Пояснительная записка.
Статус документа
Настоящая программа по «Изобразительному искусству» для 7-го класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения изобразительного искусства, которые определены стандартом.
Общая характеристика учебного предмета
Темы, изучаемые в 7 классе, являются прямым продолжением учебного материала 6 класса и посвящены основам изобразительного искусства. Здесь сохраняется тот же принцип содержательного единства восприятия произведений искусства и практической творческой работы учащихся, а также принцип постепенного нарастания сложности задач и поступенчатого, последовательного приобретения навыков и умений.
Основное внимание уделяется развитию жанров тематической картины в истории искусства и соответственно углублению композиционного мышления учащихся: здесь формируются основы грамотности художественного изображения (рисунок, живопись), понимание основ изобразительного языка. Изучая язык искусства, мы сталкиваемся с его бесконечной изменчивостью в истории искусства. В свою очередь, изучая изменения языка искусства, изменения как будто бы внешние, мы на самом деле проникаем в сложные духовные процессы, происходящие в обществе и его культуре.
Искусство обостряет способность чувствовать, сопереживать, входить в чужие миры, учит живому ощущению жизни, даёт возможность проникнуть в иной человеческий опыт и этим преображает жизнь собственную. Понимание искусства – это большая работа, требующая и знаний и умений. Поэтому роль собственно изобразительных искусств в жизни общества и человека можно сравнить с ролью фундаментальных наук по отношению к прикладным.
Цель программы:
Задачи художественного развития учащихся в 7 классе:
Формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве:
- формирование эстетического вкуса учащихся, понимания роли изобразительного искусства в жизни общества;
- формирование умения образно воспринимать окружающую жизнь и откликаться на её красоту;
- формирование отношения к музею как к сокровищнице духовного и художественного опыта народов разных стран;
- формирование умения видеть национальные особенности искусства различных стран, а также гуманистические основы в искусстве разных народов.
Формирование художественно-творческой активности:
- творчески работать над композициями на темы окружающей жизни, на исторические темы, используя наблюдения и зарисовки с натуры;
- творчески относиться к организации экскурсий по выставкам работ учащихся, к подбору репродукций и высказываний об искусстве.
Формирование художественных знаний, умений, навыков:
3 год обучения (7 класс)
Учащиеся должны знать:
о процессе работы художника над созданием станковых произведений;
о месте станкового искусства в познании жизни;
о бытовом жанре, историческом жанре, графических сериях;
о произведениях агитационно-массового искусства;
о произведениях выдающихся мастеров Древней Греции; эпохи итальянского Возрождения, голландского искусства 17 века; испанского искусства 17- начала 19 веков; французского искусства 17 – 20 веков; русского искусства;
о выдающихся произведениях современного искусства.
Учащиеся должны уметь:
связывать графическое и цветовое решение с основным замыслом изображения;
работать на заданную тему, применяя эскиз и зарисовки;
передавать в объёмной форме и в рисунке по наблюдению натуры пропорции фигуры человека, её движение и характер;
изображать пространство с учётом наблюдательной перспективы;
выполнять элементы оформления альбома или книги;
отстаивать своё мнение по поводу рассматриваемых произведений;
вести поисковую работу по подбору репродукций, книг, рассказов об искусстве.
дополнительные пособия для учителя:
– О.В.Свиридова, Изобразительное искусство: 7 класс. Поурочные планы по программе Б.М.Неменского – Волгоград: Учитель, 20010г.;
– коллектив авторов под руководством Б.М.Неменского, Программа ИЗО и художественный труд. 1–9 классы. – М.: Просвещение, 20010;
– Е.С. Туманова и др., Изобразительное искусство: 4-8 классы. В мире красок народного творчества – Волгоград: Учитель, 2009г.;
– О.В.Павлова ., Изобразительное искусство: 5-7классы. Терминологические диктанты, кроссворды, тесты…– Волгоград: Учитель, 2009г.;
– О.В.Свиридова, Изобразительное искусство: 5-8 классы. Проверочные и контрольные тесты– Волгоград: Учитель, 2009г.;
Тематический план предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса. В частности: в 7 классах (базовый уровень) дидактико-технологическое оснащение включает ПК, медиатеку и т. п.
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: электронная версия музеев мира.
Промежуточную аттестацию запланировано проводить в форме обобщающих уроков . Устные проверки знаний проводятся в форме собеседования, защиты рефератов. Письменные проверки знаний проводятся в форме практических работ.
Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю.
Для изучения раздела программы «Изображение фигуры человека и образа человека»-8ч.
Для изучения раздела программы «Поэзия повседневности»-8ч.
Для изучения раздела программы «Великие темы жизни» - 10ч.
Для изучения раздела программы «Реальность жизни и художественный образ»- 9ч.
Программа рассчитана на 35 часов; в том числе контрольных работ - 5.
Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству в 7 классе
По программе Б.М.Неменского, Изобразительное искусство
№ п/п | Название темы урока | | Кол-во уроков | План дата | Факт дата | Календарные сроки.Домашнее задание |
1 | Изображение фигуры человека в истории искусств | | 1 | 6.09.18 | | Подобрать репродукции произведений ИЗО с изображением людей различных пропорций |
2 | Пропорции и строение фигуры человека. Выполнение аппликации | | 1 | 13.09.18 | | Принести проволоку и пластилин для выполнения скульптуры человека |
3-4 | Красота фигуры человека в движении. Лепка фигуры человека(спортсмен) | | 2 | 20.09.18 | | Подобрать материал о творчестве художника-скульптора (по предложенному списку) |
5 | «Великие скульпторы» | | 1 | 27.09.18 | | Принести графические материалы для работы в технике рисунка |
6 | Изображение фигуры с использованием таблицы | | 1 | 4.10.18 | | Принести графические материалы для работы с натуры |
7 | Набросок фигуры человека с натуры | | 1 | 11.10.18 | | Подобрать материал для тематической картины «Профессия» |
8 | Человек и его профессия Выставка работ «Моя будущая профессия» | | 1 | 18.10.18 | | Художественные материалы |
9 | Тематическая (сюжетная) картина | | 1 | 25.10.18 | | Подобрать материал по теме «Малые голландцы» |
10 | Жизнь каждого дня- большая тема в искусстве Что знаю я о «Малых голландцах»? | | 1 | 8.11.18 | | Подобрать материал о творчестве художников: А. Венецианова, П. Федотова; «передвижников» |
11 | Возникновение и развитие бытового жанра в русском искусстве. Родоначальники жанровой живописи в России: А.Венецианова, П. Федотова; | | 1 | 15.11.18 | | Подобрать материал о творчестве художников: А. Венецианова, П. Федотова; «передвижников» |
12 | Сюжет и содержание в картине | | 1 | 22.11.18 | | Выполнить наброски композиции с простым, доступным для наблюдений сюжетом из своей жизни. |
13 | «Передвижники» | | 1 | 29.11.18 | | Познакомится с творчеством художников бытового жанра 20 века |
14 | Просмотр видеофильма «Третьяковская галерея» | | 1 | 6.12.18 | | Подобрать материал для работы над сюжетной картиной о жизни своей семьи |
15-16 | Создание тематической картины «Жизнь моей семьи» | | 2 | 13.12.18/20.12.18 | | Подобрать материал по темам и проблемам 3 четверти |
17 | Историческая тема в искусстве. Творчество В.И. Сурикова | | 1 | 27.12.18 | | Подобрать материал для работы над картиной на историческую тему |
18-20 | Сложный мир исторической картины | | 3 | 17.01.19/24.01.19/31.01.19 | | Художественные материалы |
21 | Зрительские умения и их значения для современного человека | | 1 | 7.02.19 | | Познакомится с картиной К.Брюллова «Последний день Помпеи» |
22 | Великие те21мы жизни в творчестве русских художников К.Брюллова «Последний день Помпеи» | | 1 | 14.02.19 | | Подобрать материал о творчестве И. Билибина и В.Васнецова |
23 | Сказочно-былинный жанр. Волшебный мир сказки. | | 1 | 21.02.19 | | Познакомиться с картиной Рембрандта «Возвращение блудного сына» |
24 | Библейская тема в изобразительном искусстве. Всепрощающая любовь (Рембрандт и его картина «Возвращение блудного сына») | | 1 | 28.02.19 | | Провести поисковую работу на тему «Великие музей мира» по предложенному списку |
25 | Крупнейшие музей изобразительного искусства и их роль в культуре | | 1 | 7.03.19 | | Перечислить музеи родного города (края) |
26 | Эрмитаж – сокровищница мировой культуры. | | 1 | 14.03.19 | | Подготовится к экскурсии в городской музей |
27 | Художественный музей моего города | | 1 | 21.03.19 | | Повторить пройденный материал по темам I-III четверти |
28 | Знакомые картины и художники | | 1 | 4.04.19 | | Придумать задание или кроссворд для тематической викторины |
29-32 | Плакат и его виды шрифты. | | 4 | 11.04.19/18.04.19 25.04.19/2.04.19 | | Подобрать материал о шрифтах, их видах и особенностей выполнения |
33-35 | Книга. Слово и изображение. Искусство иллюстрации | | 3 | 9.05.19/16.05.19 23.05.19 | | |