СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Карамзин "Бедная Лиза"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературы в 8 классе посвящен биографии Н.М. Карамзина и  анализу повести "Бедная Лиза". По учебнику Чертова В.Ф

Просмотр содержимого презентации
«бедная Лиза»

«И крестьянки любить умеют!»   ( по повести  Н. М. Карамзина  «Бедная Лиза»)

«И крестьянки любить умеют!» ( по повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»)

История создания повести Повесть «Бедная Лиза» написана в 1792 году. В 1796 году повесть вышла отдельной книгой. Повесть «Бедная Лиза» потому и была принята русской публикой с таким восторгом, что в этом произведении Карамзин первый у нас высказал то «новое слово». Таким «новым словом» было в повести самоубийство героини.

История создания повести

Повесть «Бедная Лиза» написана в 1792 году. В 1796 году повесть вышла отдельной книгой.

Повесть «Бедная Лиза» потому и была принята русской публикой с таким восторгом, что в этом произведении Карамзин первый у нас высказал то «новое слово». Таким «новым словом» было в повести самоубийство героини.

Заочная экскурсия по окрестностям Москвы «Может быть, никто из живущих в Москве не знает так хорошо окрестностей города сего, как я, потому что никто чаще моего не бродит пешком, без плана, без цели – куда глаза глядят – по лугам и рощам, по холмам и равнинам»

Заочная экскурсия

по окрестностям Москвы

«Может быть, никто из живущих в Москве не знает так хорошо окрестностей города сего, как я, потому что никто чаще моего не бродит пешком, без плана, без цели – куда глаза глядят – по лугам и рощам, по холмам и равнинам»

Симонов монастырь «Но всего приятнее для меня то место, на котором возвышаются мрачные готические башни Си…нова монастыря».

Симонов монастырь

«Но всего приятнее для меня то место, на котором возвышаются мрачные готические башни Си…нова монастыря».

Москва-река «На другой стороне реки видна дубовая роща, подле которой пасутся многочисленные стада: там молодые пастухи, сидя под тенью дерев, поют простые, унылые песни и сокращают тем летние дни, столь для них однообразные».

Москва-река

«На другой стороне реки видна дубовая роща, подле которой пасутся многочисленные стада: там молодые пастухи, сидя под тенью дерев, поют простые, унылые песни и сокращают тем летние дни, столь для них однообразные».

Данилов монастырь «…подалее, в густой зелени древних вязов, блистает златоглавый Данилов монастырь».

Данилов монастырь

«…подалее, в густой зелени древних вязов, блистает златоглавый Данилов монастырь».

Воробьёвы горы «…ещё далее, почти на краю горизонта, синеются Воробьёвы горы».

Воробьёвы горы

«…ещё далее, почти на краю горизонта, синеются Воробьёвы горы».

Село Коломенское «… вдали село Коломенское с высоким дворцом своим».

Село Коломенское

«… вдали село Коломенское с высоким дворцом своим».

Роль пейзажа в повести Пейзаж у Карамзина не только фон действия, но и средство психологической характеристики героя, «зеркало души». Вся история любви Лизы и Эраста погружена в картину жизни природы, постоянно меняющуюся соответственно стадиям развития любовного чувства.

Роль пейзажа в повести

Пейзаж у Карамзина не только фон действия, но и средство психологической характеристики героя, «зеркало души». Вся история любви Лизы и Эраста погружена в картину жизни природы, постоянно меняющуюся соответственно стадиям развития любовного чувства.

Образ повествователя в повести

Образ повествователя в повести

  • Рассказчик является полноценным героем повести.
  • Посредник между читателем и жизнью героев, воплощенной его словом.
  • Рассказчик задаёт эмоциональный тон повести своим переживанием за судьбы героев, его эмоции передаются читателю.
Социальный статус героини Социальное положение Отношение автора  небогатая, живущая в бедности несчастная, горемычная, её жалко

Социальный статус героини

Социальное положение

Отношение автора

небогатая, живущая в бедности

несчастная, горемычная, её жалко

Описание жизни Лизы

Описание жизни Лизы

  • 1. Внешность, черты характера, социальный статус
  • 2. Описание дома, занятия героина
  • 3. Отношение к матери
  • 4. Воспитание героини
Встреча с Эрастом

Встреча с Эрастом

  • 1. Описание героя, первое впечатление, образ жизни. Социальный статус
  • 2. Взаимоотношения с Лизой.
  • 3. Можно ли сказать, что Лиза абсолютно счастлива?
  • 4. Причина перемены в отношениях Эраста и Лизы?
  • 5. Меняется ли ваше отношение к героям на протяжении повести?
Сопоставление героев Лиза Эраст Имя Елизавета означает «почитающая Бога» Прекрасная душой и телом, редкой красоты, трудилась день и ночь, любезная…крестьянка. Имя Эраст означает «возлюбленный» Довольно богатый дворянин, с изрядным умом и добрым сердцем… но слабым и ветреным. Он вёл рассеянную жизнь, думал только о своём удовольствии… Героев разделяют не только социальные, но и нравственные барьеры.

Сопоставление героев

Лиза

Эраст

Имя Елизавета означает «почитающая Бога»

Прекрасная душой и телом, редкой красоты, трудилась день и ночь, любезная…крестьянка.

Имя Эраст означает «возлюбленный»

Довольно богатый дворянин, с изрядным умом и добрым сердцем… но слабым и ветреным. Он вёл рассеянную жизнь, думал только о своём удовольствии…

Героев разделяют не только социальные, но и нравственные барьеры.

Мотив белизны, чистоты и свежести В день своей первой встречи с Эрастом она появляется в Москве с ландышами в руках; при первом появлении Эраста под окнами Лизиной хижины она поит его молоком, наливая его из «чистой кринки, покрытой чистым деревянным кружком» в стакан, вытертый белым полотенцем; в утро приезда Эраста на первое свидание Лиза, «…смотрела на белые туманы, которые волновались в воздухе». Художник Кипренский  «Бедная Лиза»

Мотив белизны, чистоты и свежести

В день своей первой встречи с Эрастом она появляется в Москве с ландышами в руках; при первом появлении Эраста под окнами Лизиной хижины она поит его молоком, наливая его из «чистой кринки, покрытой чистым деревянным кружком» в стакан, вытертый белым полотенцем; в утро приезда Эраста на первое свидание Лиза, «…смотрела на белые туманы, которые волновались в воздухе».

Художник Кипренский

«Бедная Лиза»

Первая встреча «…. Лиза пришла в Москву с ландышами. Молодой, хорошо одетый человек, приятного вида, встретился ей на улице. Она показала ему цветы – и закраснелась. «Ты продаешь их, девушка?» – спросил он с улыбкою. – «Продаю», - отвечала она. – «А что тебе надобно?» – «Пять копеек».- «Это слишком дешево…….»

Первая встреча

«…. Лиза пришла в Москву с ландышами. Молодой, хорошо одетый человек, приятного вида, встретился ей на улице. Она показала ему цветы – и закраснелась. «Ты продаешь их, девушка?» – спросил он с улыбкою. – «Продаю», - отвечала она. – «А что тебе надобно?» – «Пять копеек».- «Это слишком дешево…….»

Мотив денег  При первой встрече с Лизой он хочет заплатить ей за ландыши рубль вместо пяти копеек ; покупая Лизину работу, он хочет «всегда платить в десять раз дороже назначаемой ею цены »; перед уходом на войну «он принудил ее взять у него несколько денег »; в армии он «вместо того, чтобы сражаться с неприятелем, играл в карты и проиграл почти все свое имение», из-за чего вынужден жениться на «пожилой богатой вдове».

Мотив денег

При первой встрече с Лизой он хочет заплатить ей за ландыши рубль вместо пяти копеек ; покупая Лизину работу, он хочет «всегда платить в десять раз дороже назначаемой ею цены »; перед уходом на войну «он принудил ее взять у него несколько денег »; в армии он «вместо того, чтобы сражаться с неприятелем, играл в карты и проиграл почти все свое имение», из-за чего вынужден жениться на «пожилой богатой вдове».

Герои повести Эраст Лиза автор мать Лизы подружка Анюта богатая вдова

Герои повести

Эраст

Лиза

автор

мать Лизы

подружка Анюта

богатая вдова

Лиза, качества характера

Лиза, качества характера

Сцена расставания героев «Лиза рыдала — Эраст плакал — оставил её — она упала — стала на колени, подняла руки к небу и смотрела на Эраста, который удалялся — далее — далее — и, наконец, скрылся, — воссияло солнце, и Лиза, оставленная, бедная, лишилась чувств и памяти».

Сцена расставания героев

«Лиза рыдала — Эраст плакал — оставил её — она упала — стала на колени, подняла руки к небу и смотрела на Эраста, который удалялся — далее — далее — и, наконец, скрылся, — воссияло солнце, и Лиза, оставленная, бедная, лишилась чувств и памяти».

Причины самоубийства Лизы Любовь к Эрасту Обманутое доверие Легкомыслие Эраста Потеря смысла жизни Измена Эраста

Причины самоубийства Лизы

Любовь к Эрасту

Обманутое доверие

Легкомыслие Эраста

Потеря смысла жизни

Измена Эраста

«…Теперь, может быть, они уже примирились!»

«…Теперь, может быть, они уже примирились!»

Итоги

Итоги

  • Почему герои не смогли быть счастливы, только ли социальное неравенство явилось препятствием их счастью?
  • Как вы понимаете значение слов Карамзина: «И крестьянки любить умеют» ?
  • Почему повесть Карамзина так полюбилась читателю?
  • Как проявляются в повести черты сентиментализма?
  • Какие ее эпизоды показались вам особенно трогательными?
  • В чем смысл заглавия?
  • Какие, на ваш взгляд, чувства воспитывает в читателях повесть Карамзина?
  • Могут ли извлечь из нее современные молодые люди нравственные уроки? Если да, то какие?
Домашнее задание Письменно ответить на вопрос:  Какие чувства вызвала повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»? (5-8 предложений)

Домашнее задание

Письменно ответить на вопрос:

Какие чувства вызвала повесть Н.М. Карамзина

«Бедная Лиза»? (5-8 предложений)

Домашнее задание

Домашнее задание

  • Стр. 86-88, 90-92 (причитать)
  • История создания романа «Капитанская дочка»
  • Образ Пугачева

Просмотр содержимого презентации
«карамзин»

Работа со статьей учебника (с.60-66)

Работа со статьей учебника (с.60-66)

  • 1. Нравственные принципы Карамзина (выписать наиболее важные, на ваш взгляд)
  • 2. Карамзин – литератор, историк, журналист(основные произведения – по 1 примеру)
  • 3. Новые герои и новый язык произведений
Заполните таблицу, пользуясь с. 35-36,60 Литературное направление Время возникновения Классицизм Что в центре внимания писателя Сентиментализм герои Язык произведения Конфликт в произведении

Заполните таблицу, пользуясь с. 35-36,60

Литературное направление

Время возникновения

Классицизм

Что в центре внимания писателя

Сентиментализм

герои

Язык произведения

Конфликт в произведении

«Безрассудный молодой человек! Знаешь ли ты своё сердце? Всегда ли можешь отвечать за свои движения? Всегда ли рассудок есть царь чувств твоих?»

«Безрассудный молодой человек! Знаешь ли ты своё сердце?

Всегда ли можешь отвечать за свои движения? Всегда ли рассудок есть царь чувств твоих?»

Родился 1 декабря близ Симбирска. Отец – отставной капитан. Детство провел в имении отца, воспитывался в частном пансионе Симбирска, затем в московском пансионе профессора Шадена (1775 — 81), посещал лекции в университете. С 1782 служил в гвардейском Преображенском полку. Хотел писать я много О том, как человеку Себя счастливым сделать И мудрым быть в сей жизни. Н.М.Карамзин

Родился 1 декабря близ Симбирска.

Отец – отставной капитан. Детство провел в имении отца, воспитывался в частном пансионе Симбирска, затем в московском пансионе профессора Шадена (1775 — 81), посещал лекции в университете. С 1782 служил в гвардейском Преображенском полку.

Хотел писать я много

О том, как человеку

Себя счастливым сделать

И мудрым быть в сей жизни.

Н.М.Карамзин

Знал церковно-славянский, французский, немецкий языки.   В 17 лет стал поручиком Преображенского полка, в 19 - литератором, переводящим Шекспира, французских авторов, да и сам начинает писать стихи.

Знал церковно-славянский, французский, немецкий языки.

В 17 лет стал поручиком Преображенского полка, в 19 - литератором, переводящим Шекспира, французских авторов, да и сам начинает писать стихи.

В мае 1790 Карамзин отправился в заграничное путешествие, в котором находился до середины июля 1790, посетил Австрию, Швейцарию, Францию, Англию, встречался с И. Кантом, И. Гете, в Париже был свидетелем событий французской революции. Впечатления от поездки по западноевропейским странам Карамзин изложил в “Письмах русского путешественника” (опубл. в издаваемом им “Московском журнале”, 1791-92г.г.)

В мае 1790 Карамзин отправился в заграничное путешествие, в котором находился до середины июля 1790, посетил Австрию, Швейцарию, Францию, Англию, встречался с И. Кантом, И. Гете, в Париже был свидетелем событий французской революции. Впечатления от поездки по западноевропейским странам Карамзин изложил в “Письмах русского путешественника” (опубл. в издаваемом им “Московском журнале”, 1791-92г.г.)

Журналы, созданные Н.М.Карамзиным

Журналы, созданные Н.М.Карамзиным

  • «Детское чтение для сердца и разума» (1787-1789),
  • «Московский журнал» (1802-30)
  • «Вестник Европы» (1802-03)
В 1890-е годы возрастает его интерес к истории России; он знакомится с историческими сочинениями, основными опубликованными источниками: летописными памятниками, записками иностранцев и т. п.

В 1890-е годы возрастает его интерес к истории России; он знакомится с историческими сочинениями, основными опубликованными источниками: летописными памятниками, записками иностранцев и т. п.

Это составило 12 томов текста высоких литературных достоинств, сопровождавшихся более чем 6 тыс . исторических примечаний В октябре 1803 Карамзин добился от Александра I назначения историографом с пенсией в 2000 руб. для сочинения российской истории. Для него были открыты библиотеки и архивы. До последнего дня жизни Карамзин был занят писанием «Истории государства Российского»

Это составило 12 томов текста высоких литературных достоинств, сопровождавшихся более чем 6 тыс . исторических примечаний

В октябре 1803 Карамзин добился от Александра I назначения историографом с пенсией в 2000 руб. для сочинения российской истории. Для него были открыты библиотеки и архивы. До последнего дня жизни Карамзин был занят писанием «Истории государства Российского»

Карамзин скончался 22 мая (3 июня) 1826 г. в Санкт-Петербурге. По преданию, смерть его стала следствием простуды.  «Мы одно любим, одного желаем: любим Отечество, желаем ему благоденствия еще более, нежели славы.» Н.М.Карамзин (1815)

Карамзин скончался 22 мая (3 июня) 1826 г. в Санкт-Петербурге. По преданию, смерть его стала следствием простуды.

«Мы одно любим, одного желаем: любим Отечество, желаем ему благоденствия еще более, нежели славы.»

Н.М.Карамзин (1815)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!