Календарное планирование создано на основе программы «Література (російська та зарубіжна). Інтегрований курс: Програма для загальноосвітніх на-вчальних закладів з російською мовою навчання. 5- 9 класи (рівень стандарту) / автори Л.А. Сімакова, В.В. Снєгірьова. Затверджено Міністерством освіти і науки України. 2005.», нацелено на выполнение обязательного уровня литературной подготовки учащихся. Планирование учитывает аксиологическую, литературоведческую и культурологическую образовательные линии, представленные в программе, контекст изучения литературного произведения, развитие художественно-творческих потребностей учащихся.
№ п/п | Тема урока | Государственные требования к уровню общеобразовательной подготовки учащихся | Повторение | Дата проведения | Примечание |
1 СЕМЕСТР |
ВВЕДЕНИЕ(1ч.) АНТИЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА (2 ч.) ЛИТЕРАТУРА СРЕДНИХ ВЕКОВ И ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ (3 ч.) |
1. | Значение литературы в развитии общества и жизни человека. Литература как средство художественного освоения действительности с древнейших времен до наших дней, как выражение мира чувств, переживаний и представлений людей. Специфика искусства слова, его образная, эстетическая и эмоциональная природа. Общее понятие о мировом литературном процессе, место в нем русской литературы. Теорет. сведения: Понятие об историко-литературном процессе. | Ученик: Раскрывает значение литературы в развитии общества и человека; объясняет, в чем заключается ее художественная специфика, какое значение она имеет в духовном и нравственном воспитании людей, в развитии их читательских и эстетических вкусов и потребностей. Объясняет смысл понятия «мировой литературный процесс», место в нем русской литературы. | Виды искусства | | |
Античная литература |
2. | Культура эпохи античности (Древней Греции и Древнего Рима) и ее роль в развитии мировой культуры. Античная художественная литература, ее роды, жанры, эстетическое совершенство. Гомеровский эпос («Илиада», «Одиссея»). Знаменитые древнеримские поэты (Вергилий, Сапфо, Анакреонт). Театр в Древней Греции (Эсхил, Софокл, Эврипид). | Рассказывает об античной культуре, отмечает ее роль в развитии мировой культуры, называет роды, жанры древнегреческой и древнеримской литературы; составляет план лекции учителя; участвует в обсуждении призведений античной литературы. | Мифы Древней Греции | | |
3. | Эсхил. «Прикованный Прометей». Литературная версия мифа о Прометее. Контекст изучения. Миф о Прометее и его художественное воплощение в трагедии Эсхила. Чтение эпизодов трагедии. | Выразительно читает трагедию, комментирует отрывки, содержащие описание величия подвига Прометея; характеризует образ Прометея, отмечая его мужество и силу духа; дает собственную оценку поведению титана; объясняет смысл драматургического конфликта в трагедии; приводит примеры афоризмов, содержащихся в тексте трагедии. Сопоставляет мифологический образ Прометея с его художественным образом в трагедии Эсхила. | Трагедия как жанр литературы | | |
4. | Главный герой – человеколюбец и борец против тирании. Художественное своеобразие пьесы. Теорет. сведения: Понятие о «вечных образах» в литературе. Трагедия как драматический жанр (обогащение знаний: античная трагедия). | Объясняет значение понятия «вечные образы» на примерах образов Прометея. Отмечает художественные особенности античной трагедии (сценическое воспроизведение мифа, мифологические образы как образы художественного произведения). | | | |
Литература средних веков и эпохи Возрождения Древнерусская литература (3 ч.) |
5. | Литература Киевской Руси как средневековое искусство слова и ветвь мировой литературы. Самобытный характер и высокий уровень культуры Древней Руси. Значение введения христианства на Руси для развития образования и искусства. Переводная светская литература. Сборники афоризмов («Пчела»), естественнонаучные произведения («Шестоднев»), исторические хроники и повести («Александрия»). Контекст изучения. «Слово о полку Игореве» в искусстве (см. программу). | Называет отличительные особенности древнерусской литературы (историзм, познавательный и поучительный характер, анонимность, связь с фольклором; рукописная форма); объясняет значение введения христианства на Руси для развития образования, литературы и искусства; называет образцы переводной и оригинальной древнерусской литературы; составляет план лекции учителя. | Устное народное творчество | | |
6. | Оригинальная светская литература. Выдающиеся памятники древнерусской письменности: «Повесть временных лет», «Слово о полку Игореве», «Слово о Законе и Благодати Илариона», «Житие Сергия Радонежского», «Житие протопопа Аввакума», «Поучение Владимира Мономаха» и др. | | | |
7. | «Слово о полку Игореве» - крупнейший памятник мирового средневековья. Контекст изучения. «Слово о полку Игореве» в искусстве (см. программу). | Читает и комментирует фрагменты из «Слова о полку Игореве» (обращение Игоря к войску, «золотое слово» Святослава, плач Ярославны) в переводах В. Жуковского, К. Бальмонта, Н. Заболоцкого, Н. Рыленкова (по усмотрению учителя). Сопоставляет сюжет, образы, фрагменты «Слова…» с их художественным воплощением в других видах искусства. | | | |
Из мировой литературы (2 ч.) |
8. | Общая характеристика эпохи Возрождения. Новый взгляд на человека и жизненные ценности в литературе и искусстве, гуманистический пафос художественных произведений этого времени. Выдающиеся художники эпохи Возрождения. | Рассказывает об эпохе Возрождения, о тех изменениях, которые происходили в странах Европы в XIV-XVI веках, о духовных ценностях, провозглашенных гуманистами; называет представителей эпохи Возрождения. | Античная литература | | |
9. | Франческа Петрарка. Сонеты (13, 35, 61, 134). Сведения о жизни и творчестве выдающегося итальянского поэта – родоначальника лирики эпохи Возрождения. Представление любви как одного из самых высоких чувств. Образ Лауры в лирике Петрарки. Особенности поэтики его сонетов: «жесткая» форма сонета и виртуозность ее использования. Теорет. сведения: Понятие о сонете как лирическом жанре. | Рассказывает о жизни Петрарки, о создании им в своих сонетах бессмертного образа Лауры. Выражает в форме связного высказывания собственные впечатления от чтения сонетов; словесно рисует образ Лауры, раскрывает смысл сонетов, выразительно читает их (в том числе и наизусть); отмечать художественное своеобразие сонетов Петрарки. Называет отличительные признаки сонета как лирического жанра на примерах сонетов Петрарки. | | | |
10. | Рр. Обучение собственному комментарию к стихотворению (сонету). | Создает комментарий к одному из сонетов Ф.Петрарки (по выбору). | | | |
11. | Внеклассное чтение. Данте Алигьери. «Божественная комедия». Новый, гуманистический взгляд поэта на человека и его ценности. Художественные особенности поэмы. | Рассказывает о жизни Данте, о создании им «Божественной комедии» – выдающегося произведения эпохи раннего Возрождения. Выразительно читает, пересказывает и комментирует фрагменты песен поэмы, словесно рисует картины вымышленного мира поэмы Данте, формулирует темы песен, объясняет смысл изображенного в них, комментирует фрагменты текста, содержащие выражение авторского отношения к изображаемому, раскрывает идейный смысл изученных песен поэмы, отмечает особенности поэтического языка произведения. | | | |
12. | К/р. Разноуровневые задания. | | | | |
ЛИТЕРАТУРА XVII – XVIII ВЕКОВ |
Из мировой литературы (3 ч.) |
13. | XVII век – эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Классицистический стиль в литературе, живописи, архитектуре. Строгая иерархия литературных жанров классицизма – высокие (трагедия, эпопея, ода), низкие (комедия, сатира, басня). Ж. Б. Мольер. «Мещанин во дворянстве». Сведения о жизни и творчестве Ж.Б. Мольера. Мольер – знаменитый комедиограф эпохи классицизма. | Рассказывает о Мольере как выдающемся французском драматурге своего времени. Выразительно читает (в том числе и в лицах) и комментирует сцены комедии; словесно рисует портрет главного героя; характеризует образы персонажей, давая им собственную оценку (принимает участие в диалоге); анализирует фрагменты комедии, содержащие сатирические приемы изображения; раскрывает идейный смысл комедии. Называет характерные черты классицизма как литературного направления, классицистической комедии как драматургического жанра. | | | |
14. | «Мещанин во дворянстве» (обзор содержания с чтением и анализом отдельных сцен) – сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности комедийной интриги и изображения характеров (герои одной страсти). | Эсхил «Прикованный Прометей» | | |
15. | Черты классицизма в комедии. Народные истоки смеха Мольера. Общечеловеческий смысл пьесы. Теорет. сведения: Классицизм в зарубежной литературе. Комедия (обогащение знаний: комедия как драматургический классицистический жанр). | Комедия как жанр литературы | | |
Русская литература (7 ч.) |
16. | Особенности литературы русского классицизма. «Культ ума», идеи служения обществу, необходимости образования, воспитания личности в духе общечеловеческой морали, патриотический пафос (произведения М.Ломоносова, Г. Державина, Д. Фонвизина). Создание нового литературного языка. Сентиментализм в русской литературе XVIII века. Интерес к изображению чувств и духовного мира простого человека (М. Карамзин. «Бедная Лиза»). М. В. Ломоносов. «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Сведения о жизни и творчестве М.В. Ломоносова. | Рассказывает о М. Ломоносове, его вкладе в русскую науку и литературу. Выразительно читает его произведения, рас-крывает мысли и чувства автора, переданные в них, комментирует фрагменты из них, определяет идейный смысл стихотворения и оды; отмечает их художественное своеобразие; знает наизусть отрывок из оды. Выявляет отличительные особенности оды как классицистического жанра, называет жанры литературы классицизма; объясняет, в чем проявляется пафос изученных произведений М.Ломоносова. | Классицизм как литературное направление | | |
17. | М. Ломоносов – «первый наш университет» (А.Пушкин). Гениальный ученый, выдающийся поэт, реформатор русского литературного языка. Прославление в произведениях Ломоносова родины, мира, науки и просвещения. Тема поэта и поэзии. Теорет. сведения: Понятие об оде. Жанры художественной литературы (обогащение знаний: классицистические жанры). Пафос в художественном произведении (закрепление знаний). | Древнерусская литература | | |
18. | Д. И. Фонвизин. «Недоросль» (обзор содержания с чтением и анализом отдельных сцен). Сведения о жизни и творчестве писателя. Д. Фонвизин – «сатиры смелый властелин» (А. Пушкин). | Рассказывает о Д. Фонвизине как выдающемся драматурге эпохи русского классицизма. Выразительно читает (в том числе и в лицах) и комментирует сцены комедии, определяя авторское отношение к изображаемому; словесно рисует портреты персонажей комедии; характеризует их образы, давая собственную оценку; анализировать сцены комедии, в которых содержатся сатирические приемы изображения; раскрывать идейный смысл комедии. Отмечает особенности русского классицизма и русской классицистической комедии. Выявляет общие черты русской и французской классицистических комедий; отмечает национальное своеобразие комедии «Недоросль». | Академический театр. Н. Гоголь «Ревизор» | | |
19. | Проблема воспитания истинного гражданина. Гуманистический пафос. | | | |
20. | Особенности композиции. Смешное и трагическое в пьесе «Недоросль». Теорет. сведения. Русский классицизм. Классицистическая комедия (обогащение знаний: обращение к проблемам русской жизни, обличительный пафос комедии). Контекст изучения. «Недоросль» Д.И. Фонвизина и «Мещанин во дворянстве» Ж. Б. Мольера: особенности классицистической комедии, национальное своеобразие комедии «Недоросль». | | | |
21 | Н. М. Карамзин. «Бедная Лиза». Сведения о писателе. Культ чувства в повести. Образ прекрасной внешне и внутренне героини, природное начало в ее портрете. Теорет. сведения. Понятие о сентиментализме. | Рассказывает о Н. М. Карамзине – представителе русского сентиментализма. Знает содержание повести; характеризует героев, давая оценку их поступкам и поведению и выявляя авторское отношение к ним (ведёт диалог); комментирует эпизоды, содержащие описания душевного состояния героини; раскрывает роль ключевого композиционного элемента повести – изображения Лизиного пруда у Симонова монастиря. Объясняет смысл понятия «сентиментализм», отмечает его признаки в повести Н. Карамзина. | Классицизм как литературное направление | | |
22. | Контраст образов Лизы и Эраста, столкновение иллюзорного мира героя с реальным миром героини. Лизин пруд у Самсонова монастыря как ключевой композиционный элемент повести. Повествование на основе исповеди Эраста, пожизненное раскаяние героя. Авторское отношение к изображаемому. Влияние повести Карамзина на современников писателя. | | | |
23. | К/р. Сочинение-рассуждение. | | | | |
ЛИТЕРАТУРА ХIХ ВЕКА |
Из мировой литературы (4 ч.) |
24. | Возникновение и развитие нового литературного направления – романтизма – в мировой культуре; основные социально-идеологические предпосылки его появления: неприятие буржуазного образа жизни, протест против пошлости, бездуховности, эгоизма. Своеобразие литературы романтизма: разрыв между мечтой и действительностью, настроения разочарования, безнадежности, отчаяния, с одной стороны, и вера во всемогущество свободного человеческого духа - с другой; использование приемов контраста, гиперболы, гротеска, иронии в изображении событий и нового героя. Крупнейшие представители романтизма: Дж. Байрон, В.Скотт, Э. Гофман, В. Гюго, А. Мицкевич, В. Жуковский. Первые реалистические произведения в русской литературе. Изображение взаимодействия человека со средой, воздействие общественных условий на человеческие судьбы, острота постановки нравственных вопросов. | | | | |
25. | Внеклассное чтение. В Гюго. «Собор Парижской Богоматери». Романтический исторический роман. Трагическая судьба Эсмеральды. Отношение Клода Фролло, Феба и Квазимодо к Эсмеральде. Образ собора. | | | | |
26. | Дж. Н. Г. Байрон. Лирика («Хочу я быть ребенком вольным…», «Душа моя мрачна…», «Ты кончил жизни путь герой» и др.). Сведения о жизни и творчестве английского поэта-романтика Дж. Байрона. Настроения эпохи, отразившиеся в его лирике. Глубокая неудовлетворенность байроновского героя (стихотворения «Душа моя мрачна…»), романтическая личность в лирике поэта. | Рассказывает о Дж. Байроне, английском поэте-романтике, об основных мотивах его творчества. Выразительно читает и комментирует стихотворение «Душа моя мрачна…», раскрывает мысли и чувства, переданные автором; формулирует тему стихотворения; отмечает наличие признаков романтического произведения в нем. | | | |
27. | «Паломничество Чайльд Гарольда» (песни І, ІІ). Разочарование и одиночество героя. Мотив романтического бегства от действительности. | Выразительно читает, пересказывает и комментирует отрывки из поэмы; характеризует Чайльд Гарольда, отмечая присущие ему отличительные черты романтического героя, анализирует фрагменты текста, наиболее характерные для романтического произведения; раскрывает идейный смысл поэмы. Выделяет характерные признаки романтизма как литературного направления в изученных произведениях Байрона; определяет основные мотивы, присущие его романтическим произведениям. | | | |
28. | Картины борьбы за свободу. Поэзия Байрона в переводах В. Жуковского, М. Лермонтова, А. Блока и др. Теорет. сведения. Понятие о романтизме как литературном направлении. Романтическая поэма. Понятие о мотиве в лирическом произведении. | | | |
29. | Рр. Обучение выявлению мотивов лирического стихотворения. | Определяет основные мотивы, присущие его романтическим произведениям. | | | |
Русская литература: В. А. Жуковский (2 ч.) |
30. | В. А. Жуковский. «Певец во стане русских воинов», «Море», «Песня», «Желание», «Мина». Сведения о жизни и творчестве В.А. Жуковского. Личность поэта. Идеал и действительность в сознании поэта-романтика. Мечта и грусть о неосуществимости человеческих желаний. | Рассказывает о жизни и творчестве русского поэта-романтика В. А. Жуковского. Выразительно читает и комментирует стихотворения, определяет их основные мотивы; выявляет в них признаки романтического произведения. Отмечает роль Жуковского как переводчика. | Баллады в переводе В. А. Жуковского | | |
31. | Роль Жуковского, поэта и переводчика, в приобщении русского читателя к мировой литературе (творческие переводы «Одиссеи» Гомера, стихов и поэм Гете, Шиллера, Байрона и др.). | | | |
| Александр Сергеевич Грибоедов (5 ч.) |
32. | А. С. Грибоедов. Сведения о жизни и творчестве А.С. Грибоедова. «Горе от ума» - «… и картина нравов, и галерея живых типов, и вечно острая, жгучая сатира» (И. Гончаров). Чтение и анализ І действия. | Рассказывает о жизни и творчестве А.С. Грибоедова. | Д.И. Фонвизин «Недоросль» | | |
2 семестр |
33. | Защитники моральных устоев «века минувшего» в комедии. Чтение и анализ ІІ действия. | Знает содержание комедии; выразительно читает (в том числе в лицах) сцены из нее; словесно рисует портреты действующих лиц; комментирует сцены, содержащие примеры наиболее яркой речевой характеристики героев; характеризует образы комедии, раскрывая мотивы их поступков и поведения (самостоятельно анализирует) необходимые сцены комедии); комментирует фрагменты, в которых обнаруживается авторское отношение к изображаемому; раскрывает идейное содержания комедии, отмечает ее непреходящую актуальность и общечеловеческое значение образов; ведет диалог по предложенному заданию. Объясняет значение понятия «реализм», называет его отличительные признаки на примере комедии А. Грибоедова «Горе от ума». Отмечает индивидуальные черты характеров персонажей комедии А. Грибоедова «Горе от ума». Сопоставляет литературные и сценические образы комедии. | | | |
34. | Молодое поколение, разные его представители (Чацкий, Софья, Молчалин). Чтение и анализ ІІІ действия. | | | |
35. | Чтение и анализ ІV действия. Значение названия комедии. Авторская позиция и особенности ее воплощения в комедии: точность речевых характеристик героев, разговорная основа и афористичность стихотворной пьесы, ее связь со временем создания и непреходящая актуальность. | | | |
36. | Комедия А. Грибоедова в оценке А. Пушкина. Теорет. сведения. Понятие о реализме как художественном направлении. Понятие о характере литературного героя (обогащение знаний: проявление индивидуального в характере героя). Контекст изучения. «Горе от ума на сцене» | | | |
37. | Рр. Статья И. Гончарова «Миллион терзаний» (в сокращении). Обучение составлению тезисов к литературно-критической статье. | Составляет тезисы к статье И. Гончарова «Мильон терзаний». | | | |
38. | К/р. Тестирование. | | | | |
Александр Сергеевич Пушкин (4 ч.) Михаил Юрьевич Лермонтов (4 ч.) |
39. | Внеклассное чтение. Поэзия Баратынского, Батюшкова, К. Рылеева. | | | | |
40. | А. С. Пушкин. Лирика: «Деревня», «К Чаадаеву», «Редеет облаков летучая гряда», «Вакхическая песня», «19 октября 1827», «Арион», «К морю», «К***» («Я помню чудное мгновение»), «Я вас любил», «На холмах Грузии». Сведения о жизни и творчестве А.С. Пушкина, его связь с Украиной. Начало поэтической деятельности, становление гражданственности поэта («Вольность», «Деревня», «Руслан и Людмила», политические эпиграммы). Южная ссылка. Романтический мир поэта («Редеет облаков летучая гряда», романтические поэмы). Начало работы над романом в стихах «Евгений Онегин». | Рассказывает о жизни и творчестве А. Пушкина (с привлечением знаний, полученных в предыдущих классах). | Биография Пушкина | | |
41. | Пребывание в Михайловском. Поэма «Цыганы», трагедия «Борис Годунов». Возвращение из ссылки. Пушкин и декабристы («Во глубине сибирских руд», «Арион»). | | | |
42. | Лирика (с обобщением изученного). «Лелеющая душу» гуманность поэзии А. Пушкина. Основные мотивы его лирики. Вольнолюбие и гражданственность поэта. Вера в историческую преемственность поколений, в торжество светлых начал жизни. | Выразительно читает и комментирует стихотворения; передает в форме связных высказываний свое впечатление от чтения стихотворений А. Пушкина; определяет основные мотивы пушкинской лирики; анализирует средства художественной выразительности поэтического языка. Объясняет смысл понятия «лирический герой», приводит примеры воплощения образа лирического героя в стихотворениях А. Пушкина. Сопоставляет поэтические и музыкальные образы (романс М.И.Глинки на слова «Я помню чудное мгновенье…», романс А.П. Бородина на слова «Для берегов отчизны дальней…» и др. – по усмотрению учителя). | Лирика как жанр литературы | | |
43. | Благородство, чистота любви и дружбы. Светлая грусть в стихотворениях о любви. Художественное совершенство лирики А. Пушкина. Теорет. сведения. Понятие о лирическом герое. Контекст изучения. Лирика Пушкина и музыка (романсы русских композиторов М.И. Глинки, А.П. Бородина и др. на слова стихотворений Пушкина). | | | |
44. | Рр. Обучение написанию реферата на литературную тему. | Пишет реферат « Тема свободы в лирике А. С. Пушкина» или «Тема любви и дружбы в лирике А.С. Пушкина» (или на другую тему). | | | |
45. | Внеклассное чтение. А. С. Пушкин «Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан», «Цыганы», «Борис Годунов» (работа по группам). (Выступление с рефератами) | | | | |
46. | М. Ю. Лермонтов. Лирика: «Смерть поэта», «Поэт», «Тучи», «Я жить хочу, хочу печали», «Желание» («Зачем я не птица, не ворон степной…»), «Молитва» («В минуту жизни трудную…»). Сведения о жизни и творчестве поэта. Обусловленность характера лирики М. Лермонтова особенностями его времени, поэтического таланта, драматизмом личной судьбы. | Рассказывает о жизни и творчестве М.Лермонтова (с привлечением знаний, полученных в предыдущих классах). Выразительно читает и комментирует стихотворения; передает в форме связных высказываний свое впечатление от чтения стихотворений Лермонтова; определяет основные мотивы его лирики; раскрывает мысли и чувства лирического героя, отмечает роль изобразительно-выразительных средств поэтического языка. Раскрывает образ лирического героя в стихотворениях М.Лермонтова. Сопоставляет изученные стихотворения русского и английского поэтов (тематика, мотивы, интонационная и эмоциональная выразительность и др.). | Биография Лермонтова | | |
47. | Пафос вольности и протеста, мятежный порыв к иной, светлой и прекрасной жизни. | Лирический герой | | |
48. | Роль поэта и значение поэзии в жизни общества. Теорет. сведения. Лирический герой (закрепление знаний). | | | |
49. | Лермонтов и Пушкин. Трагическая судьба поэта и человека в бездуховном мире. Контекст изучения. Стихотворения М. Лермонтова и Дж. Байрона. | Мировой литературный процесс | | |
50. | К/р. Анализ поэтического произведения. // (Выступление с рефератами) | | | | |
Иван Сергеевич Тургенев(4 ч.) Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (3 ч.) |
51. | И. С. Тургенев. «Ася». Сведения о жизни и творчестве писателя. Выразительное чтение повести. | Рассказывает о жизни и творчестве И. Тургенева (с привлечением знаний, приобретенных в предыдущих классах). Знает содержание повести; характеризует героев, самостоятельно анализируя соответствующие фрагменты текста; словесно рисует портреты героев, объясняет роль сюжетно-композиционных элементов (в том числе образ рассказчика); комментирует отрывки, раскрывающие авторское отношение к героям; выразительно читает сцену свидания Н.Н. и Аси в доме фрау Луизы; ведет диалог по заданию обобщающего характера (например: «Почему личная жизнь Н.Н. не сложилась, и он доживал свои «скучные годы» в одиночестве?» или др.). Выделяет и комментирует фрагменты текста (речевые ситуации) в повести «Ася», содержащие подтекст. | И. С. Тургенев «Записки охотника» | | |
52. | «Ася». Образ «тургеневской девушки»: скромность, обаяние, самоотверженность. Аналитическое чтение повести. | | | |
53. | Драма рассказчика, обреченного на одиночество. | | | |
54. | Роль пейзажа, подтекст в повести. Теорет. сведения. Подтекст в художественном произведении (закрепление знаний). | | | |
55. | Рр. Обучение написанию эссе по самостоятельно прочитанному произведению. | Пишет эссе по самостоятельно прочитанной повести И. Тургенева «Ася». | | | |
56. | М.Е. Салтыков-Щедрин. «Премудрый пескарь», «Пропала совесть», «Медведь на воеводстве», «Либерал» (2 сказки по выбору учителя). Сведения о жизни и творчестве писателя. «Премудрый пискарь». Осмеяние обывательщины, трусости, самодурства. | Рассказывает о жизни и творчестве М.Е. Салтыков-Щедрина. Знает содержание изученных сказок; характеризует их персонажей, анализируя текстосодержащие приемы сатирического изображения; формулирует проблемы, раскрываемые в сказках (принимает участие в диалоге). Отмечает характерные признаки сатирического произведения в изученных сказках М.Е. Салтыков-Щедрина; объясняет смысл понятия «эзопов язык». | Народная сказка | | |
57. | «Медведь на воеводстве». Осмеяние обывательщины, трусости, самодурства. | | | |
58. | «Пропала совесть». Фантастика как средство сатиры. Обобщающий смысл сказок, их современное звучание. Теорет. сведения. Понятие о сатире. Эзопов язык. | | | |
59. | К/р. Сочинение-рассуждение (индивидуальная или групповая характеристика героев произведения). | | | | |
Литература ХХ века |
60. | Проблемы совести, долга, подвига, любви к родине, бережного отношения к природе, поднятые в русской и мировой литературе ХХ века. Писатели и поэты разных стран, создавшие замечательные художественные произведения, которыми зачитывались многие поколения людей. Генрих Бёлль. «Путник, придешь когда в Спа…». Сведения о жизни и творчестве немецкого писателя. Война глазами тяжело раненого юного немецкого солдата. Ключевой момент рассказа – «мертвые и остальные» - как трагедия человека, находящегося между жизнью и смертью. | Отвечает на вопросы учителя, касающиеся жизни и творчества Г. Бёлля. Знает содержание рассказа, комментирует фрагменты текста, в которых изображаются страдания раненого героя-рассказчика; анализирует текст, раскрывающий сквозной мотив рассказа (узнавание героем своей школы) и его ключевой мотив («мертвые и остальные»), выявляет авторскую позицию; делает выводы об антивоенном пафосе произведения; объясняет значение формы рассказа и своеобразия подтекста (повторяемость оборванных фраз) в раскрытии авторского замысла. Объясняет смысл оборванных фраз как способа выражения подтекста в рассказе Г. Бёлля | | | |
61. | Нравственная позиция писателя. Антивоенный пафос произведения. Особенность формы рассказа и его подтекста. Теорет. сведения. Подтекст в художественном произведении (закрепление знаний). | Русская поэзия периода Второй мировой войны | | |
62. | А. Т. Твардовский. Лирика («Я убит подо Ржевом», «Я знаю, никакой моей вины…»). Сведения о поэте. Мысли и чувства поэта о вечном долге перед павшими на полях сражений, невозможности забвения их. Особый лиризм стихотворений о войне. | Рассказывает о Твардовском и его знаменитой поэме. Раскрывает воплощенный поэтом трагизм в содержании стихотворений о войне; выразительно читает их; объясняет, в чем заключается глубокий лиризм этих стихотворений; знает наизусть одно стихотворение. | | | |
63. | «Василий Теркин» (главы «Переправа», «О награде», «Гармонь», «Два солдата», «Кто стрелял?» и др. – по выбору учителя). Народные истоки поэмы. (Глава «Переправа») | Знает содержание изученных глав поэмы; выразительно читает и комментирует отрывки из нее; словесно рисует портрет главного героя; характеризует образ Василия Теркина; отмечая главные черты героя-бойца, определяя авторское отношение к нему (самостоятельно анализирует необходимые отрывки из текста); дает собственную оценку воину-защитнику; объясняет роль фольклорных элементов в поэме. Отмечает типичные черты характера Василия Теркина как представителя народа. Сопоставляет образ Теркина с образами фольклорных и литературных героев. | | | |
64. | Теркин – воплощение лучших качеств народа. (Главы «О награде», «Гармонь») | | | |
65. | Патриотизм, выносливость, мужество, веселая удаль, жизнерадостность, душевная стойкость героя. Юмор как способ преодоления трагедии войны. Теорет. сведения. Понятие о герое как художественном типе. (Главы «Два солдата», «Кто стрелял?») | | | |
66. | Широкая популярность поэмы в годы войны 1941 – 1945 гг. Контекст изучения. Теркин в ряду фольклорных и литературных героев, воплотивших бессмертный дух народа (Илья Муромец, герои сказок, Тиль Уленшпигель, Ходжа Насреддин и др.) | Народные героические сказки, былины | | |
67. | К/р. Комментирование отрывка из литературного произведения с выражением собственного отношения к изображаемому. | | | | |
68. | Н. М. Рубцов. «Ночь на Родине», «Звезда полей», «Русский огонек», «Букет». Сведения о поэте. Нерасторжимая связь человека с природой и родиной в стихах Н. Рубцова. | Передает собственные впечатления, раскрывает неповторимость лирического содержания стихов (комментирует их); отмечает достоинства поэтического языка Н. Рубцова; выразительно читает стихотворения; знает наизусть одно из них | Поэзия С. Есенина | | |
69. | Глубокий лиризм, интонационное богатство, особенности ритмики стихотворений. | | | |
70. | Обобщение изученного. Итоговый урок. | | | | |