придумай своих героев, свои приключения, другой конец для произведения.