№ урока | Наименование разделов, тем | Кол-во часов | Вид занятия Виды деятельности Формы обучения | Содержание учебной темы: основные вопросы, понятия | Требования к уровню подготовки обучающихся (результат) Ключевые компетентности | Средства контроля: вид, форма, методы | Учебно-методическое обеспечение | оценивание | Календарные сроки | Возможные виды самостоятельной работы учащихся (Домашнее задание) |
план | факт |
Информационные | Социально-коммукативные | Самоорганизация и разрешение проблем | | | | | | |
Раздел 1. Язык изобразительного искусства и художественный образ. Опыт творческой деятельности (7 часов) |
1 | Цветовой круг. Рисунок на свободную тему « Мое лето» | 1 | Введение новых знаний | Спектр. Составные и основные цвета. Теплые и холодные цвета. Контрастные и сближенные цвета. | Знать: - понятие цветовой круг; - составные и основные цвета; - теплые и холодные цвета; - контрастные и сближенные цвета. | Уметь: - различать теплые и холодные цвета; - контрастные и сближенные цвета; - смешивать краски для получения нужного цвета и оттенка. | Могут при выполнение творческих работ делиться со своими товарищами мыслями ,идеями | Контроль выполнения упражнений.по смешиванию красок на 10 мин | Пезентация на тему «Цвет в ИЗО».таблицы, Репродукции ,рисунки по теме | Формативное(словесное) | | | Выполнить пейзаж в теплой и холодной гамме. |
2 | Зарисовки ромашки | 1 | Урок-наблюдение | Наблюдение и словесное описание зримого мира. Цветовые сочетания в окружающем пейзаже. Перспектива. | Знать понятия: точка зрения, линия горизонта, перспектива. | Узнают этапы порядка работы при построении рисунка,смогут правильно расположить на плоскости. Знают названия цветов применять в работах их оттенки | Могут замечать искать нужные цвета и обьяснить их значения | Постановка проблемного вопроса С чего начинается рисунок Повторение и закрепление с учетом ответов уч-ся.. | Показ репродукций художников,рисунки детей | Самооценка .оценивание 3 звезды
| | | Подобрать иллюстрации с изображением декоративных цветов |
3-4 | Бабочки, стрекозы. ( насекомые) | 2 | Введение новых знаний | Условности декоративного изображения. Колорит. | Знать: - понятия теплый и холодный колорит; - приемы работы акварелью Уметь: - выполнять стилизацию натуры, композиционное построение рисунка; .понятие симметрия | | Могут замечать искать нужные цвета и обьяснить их значения Могут при выполнение творческих работ делиться со своими товарищами мыслями ,идеями | Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы. | Демонстрационный материал «Понятие о симметрии и асимметрии.» | Текущие оценивание . по критериям | | | Выполнить композицию из бабочек в круге .по спирале с применением полученных знаний |
5 | Живописные упражнения, монотипия «Веселые кляксы». | 1 | Урок практикум. | Монотипия как один из способов печатания. Заливка плоскости цветом. Цветовые переходы. | Знать: - приемы работы акварелью, гуашью; - технику печатания «монотипия». | Уметь: - выполнять заливку плоскости цветом; - получать плавные переходы от одного цвета к другому; - выполнять рисунок в технике «монотипия». | Могут замечать искать нужные цвета и обьяснить их значения Могут при выполнение творческих работ делиться со своими товарищами мыслями ,идеями | Контроль выполнения тренировочных упражнений. Ответы на вопросы. | «Воображение как основа творческой деятельности человека.» | Три звезды | | | Выполнить серию работ в технике монотипия |
6 | «Золотая осень». Рисунок осеннего дерева с натуры, по памяти. | 1. | Введение новых знаний. | Живопись. Пейзаж как жанр изобразительного искусства. Очертания и форма дерева. Элементы воздушной и линейной перспективы. Освещенность. | Знать: - жанр изобразительного искусства – пейзаж (определение, особенности); - строение дерева; - измерение цвета в зависимости от освещения; - законы перспективы. Уметь выполнять рисунок с натуры или по памяти с использованием законов линейной и воздушной перспективы. | При выполнении творческих работ использовать основные законы худ.-изоб .творчества | Могут при выполнении работы поделиться своми мыслями с друг другом | Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы. | Презентация на тему «Техника выполнения рисунка. Дерево.»; цвет как средство передачи эмоционального состояния автора. | Текущие оценивание . по критериям | | | Подобрать иллюстрации с изображеним фркутов и овощей. |
7 | Рисование фруктов и овощей. Натюрморт. | 1 | Введение новых знаний. | Натюрморт как жанр изобразительного искусства. Использование красок (смачивание, разведение, смешивание). Изменение цвета в зависимости от освещения. | Знать: - Жанр изобразительного искусства – натюрморт (определение и особенности); - особенности формы разных овощей и фруктов; - приемы смешивания красок; - правила построения композиции. | Уметь: - смешивать краски для получения нужного цвета и оттенков; - учитывать освещенность предметов; - выполнять рисунок с натуры. | Могут замечать искать нужные цвета и обьяснить их значения Могут при выполнение творческих работ делиться со своими товарищами мыслями ,идеями.смогут рассказать о тоне .полутени,рефлесах | Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы. | Рисунки на тему «Фрукты» | Словесное оценивание | | | Подобрать иллюстрации с изображением хохломской росписи. |
Раздел 2. Декоративно-прикладное искусство. Истоки и современное развитие народных промыслов. (3часа) |
8 | Хохлома. Золотые узоры. | 1 | Введение новых знаний. | Декоративно-прикладное искусство. Народные промыслы: сходство и различие. Хохлома. Украшение и стилизация. Понятие об орнаменте и его элементах. Элементы хохломской росписи. | Знать: - Понятие декоративно-прикладное искусство, орнамент; - особенности хохломской росписи и ее элементы. | Уметь выполнять роспись разделочной доски в стиле хохломской росписи. | Умеют составить небольшие композициисоотвественно значения орнамента | Ответы на вопросы. Контроль выполнения упражнений и практической работы. | Презентация на тему «История народных промыслов. Народная живопись и ее особенности. Сюжеты хохломской росписи.» | Текущие оценивание . по критериям | | | Найти и принести народные загадки. |
9 | Иллюстрации к эпосу Манас | 1 | Урок обобщение. | Устное народное творчество. Средства художественной выразительности. Иллюстрация к книге. | Уметь применять основные средства художественной выразительности в рисунке (по памяти или воображению). | Умеют творчески использовать полученные знания и навыки,методы | Стремятся к бережному отношению к наследию | Контроль выполнения практической работы. | Демонстрационный материал по теме «Построение композиции, формулировка собственного замысла.. объяснения их смысла.» | Оценивание творческих исканий | | | Приготовить реферат на тему «Художественные промыслы : Кыргызстана» |
10- | Узор в полосе. Эскиз декоративной росписи сосуда. | 1 | Введение новых знаний. | Художественные промыслы: Гжель, Жостово, Городец, и др. Элементы орнамента и его виды. Контрастные цвета. | Знать: - художественные промыслы др.народов; - контрастные цвета; - виды и элементы орнамента. | Уметь: - придумывать узоры; - выполнять узор в полосе и эскиз декоративной росписи сосуда. | Смогут отличит промыслы друг от друга и применить полученные знания | Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы. | Презентация на тему «Манеры выполнения изделий мастерами Гжели, Жостова, Городца и др.» | Организация выставки | | | Подобрать иллюстрации с изображение домашнего животного - кота |
Раздел 3. Особенности анималистического и мультипликационного жанра. (5часа) |
11-12 | Кошки. Собаки Рисование по памяти и представлению домашних животных. | 2 | Введение новых знаний. | Анималистический Жан. Изображение животных: анатомическое строение, пропорции, цветовой окрас. | Знать: - особенности анималистического жанра изобразительного искусства; - анатомическое строение, пропорции, цветовой окрас животных; - отдельные произведения выдающихся художников. | Уметь выполнять рисунок животного с применением средств художественной выразительности. | Знают какие средства используют для прорисовки шерсти,смогут рассказать о видах семейства кошачих,собачьих | Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы. | Презентация на тему «Анималистический жанр». Герои-животные в литературе, устном народном творчестве. | Формативное | | | Составить эссе по своиу рисунку. |
13 | Лощади. Рисование по памяти и представлению | 1 | Введение новых знанийи закрепление полученных | Анималистический Жан. Изображение животных: анатомическое строение, пропорции, цветовой окрас. | Знать: - особенности анималистического жанра изобразительного искусства - анатомическое строение, пропорции, цветовой окрас животных; - отдельные произведения выдающихся художников | Уметь выполнять рисунок животного с применением средств художественной выразительности | Знают какие средства используют для прорисовки шерсти,смогут рассказать о видах . | | | | | | Приготовить рассказ на тему «Мультипликационные герои» |
14 | Мультипликационные герои. | 1 | Введение новых знаний. | Мультипликация. Обучение приемам эффекта одушевления персонажей, анимации. Самостоятельная работа по созданию мультипликационного фильма. | Знать значение понятия мультипликация. ). | Уметь выполнить последовательные фазы движения рисованных фигур (создать в рисунке иллюстрацию движения предметов и облаков | Смогут работать в группе, не ограничиваясь форматом рисовать в свободной манере | Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы. | Презентация на тему «Создание рисованного кино.». Демонстрационный материал. | По критериям | | | Подобрать новогодние открытки с изображением Деда Мороза и Снегурочки |
14 | Веселый Дед Мороз и Снегурочка рисунок + коллаж.открытка | 1 | Введение новых знаний. | Аппликация, средства выразительности и эмоционального воздействия (цвет: сочетание оттенков, фактура). Правила безопасной работы с ножницами..Понятие о коллаже в рисунке | Знать: - особенности техники аппликации из цветной бумаги и других материалов); - средства выразительности и эмоционального воздействия. | Уметь: - использовать в своей работе различные художественные и подручные материалы разной фактуры; - работать с ножницами. | Смогут работать в группе, не ограничиваясь форматом рисовать в свободной манере | Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы. | Художественный ряд на тему «Новый год в жизни человека, в искусстве.» Творческое восприятие действительности. Презентация на тему «Пропорции человеческой фигуры.» | Оценивание творческих работ ,3 звезды | | | Выполнить открытку. Подобрать иллюстрационный материал на тему «Раппорт» |
Раздел 4. Изобразительное искусство, его виды и жанры. Графика. (4 часов) |
15 | Натюрморт в технике набрызг | 1 | Введение новых знаний. | Способы выполнения компазиций при помощи шаблонов и трафаретов. | Знать: - способы размножения изображения; - особенности шаблона и трафарета; . | Уметь: - изготавливать шаблоны и трафаретов; - придумывать декоративный мотив; - использовать художественные материалы (гуашь), | Могут применить полученные знания по худ.изо. ис-ву в своем творчестве | Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы. | Рисунки,мастер -класс | Оценивание личных работ | | | Подобрать материала на тему «Гравюра» |
16-17 | Гравюра на картоне | 2 | Введение новых знаний | Виды графики. Гравюра как вид графики. Выразительные средства графики. Творчество выдающихся художников-графиков. Техника изготовления гравюры на картоне. | Знать: - виды графики и грвюры; - выразительные средства графики (линия, пятно и др.); - отдельные произведения художников-графиков (А.Дюрер, И.Я.Билибин и др.). | Уметь выполнять гравюру на картоне с использованием техники аппликации. | Могут применить полученные знания по худ.изо. ис-ву в своем творчестве | Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы. | Художественный ряд на тему «Гравюра». | Оценивание личных работ | | | Подбор иллюстраций на тему «Граттаж» |
18- | Работа в технике граттажа. | 1 | Введение новых знаний | Графика как вид изобразительного искусства. Штрих, линия и пятно – основные средства художественной выразительности в графике. Техника штриха. Знакомство с произведениями художников-графиков. Правила безопасности труда. | Знать: - основные средства художественной выразительности графики; - особенности техники граттажа; - технику выполнения разных видов штрихов; - отдельные произведения художников-графиков. . | Уметь выполнять рисунок в технике граттажа | Могут применить полученные знания по худ.изо. ис-ву в своем творчестве | Ответы на вопросы. Контроль выполнения тренировочных упражнений и практической работы. | Презентация на тему «Хроматические и ахроматические цвета. Символизм черного и белого цветов.» | Текущие оценивание . по критериям | | | Понаблюдать за пропорциями человеческой фигуры |
Раздел 5. Изображение с натуры и по памяти человека. Опыт творческой деятельности. (4 часа) |
19 | Наброски с натуры фигуры человека. | 1 | Введение новых знаний | Портрет как жанр изобразительного искусства. Конструктивно-анатомическое строение фигуры человека. Пропорции фигуры человека. Тоновая разработка формы. | Знать: - особенности жанра изобразительного искусства – портрет; - конструктивно-анатомическое строение человека, пропорции его тела; - законы распределения светотени на поверхности форм, выявляющую их объем; - назначение наброска и особенности его выполнения. | Уметь: - анализировать строение и пропорциональные отношения фигуры изображаемого; - выполнять наброски с натуры фигуры человека. | Могут охарактеризовать образы в жанре портрета | Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы | Презентация на тему «Индивидуальные особенности изображаемого человека.» | Текущие оценивание . по критериям | | | Подготовить призентацию на тему «Русские богатыри в живописи» |
20 | Богатыри | 1 | Введение новых знаний | Исторические традиции народа. Былины. Богатыри – защитники Отечества. Архитектура старинных городов. Одежда древнего воина и его снаряжение. | Знать: - как одевались воины; - особенности архитектуры древних городов; - особенности фигуры богаты ря; - произведения живописи с изображением богатырей | Уметь: - анализировать содержание произведений живописи; - определять средства художественной выразительности; - изображать древних воинов | Могут охарактеризовать образы в жанре портрета | Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы | Презентация на тему «Героико-фантастический метод изображения воина-богатыря в устном народном творче стве и произведениях живописи.» | Текущие оценивание . по критериям | | | Подобрать иллюстрационный материал на тему женский образ в искусстве |
21 | женский образ в творчестве | 1 | Введение новых знаний | Портрет как жанр изобразительного искусства. Конструктивно-анатомическое строение фигуры человека. Пропорции фигуры человека. Тоновая разработка формы. | особенности жанра изобразительного искусства – портрет; - конструктивно-анатомическое строение человека, пропорции его тела; - законы распределения светотени на поверхности форм, выявляющую их объем; - назначение наброска и особенности его выполнения. | Уметь: - анализировать строение и пропорциональные отношения фигуры изображаемого; - выполнять наброски с натуры фигуры человека. | Могут охарактеризовать образы в жанре портрета | Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы | Презентация на тему «образ женщины в портретев устном народном творче стве и произведениях живописи.» | Текущие оценивание . по критериям | | | Подобрать иллюстрационный материал на тему транспорт |
Раздел 6. Изображение с натуры и по памяти транспорта. Опыт творческой деятельности. (3часа) |
22 | Транспорт. наземный | 1 | Введение новых знаний | Современные виды транспорта. Выразительность форм транспорта. Особенности формы современных машин. | Знать особенности формы современных разных видов. | Уметь: - анализировать форму, пропорции, пространственное расположение машин; - выполнять рисунок игрушечной машины в разных техниках. | | Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы | Видеролик на тему «машины». Презентация «Связь формы разных видов транспорта со временем создания, скорость | Текущие оценивание . по критериям | | | Подобрать иллюстрационный материал на тему авиация |
23 | авиация | 1 | Введение новых знаний | Современные виды транспорта. Выразительность форм транспорта. Особенности формы современных машин. | Знать особенности формы современных разных видов. | Уметь: - анализировать форму, пропорции, пространственное расположение машин; - выполнять рисунок игрушечной машины в разных техниках. | | Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы | та со временем создания, скорость | Текущие оценивание . по критериям | | | Подобрать иллюстрационный материал на тему морсой и подводный транспорт |
24 | Морской транспорт | 1 | Введение новых знаний | Современные виды транспорта. Выразительность форм транспорта. Особенности формы современных машин. | Знать особенности формы современных разных видов. | Уметь: - анализировать форму, пропорции, пространственное расположение машин; - выполнять рисунок игрушечной машины в разных техниках. | | Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы | та со временем создания, скорость | Текущие оценивание . по критериям | | | Подобрать иллюстрационный материал на тему военный транспорт |
Раздел 7. Жанры изобразительного искусства. Особенности натюрморта. (3часа) |
25 | Натюрморт из геометрических тел графика | 1 | Введение новых знаний | Натюрморт как жанр изобразительного искусства. Конструктивное строение предметов. Передача объемов средствами светотени. Элементы линейной перспективы. | Знать: - особенности жанра изобразительного искусства – натюрморт; - линейное построение натюрморта; - Элементы линейной перспективы. | Уметь выполнять рисунок – натюрморт из геометрических тел – с передачей объема с помощью светотени. | Могут дать характеристику работам в жанре натюрморта | Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы | Демонстрационный материал к натюрморту. Презентация на тему «Компазиция из Текущие оценивание . по критериям геометрических тел». | Текущие оценивание . по критериям | | | Произвести поисковую работу в интернете на тему «композиция из разнородных предметов» |
26-27 | Натюрморт из разнородных предметов: геометрических тел, овощей и фруктов..посуды. Живопись, гризайль | 2 | Введение новых знаний | Объемное изображение формы предмета. Моделировка светотенью и цветом. Знакомство с натюрмортами выдающихся мастеров живописи. | Знать: - закономерности линейной перспективы; - композиционные приемы; - градацию светотеней; - возможности цвета; - особенности теплого и холодного колорита; - отдельные произведения мастеров живописи. | Уметь: - анализировать форму предметов; - строить натюрморт; - выполнять рисунок – натюрморт – с использованием возможностей цвета. | Могут дать характеристику работам в жанре натюрморта | Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы | Презентация «Выражение цветом в натюрморте настроения и переживаний художника. Композиция и образный строй в натюрморте: ритм пятен, пропорции, движение и покой, случайность и порядок.» | Текущие оценивание . по критериям | | | Подобрать иллюстрационный материал на тему «Дома и сооружения» |
Раздел 8. Изображение с натуры и по представлению различных предметов. (2часа) |
28 | Наброски с натуры модели домика | 1 | Введение новых знаний | Основные конструктивные особенности строения дома. Закономерности линейной перспективы: линия горизонта, точка зрения, точка схода. Фронтальная и угловая перспектива. Знакомство с произведениями мастеров живописи. | Знать: - виды перспективы; - основные закономерности линейной перспективы; - правила объемного изображения; - основные конструктивные особенности изображения строений призматических форм; - отдельные произведения живописи. . | Уметь: - анализировать форму предметов (различных построек, домов); - делать наброски с натуры модели домика | Могут применить знания дизайна | Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы | Презентация на тему «Техника выполнения зданий и сооружений». Художественный ряд с изображением разных построек в произведениях живописи. . | Текущие оценивание . по критериям | | | Подготовить презентацию на тему «Деревянное зодчество» |
29 | Рисование по представлению. Пейзаж с архитектурным комплексом | 1 | Введение новых знаний | Архитектура. Изображение архитектурных сооружений в картинах мастеров живописи. Архитектурный ансамбль. | Знать: - понятие архитектура; - отдельные произведения художников; - особенности архитектурного ансамбля | Уметь выполнять рисунок старинного терема с использованием законов линейной перспективы. | Могут применить знания дизайна | Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы | | Текущие оценивание . по критериям | | | Подготовить иллюстрационный материал на тему «Буквица» |
Раздел 9.Создание иллюстраций к литературным произведениям. (2 часа) |
30 | Буквица | 1 | Введение новых знаний | История книгопечатания и роль художника в создании книги. Искусство каллиграфии. Принципы образования шрифта. Виды шрифтов. | Знать: - роль художников в создании книги; - понятия буквица и вязь; - виды шрифтов. | Уметь: - писать текст плакатными буквами; - украшать текст буквицей. | Могут применить знания дизайна | Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы | Презентация на тему «История письменности. Буквица» | Текущие оценивание . по критериям | | | Прочитать сказку П.Ершова «Конек Горбунок» |
31- | Иллюстрирование сказки П.Ершова «Конек Горбунок» . | 1 | Введение новых знаний | Иллюстрация как один из видов графики. Произведения художников-иллюстраторов. Закономерности композиции. Основы цветоведения. | Знать: - творчество художников-иллюстраторов И.Билибина, В.Васнецова, Ю.Васнецова, М.Врубеля и др.; - закономерности композиции; - основы цветоведения. . | Уметь выполнять иллюстрацию к сказке с использованием всех изобразительных средств | Могут применить знания дизайна Могут использовать на практике знания из разных областей ИЗО искусства при создании книжки | Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы | Художественный ряд на тему «Иллюстрирование сказки П.Ершова «Конек Горбунок».» | Текущие оценивание . по критериям | | | Выполнить книжку малышку про свое имя Подобрать иллюстрации по теме «Портрет в скульптуре» |
Раздел 10. Художественный образ и художественно-выразительные средства скульптуры. Портрет. (3 часа) |
33- | Портрет в скульптуре | 1 | Введение новых знаний | История портрета в скульптуре. Выразительные возможности скульптуры. Пропорции лица человека. Творчество скульпторов-портретистов. Приемы лепки головы человека. | Знать: - из какого материала выполняют скульптуру; - инструменты для выполнения работы; - выразительные возможности скульптуры; - пропорции лица человека; - творчество выдающихся скульпторов-портретистов. | Уметь выполнять портрет человека из пластилина с соблюдением пропорций, добиваясь сходства. | Могут использовать на практике знания из разных областей ИЗО искусства | Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы | Презентация на тему «Портрет», «Скульптура» | Текущие оценивание . по критериям | | | Подготовить художественный материал по теме «Портрет» |
34 | Четыре разных портрета (по одной схеме). | 1 | Введение новых знаний | Пропорции и мимика лица. Координатные (опорные) точки лица. Произведения мастеров живописи с изображением людей разного возраста, с разным эмоциональным состоянием. | Знать: - пропорции и мимику лица; - расположение координатных (опорных) точек лица; - схему изменений, происходящих с мимикой лица. . | Уметь выполнять рисунки лица человека, придавая каждому лицу индивидуальные, разнохарактерные черты | Могут использовать на практике знания из разных областей ИЗО искусства | Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы | Мимические мышцы лица и их роль в формировании и выявлении эмоционального состояния и возрастных изменений. | Текущие оценивание . по критериям | | | Подобрать материал о положительных и отрицательных сказочных п героев |
35 | Портрет сказочного персонажа | 1 | Закрепление знаний | Пропорции и мимика лица. Координатные (опорные) точки лица. Произведения мастеров живописи с изображением людей разного возраста, с разным эмоциональным состоянием.,характер героя | Знать: - пропорции и мимику лица; - расположение координатных (опорных) точек лица; - схему изменений, происходящих с мимикой лица. . | Уметь выполнять рисунки лица человека, придавая каждому лицу индивидуальные, разнохарактерные черты | Могут использовать на практике знания из разных областей ИЗО искусства | Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы | Мимические мышцы лица и их роль в формировании и выявлении эмоционального состояния и возрастных изменений. | Текущие оценивание . по критериям | | | Написать эссе характеристику о своем герое |