Николай Михайлович Карамзин (1766 – 1826)
Подготовила учитель русского языка и литературы
«Многопрофильный лицей №11 им. В.Г. Мендельсона»
Игнатьева Ксения Вячеславовна
«Портрет
Н.М. Карамзина»
В.А. Тропинин
(1818)
Детство. Раннее творчество
Родился в 1766 г. в селе Михайловка Симбирской губернии в семье помещика. Получил хорошее домашнее образование.
В 14 лет начал учиться в Московском частном пансионе профессора Шадена. Окончив его в 1783 , приехал в Преображенский полк в Петербург, где познакомился с молодым поэтом и будущим сотрудником своего "Московского журнала" Дмитриевым . Тогда же опубликовал свой первый перевод идиллии С. Геснера "Деревянная нога".
Уйдя в отставку в чине подпоручика в 1784 , переехал в Москву, стал одним из деятельных участников журнала "Детское чтение для сердца и разума", издававшегося Н. Новиковым, и сблизился с масонами. Занялся переводами религиозно-нравоучительных сочинений. С 1787 регулярно публиковал свои переводы "Времен года" Томсона, "Деревенских вечеров" Жанлис, трагедии У. Шекспира "Юлий Цезарь", трагедии Лессинга "Эмилия Галотти".
Заграничное путешествие
В 1789 в журнале "Детское чтение... " появилась первая оригинальная повесть Карамзина "Евгений и Юлия". Весной он отправился в путешествие по Европе: посетил Германию, Швейцарию, Францию, где наблюдал деятельность революционного правительства. В июне 1790 из Франции переехал в Англию.
Осенью возвратился в Москву и вскоре руководил изданием ежемесячного "Московского журнала", в котором была напечатана большая часть "Писем русского путешественника« (1791 – 1792), повести «Лиодор»(1792), «Бедная Лиза» (1792), «Наталья, боярская дочь» (1792), «Флор Силин» (172), очерки, рассказы, критические статьи и стихотворения. К сотрудничеству в журнале Карамзин привлек Дмитриева, Хераскова, Державина и др. Статьи Карамзина утверждали новое литературное направление — сентиментализм. В 1790-е Карамзин издавал первые русские альманахи — "Аглая" и "Аониды".
Наступил 1793, когда на третьем этапе Французской революции была установлена якобинская диктатура, потрясшая Карамзина своей жестокостью. Диктатура возбудила в нем сомнения в возможности для человечества достичь благоденствия. Он осудил революцию. Философия отчаяния и фатализма пронизывает новые его произведения: повести "Остров Борнгольм" (1793); "Сиерра-Морена" (1795); стихотворения "Меланхолия", "Послание к А. А. Плещееву" и др.
Сентиментализм
К середине 1790-х Карамзин стал признанным главой русского сентиментализма, открывавшего новую страницу в русской литературе. Он был непререкаемым авторитетом для Жуковского, Батюшкова, юного Пушкина.
Сентиментализм (фр. sentimentalisme; англ. – sentimental) – течение в литературе и искусстве 2 пол. XVIII в., выдвигающее на первый план чувства человека, а не разум. Писатели-сентименталисты (Л. Стерн, Ж.-Ж. Руссо, И.В. Гёте, И.И. Дмитриев, Н.М. Карамзин), в противовес рационализму представителей классицизма, обращались к эмоциональному началу, основное внимание уделяли внутреннему миру простого человека. Жанры сентиментализма: элегия, послание, эпистолярный жанр, путевые заметки, дневники, в которых преобладают исповедальные мотивы.
Историография
В 1802 — 1803 Карамзин издавал журнал "Вестник Европы", в котором преобладали литература и политика. В критических статьях Карамзина вырисовывалась новая эстетическая программа, что способствовало становлению русской литературы как национально-самобытной. Ключ самобытности русской культуры Карамзин видел в истории. Наиболее яркой иллюстрацией его взглядов стала повесть "Марфа Посадница". В своих политических статьях Карамзин обращался с рекомендациями к правительству, указывая на роль просвещения.
Стараясь воздействовать на царя Александра I, Карамзин передал ему свою "Записку о древней и новой России" (1811), вызвав его раздражение. В 1819 подал новую записку — "Мнение русского гражданина", вызвавшую еще большее неудовольствие царя. Однако Карамзин не отказался от веры в спасительность просвещенного самодержавия и позднее осудил восстание декабристов. Несмотря на это, Карамзина-художника по-прежнему высоко ценили молодые писатели, даже не разделявшие его политических убеждений.
В 1803 Карамзин получил официальное звание придворного историографа.
В 1804 он приступил к созданию "Истории государства Российского", над которой работал до конца дней, но не завершил. Смерть оборвала работу над 12-м томом. Это случилось в 1826 г. в Петербурге.
Н.М. Карамзин и А.С. Пушкин
Пушкин не раз видел Карамзина в детстве в доме своих родителей. Общение Пушкина с семьей Карамзиных началось 25 марта 1816 в Царском Селе и продолжалось в Петербурге до высылки поэта на юг.
В 1818 Пушкин с жадностью и вниманием читает только что вышедшие 8 томов "Истории".
В 1820-х наступил период их личного охлаждения. Карамзин "отстранил" от себя Пушкина, который позднее признался, что Карамзин под конец был ему "чужд".
В 1820, однако, Карамзин принял ближайшее участие в облегчении участи Пушкина, взяв с него слово "два года ничего не писать противу правительства".
Общение с Карамзиным продолжается в письмах в михайловский период, когда историограф указывает Пушкину на некоторые материалы для "Бориса Годунова". Свою трагедию Пушкин посвятил "священной для Россиян памяти Николая Михайловича Карамзина".
«Бедная Лиза» (1792)
- Жанр: повесть
- Литературное направление: сентиментализм
- Первая публикация: «Московский журнал»
«Бедная Лиза» (1827)
О.А. Кипренский
Симонов монастырь в Москве.
Литография Л.П.А. Бишуа. 1840-е гг.