СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Авторская разработка календарно -тематического плана для 5 классов по ИЗО

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

авторская разработка календарно -тематического плана для 5 классов по ИЗО по госстандарту КР

Просмотр содержимого документа
«Авторская разработка календарно -тематического плана для 5 классов по ИЗО»


Календарно- тематический план по ИЗО

(5 класс)


№ урока

Наименование разделов, тем

Кол-во часов

Вид занятия Виды деятельности

Формы обучения

Содержание учебной темы: основные вопросы, понятия

Требования к уровню подготовки обучающихся (результат)

Ключевые компетентности

Средства контроля: вид, форма, методы

Учебно-методическое обеспечение

оценивание

Календарные сроки

Возможные виды самостоятельной работы учащихся (Домашнее задание)

план

факт

Информационные

Социально-коммукативные

Самоорганизация и разрешение проблем







Раздел 1. Язык изобразительного искусства и художественный образ. Опыт творческой деятельности (7 часов)

1

Цветовой круг.

Рисунок на свободную тему « Мое лето»

1

Введение новых знаний

Спектр. Составные и основные цвета. Теплые и холодные цвета. Контрастные и сближенные цвета.

Знать:

- понятие цветовой круг;

- составные и основные цвета;

- теплые и холодные цвета;

- контрастные и сближенные цвета.


Уметь:

- различать теплые и холодные цвета;

- контрастные и сближенные цвета;

- смешивать краски для получения нужного цвета и оттенка.

Могут при выполнение творческих работ делиться со своими товарищами мыслями ,идеями

Контроль выполнения упражнений.по смешиванию красок на 10 мин

Пезентация на тему «Цвет в ИЗО».таблицы,

Репродукции ,рисунки по теме

Формативное(словесное)



Выполнить пейзаж в теплой и холодной гамме.

2

Зарисовки ромашки

1

Урок-наблюдение

Наблюдение и словесное описание зримого мира. Цветовые сочетания в окружающем пейзаже. Перспектива.

Знать понятия: точка зрения, линия горизонта, перспектива.


Узнают этапы порядка работы при построении рисунка,смогут правильно расположить на плоскости. Знают названия цветов применять в работах их оттенки

Могут замечать искать нужные цвета и обьяснить их значения

Постановка проблемного вопроса С чего начинается рисунок Повторение и закрепление с учетом ответов уч-ся..

Показ репродукций художников,рисунки детей

Самооценка .оценивание 3 звезды






Подобрать иллюстрации с изображением декоративных цветов

3-4

Бабочки, стрекозы. ( насекомые)

2

Введение новых знаний

Условности декоративного изображения. Колорит.

Знать:

- понятия теплый и холодный колорит;

- приемы работы акварелью

Уметь:

- выполнять стилизацию натуры, композиционное построение рисунка;

.понятие симметрия


Могут замечать искать нужные цвета и обьяснить их значения Могут при выполнение творческих работ делиться со своими товарищами мыслями ,идеями

Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы.

Демонстрационный материал «Понятие о симметрии и асимметрии.»

Текущие оценивание . по критериям



Выполнить композицию из бабочек в круге .по спирале с применением полученных знаний

5

Живописные упражнения, монотипия «Веселые кляксы».

1

Урок практикум.

Монотипия как один из способов печатания. Заливка плоскости цветом. Цветовые переходы.

Знать:

- приемы работы акварелью, гуашью;

- технику печатания «монотипия».


Уметь:

- выполнять заливку плоскости цветом;

- получать плавные переходы от одного цвета к другому;

- выполнять рисунок в технике «монотипия».

Могут замечать искать нужные цвета и обьяснить их значения Могут при выполнение творческих работ делиться со своими товарищами мыслями ,идеями

Контроль выполнения тренировочных упражнений. Ответы на вопросы.

«Воображение как основа творческой деятельности человека.»

Три звезды



Выполнить серию работ в технике монотипия

6

«Золотая осень». Рисунок осеннего дерева с натуры, по памяти.

1.

Введение новых знаний.

Живопись. Пейзаж как жанр изобразительного искусства. Очертания и форма дерева. Элементы воздушной и линейной перспективы. Освещенность.

Знать:

- жанр изобразительного искусства – пейзаж (определение, особенности);

- строение дерева;

- измерение цвета в зависимости от освещения;

- законы перспективы.

Уметь выполнять рисунок с натуры или по памяти с использованием законов линейной и воздушной перспективы.

При выполнении творческих работ использовать основные законы худ.-изоб .творчества

Могут при выполнении работы поделиться своми мыслями с друг другом

Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы.

Презентация на тему «Техника выполнения рисунка. Дерево.»; цвет как средство передачи эмоционального состояния автора.

Текущие оценивание . по критериям



Подобрать иллюстрации с изображеним фркутов и овощей.

7

Рисование фруктов и овощей. Натюрморт.

1

Введение новых знаний.

Натюрморт как жанр изобразительного искусства. Использование красок (смачивание, разведение, смешивание). Изменение цвета в зависимости от освещения.

Знать:

- Жанр изобразительного искусства – натюрморт (определение и особенности);

- особенности формы разных овощей и фруктов;

- приемы смешивания красок;

- правила построения композиции.


Уметь:

- смешивать краски для получения нужного цвета и оттенков;

- учитывать освещенность предметов;

- выполнять рисунок с натуры.

Могут замечать искать нужные цвета и обьяснить их значения Могут при выполнение творческих работ делиться со своими товарищами мыслями ,идеями.смогут рассказать о тоне .полутени,рефлесах

Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы.

Рисунки на тему «Фрукты»

Словесное оценивание



Подобрать иллюстрации с изображением хохломской росписи.

Раздел 2. Декоративно-прикладное искусство. Истоки и современное развитие народных промыслов. (3часа)

8

Хохлома. Золотые узоры.

1

Введение новых знаний.

Декоративно-прикладное искусство. Народные промыслы: сходство и различие. Хохлома. Украшение и стилизация. Понятие об орнаменте и его элементах. Элементы хохломской росписи.

Знать:

- Понятие декоративно-прикладное искусство, орнамент;

- особенности хохломской росписи и ее элементы.


Уметь выполнять роспись разделочной доски в стиле хохломской росписи.


Умеют составить небольшие композициисоотвественно значения орнамента

Ответы на вопросы. Контроль выполнения упражнений и практической работы.

Презентация на тему «История народных промыслов. Народная живопись и ее особенности. Сюжеты хохломской росписи.»

Текущие оценивание . по критериям



Найти и принести народные загадки.

9

Иллюстрации к эпосу Манас

1

Урок обобщение.

Устное народное творчество. Средства художественной выразительности. Иллюстрация к книге.

Уметь применять основные средства художественной выразительности в рисунке (по памяти или воображению).

Умеют творчески использовать полученные знания и навыки,методы

Стремятся к бережному отношению к наследию

Контроль выполнения практической работы.

Демонстрационный материал по теме «Построение композиции, формулировка собственного замысла.. объяснения их смысла.»

Оценивание творческих исканий



Приготовить реферат на тему «Художественные промыслы : Кыргызстана»

10-

Узор в полосе. Эскиз декоративной росписи сосуда.

1

Введение новых знаний.

Художественные промыслы: Гжель, Жостово, Городец, и др.

Элементы орнамента и его виды. Контрастные цвета.

Знать:

- художественные промыслы др.народов;

- контрастные цвета;

- виды и элементы орнамента.


Уметь:

- придумывать узоры;

- выполнять узор в полосе и эскиз декоративной росписи сосуда.

Смогут отличит промыслы друг от друга и применить полученные знания

Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы.

Презентация на тему «Манеры выполнения изделий мастерами Гжели, Жостова, Городца и др.»

Организация выставки



Подобрать иллюстрации с изображение домашнего животного - кота

Раздел 3. Особенности анималистического и мультипликационного жанра. (5часа)

11-12

Кошки. Собаки Рисование по памяти и представлению домашних животных.

2

Введение новых знаний.

Анималистический Жан. Изображение животных: анатомическое строение, пропорции, цветовой окрас.

Знать:

- особенности анималистического жанра изобразительного искусства;

- анатомическое строение, пропорции, цветовой окрас животных;

- отдельные произведения выдающихся художников.

Уметь выполнять рисунок животного с применением средств художественной выразительности.

Знают какие средства используют для прорисовки шерсти,смогут рассказать о видах семейства кошачих,собачьих

Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы.

Презентация на тему «Анималистический жанр». Герои-животные в литературе, устном народном творчестве.

Формативное




Составить эссе по своиу рисунку.
















13

Лощади. Рисование по памяти и представлению

1

Введение новых знанийи закрепление полученных

Анималистический Жан. Изображение животных: анатомическое строение, пропорции, цветовой окрас.

Знать:

- особенности анималистического жанра изобразительного искусства

- анатомическое строение, пропорции, цветовой окрас животных;

- отдельные произведения выдающихся художников

Уметь выполнять рисунок животного с применением средств художественной выразительности

Знают какие средства используют для прорисовки шерсти,смогут рассказать о видах .













Приготовить рассказ на тему «Мультипликационные герои»

14

Мультипликационные герои.

1

Введение новых знаний.

Мультипликация. Обучение приемам эффекта одушевления персонажей, анимации. Самостоятельная работа по созданию мультипликационного фильма.

Знать значение понятия мультипликация.

).

Уметь выполнить последовательные фазы движения рисованных фигур (создать в рисунке иллюстрацию движения предметов и облаков

Смогут работать в группе, не ограничиваясь форматом рисовать в свободной манере

Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы.

Презентация на тему «Создание рисованного кино.». Демонстрационный материал.

По критериям



Подобрать новогодние открытки с изображением Деда Мороза и Снегурочки

14

Веселый Дед Мороз и Снегурочка рисунок + коллаж.открытка

1

Введение новых знаний.

Аппликация, средства выразительности и эмоционального воздействия (цвет: сочетание оттенков, фактура). Правила безопасной работы с ножницами..Понятие о коллаже в рисунке

Знать:

- особенности техники аппликации из цветной бумаги и других материалов);

- средства выразительности и эмоционального воздействия.


Уметь:

- использовать в своей работе различные художественные и подручные материалы разной фактуры;

- работать с ножницами.

Смогут работать в группе, не ограничиваясь форматом рисовать в свободной манере

Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы.

Художественный ряд на тему «Новый год в жизни человека, в искусстве.» Творческое восприятие действительности. Презентация на тему «Пропорции человеческой фигуры.»

Оценивание творческих работ ,3 звезды



Выполнить открытку.

Подобрать иллюстрационный материал на тему «Раппорт»

Раздел 4. Изобразительное искусство, его виды и жанры. Графика. (4 часов)

15

Натюрморт в технике набрызг

1

Введение новых знаний.

Способы выполнения компазиций при помощи шаблонов и трафаретов.

Знать:

- способы размножения изображения;

- особенности шаблона и трафарета;

.


Уметь:

- изготавливать шаблоны и трафаретов;

- придумывать декоративный мотив;

- использовать художественные материалы (гуашь),

Могут применить полученные знания по худ.изо. ис-ву в своем творчестве

Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы.

Рисунки,мастер -класс

Оценивание личных работ



Подобрать материала на тему «Гравюра»

16-17

Гравюра на картоне

2

Введение новых знаний

Виды графики. Гравюра как вид графики. Выразительные средства графики. Творчество выдающихся художников-графиков. Техника изготовления гравюры на картоне.

Знать:

- виды графики и грвюры;

- выразительные средства графики (линия, пятно и др.);

- отдельные произведения художников-графиков (А.Дюрер, И.Я.Билибин и др.).


Уметь выполнять гравюру на картоне с использованием техники аппликации.

Могут применить полученные знания по худ.изо. ис-ву в своем творчестве

Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы.

Художественный ряд на тему «Гравюра».

Оценивание личных работ



Подбор иллюстраций на тему «Граттаж»

18-

Работа в технике граттажа.

1

Введение новых знаний

Графика как вид изобразительного искусства. Штрих, линия и пятно – основные средства художественной выразительности в графике. Техника штриха. Знакомство с произведениями художников-графиков. Правила безопасности труда.

Знать:

- основные средства художественной выразительности графики;

- особенности техники граттажа;

- технику выполнения разных видов штрихов;

- отдельные произведения художников-графиков.

.

Уметь выполнять рисунок в технике граттажа

Могут применить полученные знания по худ.изо. ис-ву в своем творчестве

Ответы на вопросы. Контроль выполнения тренировочных упражнений и практической работы.

Презентация на тему «Хроматические и ахроматические цвета. Символизм черного и белого цветов.»

Текущие оценивание . по критериям



Понаблюдать за пропорциями человеческой фигуры

Раздел 5. Изображение с натуры и по памяти человека. Опыт творческой деятельности. (4 часа)

19

Наброски с натуры фигуры человека.

1

Введение новых знаний

Портрет как жанр изобразительного искусства. Конструктивно-анатомическое строение фигуры человека. Пропорции фигуры человека. Тоновая разработка формы.

Знать:

- особенности жанра изобразительного искусства – портрет;

- конструктивно-анатомическое строение человека, пропорции его тела;

- законы распределения светотени на поверхности форм, выявляющую их объем;

- назначение наброска и особенности его выполнения.


Уметь:

- анализировать строение и пропорциональные отношения фигуры изображаемого;

- выполнять наброски с натуры фигуры человека.

Могут охарактеризовать образы в жанре портрета

Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы

Презентация на тему «Индивидуальные особенности изображаемого человека.»

Текущие оценивание . по критериям



Подготовить призентацию на тему «Русские богатыри в живописи»

20

Богатыри

1

Введение новых знаний

Исторические традиции народа. Былины. Богатыри – защитники Отечества. Архитектура старинных городов. Одежда древнего воина и его снаряжение.

Знать:

- как одевались воины;

- особенности архитектуры древних городов;

- особенности фигуры богаты ря;

- произведения живописи с изображением богатырей

Уметь:

- анализировать содержание произведений живописи;

- определять средства художественной выразительности;

- изображать древних воинов

Могут охарактеризовать образы в жанре портрета

Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы

Презентация на тему «Героико-фантастический метод изображения воина-богатыря в устном народном творче стве и произведениях живописи.»

Текущие оценивание . по критериям



Подобрать иллюстрационный материал на тему женский образ в искусстве

21

женский образ в творчестве

1

Введение новых знаний

Портрет как жанр изобразительного искусства. Конструктивно-анатомическое строение фигуры человека. Пропорции фигуры человека. Тоновая разработка формы.

особенности жанра изобразительного искусства – портрет;

- конструктивно-анатомическое строение человека, пропорции его тела;

- законы распределения светотени на поверхности форм, выявляющую их объем;

- назначение наброска и особенности его выполнения.


Уметь:

- анализировать строение и пропорциональные отношения фигуры изображаемого;

- выполнять наброски с натуры фигуры человека.

Могут охарактеризовать образы в жанре портрета

Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы

Презентация на тему «образ женщины в портретев устном народном творче стве и произведениях живописи.»

Текущие оценивание . по критериям



Подобрать иллюстрационный материал на тему транспорт

Раздел 6. Изображение с натуры и по памяти транспорта. Опыт творческой деятельности. (3часа)

22

Транспорт.

наземный

1

Введение новых знаний

Современные виды транспорта. Выразительность форм транспорта. Особенности формы современных машин.

Знать особенности формы современных разных видов.


Уметь:

- анализировать форму, пропорции, пространственное расположение машин;

- выполнять рисунок игрушечной машины в разных техниках.


Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы

Видеролик на тему «машины». Презентация «Связь формы разных видов транспорта со временем создания, скорость

Текущие оценивание . по критериям



Подобрать иллюстрационный материал на тему авиация

23

авиация

1

Введение новых знаний

Современные виды транспорта. Выразительность форм транспорта. Особенности формы современных машин.

Знать особенности формы современных разных видов.


Уметь:

- анализировать форму, пропорции, пространственное расположение машин;

- выполнять рисунок игрушечной машины в разных техниках.


Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы

та со временем создания, скорость

Текущие оценивание . по критериям



Подобрать иллюстрационный материал на тему морсой и подводный транспорт

24

Морской транспорт

1

Введение новых знаний

Современные виды транспорта. Выразительность форм транспорта. Особенности формы современных машин.

Знать особенности формы современных разных видов.


Уметь:

- анализировать форму, пропорции, пространственное расположение машин;

- выполнять рисунок игрушечной машины в разных техниках.


Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы

та со временем создания, скорость

Текущие оценивание . по критериям



Подобрать иллюстрационный материал на тему военный транспорт

Раздел 7. Жанры изобразительного искусства. Особенности натюрморта. (3часа)

25

Натюрморт из геометрических тел

графика

1

Введение новых знаний

Натюрморт как жанр изобразительного искусства. Конструктивное строение предметов. Передача объемов средствами светотени. Элементы линейной перспективы.

Знать:

- особенности жанра изобразительного искусства – натюрморт;

- линейное построение натюрморта;

- Элементы линейной перспективы.


Уметь выполнять рисунок – натюрморт из геометрических тел – с передачей объема с помощью светотени.

Могут дать характеристику работам в жанре натюрморта

Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы

Демонстрационный материал к натюрморту. Презентация на тему «Компазиция из Текущие оценивание . по критериям геометрических тел».

Текущие оценивание . по критериям



Произвести поисковую работу в интернете на тему «композиция из разнородных предметов»

26-27

Натюрморт из разнородных предметов: геометрических тел, овощей и фруктов..посуды.

Живопись, гризайль

2

Введение новых знаний

Объемное изображение формы предмета. Моделировка светотенью и цветом. Знакомство с натюрмортами выдающихся мастеров живописи.

Знать:

- закономерности линейной перспективы;

- композиционные приемы;

- градацию светотеней;

- возможности цвета;

- особенности теплого и холодного колорита;

- отдельные произведения мастеров живописи.


Уметь:

- анализировать форму предметов;

- строить натюрморт;

- выполнять рисунок – натюрморт – с использованием возможностей цвета.

Могут дать характеристику работам в жанре натюрморта

Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы

Презентация «Выражение цветом в натюрморте настроения и переживаний художника. Композиция и образный строй в натюрморте: ритм пятен, пропорции, движение и покой, случайность и порядок.»

Текущие оценивание . по критериям



Подобрать иллюстрационный материал на тему «Дома и сооружения»

Раздел 8. Изображение с натуры и по представлению различных предметов. (2часа)

28

Наброски с натуры модели домика

1

Введение новых знаний

Основные конструктивные особенности строения дома. Закономерности линейной перспективы: линия горизонта, точка зрения, точка схода. Фронтальная и угловая перспектива. Знакомство с произведениями мастеров живописи.

Знать:

- виды перспективы;

- основные закономерности линейной перспективы;

- правила объемного изображения;

- основные конструктивные особенности изображения строений призматических форм;

- отдельные произведения живописи.

.

Уметь:

- анализировать форму предметов (различных построек, домов);

- делать наброски с натуры модели домика

Могут применить знания дизайна

Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы

Презентация на тему «Техника выполнения зданий и сооружений». Художественный ряд с изображением разных построек в произведениях живописи.

.

Текущие оценивание . по критериям



Подготовить презентацию на тему «Деревянное зодчество»

29

Рисование по представлению. Пейзаж с архитектурным комплексом

1

Введение новых знаний

Архитектура. Изображение архитектурных сооружений в картинах мастеров живописи. Архитектурный ансамбль.

Знать:

- понятие архитектура;

- отдельные произведения художников;

- особенности архитектурного ансамбля

Уметь выполнять рисунок старинного терема с использованием законов линейной перспективы.

Могут применить знания дизайна

Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы


Текущие оценивание . по критериям



Подготовить иллюстрационный материал на тему «Буквица»

Раздел 9.Создание иллюстраций к литературным произведениям. (2 часа)

30

Буквица

1

Введение новых знаний

История книгопечатания и роль художника в создании книги. Искусство каллиграфии. Принципы образования шрифта. Виды шрифтов.

Знать:

- роль художников в создании книги;

- понятия буквица и вязь;

- виды шрифтов.


Уметь:

- писать текст плакатными буквами;

- украшать текст буквицей.

Могут применить знания дизайна

Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы

Презентация на тему «История письменности. Буквица»

Текущие оценивание . по критериям



Прочитать сказку П.Ершова «Конек Горбунок»

31-

Иллюстрирование сказки П.Ершова «Конек Горбунок»

.

1

Введение новых знаний

Иллюстрация как один из видов графики. Произведения художников-иллюстраторов. Закономерности композиции. Основы цветоведения.

Знать:

- творчество художников-иллюстраторов И.Билибина, В.Васнецова, Ю.Васнецова, М.Врубеля и др.;

- закономерности композиции;

- основы цветоведения.

.

Уметь выполнять иллюстрацию к сказке с использованием всех изобразительных средств

Могут применить знания дизайна Могут использовать на практике знания из разных областей ИЗО искусства при создании книжки

Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы

Художественный ряд на тему «Иллюстрирование сказки П.Ершова «Конек Горбунок».»

Текущие оценивание . по критериям




Выполнить книжку малышку про свое имя










Подобрать иллюстрации по теме «Портрет в скульптуре»

Раздел 10. Художественный образ и художественно-выразительные средства скульптуры. Портрет. (3 часа)

33-

Портрет в скульптуре

1

Введение новых знаний

История портрета в скульптуре. Выразительные возможности скульптуры. Пропорции лица человека. Творчество скульпторов-портретистов. Приемы лепки головы человека.

Знать:

- из какого материала выполняют скульптуру;

- инструменты для выполнения работы;

- выразительные возможности скульптуры;

- пропорции лица человека;

- творчество выдающихся скульпторов-портретистов.


Уметь выполнять портрет человека из пластилина с соблюдением пропорций, добиваясь сходства.

Могут использовать на практике знания из разных областей ИЗО искусства

Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы

Презентация на тему «Портрет», «Скульптура»

Текущие оценивание . по критериям



Подготовить художественный материал по теме «Портрет»

34


















Четыре разных портрета (по одной схеме).

1

Введение новых знаний

Пропорции и мимика лица. Координатные (опорные) точки лица. Произведения мастеров живописи с изображением людей разного возраста, с разным эмоциональным состоянием.

Знать:

- пропорции и мимику лица;

- расположение координатных (опорных) точек лица;

- схему изменений, происходящих с мимикой лица.

.

Уметь выполнять рисунки лица человека, придавая каждому лицу индивидуальные, разнохарактерные черты

Могут использовать на практике знания из разных областей ИЗО искусства

Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы

Мимические мышцы лица и их роль в формировании и выявлении эмоционального состояния и возрастных изменений.

Текущие оценивание . по критериям



Подобрать материал о положительных и отрицательных сказочных п героев

35














Портрет сказочного персонажа

1

Закрепление знаний

Пропорции и мимика лица. Координатные (опорные) точки лица. Произведения мастеров живописи с изображением людей разного возраста, с разным эмоциональным состоянием.,характер героя

Знать:

- пропорции и мимику лица;

- расположение координатных (опорных) точек лица;

- схему изменений, происходящих с мимикой лица.

.

Уметь выполнять рисунки лица человека, придавая каждому лицу индивидуальные, разнохарактерные черты

Могут использовать на практике знания из разных областей ИЗО искусства

Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы

Мимические мышцы лица и их роль в формировании и выявлении эмоционального состояния и возрастных изменений.

Текущие оценивание . по критериям



Написать эссе характеристику о своем герое