Тема урока:В.В.Маяковский «Хорошее отношение к лошадям».
Цели урока: 1) Научить определять тему стихотворения,находить
художественные особенности в тексте.
2) развивать умение анализировать стихотворение, навыки
выразительного чтения текста.
3) воспитывать неравнодушное отношение к животным ,
сострадание, гуманизм и человеколюбие.
Тип урока: объяснение нового материала.
Методы и приемы: беседа, выразительное чтение, работа в группах.
Оборудование: портрет В.Маяковского, картинки, проектор, текст
стихотворения,ватманы, маркеры.
Ход урока
Организационный момент: актуализация внимания учащихся
- Приветствие.
- Проверка готовности учащихся к работе.
Проверка домашнего задания:
- На прошлом уроке мы познакомились с биографией В.Маяковского. Для проверки ваших знаний давайте посетим картинную галерею. (на доске висят картинки из биографии поэта)
О чем говорят эти картинки? (ученики рассказывают по картинкам).
Изучение нового материала.
Вступительное слово учителя. «Своими быстрыми шагами Маяковский ушагал далеко за нашу современность и где-то там,за каким-то поворотом, долго еще будет нас ждать»,-писала о поэте Марина Цветаева.И я думаю, что сегодня мы как раз заворачиваем за тот поворот, за которым нас ждет Маяковский.
История создания стихотворения: Однажды В.Маяковский стал свидетелем уличного происшествия, нередкого в голодающей Москве 1918 года: обессиленная лошадь упала на обледеневшую мостовую. 9 июня 1918 года в московском издании газеты «Новая жизнь» было напечатано стихотворение В.Маяковского «Хорошее отношение к лошадям».
Давайте познакомимся с этим стихотворением.
Словарная работа:
Гриб.Грабь и др-звуки со стука копыт по каменной мостовой.
Круп – соору (часть туловища лошади от спины до хвоста).
Грохнуться –упасть-тарс этип түшүү.
Зевака – бекерчи.
Кузнецкий – одна из улиц Москвы.
Опрокинуться-астын-үсту болуу.
Плеща –форма деепричастия,образованная от глагола “плескаться”.
Клешить-от слова “клеш”,употреблено в значении “гулять”
Плоше-форма сравнительной степени прилагательного “плохой”.
Стойло-аткана.
Ржать-окурануу.
Одна из особенностей футуристов-создание авторских неологизмов.
Давайте найдем новые слова в этом произведении?( клешить,зевака).
Выразительное чтение стихотворения учителем при помощи слайда.
А теперь посмотрите на текст стихотворения. В какой форме он написан? (лесенкой)
“Лесенка Маяковского” | Обычная строфа |
Может быть, -старая- И не нуждалась в няньке, может быть, и мысль ей моя казалась пошла, только лошадь рванулась, встала на ноги, ржанула и пошла. | Может быть-старая- и не нуждалась в няньке, может быть, и мысль ей моя казалась пошла, только лошадь рванулась,встала на ноги, ржанула ипошла. |
Сравните “ лесенку “и обычную строфу. Поэт считал, что такая запись придает стихотворению нужный ритм.
В стихотворении мы видим три образа: лошадь, улица и лирический герой.
Лошадь | Улица | Лирический герой |
1.Лошадь на круп Грохнулась, 2.За каплищей каплища По морде катится, Прячется в шерсти... Лошадь Рванулась, Встала на ноги, Ржанула И пошла. 3. Рыжий ребенок. Пришла веселая, Стала в стойло. И все ей казалось- Она жеребенок, И стоило жить, И работать стоило. | Ветром опита, Льдом обута, Улица скользила, За зевакой ,зевак, Штаны пришедшие Кузнецким клешить, Сгрудились, Смех зазвенел и Зазвякал. Улица опрокинулась, Течет по-своему... | 1.смеялся Кузнецкий. Лишь один я Голос свой не вмешивал В вой ему. 2 И какая-то общая Звериная тоска Плеща вылилась из меня И расплылась в шелесте. “Лошадь,не надо. Лошадь, слушайте- Чего вы думаете,что вы их плоше? Деточка, Все мы немножко лошади, Каждый из нас по-своему Лошадь” |
Лошадь- символ одинокой живой души,которой понадобилась поддержка, сочувствие.Также это символ стойкого характера,лошадь нашла силы подняться и жить дальше. | Улица-враждебный, равнодушный, холодный и жестокий мир. | Лирический герой-сам автор, своеобразный “дво |
Какие поэтические средства помогают читателю увидеть и услышать особую звукопись стихотворения?
Аллитерация-повторение согласных звуков в словах, фразе.
БиЛи КоПыТа,
ПеЛи БуДТо:
-ГРиБ
ГРаБь
ГРоБ
ГРуб.
Употребление выделенных согласныхнаправлено на то,чтобы создать у читателя звуковую картину ходьбы лошади по мостовой. Мы действительно слышим, как идет лошадь, как цокают ее копыта.
ЛоШаДь на КРуП
ГРоХНуЛаСь...
Лошадь не просто упала,- она” грохнулась”
...и СРаЗу
За ЗеВаКой ЗеВаКа,
ШТаНы ПРиШеДШие КуЗНеЦКим КЛеШиТЬ
СГРуДиЛиСь
Звонкие”з”,”Р”,”л” в сочетании с глухими “ш”,”ц”,”к” передают звуковую картину шарканья ног по тротуару. А длинная строка метафора бесконечного шествия зевак по Кузнецкому мосту.
СМеХ ЗаЗВеНеЛ и ЗаЗВяКаЛ
Смех толпы ненатуральный, неживой, похожий на “вой”.
Ассонанс-повторение в стихотворении одинаковых гласных звуков.
Лошадь упала!
Упала лошадь!
В.Маяковский во многом был первооткрывателем, реформатором, экспериментатором. Его произведение удивляет нас своим богатством, разнообразием и оригинальностью рифмы. Например:
Усеченная. неточная: плоше-лошадь, зевака-зазвякал
Неравносложная: в шерсти-в шелесте, стойло-стоило
Составная: в вой ему-по-своему
Омонимическая: пошла-краткое прилагательное и пошла-глагол.
Стихотворение “Хорошее отношение к лошадям”-это облеченный в стихотворную форму рассказ,почти репортаж, сюжет которого развивается последовательно: лошадь падает-над ней смеются-приходит лирический герой и подбадривает ее- она счастлива, так что находит силы встать и идти дальше. Поэзия Маяковского всегда отличались оптимизмом. И даже в трудное время первых лет революции поэт верил в торжество новой жизни, в будущее человека.Он понимал, что главное-не только изменить общество, необходимо изменить каждого человека, научить людей любить мир, который его окружает. Все живые существа-и люди, и лошади-звенья одной цепи, всем бывает больно и страшно; считать себя выше, лучше другого живого существа- глупо и самонадеянно. Поэт призывает нас к сочувствию и состраданию.
Вопросы для закрепления:
Для чего зеваки пришли на Кузнецкий?
Что значит “улица опрокинулась”?
Что отличает лирического героя от толпы зевак?
Как вы понимаете слова: “Все мы немного лошади”?
Какие слова выражают сочувствие лирического героя к лошади?
Как изменилась лошадь, когда услышала слова поддержки?
Прочитайте строки,подтверждающие мысль, что лошадь обрела силы,
желание жить и работать?
В чем главная мысль стихотворения?
Какие эпитеты использует автор при описании лошади?
Задания группам:
В каких еще произведениях встречаются лошади? Какую роль они играют в судьбе героев?
Составьте синквейн со словом “лошадь”?
Какие национальные игры вы знаете с участием лошади?
Презентация.
А теперь давайте подведем итог урока, заполним следующую таблицу
ПЛЮС | МИНУС | ИНТЕРЕСНО |
Напишите все,что понравилось на уроке, вызвало положительные эмоции | Напишите все, что не понравилось, вызвало неприязнь. | Напишите интересные факты, которые узнали на уроке, что еще хотелось бы узнать? |
Оценивание:
Домашнее задание: выучите стихотворение наизусть.
Для чего зеваки пришли на Кузнецкий?
Что значит “улица опрокинулась”?
Что отличает лирического героя от толпы зевак?
Как вы понимаете слова:
“Все мы немного лошади”?
Какие слова выражают сочувствие лирического героя к лошади?
Как изменилась лошадь, когда услышала слова поддержки
Прочитайте строки,подтверждающие мысль, что лошадь обрела силы,
желание жить и работать?
В чем главная мысль стихотворения?
Какие эпитеты использует автор при описании лошади?