СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Картотека игр для начальной школы

Нажмите, чтобы узнать подробности

В картотеке представленны игры на знакомство, сплочение, малой подвижности, средней подвижности и высокой подвижности для начальной школы.

Просмотр содержимого документа
«Картотека игр для начальной школы»

Картотека игр



Игры на знакомство

1. "Снежный ком"

Цель игры: знакомство и запоминание имен всех участников игры.

Инструкция:

1.Участники по кругу называют свои имена следующим образом: 1-ый участник называет своё имя и придумывает на первую букву своего имени слово, характеризующее его (например, Лена - ласковая);

2. 2-ой участник говорит имя и характеристику первого и называет свои - имя и характеристику;

3. 3-ий называет имена и характеристики 1-го и 2-го и называет свои.


2. "Руки"

Цель упражнения: знакомство друг с другом с помощью тактильных ощущений.

Инструкция:

1.Учащиеся получают задание расставить друг друга по теплоте рук от самых теплых до самых холодных.

2. Затем кто-то один проверяет и, в случае необходимости, исправляет ряд.

3.Затем проверяет еще один участник группы и, тоже, исправляет по своему усмотрению.

Рекомендации: необходимо стимулировать активное участие всех членов группы. Как разновидность данного упражнения могут быть использованы следующие задания: построиться по цвету глаз, по росту и т.д.

3. Имя – ассоциация

Цель игры: знакомство и запоминание имен всех участников игры.

Инструкция:

1. Дети располагаются по кругу.

2.Каждый по очереди называет свое имя и добавляет слово, с которым он себя ассоциирует.

* Можно предложить конкретную тему для таких ассоциаций: цвет, цветок, природные явления и т.д.

4. Поменяйтесь местами

Цель игры: знакомство с интересами учеников.

Инструкция:

1.Дети сидят в классе за партами.

2. Учитель произносит фразу «Пусть поменяются местами те, кто…». Каждый раз он называет новый признак:

  • любит есть мороженое;

  • умеет играть в футбол;

  • имеет дома кошку и т.д.



Игры на сплочение

  1. «Поздороваться носами»

Цель игры: установление доверительного контакта между детьми.

Инструкция:

1.За минуту необходимо поздороваться с как можно большим количеством человек. Здороваться можно чем угодно: руками, носами, коленками, губами.

  1. «Передай другому»

Цель игры: умение согласовать свои действия с партнером по общению

Инструкция:

1. Необходим небольшой чистый предмет, который без особого усилия можно взять руками. Здесь могут оказаться яблоко, апельсин, мягкая игрушка, спички, воздушный шарик, мячик, деревяшка.
2. Разбиваем отряд на две команды.

3. Команды стоят в кругу.

4. Надо передавать "кто быстрее" предмет по кругу, но так, чтобы не брать их руками.

5. Кто уронит предмет или схватит руками, удаляется из игры.

* Помогать себе можно всем чем угодно, только не руками.  
Существуют некоторые условные требования к передаче предметов, которые следует соблюдать обязательно:

- Воздушный шарик должен передаваться только при помощи локтей (действуем согнутыми в локтях руками), 

- Яблоко передается при помощи зубов (надо его надкусить и, удерживая зубами, передать дальше), 

- Апельсин передается при помощи шеи (зажимается между подбородком и плечом), 

- Мягкая игрушка передается коленками.

3.Игра «Заколдованная тропинка»

Цель: развитие умения работать в команде, оказывать поддержку товарищам.

Инструкция:

1.Один из детей - ведущий, он показывает остальным участникам, как пройти по тропинке через заколдованный лес.

2. Дети должны в точности повторить его маршрут.

3. Тот из детей, кто сбился с пути, превращается в «елочку». Задача команды —спасти его, расколдовать. Для этого необходимо сказать ему что-то приятное, обнять, погладить.



4.Игра «Круг знакомств»

Цель: сплочение коллектива

Инструкция:

1. Дети встают в круг.

2. Один из игроков делает шаг в центр круга, называет свое имя, показывает какое-то движение или жест, свойственный ему или придуманный, затем возвращается снова в круг.

3. Все игроки повторяют как можно точнее его движение, интонацию, мимику. Таким образом, каждый из участников продемонстрирует свое движение.



Малоподвижные игры

    1. Игра « Шишки, желуди, орехи»

Цель игры: развитие скорости реакции и внимание.

Инструкция:

  1. Дети встают тройками и, взявшись за руки, образуют круг. Каждый из тройки имеет название: «шишки», «желуди», «орехи». Ведущий находится за пределами круга.

  2. Ведущий произносит слово «орехи» (или «шишки», «желуди»), и все игроки, которые имеют это название, меняются местами, а ведущий старается занять чье то место. Если это ему удается, то он стает орехом («желудем», «шишкой»), а тот, кто остался без места, стает на место ведущего.



    1. «Хлопки»

Цель игры: развитие внимания и реакции детей.

Инструкция:

  1. Игроки встают в круг.

  2. Каждому игроку присваивается порядковый номер.

  3. Все вместе начинают ритмично хлопать: два раза в ладоши, два - по коленям.

  4. Хлопая в ладоши, игрок называет свой номер, а, хлопая по коленям – номер любого другого участника, стоящего в круге.

  5. Не успевший назвать свой номер или назвавший номер уже выбывшего участника, выходит из круга и прекращает игру.

  6. Побеждают два последних оставшихся игрока

    1. «Три, тринадцать, тридцать»

Цель игры: развитие внимания у учащихся.

Инструкция:

  1. Участники заранее договариваются - какое из чисел – какое действие обозначает

  2. Игроки строятся в шеренгу на расстоянии вытянутых в стороны рук

  3. Водящий называет определенное число – участники должны быстро выполнить соответствующее действие

  4. Водящий может называть числа в любом порядке

  5. Игрок, допустивший ошибку, отходит на один шаг назад и там продолжает игру

  6. Выигрывает тот, кто по окончании игры останется на исходной позиции.

    1. «Испорченный телефон»

Цель игры: развитие у детей слуховое внимания.

Инструкция:

1.Играют две команды.

2.Ведущий загадывает слово и шепотом говорит его на ухо первому члену команды

3. Тот передает слово (также тихонько, чтобы никто не услышал) следующему игроку, и так далее – по цепочке

4.Последний член команды произносит слово вслух.

5. Выигрывает та команда, которая верно «донесла» слово ведущего через всех игроков.





Игры средней подвижности

  1. «Ручеек»

Цель игры: развитие ловкости, быстроты, слухового внимания, умения согласовывать движения со словами текста.

Инструкция:

1.Количество играющих должно быть нечетным.

2. Все разбиваются на пары и встают друг за другом, соединив попарно высоко поднятые руки.

3. Водящий входит в образованный коридор, выбирает себе пару из играющих и встает в конец.

4. Освободившийся игрок становится водящим.



  1. «Кот и воробьи»

Цель игры: развитие реакции и внимания у учащихся.

Инструкция:

1.На полу мелом или веревкой обозначается круг.

2. В кругу будет стоять «кот», а за чертой «воробышки».

3.По сигналу учителя последние начинают запрыгивать в круг, а задача «кота» быстренько поймать одного из них. Тогда пойманный «воробей» сам становится «котом».

3. «Найди спрятанный предмет»

Цель игры: развивать умение ориентироваться в пространстве помещения, последовательно осматривать его.

Инструкция:

1.Один ученик отворачивается.

2.Остальные дети прячут предмет (палочку, кубик и т. п.).

3. После этого сообщают "маршрут" тому, кто будет искать: пройти два шага прямо, повернуть налево, пройти семь шагов вперед и можно искать.

4. «Удочка»

Цель игры: развитие у детей умения выполнять движения по сигналу, умения играть в коллективе.

Инструкция:

  1. Участники встают в круг. Ведущий в центре крутит веревку, на конце которой маленький набивной мяч.

  2. Мяч должен проходить под ногами игроков. Кто заденет веревку, временно выбывает из игры. Выигрывают те, кто ни разу не задел веревку.

  3. Выигрывают те, кто ни разу не задел веревку.



Игры высокой подвижности

  1. «Тише едешь - дальше будешь»

Цель игры: развитие внимательности и координации движений.

Инструкция:

1.Сначала выбирается водящий.

2.Он становится лицом к стенке или просто спиной к остальным игрокам, которые располагаются в 10-15 шагах за ним.

3.Водящий произносит фразу «Тише едешь – дальше будешь» и быстро оборачивается, внимательно оглядывая игроков.

4.Игроки могут двигаться, только пока водящий произносит фразу. Когда он поворачивается, все должны быть полностью неподвижными. Если игрок хоть немного пошевелится или даже просто улыбнется, то он выбывает из игры. 5.Побеждает тот, кто сможет вплотную приблизиться к водящему и коснется его рукой, когда он отвернется.




2. «Третий лишний»

Цель игры: развитие умения выполнять правила игры, ловкости, скорости реакции.

Инструкция:

1 вариант

  1. Дети парами, взявшись за руки, прогуливаются по кругу. Два ведущих: один убегает, другой - догоняет.

  2. Убегающий игрок спасется от преследования, если возьмет за руку одного из пары.

  3. Тогда тот, кто остался, стает лишним – убегает. Когда догоняющий дотронется до убегающего, они меняются ролями.

2 вариант

  1. Дети стоят за линией круга. В центре круга – ведущий. У одного из игроков мяч.

  2. Те, что стоят за кругом, кидают мяч в ведущего, стараясь попасть в него, или передают мяч товарищу, чтобы тот сделал бросок.

  3. Ведущий бегает, уклоняясь от ударов мяча. Игрок, который не попал мячом в ведущего, стает на его место.

3. «Совушка»

Цель игры: развитие у детей умения действовать по сигналу, бегать врассыпную, имитируя животных.

Инструкция:
1. Выбирается водящий - «совушка».

2. Играющие – на площадке, а «совушка» - в гнезде (отведенное для этого место).

3. По сигналу «День наступает» дети, подражая полету бабочек, стрекоз, птиц, жуков и «превращаясь» в других животных, резвятся, стараются наиболее точно показать, кого они изображают.

4. По команде «Ночь наступает» все играющие обязаны «замереть» в той позе, в которой она их застала.

5. «Совушка» выходит «на охоту», шевелящихся уводит в гнездо.

6...По сигналу «День наступает»- «совушка» уходит в гнездо, играющие опять «оживают».

7. «Совушка» меняется через 2-3 игры.

4. «Игра «Помощь друга»

Цель игры: развитие взаимопомощи и поддержки друг друга.

Инструкция:

1.Выбираются двое игроков, один из которых водящий, должен догнать и «осалить» другого.

2. Остальные дети встают по кругу, на расстоянии примерно одного шага.

3.Убегающий и водящий бегут вдоль круга, и второй пытается догнать второго, но убегающий, если чувствует, что его нагоняют, может попросить помощи у любого игрока в круге, выкрикнув его имя.

4.Тогда названный игрок оставляет свое место и бежит по кругу, а на его место встает первый убегавший игрок.

5.Однако, освободившееся место может занять и догоняющий, тогда «водящим» становится ученик, не успевший занять место.