Контрольно-измерительные материалы по предмету «Русский язык» во 2-ых классах
УМК «Школа России»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Одним из важных дидактических условий, обеспечивающих усвоение знаний, является их систематическая проверка и оценка.
Проверка обеспечивает мне возможность определить качество знаний учащихся, уровень владения формируемыми умениями. Это, в свою очередь, позволяет оценить готовность учащихся к изучению нового материала и эффективность применяемых методов и приёмов обучения.
Для учащихся проверка важна:
она служит подкреплением правильности формирующихся знаний или тормозом неверных связей;
сам факт проверки психологически настраивает на качественную работу, развивает самоконтроль.
В школьной практике проверка осуществляется в устной и письменной форме; применяются текущий тематический контроль и итоговый учёт знаний.
Основными видами письменных проверочных работ по русскому языку являются: диктанты, проверочные списывания, грамматические задания, изложения, сочинения.
Целью составленных мной проверочных работ является проверка усвоения программного материала по изученным темам курса по учебнику В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого «Русский язык».
Изложение, сочинение
Для проверки формирования навыка письменной речи, умения понимать и передавать основное содержание текста проводятся изложения и сочинения.
Сочинения и изложения в начальной школе носят обучающий характер, поэтому отрицательная оценка не выставляется и в классный журнал не заносится. Рекомендуется оценивать изложение одной отметкой –только за содержание. Грамотность проверяется, но не оценивается, так как на начальном этапе формирования навыка связной письменной речи очень важно, чтобы дети сосредоточили все свое внимание на передаче содержания текста и его речевом оформлении.
Оценка «5» ставится:
а) по содержанию и речевому оформлению:
правильное и последовательное воспроизведение авторского текста;
логически последовательное раскрытие темы, отсутствие фактических ошибок;
богатство словаря, правильность речевого оформления (допускается не более одной речевой неточности);
Оценка «4» ставится:
а) по содержанию и речевому оформлению:
имеются отдельные фактические и речевые неточности;
допускается не более 3 речевых недочетов, недочетов в содержании и построении текста.
Оценка «3» ставится:
а) по содержанию и речевому оформлению:
допущены некоторые отступления от авторского текста;
допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2–3 предложений;
беден словарь;
имеются речевые неточности;
есть недочёты в построении и употреблении слов (допускается не более 5 речевых недочетов в содержании и построении текста);
СЛОВАРНЫЕ ДИКТАНТЫ
Оценки:
«5» – за безукоризненно выполненную работу, в которой нет исправлений.
«4» – за работу, в которой допущена 1 ошибка или 1–2 исправления.
«3» – за работу, в которой допущены 2 ошибки.
«2» – за работу, в которой допущены 3 и более ошибок.
СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ № 1
(входной)
Арбуз, воробей, карандаш, лисица, медведь, Москва, петух, ворона, учитель, пальто.
СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ № 2
(за 1 четверть)
Здравствуйте, прощай, сентябрь, ветер, родина, рисунок, подлежащее, сказуемое, яблоко, берёза.
СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ № 3
(за 2 четверть)
Ягода, дорога, осина, до свидания, сахар, извините, капуста, жёлтый, посуда, сентябрь, алфавит.
СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ № 4(за 3 четверть)
Ноябрь, одежда, снегирь, лягушка, земляника, малина, молоток, мороз, урожай, суббота, декабрь, мебель.
СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ № 5
(за 4 четверть)
Тарелка, товарищ, щавель, метель, народ, вдруг, завод, сапог, обезьяна, месяц, картина, отец, фамилия.
СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ № 6
(за год)
Россия, город, улица, обед, магазин, облако, апрель , шёл, берёза, здравствуйте, родина, фамилия.
ДИКТАНТЫ
Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков.
Грамматический разбор есть средство проверки степени понимания учащимися изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений.
Оценки:
«5» – за работу, в которой нет ошибок.
«4» – за работу, в которой допущено 1–2 ошибки.
«3» – за работу, в которой допущено 3–5 ошибок.
«2» – за работу, в которой допущено более 5 ошибок.
Ошибкой в диктанте следует считать:
нарушение правил орфографии при написании слов;
пропуск и искажение букв в словах;
замену слов;
отсутствие знаков препинания в пределах программы данного класса;
неправильное написание словарных слов.
За одну ошибку в диктанте считаются:
Негрубыми ошибками считаются следующие:
повторение одной и той же буквы в слове;
недописанное слово;
перенос слова, одна часть которого написана на одной строке, а вторая опущена;
дважды записанное одно и то же слово в предложении.
Грамматические задания
"5" ставится за безошибочное выполнение всех заданий.
"4" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 3/4 заданий.
"3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 1/2 заданий.
"2" ставится, если ученик не справился с большинством грамматических заданий.
ДИКТАНТ № 1
(входной)
Цель: проверка остаточных знаний по программе первого класса и навыков каллиграфического написания букв, умение самостоятельно работать, оформлять предложения.
В лесу.
Андрей и Юра идут в лес. Рядом бежит пес Тузик. Весело поют птицы. Скачут по веткам белки. Спрятались под елкой серые ежики.Примечание: выделенные написания чётко (орфографически) проговариваются учителем. Грамматическое задание:
1. Слова: идут, рядом, ёжики – разделить на слоги.
2. Найди и подчеркни в тексте слова, которые можно переносить двумя способами.
ДИКТАНТ № 2
По теме «Предложение»
Цель: проверить умение правильно писать слова с орфограммами, определять границы предложений, применять на практике повторенные орфограммы.
Пушок
У Веры жил кот Пушок. Кот был беленький и пушистый. Лапки и хвост серенькие. Пушок любил рыбу и мясо. Девочка часто играла с котом.
Грамматическое задание:
В предложениях 4 и 5 подчеркнуть подлежащее и сказуемое.
Допишите одно-два предложения в конце текста.
ДИКТАНТ № 3 за первую четверть
Цель: проверить навыки грамотного письма в рамках изученных орфограмм, умение правильно определять ударный слог; умение правильно оформлять работу.
Осень в лесу.
Как красив лес осенью! Кругом деревья в золотом уборе. Хороши высокие берёзы и осины.
Под кустом прячется зайка. У дупла сидит белка. На макушку ели села птица.
Грамматические задания:
Подчеркните основу и выпишите пары слов: вариант 1 – четвёртое предложение; вариан 2 – пятое предложение.
В последнем предложении в каждом слове поставьте ударение, подчеркните безударные гласные.
Диктант №4 по теме «Правописание безударной гласной в корне слова»
Цель: выявить сформированность навыков правописания слов на основе изученных правил; проверить умение определять части речи и разбирать слово по составу; проверить умение определять главные и второстепенные члены предложения.
В роще
Дети пришли в рощу. Там весело и шумно. Пчела брала мёд с цветка. Муравей тащил травинку. Голубь строил гнездо для голубят. Заяц бежал к ручью. Ручей поил чистой водой и людей, и животных.
Грамматические задания:
1. Над словами третьего предложения поставить знак ударения.
2. Выписать 2 слова с орфограммой «Безударная гласная, проверяемая ударением», рядом записать проверочные слова.
3.Пятое предложение разобрать по частям речи и членам предложения
ДИКТАНТ № 5 за вторую четверть
Цель: проверить умение применять на практике правила написания слов на изученные орфограммы, определять мягкость-твёрдость согласных, правильно переносить слова.
Зимой.
Ясный день. Малыши играют у крыльца. Девочки лепят снежный ком. Они лепят зайчика. Ольга и Игорь взяли лыжи. Они идут на горку. А Коля сидит дома. Он больной. Мальчик смотрит в окно. (33 слова)
Грамматические задания.
1. В третьем предложении подчеркнуть мягкие согласные.
2. Разделить слова для переноса.
Крыльцо, Ольга, Игорь, зайчик.
3. Во втором предложении подчеркнуть главные члены предложения.
4. Сделать звукобуквенный анализ слова мальчик.
Диктант №6
по теме «Парный согласный в корне слова»
Цель: проверить умение писать слова на изученные орфограммы, слова с парными согласными на конце и в середине слова; делать звуко-буквенный анализ слов.
Зяблик
По ночам холод. В лесу ещё лежит снег. Много снега – целый сугроб. И на реке лёд. А на еловой ветке сидит зяблик. Он поёт. По всему лесу летит его трель. От кликнулась трелью лесная чаща. Что это? Это эхо. Вот чудо! Прозвучала птичья песня. Это привет весне.
Грамматическое задание:
Выпишите из текста три слова с парными согласными, орфограмму подчеркните.
Сделайте звуко-буквенный анализ слов (1 вариант – снег, 2 вариант – лёд)
Диктант №7
по теме «Имя существительное»
Цель: обобщить знания учащихся об имени существительном; проверить усвоение орфографических навыков на основе изученных тем.
Друзья.
Ребята города Москва любят ходить в парк Сокольники. У Андрюшки Словьёва есть там рыжий друг Яшка. Это пушистая белочка с длинным хвостом. Мальчик принёс корм. Постучал по сосне. Спустился Яшка, взял еду и скрылся за деревьями.
Грамматическое задание:
Подчеркните имена собственные.
В четвёртом предложении подчеркнуть главные члены
В первом предложении обозначить имена существительные
Запишите имена существительные камыши, кирпичи, вещи в единственном числе.
ДИКТАНТ № 8 за 3 четверть.
Весна.
Вот и весна. Солнышко рушит снежные горы. Шумит быстрый ручей. С крыш звонко падает капель. Лопнули душистые клейкие почки. Алёша и Юра ждут прилёта птиц. Они смастерили для птиц скворечники. Мальчики идут в парк.
Грамматические задания:
1. Во втором предложении подчеркнуть главные члены предложения.
2. Подчеркнуть слова, начинающиеся с гласного звука.
Контрольный диктант №9 по теме «Имя прилагательное»
Цель: закрепить полученные орфографические навыки; проверить умение писать имена прилагательные с изученными орфограммами: безударная гласная, парные согласные, непроверяемые написания и другие; выявить в какой степени изучена тема.
Дружная весна
Пришла дружная весна. Светит тёплое солнышко. Пушистый снег остался только в тени леса. На лесных озёрах треснул лёд.
Мутная вода затопила низины. Журчат весёлые ручьи. На берёзах надулись маленькие почки. Они пахнут душистой смолой. Скачут ловкие воробьи.
Слова для справок: затопила, пришла.
Орфографическое задание: выписать имя прилагательное вместе с именем существительным с которым оно связано по смыслу.
I вариант из первой части
II вариант из второй части диктанта
КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ
Контрольное списывание, как и диктант, - способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков. Здесь также проверяется умение списывать с печатного текста, обнаруживать орфограммы, находить границы предложения, устанавливать части текста, выписывать ту или иную часть текста.
Оценки:
«5» – за безукоризненно выполненную работу, в которой нет исправлений.
«4» – за работу, в которой допущена 1 ошибка или 1–2 исправления.
«3» – за работу, в которой допущены 2 ошибки.
«2» – за работу, в которой допущены 3 и более ошибок.
КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ № 1
Цель работы – проверить умения списывать с доски, находить опасные места в словах, правильно ставить знаки препинания.
Иду я по лесу и слышу шорох да писк. Самих зверей нет. Но за мной глаза следят, уши слушают. Зверьки в норах сидят или под кустиком.
Спиши, подчеркни «опасные» места.
КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ № 2
Цель: формировать навык самостоятельной работы, проверять сформированность навыка списывания и каллиграфические навыки.
Старые знакомые
Слонёнок, попугай, удав и мартышка жили в Африке. Каждый день они собирались вместе. Мартышка пела смешные песенки. Удав, слонёнок и попугай слушали и смеялись. Слонёнок задавал всем умные вопросы. Иногда слонёнок и мартышка брали удава и крутили, как скакалку, а попугай прыгал через него.
Всем было очень весело.
(По Г. Остеру)
Проверочная работа № 1 «Предложение и текст»
Цель работы – проверить умения составлять текст на основе главных членов предложения, выписывать ту часть текста, которая подходит к выбранному заголовку, составлять текст из предложений.
1. Расположить предложения так, чтобы получился текст.
Муравей нашел зерно.
Муравей позвал товарищей.
Оно было тяжелое.
Дружно тащат муравьи зерно домой.
2. Выбрать предложения на тему «Красная шапочка», расположить их так, чтобы получился текст.
В деревне жила девочка. У Вари был чиж. Мать сшила ей красную шапочку, и девочка всегда носила ее. Шли по дороге старик и девочка. Народ стал звать девочку Красная Шапочка .
3. Определить количество предложений. Написать, правильно обозначая начало и конец предложений. Подобрать название к тексту.
Осенью в лесу много грибов у тропинки под дубом вырос боровик в частом ельнике спрятались грузди на полянке появились рыжики.
4. Из слов каждой строчки составить предложение. Если предложения могут составить текст, то подобрать к нему название.
Шли, девочки, лес, через.
Лесу, было, тихо, в, и, нарядно.
Густо, елочки, зеленели.
Золотые, светились, березках, искорки, в.
5. Составить из любой группы слов предложения. Можно изменить слова и вставить в предложения другие слова.
облака
девочка
небо
плыть
читать
сказка
6. Подчеркнуть в предложении главные члены.
1) Светит яркое солнышко. 2) Идет мокрый снег. 3) Дети пришли в рощу. 4) Тихо журчал ручей. 5) Месяц сияет за окном. 6) Синичка села на веточку березки. 7) По траве ползла змея. 8) Звонко распевали дрозды. 9) Пушистый снег падал с небес. 10) Цветет душистая черемуха. 11) Снежинки кружились в воздухе.
Проверочная работа № 2 «Слово и его значение»
1. Распределить слова в два столбика: многозначные и однозначные.
Береза, ручка, идет, радуга, шубка, гребень, январь, лесник, кисть, пушистый, кнопка.
2. Подчеркнуть слова, употребленные в переносном значении.
1) На морозе щеки горят. 2) Пришла золотая осень. 3) Тяжелые тучи неслись по небу. 4) Плачут на крышах сосульки. 5) Деревья надели пушистые снеговые шубки. 6) Улыбнулись сонные березки.
3. Подчеркнуть в предложениях синонимы (антонимы).
Синонимы: 1) Где дорога, там и путь. 2) Лодырь да бездельник — им праздник и в понедельник. 3) На лугу расцвели синие колокольчики, а у речки — голубые незабудки.
Антонимы: 1) Лучше горькая правда, чем сладкая лесть. 2) Умей взять, умей и отдать. 3) Труд кормит, а лень портит.
4.. Найти в предложениях однокоренные слова и выделить в них корень.
1) Ель на ежика похожа: еж в иголках, елка тоже. 2) За мамой слонихой топал слоненок, за мамой лисицей крался лисенок. 3) Под березой вырос подберезовик, а под осиной — подосиновик. 4) В высокой траве, на тонкой травинке сидел кузнечик. 5) Снежинки родились в снежных облаках.
5 . Прочитать. Обозначить в словах ударение. Разделить вертикальными черточками слова на слоги.
Чудесное зимнее утро. Иней опушил ветви елей.
2. Подобрать, написать слова, в которых:
1) три слога и ударение падает на второй слог;
2) два слога и ударение падает на первый слог.
6. Списать, разделяя где нужно слова горизонтальной черточкой для переноса.
1) Мир лучше ссоры. 2) Своя земля и в горсти мила. 3) У птицы есть крылья. 4) По льду скользят коньки.
Проверочная работа № 3 «Правописание изученных орфограмм»
1. Отметь слова, в которых после ш пишется и.
ш...рик
ёрш...
душ...стый
ш...мный
ш...шка
2. Отметь слова с проверяемой безударной гласной е в корне слова.
декабрь
лесной
звезда
летать
герой
3. Отметь слово с ошибкой.
берега
дожди
наваднение
катить
морской
4. Отметь слова, в которых после ч пишется а.
ч...деса
ч...йка
ч...лан
галч...та
ч...ж
5. Отметь слова, в корне которых пишется буква д.
мё...
кро...
огоро...
тор...
мос...
6. Отметь слова, в корне которых пропущена буква о.
с...довник
д...ждливый
стр...на
под...рить
тр...пинка
7. Отметь слова, в корне которых пишется буква ж.
доро...ка
бро...ка
варе...ка
ча...ка
малы...ка
8. Отметь слова с орфограммой "Непроизносимые согласные в корне".
честный
весёлый
холодный
поздний
гибкий
9. Отметь все слова с ошибками.
наехал
вьюн
сёжились
объявление
подьём
10. Отметь слова, где в приставках пишется о.
н...лететь
п...бежать
п...дплыть
з...крыть
н...дрезать
11. Отметь слова с ошибочным написанием суффикса.
львёнок
бельчёнок
арбузик
кармашек
радость
12. Отметь раздельное написание.
(на)певать
(у)летать
(на)берегу
(у)крыльца
(не)жный
13. Отметь, в каких словах надо писать ь.
солов...и
сквореч...ник
хищ...ник
грибоч...ки
воз...му
14. Отметь, какие слова нельзя переносить.
клён
лебеди
ёлка
юла
сосна
Проверочная работа № 4 « Парные звонкие и глухие согласные»
1. Спишите. Подчеркните в словах буквы, обозначающие непарные глухие согласные.
Утро, темнота, свист, чиж, роща, дача, весна, край, лебеди, небо, тишина, кустарник, крыло, осень, нора, листья.
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
2. Вставьте пропущенные буквы.
Вра__, лё__, прору___, медве____, сне___, моро___, сугро___, гри___, груз___, дроз___, шар___, ду___.
3. Напишите имена существительные в единственном числе.
Огороды, чижи, кроты, арбузы, автобусы, берега, площади, дожди.
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
4. Выпишите слова с парным согласным звуком в конце слова.
От мороза замёрз пруд. В саду поспело много ягод. Бабушка испекла вкусный хлеб.
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
5. Подчеркните пропущенную букву. Напишите проверочное слово.
шала(ж,ш) __________
совхо(з,С) __________
салю(д, т) __________
хорово(д, т) __________
хле(в,ф) __________
гру(з,с) __________
пару(з,с) __________
6.. Над каждой согласной буквой любого слова указать в скобках звук, который она обозначает [.][.]
Конь, мед, кит, зуб, чай, лес.
Проверочная работа № 5 «Существительное»
1. Укажи номера слов, обозначающих имена существительные
1. Барабанщик 4. Играют
2. Колокольный 5. Воротничок
3. Маленькая 6. Шкатулка
2. Выпишите слова, которые отвечают на вопрос кто?
Рассказ, яблоня, учитель, гусь, холод, насекомое, стриж, пчела, капитан.
_____________________________________________________________________________
3. Выпишите неодушевлённые существительные.
Берёза, птица, листва, воробей, муха, гнездо, лес, двор, горох, карандаш, доска, улица.
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
4. Спишите. Подчеркните имена собственные.
Кролик Труня жуёт морковку. Денис был в Твери.
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
1. Напишите имена существительные в единственном числе.
Белки - ____________________
Щуки - ____________________
Мальчики - _________________
Кролики - __________________
5. Запишите слова в два столбика.
Морковь, тополь, книги, школы, мячи, лагерь.
____________________ __________________
____________________ __________________
____________________ __________________l
6. Измените имена существительные по числам.
Леса, алмазы, кусты, поездки, школьники, звёзды, бураны, песни, прогулки.
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Проверочная работа № 6 «Глагол»
1. Укажи номера слов, обозначающих глаголы.
1. Паять 7. Зеленый
2. Мышь 8. Обежать
3. Сказать 9. Олененок
4. Кассир 10. Ехать
5. Овраг 11. Оберегает
6. Обедает 12. Подняться
2. Укажи номера слов, обозначающих глаголы единственного числа.
1. Проехал 4. Спасаются
2. Откусит 5. Поспеет
3. Прислушались 6. Заросло
3. На какие вопросы отвечают глаголы в начальной форме?
А. ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ?
Б. ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО СДЕЛАЕТ?
4. Спишите. Подчеркните слова, отвечающие на вопрос что делает? двумя линиями.
Ворона на дереве вьёт гнездо. Снег падает на землю. Рыбак ловит рыбу.
_____________________________________________________________________________
5. Прочитайте. К именам существительным припишите из стихотворения глаголы.
Расплескались лужи тонкие,
Об асфальт стучит капель.
(Ло Зубкова)
Лужи ___________________.
Капель ___________________.
6. Прочитайте. Выпишите глаголы.
Весна, стоят, закрывают, встают, ругают, кричат, осинник, рисуют, одежда, помогают, забывают.
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Проверочная работа №7 по теме: «Части речи»
1. Прочитать. Выписать из предложений слова, которые отвечают на вопросы, предложенные учителем. Указать, какой частью речи являются эти слова.
Светило яркое солнышко. Луг как пестрый ковер. Кругом высокая трава. Порхают пестрые стрекозы. Трещит зеленый кузнечик. Пролетела быстрая ласточка.
что сделала? …
что делает? …
кто? …
какое? … какие? … какая? … что делало? …
что делают? …
что? …
какой? …
2. Распределить слова по частям речи (имя существительное, глагол, имя прилагательное, местоимение, предлог), написать каждую часть речи с новой строки.
Июнь, зеленый, наступил, мы, на, они, идут, жара, ребята, красная, собирают, под, лес, пестрые, в, голубое, порхают, петь, кузнечик.
3. Подобрать слова по вопросам, написать; над каждым словом указать часть речи (по выбору учителя):
кто? …, что? …, какой? …, какие? …, какая? …, какое? …, что делать? …, что делают? …, что делали? …, что делал? …, что делает? …, что сделал? …, что сделала? …, что сделает? … .
4. Указать над словами любого предложения известные части речи.
1) Весеннее солнце осветило землю. 2) Журчит говорливый ручеек. 3) В саду цвела лиловая сирень. 4) По небу плывет белое облако. 5) На полянке расцвели желтые одуванчики. 6) Мы жили в деревне Дубки. 7) Громко залаял пес Барбос. 8) Над морем летел белый лебедь. 9) Медленно падали снежинки. Они укрывали белым пухом леса и поля. 10) Весело сияет месяц над селом. 11) Желтеют на березках листочки.
5. Подобрать к любому имени прилагательному однокоренное (родственное) имя существительное.
С..нтябрьский — сентябрь, ур..жайный — …, м..линовый — …, в..р..бьиный — …, сказочный — …, м..рковный — …, ябл..чный — …, сах..рный — …, д..рожный — …, б..резовый — …, яг..дный — … .
6. Подобрать к любому имени прилагательному подходящее по смыслу имя существительное.
Храбрый …, веселый …, голубое …, желтый …, золотой …, зеленая …, каменный …, грустный …, тяжелая …, пушистый …, кудрявая …, колючий …, шелковое …, заячий …, добрые …, весеннее ….
7. Подобрать к любому имени существительному подходящее по смыслу имя прилагательное.
Теплое молоко, … лисица, … заяц, … погода, … солнце, … ручей, … озеро, … трава, … колокольчик, … товарищ, … морковь, … яблоко, … ландыш, … ребята.
8. Подобрать к любому имени существительному имя собственное.
Река …, город …, страна …, село …, улица …, деревня …, поселок …, девочка …, имя …, отчество …, фамилия …, собака …, корова …, конь …, теленок …, кошка …, коза …, попугай … .
9. Составить и написать предложение с любым глаголом.
Мурлычет, квакает, шипит, кудахчет, жужжит, гогочет, говорит, крякает.