СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Картотека по развитию приёмов и техник общения

Нажмите, чтобы узнать подробности

ЩШПН7УФЫ КУВЧ КВ 8Е 78      НАПРАСЕЧВЯУКЫГООООООООООООООООПВС ВКЕЕ ЧЧС Н

Просмотр содержимого документа
«Картотека по развитию приёмов и техник общения»

Государственное бюджетное образование учреждение среднего

Профессионального образования «Ейский полипрофильный колледж» Краснодарского

Края



«Развитие психических процессов»









Подготовила студентка

ГБПОУ ЕПК КК

Ш-21 группы

Шаповалова Наталья



Ейск, 2017г.

Содержание:

1.Память;

2. Внимание;

3. Мышление.









1. Память- это запоминание, сохранение и последующее воспроизведения того, что мы раньше воспринимали, переживали или делали. Иными словами, память- это отражение опыта человека путём его запоминания, сохранения и воспроизведения.

Группы видов памяти:

1) Что запоминает человек (предметы и явления, мысли и чувства). Соответственно этому различают двигательную, эмоциональную, словесно-логическую, и образную память.

2) Как человек запоминает (случайно или преднамеренно). Здесь выделяют произвольную и непроизвольную память; 3) Как долго сохраняется запомненное. Это кратковременная, долговременная и оперативная.

Диагностика «Память на числа»

Цель: для оценки кратковременной зрительной памяти, ее объема и точности.

Задание заключается в том, что испытуемым демонстрируется в течение 20 секунд таблица с двенадцатью двухзначными числами, которые нужно запомнить и после того, как таблица убрана, записать на бланке.

Инструкция: «Вам будет предъявлена таблица с числами. Ваша задача заключается в том, чтобы за 20 сек., запомнить как можно больше чисел. Через 20 сек. таблицу уберут, и вы должны будете записать те числа, которые вы запомнили».

13

91

47

39

65

83

19

51

23

94

71

87



Оценка кратковременной зрительной памяти производилась по количеству правильно воспроизведенных чисел. Норма человека с хорошо развитой памятью– 7 и выше. Методика удобна для группового тестирования.



Упражнение и игра направленные на развитие памяти.

Упражнение «Выбор»

Цель: развитие слуховой памяти.

Инструкция: Для занятия вам потребуется составить текст из 8—10 предложений.

Прослушав текст, ребенок должен будет выборочно запомнить слова, о которых вы его предупредите перед чтением. Количество таких слов для запоминания варьируется от 3 до 5 в зависимости от возраста ребенка и длительности занятий. Вот несколько примеров таких заданий.

Ход: Вы говорите ребенку: «Я буду читать тебе текст. Слушай его очень внимательно, тебе нужно будет запомнить все названия конфет, которые прозвучат».

Воскресное чаепитие.

По воскресеньям у нас дома устраивается большое чаепитие. Поэтому мы с мамой утром ходим в кондитерский магазин и выбираем каждому члену семьи его любимое лакомство. Для папы мама просит продавщицу взвесить конфеты «Мишка на Севере» и «Маска». Сестренке мы покупаем карамель «Гусиные лапки». А мы с мамой больше всего любим конфеты «Белочка».

Сегодня к нам в гости приедет бабушка. Она для внуков всегда привозит угощенье. В прошлый раз это были конфеты «Ласточка». Сама же она любит пить чай с вареньем.

А главным украшением стола станет, конечно же, пирог, который мы с мамой испечем к вечернему чаепитию.



Игра «Запрещённое движения»

Цель: развитие двигательной памяти.

Для занятия вы можете использовать подручный спортивный инвентарь.

Ход: Ведущий сообщает игрокам, что он будет показывать различные движения, которые все должны точно повторять за ним. Но одно движение повторять запрещено! В этот момент играющие договариваются, какое движение нельзя повторять за ведущим. Например, сегодня запрещенное движение — поставить руки на пояс. Ведущий старается запутать игроков, показывает движения в быстром темпе, отвлекает внимание смешными движениями. Задача играющих — не ошибиться и не повторить за ведущим запрещенное движение.



2. Внимание - это направленность и сосредоточенность нашего сознания на определенном объекте. Объемом внимания может быть что угодно- предметы, явления, отношения, действия, мысли, чувства, др. людей и свой собственный внутренний мир. Таким образом внимание- это способность выбрать важное для себя и сосредотачивать на нём своё восприятие, мышление, воображение и др.

Виды внимания:

- Непроизвольное;

- Произвольное(преднамеренное)

Свойства внимания: сосредоточенность, объём, устойчивость, распределение, переключение.



Диагностика объема и концентрации внимания.

«Корректурная проба»

Ребёнку дают бланк с буквами. (Изображение 1) В каждом ряду нужно вычеркнуть такие же буквы, как та, с которой начинается ряд.

Время работы -5 минут.

Интерпретация: Количество просмотренных букв указывает на объем внимания, а количество сделанных ошибок — на его концентрацию.

Норма объема внимания для детей 6–7 лет — 400 знаков и вышеконцентрации — 10 ошибок и менее; для детей 8–10 лет — 600 знаков и выше, концентрации — 5 ошибок и менее.

Упражнение «Не собьюсь»

Цель: развитие концентрации, распределения внимания. Ход: психолог предлагает следующие задания: считать вслух от 1 до 31, но испытуемый не должен называть числа, включающие тройку или кратные трем. Вместо этих чисел он должен говорить: «Не собьюсь». К примеру: «Один, два, не собьюсь, четыре, пять, не собьюсь…» Образец правильного счета: 1, 2, -, 4, 5, -, 7, 8, -, 10, 11, -, -, 14, -, 16, 17, -, 19, 20, -, 22, -, -, 25, 26, -, 28, 29, -, - _черта замещает числа, которые нельзя произносить).

Изображение 1

Упражнение «Мой день Рождения»

Цель: развить память, способность к длительной концентрации внимания.

Ход: участники группы, как и в предыдущем варианте, по очереди называют свои имена, но к своему имени каждый участник добавляет еще дату своего дня Рождения. Второй – имя предыдущего и дату его дня Рождения, свое имя и дату своего дня Рождения, третий – имена и дни Рождения двух предыдущих и свое имя и дату своего дня Рождения и т.д. Последний, таким образом, должен назвать имена и даты дней Рождения всех членов группы.



3. Мышление- опосредованное и обобщенное познание окружающего мира.

Мышление неразрывно связанно с речью.

Формы мышления:

- Суждения (истинные и ложные, предположительные);

- Рассуждения;

- Умозаключения;

- Индукция и дедукция.

Виды мышления:

- Предметно-действенное;

- Наглядно-образное;

- Абстрактное.

Мыслительные операции:

- Сравнение;

- Анализ и синтез;

- Абстракция;

- Обобщение и конкретизация;





Диагностика "Исключение лишнего"

Цель: изучение способности к обобщению.

Оборудование: листок с двенадцатью рядами слов типа:  
1. Лампа, фонарь, солнце, свеча. 
2. Сапоги, ботинки, шнурки, валенки. 
3. Собака, лошадь, корова, лось. 
4. Стол, стул, пол, кровать. 
5. Сладкий, горький, кислый, горячий. 
6. Очки, глаза, нос, уши. 
7. Трактор, комбайн, машина, сани. 
8. Москва, Киев, Волга, Минск. 
9. Шум, свист, гром, град. 
10. Суп, кисель, кастрюля, картошка. 
11. Береза, сосна, дуб, роза. 
12. Абрикос, персик, помидор, апельсин. 

Порядок исследования.

Ученику необходимо в каждом ряду слов найти такое, которое не подходит, лишнее, и объяснить почему.

Обработка и анализ результатов.
1. Определить количество правильных ответов (выделение лишнего слова). 
2. Установить, сколько рядов обобщено с помощью двух родовых понятий (лишняя "кастрюля" - это посуда, а остальное - еда). 
3. Выявить, сколько рядов обобщено с помощью одного родового понятия. 
4. Определить, какие допущены ошибки, особенно в плане использования для обобщения несущественных свойств (цвета, величины и т.д.). 


Ключ к оценке результатов.

Высокий уровень - 7-12 рядов обобщены с родовыми понятиями;

хороший - 5-6 рядов с двумя, а остальные с одним;

средний - 7-12 рядов с одним родовым понятием;

низкий - 1-6 рядов с одним родовым понятием.

Упражнение "Признаки".

Цель: развитие мышления у младших школьников.

1) Перечислить как можно больше предметов, обладающих заданным свойством. Например: белый; колючий; яркий; холодный…

2) Перечислить как можно больше предметов, обладающих несколькими заданными свойствам. Например: белый и гладкий; тяжелый и горячий; колючий и живой; горячий, твёрдый и круглый…

Упражнение «2 случайных слова»

Цель: развите мышления.

Ход: возьмите любую книгу или толковый словарь. Наугад выберите 2 слова: откройте любую страницу и не глядя ткните пальцем. А теперь попробуйте найти нечто общее между этими двумя словами, сопоставляйте их, сравнивайте, анализируйте, ищите взаимосвязи. Вы можете придумать невероятную, даже сумасшедшую историю, которая бы связывала эти два понятия. Упражняйте и тренируйте свой мозг.

5