СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Как воспитывали детей в древности на Руси

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Нет возможности вставить презентацию к данному докладу в связи с бОльшим. чем полагается, весом

Просмотр содержимого документа
«Как воспитывали детей в древности на Руси»

Как воспитывали детей в древности на Руси

2 слайд

Необходимо вспомнить о тех ценностях, которые прививались детям в русских семьях вне зависимости от половых различий. Во главу угла ставилось почитание родителей и вообще старших. Гарантией того, что эти традиции будут сохранены, служило то, что семьи жили вместе в общем доме и опыт предавался от старшего поколения младшему.

Уважение и бережное отношение к окружающему миру – еще один принцип воспитания на Руси. Умение жить в гармонии с природой воспитывалось с раннего детства, так же как уважение к своему Отечеству. Вместе с тем детям передавались трудовые навыки, такие как обработка земли и выращивание хлеба, например. Формирование трудолюбия считалось обязанностью родителей, тогда как лень признавалась следствием недостаточного воспитания.

3 слайд

Нравственное воспитание присутствовало всегда, об этом говорят пословицы и поговорки, сохранившиеся до настоящего времени. «Не стыдно молчать, когда нечего сказать», «От учтивых слов язык не отсохнет» - в этих и других поговорках народная мудрость о правилах поведения и хороших манерах. Традиции гостеприимства были столь сильны, что уходя из дома, хозяева не закрывали дверь, а на столе оставляли угощение для возможных гостей. Естественно, что в этих традициях воспитывались и дети.

4 слайд

Различия в воспитании девочек и мальчиков объяснялись, прежде всего, тем, что девочек воспитывали как будущих матерей и хранительниц семейного очага, а мальчиков – как будущих воинов, защитников и кормильцев. Поэтому и игры и игрушки у них были разными. Игры мальчиков были, прежде всего, направлены на формирование мужского стиля поведения, им были свойственны агрессия, азарт, определение победителей и побежденных.

Обычно до семи лет детей вообще не воспринимали всерьез, считая их глупыми и неспособными мыслить. Примерно до 4 лет воспитанием занималась исключительно мать, которая до этого возраста кормила грудью и присматривала за дитятком. Но если малыши рождались каждый год, то забота о младших ложилась на плечи более старших детей.

5 слайд

Когда в семье русского мужчины, будь то обычный крестьянин или витязь из дружины князя, рождался сын, он являлся не только прямым наследником и продолжателем рода своего отца, ему также суждено было стать воином, который своей грудью должен будет защитить родные края, пролить кровь, но не сдать их на поругание неприятелю. Потому при воспитании ребёнка-мальчика стремились заложить основы его психологии с самых ранних лет. Существовали два основным критерия, так называемых столпа и правила воспитания будущего мужчина на Руси.

6 слайд

Участие в игре было для мальчика испытанием, позволяющим в случае побед повысить свой авторитет. Наказание за проигрыш учило преодолевать боль и трудности. Лет с десяти мальчик принимал участие в коллективных играх вместе с взрослыми – взятие снежного городка или кулачные бои, которые проводились в праздники.

Первый этап перехода из младенчества в отрочество был связан для мальчика с постригом и сажанием на коня. Происходило это обычно в два – три года. Начиная с этого момента, мальчиков готовили к защите не только своей семьи, но и всего Отечества.

7 слайд

В «Повести временных лет» рассказано о том, как сын Игоря и Ольги Святослав был посажен на коня и подал знак дружине о начале схватки, запустив копье во врагов. И пусть копье не пролетело далеко, так как он был еще ребенком, но видно, что маленького князя воспитывали как воина настоящего, а не будущего.

В двенадцать лет юноша получал второй меч, как знак того, что он уже должен в совершенстве овладеть этим оружием и стать настоящим воином. С этого времени он мог участвовать в походах и сражениях и завоевывать собственную славу.

Не стоит думать, что знания, связанные с ратным делом, были единственными получаемыми мальчиками. Владимир Мономах в «Поучении своим детям» указывает на то, что «… чего не умеете, тому учитесь…» и приводил в пример своего отца, знавшего пять языков. О том, что обучение на Руси ценилось всегда, говорят русские пословицы и поговорки, и найденные археологами берестяные грамоты, в которых дети учились писать.

8 слайд

Существовали непреложные правила воспитания мальчиков

Первое правило гласило, что мужчина должен уметь защитить свою женщину.

Данное правило следовало понимать во всех смыслах, которые ему можно приписать. Защищать женщину, прежде всего, стоило физически. Известно, что на женщине на Руси держался дом. Дом, в верованиях наших предков, это не только стены и крыша. Это все его жители – семья и лад в ней, очаг – комфорт и уют. Женщина всегда была опорой мужчины, тогда как мужчина должен был стать её защитником. Нередко неприятели, совершавшие набеги на наши русские земли, стремились посягнуть и на наших русских женщин, всегда славившихся своей красотой, но воины Руси, обычные работящие мужчины, стояли за них стеной. Также защищать свою женщину, собственно говоря, как семью, мужчина должен был и с материальной стороны. Обеспечить богатый стол, несмотря на сезон года, что был за окном – весна, лето, осень или зима. Также не менее важной была психологическая защита женщины.

9 слайд

Психологическая защита должна быть полной, не только от нападок окружающих, но также и от женщины от самой себя. Известно, что представительницы прекрасного и слабого пола имеют иной склад ума и характера, они менее стабильны в своём эмоциональном настрое. Именно поэтому мужчина должен был сносить все женские капризы и расстройства. Мужчины обязан обладать умением успокаивать, окружать заботой и поддержкой.

10 слайд

Второе правило гласило, что мужчина должен уметь сдерживать свои эмоции.

Каждому настоящему мужчине надлежало уметь контролировать себя. Он должен был уметь отказывать себя в искушениях, как души, так и тела. Он не должен был предаваться унынию и плохим мыслям, его обязанностью всегда было оставаться твёрдым, как кремень, как с психологической точки зрения, так и с физической. Мужчины, который открыто начинал причитать о своих бедах, о неприятностях, постигших его, или, более того, начинал плакать в людном месте, был осуждаем на Руси.

11 слайд

Каждому мальчику, родившемуся на землях русских, надлежало стать настоящим мужчиной, и основы этого воспитания его родители, и в особенности отец, стремились заложить с самых юных лет. Дабы спустя годы из него вырос настоящий наследник, который бы продолжил род отца, и вызывал чувство гордости у своих родителей.

  1. слайд

«Маленькое дело лучше большого безделья» — такого принципа строго придерживались родители в воспитании дочерей больше века назад.

Девочек очень рано приучали к посильному труду, даже раньше, чем мальчиков. Так, с 5-6 лет они уже должны были уметь прясть, помогать по дому и на огороде, в уходе за младшими братьями и сестрами, за домашней птицей и скотиной.

К 10 годам, благодаря «науке» мам, бабушек и других старших женщин в семье, они переходили на новый уровень ответственности. Десятилетняя дочь считалась уже вполне взрослой девушкой со всеми вытекающими отсюда требованиями к ней. Если знакомые и соседи давали девочке-подростку уничижительное определение «непряха», это было очень плохой характеристикой, и на хорошего жениха впоследствии ей можно было даже не рассчитывать.

  1. слайд

Как строился процесс обучения?

Исключительно на личном примере: обычно мать в процессе домашних либо полевых хлопот показывала и объясняла дочери, как и что она делает, затем доверяла ей выполнять более простую часть работы. По мере усвоения нужных навыков функционал, выполняемый девочкой, усложнялся. Если в 5-6 лет маленькая хозяйка должна была присматривать за цыплятами, то в 10-12 – уже выгонять корову на пастбище и доить ее. Эта поступательность и непрерывность процесса гарантировала высокие результаты обучения.

14 слайд

Не бунтовали ли подростки против такого уклада? Разумеется, нет. С одной стороны, трудовые навыки, привитые с самого раннего детства, позволяли им выжить в довольно непростых социальных реалиях, не зря же в народе сложилась поговорка «С ремеслом весь свет пройдешь – не пропадешь». А с другой – в среде простых людей очень сильна была христианская традиция, причем именно в той ее части, что касается сурового Ветхого Завета. Согласно ему, служение отцу и матери уподоблялось служению Богу, а оскорбление родителей и непослушание приравнивалось к оскорблению высших сил.

15 слайд

Детям прививали такие понятия как сыновний/дочерний долг, уважение к старости, и осознание того, что семья – это самое главное в жизни, а любой труд на ее благо был уважаем.

«Хозяйство водить — не разиня рот ходить»

Что же конкретно должна была уметь деревенская девочка к своему десятилетию? Ее задачи были весьма многообразны, несмотря на кажущуюся простоту крестьянского быта.

16 слайд

«Бабий кут». Это «женское царство» у печи. Обычно отделялась от остальной избы занавеской, и сильный пол без крайней надобности старался туда не заходить. Более того, появление постороннего мужчины в «бабьем углу» приравнивалось к оскорблению. Здесь хозяйка проводила большую часть своего времени: готовила еду, поддерживала порядок в «посуднике» (шкафу, где хранилась кухонная утварь), на полках вдоль стен, где стояли кринки для молока, глиняные и деревянные миски, солонки, чугунки, в деревянных поставцах с крышками и в берестяных туесах, где хранились сыпучие продукты. Десятилетняя девочка активно помогала матери во всех этих хлопотах: мыла посуду, убиралась, могла сама приготовить несложную, но здоровую крестьянскую пищу.

17 слайд

Уборка в доме. В обязанности девочки-подростка вменялось также поддерживать чистоту в доме. Она должна была подметать пол, мыть и чистить лавки, прибитые к стенам и/или переносные скамьи; вытрясать и чистить половики; убирать постель, перетрясать ее, менять лучину, свечи, чистить керосиновые лампы. Нередко десятилетние девочки сами справлялись и еще с одной обязанностью – стирали и полоскали белье на речке, а затем развешивали его на просушку. И если в теплое время года это было скорее развлечением, то стирка в проруби зимой превращалась в довольно суровое испытание.



18 слайд

Пестунство. В многодетных семьях «догляд» старших детей за младшими был суровой необходимостью, ведь родители много и тяжело работали в поле. Поэтому девочку-подростка нередко можно было увидеть еще и у люльки, которая крепилась за кольцо к центральной балке потолка («матице»). Старшая сестра, сидя на лавке, вставляла ногу в петлю, качала люльку, а сама занималась рукоделием. Помимо перечисленного, девочка в 10 лет помогала взрослым в поле: вязала снопы, собирала колоски, ворошила сено. Еще она занималась огородом, могла пасти корову, козу, гусей, уток; убирала навоз и чистила скотину.

19 слайд

В общем, подростковый кризис пролетал незаметно, ведь у взрослеющей девочки просто не было на это времени. Зато трудолюбивая помощница всегда получала поддержку и похвалу от старших, которые жили по принципу «Не та родна дочь, что бежит от дела прочь, а та дочь родна, что на всякой работе видна».

Помимо укачивания младенца, к 10 годам маленькая нянька могла сама перепеленать его, сделать соску из нажеванного хлеба, покормить из рожка. И, конечно же, успокоить плачущего малыша, развлечь его песнями, «пестушками» и прибаутками.

20 слайд

Если была такая необходимость, то в 10-12 лет девочку могли отдать в няньки – «пестуньи». За летний период она зарабатывала от трех до пяти рублей – сумма, немалая для подростка. Иногда, по уговору с родителями, с няней расплачивались «натурпродуктами»: мукой, картошкой, яблоками, другими овощами и фруктами, отрезами ткани.

21 слайд

Ткачество. Очень важный элемент крестьянской культуры. Ведь всю ткань для одежды, полотенец, скатертей и других предметов обихода крестьяне делали сами, поэтому ее и называли домотканой. Сначала девочку учили наматывать нитки на цевки (берестяные трубочки-катушки), затем – трепать лен, и прясть из него кудели (нитки). В южных губерниях они еще и чесали шерсть. Обычно всем этим занимались долгой зимой в большой «бабьей» компании. Уже в 5-7 лет девочка овладевала первичными навыками, и отец делал ей личную прялку или веретено – поменьше, чем у взрослых. Кстати, считалось, что собственный инструмент – это очень важно. Свою прялку нельзя было давать подружкам – «спортят», и чужими прялками пользоваться тоже было нельзя, ведь «хороший мастер работает только своим инструментом». Потом девушку обучали работе на ткацком стане, и к 10 годам многие могли уже сами создать пояс или рушник. Первый «хенд-мейд» обязательно оставляли маленькой мастерице, а на следующем этапе она начинала готовить свое приданое

22 слайд

Мальчики по истечению 5-6 лет отдавались на обучение главе семейства, который выдавал им посильную работу, как правило, своего профиля. Если глава семейства был хорошим мастером, то мальчики могли помогать ему в самых несложных и мелких поручениях, а если охотником или же торговцем, то мальчики помогали еще больше, так как физического труда в этих занятиях почти не требовалось;

23 слайд

Кроме того, дети непременно воспитывались и физически — их состояние всегда должно было быть отличным, поэтому они обучались, насколько могли понимать, обращению с травами, своим телом, упражнениями и прочим;

24 слайд

По прекращению отрочества, которое наступало примерно в 15 лет, дети уже полноценно вливались в жизнь общины и представляли собой важную её часть. Мальчики занимались теми же делами, что и отец, либо же шли в подмастерья. Девочки же, до женитьбы, оставались чаще всего при матери.

25 слайд

Существует несколько картин, говорящих о суровых буднях воспитания детей того времени, которые никогда не попадут на страницы школьных учебников.

Алексей Корзухин — «Пьяный отец семейства» (1861 год)

За свою картину «Пьяный отец семейства » Корзухин получил малую золотую медаль от Императорской Академии художеств! Полотно реалистично передало знакомую многим картину. Пьяный глава семейства уже перевернул стул и готов вымесить всю свою злобу на ни в чём неповинных жене и ребенке...

26 слайд

Иван Горохов — «Запил» (рубеж XIX–XX веков)

Еще одна картина на тему пьянства. Хмельной крестьянин радостно несет бутылку водки, в то время как остальные домочадцы приготовились к худшему.

27 слайд

Владимир Маковский — «Не пущу!» (1892 год)

А здесь отчаявшаяся супруга пытается всеми силами удержать мужа от очередного похода в винную лавку. Судя по выражению мужика, жена его не остановит.

28 слайд

Василий Максимов — «По примеру старших» (1864 год)

Дети тоже старались не отставать от взрослых и брали пример с отцов.

29 слайд

Иван Богданов — «Новичок» (1893 год)

Пьяный в стельку сапожник «учит жизни» заплаканного подмастерья...

30 слайд

Михаил Ватутин — «Воспитатель» (1892 год)

И снова обувной мастер с неизменной бутылкой водки воспитывает детей. Видимо, недаром в народе появилась поговорка: пьян как сапожник.

31 слайд

Павел Ковалевский — «Порка» (1880 год)

В те времена воспитание детей вообще сильно отличалось от теперешнего. Кнут явно преобладал над пряником.

32 слайд

Древний документ — самый надежный носитель информации, который, подобно волшебному ключу, отмыкает заветную дверь в прошлое. Такую благословенную для историка возможность получил Даниил Лукич Мордовцев* — известный в XIX веке журналист и писатель.

Его историческая монография «Русские школьные книги» опубликована в 1861 году в четвертой книжке «Чтений в обществе истории и древностей Российских при Московском Университете». Работа посвящена древней русской школе, о которой в то время (а впрочем, и сейчас) еще так мало было известно.

33 слайд

… А прежде сего училища бывали в Российском царствии, на Москве, в Великом Новограде и по иным градам… Грамоте, писати и пети, и чести учили. Потому тогда и грамоте гораздых было много, и писцы, и чтецы славны были во всей земле.

34 слайд

Многие и по сию пору уверены, что в допетровскую эпоху на Руси вообще ничему не учили. Более того, само образование тогда якобы преследовала церковь, требовавшая только, чтобы ученики кое-как твердили наизусть молитвы и понемногу разбирали печатные богослужебные книги. Да и учили, мол, лишь детей поповских, готовя их к принятию сана. Те же из знати, кто верил в истину «учение — свет…», поручали образование своих отпрысков выписанным из-за границы иностранцам. Остальные же обретались «во тьме незнания».


35 слайд

Все это опровергает Мордовцев. В своих исследованиях он опирался на любопытный исторический источник, попавший к нему в руки, — «Азбуковник». В предисловии к монографии, посвященной этой рукописи, автор написал следующее: «В настоящее время я имею возможность пользоваться драгоценнейшими памятниками 17-го века, которые еще нигде не были напечатаны, не упомянуты и которые могут послужить к объяснению интересных сторон древней русской педагогики.

Исследовав рукопись, Мордовцев делает первый и важнейший вывод: в Древней Руси училища как таковые существовали.

36 слайд

Впрочем, подтверждает это и более древний документ — книга «Стоглав» (собрание постановлений Стоглавого Собора, проходившего с участием Ивана IV и представителей Боярской думы в 1550-1551 годах). В ней содержатся разделы, говорящие об образовании. В них, в частности, определено, что училища разрешено содержать лицам духовного звания, если соискатель получит на то разрешение у церковного начальства. Перед тем, как выдать ему таковое, надлежало провести испытания основательности собственных познаний претендента, а от надежных поручителей собрать возможные сведения о его поведении.

Но как были устроены училища, как управлялись, кто в них обучался? На эти вопросы «Стоглав» ответов не давал. И вот в руки историка попадает несколько рукописных «Азбуковников» — книг весьма любопытных. Несмотря на свое название, это, по сути, не учебники (в них нет ни азбуки, ни прописей, ни обучения счету), а скорее руководство для учителя и подробнейшие наставления ученикам. В нем прописан полный распорядок дня школяра, кстати, касающийся не только школы, но и поведения детей за ее пределами.

37 слайд

Вслед за автором заглянем в русскую школу XVII века и мы, благо «Азбуковник» дает тому полную возможность. Начинается все с прихода детей утром в специальный дом — училище. В разных «Азбуковниках» наставления по этому поводу написаны в стихах либо в прозе, они же, видимо, служили и для закрепления навыков чтения, а потому ученики упорно твердили:

38 слайд

В доме своем, от сна восстав, умыйся,

Прилучившимся плата краем добре утрися,

В поклонении святым образам продолжися,

Отцу и матери низко поклонися.

В школу тщательно иди

И товарища своего веди,

В школу с молитвой входи,

Тако же вон исходи.

О том же наставляет и прозаический вариант.

39 слайд

Из «Азбуковника» мы узнаем очень важный факт: образование в описываемые времена не было на Руси сословной привилегией. В рукописи, от лица «Мудрости», содержится призыв к родителям разных сословий отдавать отроков для обучения «прехитрой словесности»: «Сего ради присно глаголю и глаголя не престану людям благочестивым во слышание, всякого чина же и сана, славным и худородным, богатым и убогим, даже и до последних земледельцев». Ограничением к обучению служили лишь нежелание родителей либо уж совершеннейшая их бедность, не позволявшая хоть чем-нибудь оплатить учителю за обучение чада.

Но последуем за учеником, вошедшим в училище и уже положившим свою шапку на «общую грядку», то есть на полку, поклонившимся и образам, и учителю, и всей ученической «дружине». Школяру, пришедшему в школу ранним утром, предстояло провести в ней целый день, до звона к вечерней службе, который был сигналом и к окончанию занятий.

40 слайд

Учение начиналось с ответа урока, изучавшегося накануне. Когда же урок был всеми рассказан, вся «дружина» совершала перед дальнейшими занятиями общую молитву: «Господи Иисусе Христе Боже наш, содетелю всякой твари, вразуми мя и научи книжного писания и сим увем хотения Твоя, яко да славлю Тя во веки веков, аминь!»

Затем ученики подходили к старосте, выдававшему им книги, по которым предстояло учиться, и рассаживались за общим длинным ученическим столом. Каждый занимал место, указанное ему учителем, соблюдая при этом следующие наставления:


Малии в вас и велицыи все равны,

Учений же ради вящих местом да будут знатны…

Не потесняй ближнего твоего

И не называй прозвищем товарища своего…

Тесно друг к другу не сочитайтеся,

Коленями и локтями не присвояйтеся…

Данное тебе учителем кое место,

Тут житие твое да будет вместно…

41 слайд

Книги, будучи собственностью школы, составляли главную ее ценность. Отношение к книге внушалось трепетное и уважительное. Требовалось, чтобы ученики, «замкнув книгу», всегда клали ее печатью кверху и не оставляли в ней «указательных древец» (указок), не слишком разгибали и не листали попусту. Категорически запрещалось класть книги на лавку, а по окончании учения книги надлежало отдать старосте, который складывал их в назначенное место.


И еще один совет — не увлекаться разглядыванием книжных украшений — «повалок», а стремиться понять написанное в них.


Книги ваши добре храните

И опасно на место кладите.

…Книгу, замкнув, печатью к высоте

полагай,

Указательного же древца в нею отнюдь

не влагай…

Книги к старосте в соблюдение,

со молитвой, приносите,

Тако же заутро принимая,

с поклонением, относите…

Книги свои не вельми разгибайте,

И листов в них тож не пригибайте…

Книг на седалищном месте

не оставляйте,

Но на уготованном столе

добре поставляйте…

Книг аще кто не бережет,

Таковый души своей не бережет…


Почти дословное совпадение фраз прозаического и стихотворного вариантов разных «Азбуковников» позволило Мордовцеву предположить, что правила, в них отраженные, едины для всех училищ XVII века, а следовательно, можно говорить об общем их устройстве в допетровской Руси. К этому же предположению подвигает и похожесть наставлений относительно довольно странного требования, запрещающего ученикам рассказывать вне стен школы о том, что в ней происходит.

42 слайд

В дом отходя, школьных бытностей

не кажи,

Сему и всякого товарища своего накажи…

Словес смехотворных и подражание

в школу не вноси,

Дел же бывавших в ней отнюдь не износи.

43 слайд

Такое правило как бы обособляло учеников, замыкая школьный мир в отдельную, почти семейную общность. С одной стороны, оно огораживало ученика от «неполезных» влияний внешнего окружения, с другой — связывая учителя и его подопечных особенными отношениями, недоступными даже для ближайших родственников, исключало вмешательство посторонних в процесс обучения и воспитания. Поэтому услышать из уст тогдашнего учителя столь часто употребляемую ныне фразу «Без родителей в школу не приходи» было просто немыслимо.

44 слайд

Однако не стоит думать, что крестьянские дети на Руси были полностью лишены обычных детских радостей. Младшие девочки играли в «дочки-матери» тряпичными куклами, сами плели для них косы, шили наряды и придумывали украшения. Кстати, считалось, что если девочка охотно играет в куклы, то она будет отличной хозяйкой и матерью. Девочки постарше собирались на посиделки, где болтали, пели, вязали, вышивали и шили.

45 слайд

Всех детей – от мала до велика – нередко отправляли в лес собирать ягоды, грибы, травы, хворост, или на речку – удить рыбу. И это тоже было веселым приключением, которое, в то же время, адаптировало их ко взрослым обязанностям.

46 слайд

«Поперек лавки»

Воспитание детей, как говорили наши предки, должно начинаться тогда, когда он еще помещается «поперек лавки». Всем родителям хочется, чтобы малыш вырос хорошим человеком. Такие понятия, как отзывчивость, порядочность, доброта, честность, трудолюбие, забота о близких и слабых — закладываются еще в младенчестве.

47 слайд

По утверждению психологов, сколько детей в мире — столько может быть родительских воспитательных методов и педагогических систем. Советов и рекомендаций по воспитанию детей так много, что все их не осилить. Остановимся лишь на некоторых главных аспектах.

48 слайд

Умело сочетайте строгость и ласку

Невмешательство в поведение малыша на первых годах жизни, а затем давление в более позднем возрасте не только губит личность и талант ребенка, но и вызывает его активное сопротивление.

49 слайд

Наказывать или нет?


До двухлетнего возраста дети еще не осознают своих поступков. Поэтому крик, подзатыльник или наказание не принесет желаемых плодов, а наоборот, спровоцирует развитие злобы и агрессии.

Временное ограничение развлечений — гораздо более безобидное «наказание», чем раздражение и злость родителей, но гораздо более действенное.

50 слайд

Не унижайте ребенка

Нельзя унижать малыша в плане его состоятельности. Этим вы ничего не добьетесь, кроме того, что снизите его собственную самооценку. Чем чаще вы будете называть его, к примеру, «балбесом», тем больше вероятности, что он им и вырастет. Наоборот, иногда небольшое преувеличение его способностей и похвалы за старательность принесут больше пользы для реализации талантов ребенка.

51 слайд

Откажитесь от угроз

На первый взгляд, угрозы повышают уровень авторитета родителей. Но в действительности этот авторитет будет носить негативный характер. Ребенок будет вас больше бояться, чем любить.

52 слайд

Не требуйте обещаний

Никогда не вытягивайте из ребенка никаких обещаний, поскольку малыш не всегда сможет их выполнить. А невыполнение данных им обещаний вызовет и у вас, и у него глубокое разочарование. Маленький человечек живет настоящим, и он еще не способен думать наперед.

53 слайд

Приучайте ребенка к самостоятельности

Чрезмерная опека всегда приводит к негативным последствиям. Все, что малыш в состоянии выполнять самостоятельно, доверьте делать ему самому. В противном случае вам придется всю свою жизнь делать это за него. Как результат — полная несамостоятельность уже выросших сына или дочери.

54 слайд

Будьте тверды и последовательны.

Потакание наносит большой вред, поэтому проявляйте твердость, иначе ребенок «сядет вам на шею» на долгие годы. Обязательно придерживайтесь последовательности во всем. Если он начнет замечать противоречивость ваших действий, отказ от вчерашних решений — он решит, что это правильно. Обычно у таких детей расплывчатые ориентиры и не бывает твердой жизненной позиции.

Проявите гибкость.

Никогда не поучайте ребенка напрямую, а создавайте такие ситуации, чтобы малыш сам принимал решение. Вам нужно будет только подтолкнуть его к нужному вам итогу.

55 слайд

Не игнорируйте детские проблемы.

Не стоит относиться к проблемам вашего ребенка свысока — ведь для него они имеют очень большое значение. К тому же малыш еще не умеет преодолевать жизненные трудности.

Воспитывайте, играя.

Помните, что ключ к детскому сердцу лежит через игру. Играя с малышом, вы сможете добиться отличного взаимопонимания. В игре от вас к ребенку передаются ваши знания и навыки, ваше восприятие жизни.

56 слайд

Будьте примером для подражания.

Воспитывая ребенка, подавайте ему безупречный пример. Детям абсолютно не интересны ваши нотации и наставления. Они должны видеть поступки и образ жизни своих родителей — это дает больший эффект, чем просто слова.

В завершение разговора на тему «дети и их воспитание», хочется обратить внимание на главное. Ребенок есть ребенок, просто человек, хотя и маленький, — и идеальным он не может быть. Тем более он копирует ваше поведение: очень часто в своих детях и их поступках мы узнаем себя. Попытайтесь проследить закономерность — какое ваше неправильное действие привело к тому, что ребенок поступил именно так. Станьте для своего малыша образцом, и он начнет меняться в лучшую сторону.


Источники информации:


https://deti.mail.ru/teenager/sto-let-nazad-na-rusi-chto-dolzhny-byli-umet-10-le/

https://deti.mail.ru/teenager/kak-obuchali-detej-rossijskie-imperatory/

https://deti.mail.ru/family/kak-vospityvayut-sovremennyh-princev-i-princess/

https://medaboutme.ru/mat-i-

http://hranive.ru/10605/

http://slavculture.ru/slav-kult/548-malchikov-na-rusi.html

http://sovetydlyalady.ru/kak-vospityvali-detej-v-drevnej-rusi-realii-proshlyx-let/

http://www.svoyput.org/0/kak_vospitivali_sina_na_rusihttp://pravotnosheniya.info/Kak-uchili-i-uchilis-v-Drevney-Rusi-2336.html




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!