Государственное бюджетное образование учреждение среднего
Профессионального образования «Ейский полипрофильный колледж» Краснодарского
Края
«Развитие психических процессов»
Подготовила студентка
ГБПОУ ЕПК КК
Ш-21 группы
Шаповалова Наталья
Ейск, 2017г.
Содержание:
1.Память;
2. Внимание;
3. Мышление.

1. Память- это запоминание, сохранение и последующее воспроизведения того, что мы раньше воспринимали, переживали или делали. Иными словами, память- это отражение опыта человека путём его запоминания, сохранения и воспроизведения.
Группы видов памяти:
1) Что запоминает человек (предметы и явления, мысли и чувства). Соответственно этому различают двигательную, эмоциональную, словесно-логическую, и образную память.
2) Как человек запоминает (случайно или преднамеренно). Здесь выделяют произвольную и непроизвольную память; 3) Как долго сохраняется запомненное. Это кратковременная, долговременная и оперативная.

Диагностика «Память на числа»
Цель: для оценки кратковременной зрительной памяти, ее объема и точности.
Задание заключается в том, что испытуемым демонстрируется в течение 20 секунд таблица с двенадцатью двухзначными числами, которые нужно запомнить и после того, как таблица убрана, записать на бланке.
Инструкция: «Вам будет предъявлена таблица с числами. Ваша задача заключается в том, чтобы за 20 сек., запомнить как можно больше чисел. Через 20 сек. таблицу уберут, и вы должны будете записать те числа, которые вы запомнили».
13
91 | 47 | 39 |
65 | 83 | 19 | 51 |
23 | 94 | 71 | 87 |
Оценка кратковременной зрительной памяти производилась по количеству правильно воспроизведенных чисел. Норма человека с хорошо развитой памятью– 7 и выше. Методика удобна для группового тестирования.
Упражнение и игра направленные на развитие памяти.
Упражнение «Выбор»
Цель: развитие слуховой памяти.
Инструкция: Для занятия вам потребуется составить текст из 8—10 предложений.
Прослушав текст, ребенок должен будет выборочно запомнить слова, о которых вы его предупредите перед чтением. Количество таких слов для запоминания варьируется от 3 до 5 в зависимости от возраста ребенка и длительности занятий. Вот несколько примеров таких заданий.
Ход: Вы говорите ребенку: «Я буду читать тебе текст. Слушай его очень внимательно, тебе нужно будет запомнить все названия конфет, которые прозвучат».
Воскресное чаепитие.
По воскресеньям у нас дома устраивается большое чаепитие. Поэтому мы с мамой утром ходим в кондитерский магазин и выбираем каждому члену семьи его любимое лакомство. Для папы мама просит продавщицу взвесить конфеты «Мишка на Севере» и «Маска». Сестренке мы покупаем карамель «Гусиные лапки». А мы с мамой больше всего любим конфеты «Белочка».
Сегодня к нам в гости приедет бабушка. Она для внуков всегда привозит угощенье. В прошлый раз это были конфеты «Ласточка». Сама же она любит пить чай с вареньем.
А главным украшением стола станет, конечно же, пирог, который мы с мамой испечем к вечернему чаепитию.
Игра «Запрещённое движения»
Цель: развитие двигательной памяти.
Для занятия вы можете использовать подручный спортивный инвентарь.
Ход: Ведущий сообщает игрокам, что он будет показывать различные движения, которые все должны точно повторять за ним. Но одно движение повторять запрещено! В этот момент играющие договариваются, какое движение нельзя повторять за ведущим. Например, сегодня запрещенное движение — поставить руки на пояс. Ведущий старается запутать игроков, показывает движения в быстром темпе, отвлекает внимание смешными движениями. Задача играющих — не ошибиться и не повторить за ведущим запрещенное движение.
2. Внимание - это направленность и сосредоточенность нашего сознания на определенном объекте. Объемом внимания может быть что угодно- предметы, явления, отношения, действия, мысли, чувства, др. людей и свой собственный внутренний мир. Таким образом внимание- это способность выбрать важное для себя и сосредотачивать на нём своё восприятие, мышление, воображение и др.
Виды внимания:
- Непроизвольное;
- Произвольное(преднамеренное)
Свойства внимания: сосредоточенность, объём, устойчивость, распределение, переключение.

Диагностика объема и концентрации внимания.
«Корректурная проба»
Ребёнку дают бланк с буквами. (Изображение 1) В каждом ряду нужно вычеркнуть такие же буквы, как та, с которой начинается ряд.
Время работы -5 минут.
Интерпретация: Количество просмотренных букв указывает на объем внимания, а количество сделанных ошибок — на его концентрацию.
Норма объема внимания для детей 6–7 лет — 400 знаков и выше, концентрации — 10 ошибок и менее; для детей 8–10 лет — 600 знаков и выше, концентрации — 5 ошибок и менее.
Упражнение «Не собьюсь»
Цель: развитие концентрации, распределения внимания. Ход: психолог предлагает следующие задания: считать вслух от 1 до 31, но испытуемый не должен называть числа, включающие тройку или кратные трем. Вместо этих чисел он должен говорить: «Не собьюсь». К примеру: «Один, два, не собьюсь, четыре, пять, не собьюсь…» Образец правильного счета: 1, 2, -, 4, 5, -, 7, 8, -, 10, 11, -, -, 14, -, 16, 17, -, 19, 20, -, 22, -, -, 25, 26, -, 28, 29, -, - _черта замещает числа, которые нельзя произносить).
Изображение 1

Упражнение «Мой день Рождения»
Цель: развить память, способность к длительной концентрации внимания.
Ход: участники группы, как и в предыдущем варианте, по очереди называют свои имена, но к своему имени каждый участник добавляет еще дату своего дня Рождения. Второй – имя предыдущего и дату его дня Рождения, свое имя и дату своего дня Рождения, третий – имена и дни Рождения двух предыдущих и свое имя и дату своего дня Рождения и т.д. Последний, таким образом, должен назвать имена и даты дней Рождения всех членов группы.

3. Мышление- опосредованное и обобщенное познание окружающего мира.
Мышление неразрывно связанно с речью.
Формы мышления:
- Суждения (истинные и ложные, предположительные);
- Рассуждения;
- Умозаключения;
- Индукция и дедукция.
Виды мышления:
- Предметно-действенное;
- Наглядно-образное;
- Абстрактное.
Мыслительные операции:
- Сравнение;
- Анализ и синтез;
- Абстракция;
- Обобщение и конкретизация;
Диагностика "Исключение лишнего"
Цель: изучение способности к обобщению.
Оборудование: листок с двенадцатью рядами слов типа:
1. Лампа, фонарь, солнце, свеча.
2. Сапоги, ботинки, шнурки, валенки.
3. Собака, лошадь, корова, лось.
4. Стол, стул, пол, кровать.
5. Сладкий, горький, кислый, горячий.
6. Очки, глаза, нос, уши.
7. Трактор, комбайн, машина, сани.
8. Москва, Киев, Волга, Минск.
9. Шум, свист, гром, град.
10. Суп, кисель, кастрюля, картошка.
11. Береза, сосна, дуб, роза.
12. Абрикос, персик, помидор, апельсин.
Порядок исследования.
Ученику необходимо в каждом ряду слов найти такое, которое не подходит, лишнее, и объяснить почему.
Обработка и анализ результатов.
1. Определить количество правильных ответов (выделение лишнего слова).
2. Установить, сколько рядов обобщено с помощью двух родовых понятий (лишняя "кастрюля" - это посуда, а остальное - еда).
3. Выявить, сколько рядов обобщено с помощью одного родового понятия.
4. Определить, какие допущены ошибки, особенно в плане использования для обобщения несущественных свойств (цвета, величины и т.д.).
Ключ к оценке результатов.
Высокий уровень - 7-12 рядов обобщены с родовыми понятиями;
хороший - 5-6 рядов с двумя, а остальные с одним;
средний - 7-12 рядов с одним родовым понятием;
низкий - 1-6 рядов с одним родовым понятием.
Упражнение "Признаки".
Цель: развитие мышления у младших школьников.
1) Перечислить как можно больше предметов, обладающих заданным свойством. Например: белый; колючий; яркий; холодный…
2) Перечислить как можно больше предметов, обладающих несколькими заданными свойствам. Например: белый и гладкий; тяжелый и горячий; колючий и живой; горячий, твёрдый и круглый…
Упражнение «2 случайных слова»
Цель: развите мышления.
Ход: возьмите любую книгу или толковый словарь. Наугад выберите 2 слова: откройте любую страницу и не глядя ткните пальцем. А теперь попробуйте найти нечто общее между этими двумя словами, сопоставляйте их, сравнивайте, анализируйте, ищите взаимосвязи. Вы можете придумать невероятную, даже сумасшедшую историю, которая бы связывала эти два понятия. Упражняйте и тренируйте свой мозг. 
5