СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Карамзин "Бедная Лиза"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Используйте данную разработку при изучении Карамзина "Бедная Лиза".

Просмотр содержимого документа
«Карамзин "Бедная Лиза"»

Тема урока: «Бедная Лиза» как произведение сентиментализма. Новые черты русской литературы.

Цель урока: Обобщить и систематизировать знания учащихся по содержанию, тематике, характеристике героев, нравственной проблематике, позиции автора повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза».

Задачи:

обучающие:

- формировать умения видеть отличительные черты сентиментализма в произведениях искусства

развивающие:

- способствовать развитию критического мышления, интереса к литературе сентиментализма развивать интерес к истокам русской литературы;

воспитательные:

- способствовать воспитанию духовно развитой личности, формированию гуманистического мировоззрения.

Тип урока: Урок закрепления.

Оборудование: портрет Н.М.Карамзина, "художественный текст повести «Бедная Лиза», учебник по литературе 9 класс под редакцией В.Я. Коровиной.

Ход урока.

Организационный момент

Приветствие. Озвучивание темы урока.

Вступительное слово учителя

Беседа по вопросам

- Что такое сентиментализм?

- Назовите отличительные черты сентиментализма?

- Назовите представителей сентиментализма в литературе

Представителями сентиментализма в России выступали Н.М.Карамзин, И.И.Дмитриев, В.В.Капнист, в ранний период творчества В.А.Жуковский.

Основная часть урока

Повесть «Бедная Лиза» написана и опубликована в 1792 году в «Московском журнале», редактором которого был сам Карамзин. В 1796 году «Бедная Лиза» вышла отдельной книгой и несмотря на то, что повесть написана в конце восемнадцатого века, но и сегодня она сохранила свою притягательную силу. В чём, по-вашему, успех этой небольшой по объёму книги?

Что можно сказать о композиции повести?

  1. Присутствует ли автор в произведении?

Какова ведущая сюжетная линия в повести?

  1. Какие проблемы подняты в повести?

Какую роль играет описание вида, открывающегося со стен Симонова монастыря? В какое время года представлена панорама Москвы?


Рассмотрим, как складывались отношения Лизы и Эраста.

  1. Ученице было дано задание: проследить по тексту изменение психологических состояний, через которые проходит Лиза. Она делится своими наблюдениями, а остальные ученики должны записать в тетрадь лексику, характеризующую эти состояния.

Ученику было дано задание: проследить, какое изображение получает духовная жизнь Эраста. Остальные ученики записывают лексику, характеризующую духовную жизнь героя.

Карамзин сумел показать богатство души Лизы, глубину ее чувств. В любовных отношениях Эраста присутствует некая двойственность. Это следствие «доброго сердца» и пагубной окружающей среды. Карамзин на примере жизни Эраста убедительно показывает, какую большую роль играет чувство любви в формировании человеческой личности.

Кто герои произведения?



(Главная героиня – Лиза. Автор называет ее прекрасной, любезной, робкой. Отец ее был очень трудолюбивый человек, и семья жила в достатке. Но скоро он умер. Мать Лизы от горя слегла. Пришлось 15- летней Лизе взять все хлопоты о себе и матери на себя. Она ткала холсты, вязала чулки, собирала цветы, ягоды и продавала в Москве.

Эраст – довольно богатый дворянин, вполне умный и с добрым от природы сердцем, но слабый и ветреный. Вел рассеянную жизнь, думал только о своем удовольствии, искал его в светских забавах. Скучал и жаловался на судьбу. Он читал романы, идиллии, был мечтательным. Когда Эраст встретил Лизу, он решил оставить «свет».)

.Как развивались их отношения?

(Лизе исполнилось 17 лет, когда она однажды встретилась с Эрастом. Он купил у нее цветы. На другой день он пришел к Лизе в дом и заверил старушку – мать, что будет сам покупать все, что продает Лиза. Мать была рада, так как это избавляло ее от волнения за Лизу, когда та уходила в город продавать.

На следующий день Лиза мечтала о новой встрече с Эрастом, сидя на берегу. Вдруг, как в сказке, действительно перед ней появился он. В этот день они признались друг другу в любви и стали встречаться всякий день. Любовь их разгоралась день ото дня.)

3.Какой момент повести вы считаете кульминационным и почему?

(Однажды Эраст объявил Лизе, что едет в поход. Через 2 месяца, Лиза неожиданно встретила его в Москве, куда приехала за лекарством для мамы. Она бросилась к нему. Он привел девушку в свой дом, в кабинет и сказал ей, что он должен жениться на другой, а она должна его забыть. Дал ей 100 рублей и велел слугам выпроводить.)

4. Как разрешается конфликт в повести?

(Лиза, потрясенная обманом Эраста, бросилась в озеро и утонула)

Образ Природы

Существуют, по Карамзину, высшие силы, которые выносят свой приговор человеку: Лиза обрекла себя на гибель физическую за то, что бездумно и безоглядно любила. Эраст обрек себя на гибель моральную за то, что не сдержал клятвы быть всегда с Лизой.

В каком образе представлены высшие силы?

Природа у Карамзина многолика в отношении к человеку: она сочувствует ему, может одобрять его или порицать, она способна предупредить его об опасности и обернутьсяврагом. И человек, и человечество могут находиться в гармонии с Природой, и они же могут превратиться в игрушку страшных, роковых сил.

-Что обозначают ландыши в руках Лизы?

-Почему ландыши Лиза бросает в Москву-реку?

-Иногда Природа точно осторожно «предупреждает» ее.. Когда?

-Выборочное чтение эпизодов повести.

-Но чувства Лизы столь чисты, прекрасны, что Природа «не может не разделить» ее радость: ведь Лиза любит и любима. Подтвердите цитатами.

-Природа «скреплена» с Лизой и в минуту ее беды — в минуту ее «заблуждения». Где? - Выборочное чтение эпизодов повести

-А связана ли Природа с Эрастом?

Подтвердите свой ответ цитатами.

В повести есть ещё один главный герой. Это рассказчик. Каков он?

В ней речь идёт о любви, т. е. о вечном, о том, что всегда волнует людей, особенно юных.

Это рассказ в рассказе, построенный по принципу кольцевой композиции: рассказчик открывает повествование и он же заканчивает его.

Да. Он присутствует не только во вступлении и эпилоге, но и там, где ведётся рассказ о трагической любви Лизы и Эраста. Часто он открыто обнаруживает свою симпатию или антипатию иногда бросает лишь замечание, позволяющее судить о его мнении, но при чтении повести мы постоянно ощущаем его присутствие.

История трагической любви Лизы и Эраста.

Их несколько: любовь-счастье, любовь- трагедия, рок и обстоятельства, природа и человек.

Читателю открывается великолепный пейзаж, красоту которого тонко чувствует и передает рассказчик, что свидетельствует о глубине и богатстве его души. Вместе с тем, противопоставляя город и деревню, автор готовит читателя к восприятию образов героев. Переход от летней панорамы Москвы к осенней настраивает на тревожное ожидание, создает грустное настроение.

Изображая поток чувств героини, Карамзин обнаружил истинное мастерство психолога. Это проявилось в особой передаче душевных переживаний Лизы, вызванных важнейшими в ее жизни событиями. Так первая встреча с Эрастом рождает в ее душе робость и смущение, которые, спустя некоторое время, сменяются волнением, предостережения матери вызывают ее слезы, но, не встретив молодого человека на другой день, Лиза грустит. Появляется Эраст - и сердце Лизы охватывает безумная радость. Ночью она не может спать, ее мучают печальные раздумья о том, что Эраст не «простой крестьянин», но признания его в любви приводят Лизу в восторг, появляется надежда на счастье с любимым человеком. Однако матушка строит планы замужества Лизы, не связывая их с Эрастом, и Лиза в тревоге говорит об этом своему другу. Он утешает ее и она, в упоении всё забывает. Забыла и себя... И тут же ей становится страшно. Узнав от Эраста о его предстоящем отъезде в армию, Лиза приходит в отчаяние. Дни без любимого становятся днями тоски и горести. Наконец, женитьба Эраста, его обман, деньги. Все это потрясает её душу, и она кончает жизнь самоубийством. Как мы видим, Лиза, полюбив, проходит через разные психологические состояния. За короткое время любви она испытала: робость и смущение, волнение, грусть, радость, печальные раздумья, восторг, надежду, тревогу, страх, отчаяние, тоску, потрясение, Все это проявление безграничной любви.

Изображая духовную жизнь Эраста, Карамзин и здесь выступает как истинный психолог, прекрасно знающий, что формирует человеческую личность и какую роль при этом играет чувство любви. Поэтому-то он и открывает читателю историю не жизни, а любви своего героя, его душу. Эраст от природы наделен добрым, но слабым и ветреным сердцем. От светских забав и чтения беспечных романов в душе его поселилась скука, душа жаждала непосредственных чистых чувств и ощущений. Любовь Лизы- это испытание героя, проверка его решения начать новую жизнь, проверка его сердца, глубины его чувств. Однако мы видим, что эгоизм Эраста побеждает. В нем одерживают победу низкие, привычные для него чувства. Он теряет интерес к Лизе, обманывает ее, изменяет своей клятве. Эраст не выдерживает испытания любовью. Это подтверждает и сам автор, позиция которого дана открыто: «Я забываю человека в Эрасте - готов проклинать его», - говорит он. Но из финала повести мы узнаем, что Эраст после смерти Лизы почитал себя убийцею, и что он часто посещает лизину могилу. Возможно, Эраст понял собственные ошибки и заблуждения. Так Карамзин на примере жизни Эраста убедительно показывает, какую большую роль играют чувства любви в формировании человеческой личности.


Можно сказать, что природа в повести всегда рядом с Лизой.

Весна, утро, солнце, ландыши, заря, птицы, тихая луна, гроза, молнии, дождь — все принимает участие в ее радостях и печалях, все говорит о гармонических отношениях, установившихся между Лизой и Природой.

В поведении Природы есть сочувствие, жалость к бедной Лизе, но нет проклятья, осужденья...

Мы видим: Природа включена во все основные события повести, поэтому она рядом с героями, видит их и оценивает их полно, достаточно эмоционально и в то же время справедливо.

Карамзин утверждает мысль, что Природа наделена разумом и не считаться с ее оценками невозможно.

Автор - человек тонко чувствующий природу, любящий природу, способный видеть красоту природы, ощущать гармонию с природой.

Автор не обвиняет своих героев, он объясняет их поведение, сочувствует Лизе, сожалеет о её гибели. В его позиции выражено гуманное отношение к человеку.

Подведение итогов

Все герои, стиль повести помогают нам осознать авторскую позицию как гуманистическую. Создавая свою повесть, Карамзин соединил категории «доброе» и «прекрасное» — нравственное и эстетическое.

В небольшом по объему произведении Карамзин воспел любовь как чувство, способное обогатить человеческую душу, испытать и возродить ее; он выступил за гармонию рассудка и чувства в любви; он пропагандировал гуманное отношение к человеку, порицая его за отступления от законов морали.

Нравственные уроки Карамзина достойны внимания и в сегодняшние такие сложные дни, тем более что это уроки человека, «твердый разум» которого, по словам В. А. Жуковского, «всегда смягчен был нежнейшим чувством».

Повесть пронизана уважением к человеку и воспитывает гуманность. Она открывает читателям их собственные души, будит сострадание и другие благородные чувства.

Домашнее задание

Написать сочинение на тему: «Какие нравственные ценности я извлёк(ла) из прочтения повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза».





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!