СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Хорошее отношение к лошадям"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

"Хорошее отношение к лошадям"

Просмотр содержимого документа
«"Хорошее отношение к лошадям"»

Тема урока:В.В.Маяковский «Хорошее отношение к лошадям».

Цели урока: 1) Научить определять тему стихотворения,находить

художественные особенности в тексте.

2) развивать умение анализировать стихотворение, навыки

выразительного чтения текста.

3) воспитывать неравнодушное отношение к животным ,

сострадание, гуманизм и человеколюбие.

Тип урока: объяснение нового материала.

Методы и приемы: беседа, выразительное чтение, работа в группах.

Оборудование: портрет В.Маяковского, картинки, проектор, текст

стихотворения,ватманы, маркеры.

Ход урока

Организационный момент: актуализация внимания учащихся

- Приветствие.

- Проверка готовности учащихся к работе.

Проверка домашнего задания:

- На прошлом уроке мы познакомились с биографией В.Маяковского. Для проверки ваших знаний давайте посетим картинную галерею. (на доске висят картинки из биографии поэта)

О чем говорят эти картинки? (ученики рассказывают по картинкам).

Изучение нового материала.

Вступительное слово учителя. «Своими быстрыми шагами Маяковский ушагал далеко за нашу современность и где-то там,за каким-то поворотом, долго еще будет нас ждать»,-писала о поэте Марина Цветаева.И я думаю, что сегодня мы как раз заворачиваем за тот поворот, за которым нас ждет Маяковский.

История создания стихотворения: Однажды В.Маяковский стал свидетелем уличного происшествия, нередкого в голодающей Москве 1918 года: обессиленная лошадь упала на обледеневшую мостовую. 9 июня 1918 года в московском издании газеты «Новая жизнь» было напечатано стихотворение В.Маяковского «Хорошее отношение к лошадям».

Давайте познакомимся с этим стихотворением.

Словарная работа:

Гриб.Грабь и др-звуки со стука копыт по каменной мостовой.

Круп – соору (часть туловища лошади от спины до хвоста).

Грохнуться –упасть-тарс этип түшүү.

Зевака – бекерчи.

Кузнецкий – одна из улиц Москвы.

Опрокинуться-астын-үсту болуу.

Плеща –форма деепричастия,образованная от глагола “плескаться”.

Клешить-от слова “клеш”,употреблено в значении “гулять”

Плоше-форма сравнительной степени прилагательного “плохой”.

Стойло-аткана.

Ржать-окурануу.

Одна из особенностей футуристов-создание авторских неологизмов.

Давайте найдем новые слова в этом произведении?( клешить,зевака).

Выразительное чтение стихотворения учителем при помощи слайда.

А теперь посмотрите на текст стихотворения. В какой форме он написан? (лесенкой)

“Лесенка Маяковского”

Обычная строфа

Может быть,

-старая-

И не нуждалась в няньке,

может быть, и мысль ей моя казалась пошла,

только

лошадь

рванулась,

встала на ноги,

ржанула

и пошла.

Может быть-старая-

и не нуждалась в няньке,

может быть, и мысль ей моя

казалась пошла, только

лошадь рванулась,встала на ноги,

ржанула ипошла.


Сравните “ лесенку “и обычную строфу. Поэт считал, что такая запись придает стихотворению нужный ритм.

В стихотворении мы видим три образа: лошадь, улица и лирический герой.

Лошадь

Улица

Лирический герой

1.Лошадь на круп

Грохнулась,

2.За каплищей каплища

По морде катится,

Прячется в шерсти...

Лошадь

Рванулась,

Встала на ноги,

Ржанула

И пошла.

3. Рыжий ребенок.

Пришла веселая,

Стала в стойло.

И все ей казалось-

Она жеребенок,

И стоило жить,

И работать стоило.

  1. Ветром опита,

Льдом обута,

Улица скользила,

  1. За зевакой ,зевак,

Штаны пришедшие

Кузнецким клешить,

Сгрудились,

Смех зазвенел и

Зазвякал.

  1. Улица опрокинулась,

Течет по-своему...




1.смеялся Кузнецкий.

Лишь один я

Голос свой не вмешивал

В вой ему.

2 И какая-то общая

Звериная тоска

Плеща вылилась из меня

И расплылась в шелесте.

“Лошадь,не надо.

Лошадь, слушайте-

Чего вы думаете,что вы их плоше?

Деточка,

Все мы немножко лошади,

Каждый из нас по-своему

Лошадь”

Лошадь- символ одинокой живой души,которой понадобилась поддержка, сочувствие.Также это символ стойкого характера,лошадь нашла силы подняться и жить дальше.

Улица-враждебный, равнодушный, холодный и жестокий мир.

Лирический герой-сам автор, своеобразный “дво

Какие поэтические средства помогают читателю увидеть и услышать особую звукопись стихотворения?

Аллитерация-повторение согласных звуков в словах, фразе.

БиЛи КоПыТа,

ПеЛи БуДТо:

-ГРиБ

ГРаБь

ГРоБ

ГРуб.

Употребление выделенных согласныхнаправлено на то,чтобы создать у читателя звуковую картину ходьбы лошади по мостовой. Мы действительно слышим, как идет лошадь, как цокают ее копыта.

ЛоШаДь на КРуП

ГРоХНуЛаСь...



Лошадь не просто упала,- она” грохнулась”

...и СРаЗу

За ЗеВаКой ЗеВаКа,

ШТаНы ПРиШеДШие КуЗНеЦКим КЛеШиТЬ

СГРуДиЛиСь

Звонкие”з”,”Р”,”л” в сочетании с глухими “ш”,”ц”,”к” передают звуковую картину шарканья ног по тротуару. А длинная строка метафора бесконечного шествия зевак по Кузнецкому мосту.

СМеХ ЗаЗВеНеЛ и ЗаЗВяКаЛ

Смех толпы ненатуральный, неживой, похожий на “вой”.



Ассонанс-повторение в стихотворении одинаковых гласных звуков.

Лошадь упала!

Упала лошадь!

В.Маяковский во многом был первооткрывателем, реформатором, экспериментатором. Его произведение удивляет нас своим богатством, разнообразием и оригинальностью рифмы. Например:

Усеченная. неточная: плоше-лошадь, зевака-зазвякал

Неравносложная: в шерсти-в шелесте, стойло-стоило

Составная: в вой ему-по-своему

Омонимическая: пошла-краткое прилагательное и пошла-глагол.

Стихотворение “Хорошее отношение к лошадям”-это облеченный в стихотворную форму рассказ,почти репортаж, сюжет которого развивается последовательно: лошадь падает-над ней смеются-приходит лирический герой и подбадривает ее- она счастлива, так что находит силы встать и идти дальше. Поэзия Маяковского всегда отличались оптимизмом. И даже в трудное время первых лет революции поэт верил в торжество новой жизни, в будущее человека.Он понимал, что главное-не только изменить общество, необходимо изменить каждого человека, научить людей любить мир, который его окружает. Все живые существа-и люди, и лошади-звенья одной цепи, всем бывает больно и страшно; считать себя выше, лучше другого живого существа- глупо и самонадеянно. Поэт призывает нас к сочувствию и состраданию.

Вопросы для закрепления:

  1. Для чего зеваки пришли на Кузнецкий?

  2. Что значит “улица опрокинулась”?

  3. Что отличает лирического героя от толпы зевак?

  4. Как вы понимаете слова: “Все мы немного лошади”?

  5. Какие слова выражают сочувствие лирического героя к лошади?

  6. Как изменилась лошадь, когда услышала слова поддержки?

  7. Прочитайте строки,подтверждающие мысль, что лошадь обрела силы,

желание жить и работать?

  1. В чем главная мысль стихотворения?

  2. Какие эпитеты использует автор при описании лошади?

Задания группам:

  1. В каких еще произведениях встречаются лошади? Какую роль они играют в судьбе героев?

  2. Составьте синквейн со словом “лошадь”?

  3. Какие национальные игры вы знаете с участием лошади?

Презентация.

А теперь давайте подведем итог урока, заполним следующую таблицу

ПЛЮС

МИНУС

ИНТЕРЕСНО

Напишите все,что понравилось на уроке, вызвало положительные эмоции

Напишите все, что не понравилось, вызвало неприязнь.

Напишите интересные факты, которые узнали на уроке, что еще хотелось бы узнать?



Оценивание:

Домашнее задание: выучите стихотворение наизусть.























































  1. Для чего зеваки пришли на Кузнецкий?

  2. Что значит “улица опрокинулась”?

  3. Что отличает лирического героя от толпы зевак?













  1. Как вы понимаете слова:

“Все мы немного лошади”?




  1. Какие слова выражают сочувствие лирического героя к лошади?







  1. Как изменилась лошадь, когда услышала слова поддержки





















  1. Прочитайте строки,подтверждающие мысль, что лошадь обрела силы,

желание жить и работать?









  1. В чем главная мысль стихотворения?



  1. Какие эпитеты использует автор при описании лошади?