ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕСОВ
Выполнила студентка Ш-21 группы
Александрова Анна
Преподаватель: Великановская Л.А.
2017 г.
Память
Память - это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение того, что мы раньше воспринимали, переживали или делали.
Виды памяти:
1. Что запоминает (предметы, явления, мысли, движения, чувства)
двигательная
эмоциональная
словестно - логическая
обратная память
2. Как запоминает (случайно или непосредствено)
3. Как долго помнит
кратковременная
долговременная
оперативная
1.Диагностика "Простые слова"
Цель: определить и закрепить динамику процесса запоминания.
Предлагается ряд из десяти простых слов, для их запоминания путем неоднократного повторения. После каждого повторения определяется количество слов ряда, которое ребенок сумел безошибочно воспроизвести.
Для запоминания предлагается на выбор один из следующих наборов слов:
1. Дом, парта, белый, хорошо, груша, мел, сильный, чашка, свечa, стол.
2. Кот, ручка, синий, плохо, яблоко, пол, слабый, вилка, лампа, карандаш.
3. Кукла, ложка, красный, машина, высоко, кисть, мама, книга, курица.
4. Собака, окно, цветок, ковер низкий, конверт, небо, буква, сон.
Динамичность процесса заучивания устанавливается по характеру кривой. Если от повторения к повторению эта кривая плавно поднимается вверх, то процесс заучивания считается достаточно динамичным. Если от повторения к повторению результаты не ухудшаются, оставаясь на прежнем уровне, то процесс заучивания характеризуется как среднединамичный. Наконец, если от повторения к повторению результаты то улучшаются, то ухудшаются, то это свидетельствует о нединамичном процессе заучивания.
2. Игра "Рисование по памяти"
Цель: развивать кратковременную память.
Ребенку предъявляется для запоминания на 1 минуту несложная картинка, затем взрослый ее убирает, и малыш должен нарисовать картинку по памяти. Как вариант данного задания: дорисовать по памяти недостающие части, детали рисунка .

3.Упражнение "Осознание визуального материала"
Цель: развивать зрительную память.
Для этого упражнения потребуются листок бумаги, карандаши и секундомер. На рисунке, приведенном ниже, представлены 12 изображений. Детям предлагается рассмотреть рисунки первой строки, закрыв остальные листом бумаги, чтобы они не отвлекали внимание. Спустя 30 сек попросите их закрыть целиком всю страницу и нарисовать по памяти предметы первой строки. Затем предложите им сравнить, насколько их рисунки соответствуют рисункам образца. Далее перейдите к следующей строке. С двумя последними строками поработайте одновременно.

Внимание
Внимание - это направленность и сосредоточенность нашего сознания на определённом объекте.
Виды внимания:
1. Непроизвольное
яркое
интересное
неожиданное
новое
2. Произвольное
1. Диагностика "Корректурная проба" (буквенный вариант)
Цель: диагностировать развитие внимания у детей в возрасте от 6 до 10 лет.
Норма объема внимания для детей 6-7 лет - 400 знаков и выше, концентрации - 10 ошибок и менее; для детей 8-10 лет - 600 знаков и выше, концентрации - 5 ошибок и менее.
Время работы - 5 минут.
Инструкция: "На бланке с буквами отчеркните первый ряд букв. Ваша задача заключается в том, чтобы, просматривая ряды букв слева направо, вычеркивать такие же буквы, как и первые.

2. Игра "Самый внимательный"
Цель: развивать активное внимание, связь внимания и зрительной памяти.
Участники должны встать полукругом и определить водящего. Водящий в течение нескольких секунд старается запомнить порядок расположения игроков. Затем по команде он отворачивается и называет порядок, в котором стоят товарищи. На месте водящего должны побывать все игроки по очереди. Стоит наградить тех, кто не ошибется аплодисментами.
3. Упражнение "Найди различия"
Цель: развивать внимание ребёнка..
Найти 7 различий за 10 минут.

Ощущение
Ощущение – это простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии материальных раздражителей на соответствующие рецепторы.
Виды ощущений:
обонятельные
осязательные
слуховые
вкусовые
зрительные
1. Диагностика "Карандаши"
Цель: диагностировать точность ощущений.
Завяжите ребенку глаза и возьмите в руки два карандаша. Прикасайтесь к различным частям его тела: губам, рукам, ногам, ушам, спине, ступням и другим то одним, то сразу двумя карандашами, прося его угадать, сколько же их он ощущает на теле. В некоторых местах где два, он будет чувствовать только один, и тогда вы потихоньку разводите их в стороны, пока малыш не поймет, что их точно два.
2. Игра "Дорожки"
Цель: развитие осязательных ощущений.
Ход игры : перед ребёнком на стол кладётся картинка с наклеенными на ней дорожками разной длинны и из материала разной фактуры: клеёнка, мелкозернистая наждачная бумага, хлопчатобумажная ткань, кожаная ткань и т.д.
Правила:ребёнок проводит пальчиком по дорожке и рассказывает учителю о своих ощущениях: холодная дорожка или тёплая, длинная или короткая, мягкая или твёрдая на ощупь, приятная или не приятная, какую бы дорожку он выбрал для прогулки с мамой (по какому материалу ему приятней всего проводить пальчиком).

3. Упражнение "Что за овощ?"
Цель: развивать обоняние и вкусовые ощущения у ребенка.
Для игры понадобятся: различные овощи.
Описание: овощи вымыть и очистить. Участникам или участнику игры завязать глаза и давать по кусочку каждого из овощей. Ребенок должен определить какой это овощ. Игру лучше проводить двумя командами: это придаст ей соревновательный азарт. Выиграет та команда, участники которой дадут больше правильных ответов.