Изобразительное искусство : 1-4 кл. : программа для общеобразоват. организаций / сост. Лобынцева С.Н., Ферапонтова Е.Н., Сапрыкина Ю.Б.; ДИППО. – Донецк: Истоки, 2015. – 70 с.
Данная программа «Природа и художник» по предмету «Изобразительное искусство» для 1-4 классов общеобразовательных организаций разработана соответственно требованиям Государственного образовательного стандарта начального общего образования на 2015-2017 гг., а также примерной программе по изобразительному искусству для начальной школы (авт.Т.А.Копцева, В.П.Копцев, Е.В.Копцев).
Объектами проверки и оценивания результатов художественного образования являются основные компетентности: предметные (интерпретационные и деятельностно-творческие); межпредметные эстетические (эстетические оценки и восприятие); ключевые (общекультурные, информационно-коммуникативные, социальные). Оценивание осуществляется по 3 главным аспектам: Художественно-теоретическая деятельность (на элементарном уровне) Знание специальной художественной терминологии, понимание художественных особенностей направлений, стилей, видов, жанров, законов развития искусства. Восприятие искусства (на элементарном уровне) Способность эмоционального восприятия произведений искусства, определение их связи с жизненными явлениями; умение обосновывать личностное эстетическое отношениек художественному произведению и автору; способность интерпретировать художественно – культурное явления. Художественно-практическая деятельность (на элементарном уровне) Использование художественно-теоретического материала, приобретенных художественных умений, навыков в практической работе и во внеурочной деятельности.
В школьном учебном плане на изучение предмета «Изобразительное искусство» отводится в 1-4 классах по 1 часу из базисного учебного плана: 3 часа – в 1 классе, по 34 часа во 2-4 классах. Всего программа реализует
Уровни | Отметка | Критерии оценивания учебных достижений учащихся |
Высокий | 5 | Художественно-теоретическая деятельность. Ученик (ученица) на элементарном уровне имеет прочные, основательные знания тематического художественного материала (виды, жанры, авторы, произведения изобразительного искусства) в рамках программы, способен систематизировать, обобщать, осознанно воспринимать и воспроизводить визуальные образы, широко применять ассоциативные связи между произведениями изобразительного искусства, произведениями других видов искусства и жизненными явлениями; выделять главные положения в учебном материале и не затрудняться при ответах на видоизмененные вопросы. Восприятие искусства. Ученик (ученица) на элементарном уровне свободно владеет языком визуального искусства, художественно интерпретирует содержание произведений изобразительного искусства; выражает личное эстетическое отношение к ним, обладает высоким уровнем художественно-эстетического мышления в развитии миропознания и мироощущения. Художественно-практическая деятельность. Ученик (ученица) на элементарном уровне осознанно использует сведения об особенностях композиционного решения при передаче движения объекта, учебного материала о закономерностях колористического решения художественного образа, о способах изображения предметов реалистического, декоративного, стилизованного, фантазийного и абстрактного характера.8 Демонстрирует свободное владение изобразительной грамотой, программным учебным материалом, передает основные закономерности композиционного, колористического, объемно- пластического, светотеневого, перспективного решения при изображении единичного объекта, натюрморта, пейзажа, портрета; выполняет композиции по заданному мотиву или сюжету, т.е. гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения; выделяет композиционный центр, умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное; грамотно завершает работу. Самостоятельно использует полученные художественные умения, навыки и способности в художественно-практической деятельности. На высоком уровне владеет изобразительной грамотой. Полностью справляется с поставленной целью урока. Инициирует готовность к сотворчеству с учителем. |
Достаточный | 4 | Художественно-теоретическая деятельность. Ученик (ученица) на элементарном уровне демонстрирует осознанное использование учебного теоретического материала, но допускает несущественные неточности в использовании специальной художественной терминологии. Не всегда систематизирует и обобщает художественный материал. Восприятие искусства. Ученик (ученица) на элементарном уровне умеет воспринимать и воспроизводить визуальные образы определенного уровня, достаточно полно анализирует художественно-образное содержание произведения, но имеет стандартное мышление, ему не хватает собственных выводов, ассоциаций, обобщений; на достаточном уровне владеет специальной художественной терминологией при анализе художественных произведений в процессе их восприятия и интерпретации, отвечает без особых затруднений на вопросы учителя. Художественно-практическая деятельность. Ученик (ученица) на элементарном уровне воспроизводит содержание учебного материала, основанного на заучивании терминов, понятий, законов, без объяснения их смысла, изображает объект с использованием композиционных и колористических схем, предложенных учителем. Демонстрирует осознанное использование учебного теоретического материала, сведений о композиционном и цветовом (светотеневом) решении образа, передает в рисунке общие и отличительные (индивидуальные) признаки объекта, самостоятельно выбирает сюжет композиции, использует нетрадиционные размеры формата для решения художественного замысла. Гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения; выделяет композиционный центр, умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее характерное. На достаточном уровне владеет изобразительной грамотой. Испытывает потребность в периодической коррекции учителя. |
Средний | 3 | Художественно-теоретическая деятельность. Ученик (ученица) на элементарном уровне демонстрирует узнавание основных видов и жанров искусства, представленных учителем на слайдах, учебных таблицах и индивидуальных 9 карточках-заданиях, узнает и различает отдельные специальные художественные термины, обнаруживает усвоение обязательного уровня учебной программы; предпочитает отвечать на вопросы воспроизводящего характера и испытывает затруднение при ответах на видоизмененные вопросы. Восприятие искусства. Ученик (ученица) на элементарном уровне не всегда умеет воспринимать и воспроизводить визуальные образы, имеет недостаточно сформированное художественное мышление, не всегда последовательно и логично характеризует отдельные художественные явления, его рассказ требует уточнений и дополнительных вопросов; не всегда умеет самостоятельно сделать анализ художественного произведения, сравнение, выводы относительно восприятия произведений изобразительного искусства. Художественно – практическая деятельность. Ученик (ученица) на элементарном уровне воспроизводит отдельные фрагменты художественных образов на репродуктивном уровне. Степень сходства изображения с предметами не соответствуют реальной действительности. Испытывает затруднения в стилизованном рисунке, декоративном и пропорциональном изображении. Удовлетворительно владеет объемно-пластической выразительностью и качеством конструктивного построения формы. На элементарном уровне владеет изобразительной грамотой. Не может завершить практическую работу. Слабо справляется с поставленной целью урока. Нуждается в периодической теоретической и практической помощи учителя. |
Начальный | 2 | Художественно-теоретическая деятельность. Ученик (ученица) на элементарном уровне имеет отдельные представления об изученном материале, владеет незначительной частью тематического материала, имеет ограниченный терминологический и словарный запас. Большая часть обязательного уровня учебных программ не усвоена, допускает грубые ошибки в ответе. Восприятие искусства. Ученик (ученица) на элементарном уровне имеет слабо сформированный уровень восприятия художественных образов. Воспринимает и воспроизводит отдельные фрагменты художественных образов с конкретным образно-художественным содержанием, однозначно их характеризует. Ученик затрудняется дать характеристику даже эмоционально-образного содержания художественного произведения. Художественно – практическая деятельность. Ученик (ученица) на элементарном уровне имеет элементарные навыки и умения творческой художественной деятельности. На низком уровне владеет композиционным решением, не согласовывает компоненты изображения, не выделяет пропорциональное отношение частей к целому, обнаруживает незнание и непонимание объемно-пластических и перспективных изображений. Не владеет на элементарном уровне изобразительной 10 грамотой, не может сосредоточиться при выполнении практической работы. Не справляется с поставленной целью урока. Требует постоянно теоретической и практической помощи учителя |
Недостаточный | 1 | Художественно-теоретическая деятельность. Восприятие искусства. Художественно–практическая деятельность. Ученик (ученица) на элементарном уровне выявляет полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала, не может ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу. Не выполняет практическую работу. Требует постоянно теоретической и практической помощи учителя |
№ п\п | Содержание урока | Дата проведения | Предпол. результат |
план | факт |
Художник, природа и я |
ТЕМА 1. ХУДОЖНИК И МИР ПРИРОДЫ (9 часов) |
1 | Учимся смотреть и видеть Разные художественные материалы, их выразительные качества. Создание рисунка на свободную тему.(«Летом я купался в море») | | | |
2 | Композиция – средство художественного выражения. Обложка Творческого альбома для рисования – визитная карточка юного художника. Создание рисунка на тему: «Я - фотограф». | | | |
3 | Линия горизонта Пейзаж – жанр изобразительного искусства. Создание рисунка на тему: «Дорога, уходящая вдаль». | | | |
4 | Свет и тень.Особенности изображения света и тени в рисунке. Создание композиции на тему: «Таинственная тень натюрморта» с использованием графических материалов. | | | |
5 | Растительный орнамент Особенности ритмической организации растительных орнаментов. Создание орнаментальной композиции на свободную тему. | | | |
6 | Дождь Природная красота дождя, многообразие форм изображения дождя живописными и графическими материалами. Произведения Юрия Пименова и Франса Мазереля. Создание изобразительного образа дождя«Ласковый дождь». | | | |
7 | Морской пейзаж Выразительность контрастного и нюансного цветового решения пейзажей-марин. Изображение морского пейзажа: «Музыка моря». | | | |
8 | Горный пейзаж Выразительность холодного и контрастного цветового решения горных пейзажей. Пейзажи Николая Рериха. Изображение горного пейзажа. | | | |
9 | Необычные подземные музеи Подземные красоты пещер, сталактиты и сталагмиты. Приёмы работы в технике монотипии. Изображение залов ледяных пещер. | | | |
ТЕМА 2. ХУДОЖНИК И МИР ЖИВОТНЫХ (7 часов) |
10 | Рисунки животных с натурыАнималистический жанр изобразительного искусства и художники-анималисты. Наброски Антонио Пизанелло, рисунок Альберта Дюрера. Рисование носорога, жирафа, обезьяну или др. по фотографии, а окружающее их пространство – по воображению. | | | |
11 | Чёрная кошка Возможности выполнения образа чёрной кошки разными художественными материалами: фломастерами, красками. Рисование образа чёрной кошки. | | | |
12 | Скульпторы- анималистыКаждый скульптурный материал (глина, дерево, пластилин, стекло, металл, проволока и др.) имеет свои выразительные свойства. Знакомство с работами скульпторов-анималистов И. Ефимова и В. Ватагина. Создание объёмного образа любого животного из пластилина или глины. | | | |
13 | Рельефное изображение животных Отличие стилизованного декоративно-условного рельефного изображения льва от реалистического рельефного изображения. Лепка рельефного изображения льва, львицы или львёнка или создание композиции: «Игривый львёнок» (на выбор). | | | |
14 | Образы насекомых в стихах Хокку – японское трёхстишие. Выразительные и изобразительные возможности туши, пера, палочки, кисти по мокрому и сухому листу. Рисование иллюстрации к трёхстишию, используя технику «тушь – перо – кисть – палочка по сухому или мокрому листу». | | | |
15 | Образы животных в книжной иллюстрации Выразительные средства книжной графики: линия, точка, пятно, штрих, цвет, композиция. Создание иллюстрации к сказке «Маугли» Р. Киплинга. | | | |
16 | Талисманы Олимпийских игр Рисование талисманов спортивных игр (Снеговик, Енот, Волчонок, Леопард, Медведь, Заяц). | | | |
2 семестр |
ТЕМА 3. ХУДОЖНИК И МИР ЧЕЛОВЕКА (10 часов) |
17 | Ты – художник Коллекционирование произведений изобразительного искусства и результатов детского изобразительного творчества как форма сохранения исторической памяти. Создание рисунка в паспарту для участия в коллективной выставке. | | | |
18 | Интерьер с окном Выразительные средства живописи (хроматические цвета: тёплые, холодные; ахроматические цвета: белый, чёрный, разные оттенки серого; пятно, освещение, контраст, нюанс, колорит и др.) и графики (линия, пятно, штрих, композиция и др.).Создание композиции «Я любуюсь видами своего города из окна» | | | |
19 | Дружеский шарж Художники-карикатуристы Кукрыниксы. Рисование дружеского шаржа на самого себя или лучшего друга (карандаш, фломастер, гелевую ручку или др.). | | | |
20 | Парадный портрет Парадный портрет, признаки парадного и камерного мужского и женского портрета. Основные пропорции человеческого лица. Изображение парадного портрета «Воин-герой» или «Мой дед – победитель». | | | |
21 | Искусство костюма: театральный костюм Статичные и динамичные изображения театральных костюмов. Создание эскиза театрального или карнавального костюма. | | | |
22 | Знаменитые скульпторыИстория создания памятника гражданам Кале Огюстом Роденом. Лепка скульптурной композиции: «Моя семья». | | | |
23 | Знаменитый город Основные архитектурные постройки Иерусалима – города трёх мировых религий: христианства, иудаизма, ислама. Выполнение иллюстрации на сюжет священной книги: «Вифлеемская звезда», «Рождество», «Ангел – добрый вестник», «Мой ангел-хранитель» (на выбор). | | | |
24 | Герб Герб своего города, края, области. Геральдическая цветовая символика, геральдические животные. Создание образа семейного герба. | | | |
25 | Художник-дизайнер Дизайн – это разновидность современного декоративно-прикладного искусства. Выполнение эскиза упаковки любого кондитерского изделия: мороженого, конфет, плитки шоколада, печенья. | | | |
26 | Машины-роботы Репродукции космических аппаратов, творческих поделок и рисунков детей. Изображение машины-робота – марсоход, луноход, венероход, юпитероход или другого космического аппарата. | | | |
ТЕМА 4. ХУДОЖНИК И МИР ИСКУССТВ (8 часов) |
27 | Книжка-игрушка Разные формы книжек-игрушек для малышей, элементы книжного макета: обложка, буквица, иллюстрации, заставка, концовка. Коллективное изготовление макета книжки-гармошки. | | | |
28 | Музей игрушки Народные глиняные, деревянные, соломенные игрушки. Игрушки-панки, куклы-пеленашки, куклы-стригушки, куклы-закрутки, куклы Масленицы и др. Создание игрушки из подсобных или природных материалов: ниток, бумаги, картона, соломы, тряпок, шишек, сухих листьев, желудей и др | | | |
29 | Театр на колесахИзображение портрета клоуна или сцены циркового представления. | | | |
30 | Большой театр Большой театр – это старейший в России театр оперы и балета. Фоторепродукции и произведения художников Э.Дега и В.Серова. Создание образа балерины в движении. | | | |
31 | В мире киноКиноафиши и кадры из фильмов, получивших мировую известность. Создание афиши к мультфильму. | | | |
32 | Музеи мира: музей-панорама События Бородинской битвы по сюжетам живописной панорамы. Рисование фрагмента стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино». | | | |
33 | Художественные выставки: передвижные выставки. Товарищество передвижных художественных выставок Содержание произведений художников-передвижников: И.Крамской, Г.Мясоедов, Н.Ярошенко, В.Перов, А.Саврасов, В.Поленов, В.Суриков. Выполнение рисунка на тему: «На уроке физкультуры». | | | |
34 | Художественные выставки: Художник и время. Выставка детского изобразительного творчества Создание композиции на тему: «Я – художник». Создание афиши для коллективной выставки. | | | |