№ п/п | Наименование разделов и тем | Основное содержание темы | Характеристика основных видов деятельности обучающихся | Дата |
План | Факт |
| I раздел. Содержание в музыке(16часов) | | |
1 | 1. Содержание в музыке «Магическая единственность» музыкального произведения. | История создания сонаты, биография Бетховена. | Рассуждение о яркости образов в музыке. Освоение выдающ.образцов венского классицизма. Слушание: Бетховен «Соната №14» Исполнение песен: «Отговорила роща золотая» - Г. Пономаренко | 6.09 | |
2 | Музыку трудно объяснить словами. | Обобщение – важнейшее свойство музыкального содержания | Анализ способов воплощения содержания музыкальных произведений. Оценивание муз.произведения с т.зр. единства содержания и формы Слушание:Бетховен( В.Мэй) «Соната №14» 1 часть в совр. Обр. Пение: «Отговорила роща золотая» - Г. Пономаренко. | 13.09 | |
3 | Что такое музыкальное содержание? | Особенности воплощения содержания в разных видах искусства. Роль деталей в искусстве | Нахождение ассоц.связей между худ.образами музыки и ИЗО. Слушание:Чайковский "Октябрь» - сочинение –эссе Пение: М. Таривердиев «Маленький принц» - повторение | 20.09 | |
4 | Что такое музыкальное содержание? | 27.09 | |
5 | 2. Каким бывает музыкальное содержание Музыка, которую необходимо объяснить словами. | Каким бывает музыкальное содержание. воплощение содержания в произведений программной музыки. программность обобщающего характера. | Оценивание худ.произведения с позиции красоты и правды. Просмотр видеоряда «Концерт № 3» Вивальди. Пение: «Мой добрый учитель» А. Ермолов – разучивание. | 4.10 | |
6 | Ноябрьский образ в пьесе П.И.Чайковского. | Свойство программности – расширять и углублять музыкальное содержание. Соотнесение образов поэтического и музыкального произведений | Анализ многообразия связей музыки и литературы. Рассуждение о яркости и контрастности в музыке. Слушание: «Ноябрь. На тройке» П.Чайковский Чтение: Н.Некрасова «Тройка»(фрагм) | 11.10 | |
7 | Тема Востока в творчестве русских композиторов | «Восточная» партитура Н. Римского-Корсакова «Шехеразада» Воплощение конкретизирующей программности в муз. образах, темах, интонациях. | Нахождение ассоц.связей между образами музыки, литературы, ИЗО. Слушание: Симф.сюита «Шехеразада» - 1 ч. Разучивание песни: М. Магомаев, А.Горохова «Шехеразада» | 18.10 | |
8 | Когда музыка не нуждается в словах. | Осуществление музыкального содержания в музыкальном образе Этюда Скрябина. | Выставка рисунков по теме урока. Слушание: Симф.сюита «Шехеразада» - 1 ч. А. Скрябин «Этюд» Пение песни: М. Магомаев, А.Горохова «Шехеразада». | 25.10 | |
9 | Содержание в музыке. | Исполнение песен по желанию учащихся. | Применение полученных знаний о музыке и музыкантах в творческой деятельности. | 8.11 | |
10 | 3.Музыкальный образ Лирические образы в музыке. | Воплощение содержания в худ.произведениях малой и крупной формы. Связь между образами худ.произведений и формами их воплощения. Выражение единого образа в форме миниатюры. Особенности лирического образа. | Анализ особенностей воплощения лирических образов в музыке. Наблюдение за развитием одного образа муз. произведения. Слушание: С. Рахманинов «Прелюдия соль # минор». | 15.11 | |
11 | Драматические образы в музыке | Характерные особенности драматических образов в музыке. Контраст образов, тем, средств худ.выразительности в музыке драмат.хар-ра. | Анализ особенностей воплощения драматических образов. Рассуждение о яркости и контрастности образов драм.произведения. Воспринимать и сравнивать муз.язык. Слушание: Ф. Шуберт «Лесной царь». Пение: «Пропавшим без вести». | 22.11 | |
12 | Практикум «Содержание в музыке» | Музыкальная викторина. | Отвечают на вопросы викторины. Работают в группах. | 29.11 | |
13 | 4. О чем рассказывает музыкальный жанр «Память жанра». | Способность муз.жанров вызывать опред. образные представления. Использование композиторами ассоциативных жанров для воплощения определенного содержания. | Исследование взаимосвязи жанровых и интонационных основ музыки. Понимание взаимосвязи между жанром муз.произведения и его содержательным воплощением. | 6.12 | |
14 | Такие разные песни. | Взаимодействие и взаимообогащение народных и профессиональных муз. жанров. Содержательность жанра марша. Общность и отличие марша. Разнообразие вальсов. Череда сцен, действующих лиц, состояний в Большом вальсе из оперы «Евгений Онегин» П. Чайковского. | Осознание взаимосвязи жанровых и интонационно-образных воплощений в музыке (критерии в учебнике). Наблюдение за развитием одного образа в музыке. Выявление круга муз.образов в различных муз.произведениях. Слушание: Ж.Бизе «Марш Тореадора» из оп. «Кармен». П. Чайковский «Вальс» из оп. «Е.Онегин». Пение: «Под музыку Вивальди» - разучивание. «Школьные годы» - разучивание. | 13.12 | |
15 | Такие разные танцы. | 20.12 | |
16 | Такие разные марши. | 27.12 | |
| II раздел. «Форма в музыке» (18 часов) | | |
17 | 5. Что такое музыкальная форма. «Сюжеты» и «герои» музыкальной формы. | Особенности воплощения худ.замысла в различных видах искусства. Метафорический смысл понятий «сюжет» и «герой» по отношению к муз.произведению. Средства выразительности как главные носители содержания и формы в музыке. | Понимание характерных особенностей муз.языка. Восприятие и оценивание муз.произведения с точки зрения единства содержания и средств муз.выразительности. Рассуждение о яркости и контрастности образов в музыке. Слушание: М.Глинка. Ария Руслана из оп. «Руслан и Людмила». Пение: «Синий иней» | 10.01 | |
18 | «Художественная форма-это ставшее зримым содержание». | Понимание муз. формы в узком и широком смысле. Единство содержания и формы- непременный закон искусства. Связь тональности муз. произведения с его худ. замыслом, характером. | Восприятие и оценивание пр-дения искусства с точки зрения единства сод-ния и формы (критерии в учебнике).Различие хар.признаков видов искусства. Понимание специфики деятельности композитора, поэта и художника. Восприятие и оценивание пр-дения искусства с точки зрения единства сод-ния и формы Наблюдение за развитием одного образа в муз.произведении. Слушание: В.А.Моцарт Реквием. Лакримоза. Ф.Шуберт «Баркарола», «Серенада». | 17.01 | |
19 | От целого к деталям. | Причины обращения композиторов к большим и малым формам. Общее и индивидуальное в муз.форме. | Выявлять круг муз.образов в различных муз.произведениях. Слушание: Л. Бетховен «Симфония №5» 1 часть, М. Равель «Игра воды» Пение: «Синий иней» | 24.01 | |
20 | 6. Музыкальная композиция Какой бывает музыкальная композиция. | Авангардная музыка. | Слушание: С. Губайдуллина «Фигуры времени» фрагмент из симфонии. Пение: разучивание народной песни. | 31.01 | |
21 | Музыкальный шедевр в шестнадцати тактах. | Музыкальная форма период, особенности ее строения. Изысканность и лаконизм муз.образа, воплощенного в форме муз.периода. | Исследование многообразия форм построения муз.произведений(период). Восприятие и оценивание пр-дения искусства с точки зрения единства сод-ния и формы. Наблюдение за развитием одного образа в муз.произведении. Слушание: Ф. Шопен «Прелюдия» | 7.02 | |
22 | Два напева в романсе М.И.Глинки «Венецианская ночь» (двухчастная форма). | Куплетно-песенные жанры в рамках двухчастной формы. Запев и припев - главные структурные единицы вокальной двухчастности. Особенности производного контраста(2 грани одного худ.образа). Состояние душевного покоя, радости и очарования в звуках романса. | Исследование многообразия форм построения муз.произведений(двухчастная форма). Наблюдение за развитием и сопоставлением образов на основе сходства и различия интонаций, муз.тем. Размышление о яркости и контрастности образов в музыке. Слушание - пение М.Глинка «Венецианская ночь» | 14.02 | |
23 | Трёхчастность в «ночной серенаде» Пушкина-Глинки | Реализация муз.образа в трехчастной форме. Производный конраст между разделами формы. Выразительная роль деталей. | Исследование многообразия форм построения муз.произведений(трехчастная форма). Наблюдение за развитием и сопоставлением образов на основе сходства и различия интонаций, муз.тем. Слушание – пение: М.Глинка «Я здесь Инезилья». | 21.02 | |
24 | Многомерность образа в форме рондо. | Худ.особенности формы рондо. Роль рефрена и эпизодов в форме муз. рондо. Многоплановость худ.образа в рондо. | Исследование многообразия форм построения муз.произведений(рондо). Наблюдение за развитием образа, сопоставлением его фрагментов на основеисходства и различия муз.тем. Рассуждение об общности и различии выразительных средств музыки и лит-ры. Слушание: А.Бородин «Спящая княжна», В. Моцарт «Рондо в тур.стиле» Пение: Романсы М. Глинки | 28.02 | |
25 | Образ Великой Отечественной войны в «Ленинградской» симфонии Д.Шостаковича | Реализация принципа повторности развития в форме вариаций. Динамика образа в «Эпизоде нашествия» из «Ленинградской» симфонииД.Шостаковича.Обобщение по теме «Форма в музыке». | Исследование многообразия форм построения муз.произведений. Анализ приемов развития образа в муз.произведении. Самостоятельный подбор сходных поэтических произведений к изучаемой музыке. Слушание: Д.Шостакович «Эпизод нашествия»из «Ленинградской симфонии». Пение: А. Александрова «Священная война» - разучивание | 7.03 | |
26 | О связи муз. формы и муз. драматургии. | В чём отличие между муз.формой и драматургией. Особенности взаимодействия статики и динамики. | Наблюдение за развитием одного образа. Восприятие особенности драматург.развития в малых формах. Слушание: М. Мусоргский «Картинки с выставки» Пение: «Вечная весна» Д. Тухманов | 14.03 | |
27 | 7. Музыкальная драматургия Музыка в развитии. | Худ.особенности произведений М.П.Мусоргский «Старый замок» С.Соснин «Родина» | Слушать, воспринимать и анализировать музыкальные произведения и их фрагменты. Описывать и характеризовать музыкальные образы и музыкальную драматургию. | 21.03 | |
28 | Музыкальный порыв. | Порывы, мечты и фантазии в «Фантастических пьесах» Р.Шумана. «Рельеф» и «фон» в драматургии пьесы «Порыв», их взаимодействие. | Восприятие особенностей интонационного и драматургического развития в произведениях простых и сложных форм. Анализ приемов взаимодействия и развития одного или нескольких образов в произ-ниях разных муз.форм. Слушание-сравнение: «Порыв» Р. Шумана, «Старый замок» М. Мусоргского. Пение: «Вечная весна». | 4.04 | |
29 | Движение образов и персонажей в оперной драматургии. | Особенности оперной драматургии(развитие образов и персонажей).Роль хоровых сцен в оперном спектакле. Многогранные характеристики муз. образов. | Восприятие особенностей интонационного и драматургического развитя в опере. Понимание характерных особенностей муз.языка оперы. Восприятие и сравнение муз.языка в произведениях разного смыслового и эмоционального содержания. Просмотр видео: Хоровые сцены из опер. | 11.04 | |
30 | Контрольная работа | Анализируют, обобщают. | Анализируют, обобщают. | 18.04 | |
31 | Движение образов и персонажей в оперной драматургии. | Особенности оперной драматургии(развитие образов и персонажей).Роль хоровых сцен в оперном спектакле. Многогранные характеристики муз. образов. | Восприятие особенностей интонационного и драматургического развитя в опере. Понимание характерных особенностей муз.языка оперы. Восприятие и сравнение муз.языка в произведениях разного смыслового и эмоционального содержания. Просмотр видео: Хоровые сцены из опер. | 25.04 | |
32 | Диалог искусств: «Слово о полку Игореве» и «Князь Игорь» | Особенности оперной драматургии(развитие образов и персонажей).Роль хоровых сцен в оперном спектакле. Многогранные характеристики муз. образов. | Восприятие особенностей интонационного и драматургического развитя в опере. Понимание характерных особенностей муз.языка оперы. Восприятие и сравнение муз.языка в произведениях разного смыслового и эмоционального содержания. Просмотр видео: Хоровые сцены из опер. | 2.05 | |
33 | Развитие музыкальных тем в симфонической драматургии. | Главные особенности симфонической драматургии (последовательность, сочетание,развитие муз.тем). Строение симфонического цикла. Муз. тема как главный носитель идеи, мысли, содержания произведения. | Исследование многообразия построения муз.произведений (сонатная форма). Восприятие особенностей интонационного и драматургического развития в симфонических произведениях. Слушание: В. Моцарт «Симфония № 41» 1 ч. | 16.05 | |
34 | Первые шаги классической оперы и балета. | Усиление образов в опере и балете. | Понимание характерных особенностей музыкального языка. Оценка муз. произведений с позиции красоты и правды. | 23.05 | |
35 | Резерв | | | 30.05 | |