СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1 с. Аскарово
МР Абзелиловский район Республики Башкортостан
Рассмотрено на заседании ШМО Принято на заседании МС Утверждаю
Протокол № 4 от 25.03.2022г Протокол №4 от 30.03.2022г директор МБОУ СОШ №1
Руководитель ШМО: зам. директора по УВР: с. Аскарово:
___________/Исрафилова А.Р./ _______ /Харисова Р.С./ ________/Ямалова М.Я./
Контрольно-измерительные материалы
по русскому языку в 5-11 классах
для проведения промежуточной аттестации
в 2022-2023 учебном году
5 класс
1.Структура проверочной работы.
Промежуточная аттестационная работа по русскому языку, состоит из диктанта (99 слов) и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания.
Основные проверяемые умения
1) Написание текста с соблюдением правил орфографии;
2) Находить грамматическую основу предложения;
3) Определять количество грамматических основ в составе сложного предложения;
Орфографические умения
Правописание корней (правописание безударных проверяемых и непроверяемых гласных в корне; правописание парных и непроизносимых согласных)
Правописание безударных окончаний существительных, прилагательных и глаголов
Раздельное написание предлогов и частиц (раздельное написание НЕ с глаголами)
Правописание разделительного Ь
Правописание – ТСЯ и - ТЬСЯ
Правописание И, У, А после шипящих (буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу)
О – Ё после шипящих
Пунктуационные умения
1) Знаки препинания при однородных членах предложения
2) Знаки препинания в сложном предложении
3) Постановка конечных знаков препинания (точка, вопросительный и восклицательные знаки)
4) Знаки препинания при прямой речи
Обязательно умение находить указанные орфограммы, проводить графический разбор предложения.
Нормы оценивания диктанта в 5 классе
Объем диктанта устанавливается: для 5 класса – 90-100 слов
(При подсчете слов учитываются как самостоятельные так и служебные слова.)
Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, включает основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивает выявление прочности ранее приобретенных навыков.
При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:
1) В переносе слов;
2) На правила, которые не включены в школьную программу;
3) На еще не изученные правила;
4) В словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;
5) В передаче авторской пунктуации.
Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля).
При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, то есть не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну.
К негрубым относятся ошибки:
1) В исключениях из правил;
2) В написании большой буквы в составных собственных наименованиях;
3) В случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;
4) В случаях раздельного и слитного написания «не» с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;
5) В написании ы и и после приставок;
6) В случаях трудного различия не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не …; не кто иной как; ничто иное не…; не что иное как и др.);
7) В собственных именах нерусского происхождения;
8) В случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
9) В пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.
Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.
Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) в фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.
Не считаются однотипными ошибками на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода – воды, рот – ротик, грустный – грустить, резкий – резок).
Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная.
Примечание. Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибок, то все они считаются за одну ошибку.
При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на 1 балл. Отличная оценка не выставляется при наличии 3-х и более исправлений.
В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного задания, выставляются две оценки за каждый вид работы.
Критерии оценивания контрольной работы
(диктант с грамматическими заданиями)
Отметка | Число ошибок (орфографических / пунктуационных) | Грамматические задания |
«5» | 0/0, 0/1, 1/0 (негрубая ошибка) | Выполнены верно все задания |
«4» | 1/0, 1/1, 1/2, 2/1, 2/2, 1/3, 0/4; 3/0, 3/1 (если ошибки однотипные) | Выполнено правильно не менее 3/4 заданий |
«3» | 3/0, 3/1, 3/2, 4/4, 3/3, 3/4, 3/5, 0/7, 5/4 (в пятом классе); 6/6 (если ошибки однотипные или негрубые) | Правильно выполнено не менее половины заданий |
«2» | 5/9, 6/8, 7/7, 8/6 | Не выполнено более половины заданий |
«1» | Более чем за отметку «2» | Не выполнено ни одно задание |
Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.
Весна.
Небо над головой весеннее, голубое. В полях бегут шумные и говорливые ручейки.
Над влажной землей кружатся, взлетают высоко в небо жаворонки. «Река! Проснись!» - журчат веселые ручейки. Тонкие веточки кустов у берега низко наклоняются к реке и шепчут: «Проснись, поиграй с нами, река».
Идет весна по полям, гонит тучи с весеннего неба, теплым ветром дышит на реку, солнечными лучами согревает землю. Тихий шорох и легкий звенящий шум проносится над рекой. Это ломается лед. Солнце забирается в трещины, в них вспыхивают голубые, зеленые, желтые огоньки. И вот уже нет на реке прочного панциря изо льда. Льдины плывут, расходятся, сближаются и со звоном разбиваются.
Все живое, все растения приветствуют весну.
(99 слов)
(По В.Бианки)
Грамматические задания:
1 вариант.
1. Выписать 2 слова с орфограммой «Буквы О - Ё после шипящих в корне слова». Выделите корни
2. Сделайте графический разбор предложения «Солнце забирается в трещины, в них вспыхивают голубые, зеленые, желтые огоньки».
2 вариант.
1. Выписать слова с орфограммой «Чередующиеся гласные в корне слова». Выделите корни
2. Сделайте графический разбор предложения «Над влажной землей кружатся, взлетают высоко в небо жаворонки».
6 класс
1. Структуры проверочной работы
Промежуточная аттестационная работа по русскому языку в 6 классе состоит из контрольного диктанта с грамматическим заданием (2 варианта)
2.Система оценивания диктанта и грамматического задания
Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, включает основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивает выявление прочности ранее приобретенных навыков. При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:
1) В переносе слов;
2) На правила, которые не включены в школьную программу;
3) На еще не изученные правила;
4) В словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;
5) В передаче авторской пунктуации.
Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля).
При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, то есть не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну.
К негрубым относятся ошибки:
1) В исключениях из правил;
2) В написании большой буквы в составных собственных наименованиях;
3) В случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;
4) В случаях раздельного и слитного написания «не» с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;
5) В написании ы и и после приставок;
6) В случаях трудного различия не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не …; не кто иной как; ничто иное не…; не что иное как и др.);
7) В собственных именах нерусского происхождения;
8) В случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
9) В пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.
Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.
Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются), в фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.
Не считаются однотипными ошибками на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода – воды, рот – ротик, грустный – грустить, резкий – резок).
Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная.
Примечание. Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибок, то все они считаются за одну ошибку. При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на 1 балл. Отличная оценка не выставляется при наличии 3-х и более исправлений.
В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного задания, выставляются две оценки за каждый вид работы.
Критерии оценивания контрольной работы
(диктант с грамматическим заданием)
Отметка | Число ошибок (орфографических / пунктуационных) | Грамматические задания |
«5» | 0/0, 0/1, 1/0 (негрубая ошибка) | Выполнены верно все задания |
«4» | 1/0, 1/1, 1/2, 2/1, 2/2, 1/3, 0/4; 3/0, 3/1 (если ошибки однотипные) | Выполнено правильно не менее 3/4 заданий |
«3» | 3/0, 3/1, 3/2, 4/4, 3/3, 3/4, 3/5, 0/7, 5/4 6/6 (если ошибки однотипные или негрубые) | Правильно выполнено не менее половины заданий |
«2» | 5/9, 6/8, 7/7, 8/6 | Не выполнено более половины заданий |
«1» | Более чем за отметку «2» | Не выполнено ни одно задание |
Сквозь заросли что-то засияло жестяным блеском. Ваня приподнялся, заглянул через невысокие кусты и увидел блистающую на солнце поверхность небольшого искусственного озерца. Мальчик обогнул кусты и оказался на берегу. Кто-то выложил его ноздреватым камнем. В трещинах росли причудливые цветы и спускались прямо к воде. В ней на фоне торфяного зеленоватого дна проглядывали тускло-желтые караси.
Ванина собачонка взгромоздилась на камень и стала лакать воду. Караси не испугались. Они будто хотели обнюхать собачью морду. Это было необыкновенное зрелище!
Мальчик тихо присел и опустил правую руку в воду. Теплая вода заколебалась, и караси исчезли. Только лучик солнца продолжал отражаться в воде. Вдруг к пальцам Вани прикоснулось что-то холодное и скользкое. Он сжал кулак и почувствовал, что у него в руке бьется, дрожит рыбина. (117 слов)
Грамматическое задание
Озаглавить текст.
Морфемный разбор слов: невысокие, (в) трещинах, спускались, (1 вариант); собачонка, зеленоватого, испугались (2 вариант).
Сделайте полный синтаксический разбор предложения, укажите части речи: 1 вариант - Мальчик тихо присел и опустил правую руку в воду. 2 вариант – В трещинах росли причудливые цветы и спускались прямо к воде.
Выписать из текста 3 слова с чередующимися гласными в корне, обозначить орфограммы.
Выписать из текста все местоимения.
7 класс
1. Структура проверочной работы.
Промежуточная аттестационная работа по русскому языку, состоит из диктанта (124 слова) и дополнительного (синтаксический разбор предложения, морфологический разбор слова, морфемный разбор слова) задания.
Основные проверяемые умения:
Орфографические умения:
Правописание -чк-, -чн-;
Одна и две буквы -н- в суффиксах причастий и прилагательных;
Не с прилагательными и причастиями;
Правописание корней (правописание безударных проверяемых и непроверяемых гласных в корне;
Правописание парных и непроизносимых согласных)
Правописание безударных окончаний существительных, прилагательных и глаголов
Раздельное написание предлогов и частиц (раздельное написание НЕ с глаголами)
Правописание разделительного Ь
Правописание И, У, А после шипящих (буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу)
О – Ё после шипящих
Спряжение глаголов
Пунктуационные умения
1) Знаки препинания при однородных членах предложения
2) Знаки препинания в сложном предложении
3) Постановка конечных знаков препинания (точка, вопросительный и восклицательные знаки)
4) Тире между подлежащим и сказуемым.
Обязательно умение находить морфемы в слове, проводить синтаксический разбор предложения, проводить морфологический разбор слова и морфемный разбор слов.
Оценка диктантов
Диктант – одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности. Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.
Объем диктанта устанавливается: для 7 – 110-120. (При подсчете слов учитываются как самостоятельные так и служебные слова.)
Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных навыков. Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам.
Для контрольных диктантов следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы были бы представлены не менее 2-3 случаями. Из изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные: они должны быть представлены 1-3 случаями. В целом количество проверяемых орфограмм не должно превышать в 7 классе -20 различных орфограмм и 4-5 пунктограмм.
В текст контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись (не менее чем на 2-3 предыдущих уроках).
В диктантах должно быть в 6-7 классах – не более 7 слов, с непроверяемыми и трудно проверяемыми написаниями, правописанию которых ученики специально обучались.
При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:
В переносе слов;
На правила, которые не включены в школьную программу;
На еще не изученные правила;
В словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;
В передаче авторской пунктуации.
Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля).
При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, то есть не имеющие существенного значения для характеристики грамотности.
При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым относятся ошибки:
В исключениях из правил;
В написании большой буквы в составных собственных наименованиях;
В случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;
В случаях раздельного и слитного написания «не» с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;
В написании ы и и после приставок;
В случаях трудного различия не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не …; не кто иной как; ничто иное не…; не что иное как и др.);
В собственных именах нерусского происхождения;
В случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
В пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.
Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку. Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) в фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова. Не считаются однотипными ошибками на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода – воды, рот – ротик, грустный – грустить, резкий – резок). Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная. Примечание. Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибок, то все они считаются за одну ошибку.
При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на 1 балл. Отличная оценка не выставляется при наличии 3-х и более исправлений.
В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного задания, выставляются две оценки за каждый вид работы.
Критерии оценивания контрольной работы
(диктант с грамматическим заданием)
Отметка | Число ошибок (орфографических / пунктуационных) | Грамматические задания |
«5» | 0/0, 0/1, 1/0 (негрубая ошибка) | Выполнены верно все задания |
«4» | 1/0, 1/1, 1/2, 2/1, 2/2, 1/3, 0/4; 3/0, 3/1 (если ошибки однотипные) | Выполнено правильно не менее 3/4 заданий |
«3» | 3/0, 3/1, 3/2, 4/4, 3/3, 3/4, 3/5, 0/7, 5/4 (в пятом классе); 6/6 (если ошибки однотипные или негрубые) | Правильно выполнено не менее половины заданий |
«2» | 5/9, 6/8, 7/7, 8/6 | Не выполнено более половины заданий |
«1» | Более чем за отметку «2» | Не выполнено ни одно задание |
Тропинки
Тропинки — это большие искатели приключений. Это смелость и отвага. Они там, где трудно. Где идут по одному. Где нужен внимательный глаз, чуткое ухо и добрая душа. Тихие раздумья и неспешный сильный шаг.
Тропинки — это первопроходцы, это ручейки у большой реки.
Они хранители тайн, чудес, прохлады и солнечного света, ярко сверкающего.
Тропинки — это детство, где больше искренности, чистоты и доброты.
Особые чувства вызывают тропинки, уже зарастающие травой.
Их начинают обживать сердитые шмели и любопытные муравьи. Всё чаще слышен шорох невидимых ящериц. Рядом с тропинкой устраивают гнезда птички.
Лишь ровные полоски распластанного подорожника напоминают о былой жизни когда-то спешащей тропинки.
Вот так бывает и с человеком, когда к старости он остаётся один, а рядом с ним его верные друзья и внимательные слушатели: радио, настенные часы, кошка да собака.
(Ф. Нестеров)
Грамматические задания.
1. Произведите синтаксический разбор предложений:
1 вариант — первое предложение
(Тропинки — это большие искатели приключений.)
2 вариант— первое предложение второго абзаца.
(Тропинки — это первопроходцы, это ручейки у большой реки.)
Произведите морфологический разбор слова.
1 вариант: большой
2 вариант: остаётся
3. Выполните морфемный разбор слов:
1 вариант – первопроходцы, зарастающие, подорожника
2 вариант – распластанного, напоминают, настенные
8 класс
1. Структуры проверочной работы.
Промежуточная аттестационная работа по русскому языку, состоит из диктанта (124 слова) и дополнительных двух заданий
2. Система оценивания работы и дополнительного задания
Диктант – одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности. Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.
Объем диктанта устанавливается: для 8 –120 - 150. (При подсчете слов учитываются как самостоятельные так и служебные слова.)
Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных навыков. Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам.
Для контрольных диктантов следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы были бы представлены не менее 2-3 случаями. Из изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные: они должны быть представлены 1-3 случаями. В целом количество проверяемых орфограмм не должно превышать в 8 классе 24 различных орфограмм и 10 пунктограмм.
В текст контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись (не менее чем на 2-3 предыдущих уроках).
В диктантах должно быть в 8 - 9 классах – не более 10 слов, с непроверяемыми и трудно проверяемыми написаниями, правописанию которых ученики специально обучались.
При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:
В переносе слов;
На правила, которые не включены в школьную программу;
На еще не изученные правила;
В словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;
В передаче авторской пунктуации.
Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля).
При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, то есть не имеющие существенного значения для характеристики грамотности.
При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну.
К негрубым относятся ошибки:
В исключениях из правил;
В написании большой буквы в составных собственных наименованиях;
В случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;
В случаях раздельного и слитного написания «не» с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;
В написании ы и и после приставок;
В случаях трудного различия не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не …; не кто иной как; ничто иное не…; не что иное как и др.);
В собственных именах нерусского происхождения;
В случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
В пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.
Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку. Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) в фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова. Не считаются однотипными ошибками на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода – воды, рот – ротик, грустный – грустить, резкий – резок). Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная. Примечание. Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибок, то все они считаются за одну ошибку.
При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на 1 балл. Отличная оценка не выставляется при наличии 3-х и более исправлений.
В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного задания, выставляются две оценки за каждый вид работы.
Критерии оценивания контрольной работы
(диктант с дополнительными заданиями)
Отметка | Число ошибок (орфографических / пунктуационных) | Грамматические задания |
«5» | 0/0, 0/1, 1/0 (негрубая ошибка) | Выполнены верно все задания |
«4» | 1/0, 1/1, 1/2, 2/1, 2/2, 1/3, 0/4; 3/0, 3/1 (если ошибки однотипные) | Выполнено правильно не менее 3/4 заданий |
«3» | 3/0, 3/1, 3/2, 4/4, 3/3, 3/4, 3/5, 0/7, 5/4 (в пятом классе); 6/6 (если ошибки однотипные или негрубые) | Правильно выполнено не менее половины заданий |
«2» | 5/9, 6/8, 7/7, 8/6 | Не выполнено более половины заданий |
«1» | Более чем за отметку «2» | Не выполнено ни одно задание |
На реке.
Река шла причудливыми изгибами. Над бегущей водой беспрерывно перелетали с берега на берег сверкающие стрекозы, а в вышине неподвижно парили огромные ястребы. Песчаные косы, перемытые речной водой и перевеянные ветром, поросли цветами.
Сосновые сухие ветки леса по берегам перемешивались с вековыми дубовыми рощами, с зарослями ивы ольхи. Корабельные сосны, поваленные ветром, лежали через реку над прозрачной водой, как будто медные литые мосты. Лес тянулся почти на двести километров, и не было поблизости никакого жилья. Лишь кое-где на берегах стояли шалаши смолокуров, и изредка тянуло по лесу сладковатым дымком тлеющего смолья.
Удивительнее всего в этих местах был воздух. В нём была полная и совершенная чистота. Эта удивительная чистота придавала особую резкость всему, что было окружено этим воздухом. Каждая сухая ветка сосны была видна среди тёмной хвои очень далеко.
Дополнительные задания.
1.Произвести синтаксический разбор предложений:
1 вариант:
Песчаные косы…
2 вариант
Каждая сухая ветка…
Объяснить правописание н-нн в словах:
1 вариант:
песча(н,нн)ые, перевея(н,нн)ые
2 вариант:
повале(н,нн)ые, окруже(н,нн)о.
9 класс
1. Структура проверочной работы.
В контрольную работу (тест) по русскому языку включены 20 заданий с выбором ответа из 4-х предложенных, и 5 заданий, требующих самостоятельного краткого ответа учащегося.
Работа по русскому языку состоит из двух частей.
Часть 1- задания с выбором ответа.
Часть 2 задания с кратким ответом.
Система оценивания выполнения заданий контрольной работы в целом
За верное выполнение каждого задания части 1 работы ученик получает 1 балл. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов. Максимальное количество баллов, которое может набрать ученик, правильно выполнивший задания первой части работы, –20 баллов.
Оценка ответа на задание части 2 работы ученик получает 1 балл. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов. Максимальное количество баллов, которое может набрать ученик, правильно выполнивший задания второй части работы, –5 баллов. Максимальное количество баллов, которое может получить ученик за выполнение всей контрольной работы, – 25
Прочитайте текст и выполните задания
(1)Я долго шел по ельнику, пока не увидел единственного в безмолвном лесу музыканта. (2)Дятел работал без устали. (3)На заболевшей сосне виднелся узор его «долота». (4)В бинокль было видно, как длинным языком дятел доставал засевших в древесине личинок. (5)Я спрятался за куст, любуясь работой. (6)Дятел косился вниз, но продолжал работать. (7)В эту минуту случиласьпренеприятная история, к сожалению, очень нередкая. (8)Из кустов орешника грянул выстрел – дробью сорвало источенную червями кору, и вместе с ней на жёлтую траву упала птица. (9)Дятел не успел проглотить личинку – она так и осталась белеть в окровавленном клюве.(10)Из синего дыма на прогалину вышел лет семнадцати парень с новой двустволкой, со скрипящим поясом, полным патронов. (11)Я не ругался, но парень чувствовал: встреча не сулит ничего хорошего. (12)В довершение всего он не знал, что делать с птицей.
(13) – Зачем?
(14) – А просто так…
(15)Парень неловко потоптался на месте, потом вытащил из второго ствола патрон и сунул его в карман.(16)Кто же должен научить мальчишек, с семи лет влюблённых в рогатки, в самодельные пистолеты и новые двустволки? (17)Кто должен научить их беречь и любить природу? (18)Кто должен разъяснить им, что лес без птиц скучен и неприветлив? (19)Кто должен научить их радоваться прилёту журавлей и беречь рощу, островком темнеющую в поле?
(По В. Пескову)
В каком предложении наиболее точно отражена позиция автора текста?
Нужно жалеть лесных обитателей.
Человека нужно с детства учить любить природу.
Природу нужно беречь.
Уничтожение природы приведет человечество к гибели.
Укажите предложение, в котором средством выразительности является ЭПИТЕТ.
1 2) 2 3) 4 4) 7
Укажите слово, в котором приставка близка по значению приставке «пере»
прескучный 2) приехал 3) прибрежный 4) прервать
В каком слове правописание суффикса является исключением из правила?
карманный 2) олений 3) ветреный 4) серебряный
Какое из следующих утверждений НЕВЕРНО?
Сложные предложения делятся на союзные и бессоюзные.
Сложносочиненные предложения относятся к союзным сложным предложениям.
Сложноподчиненные предложения бывают союзными и бессоюзными.
Простые предложения могут соединяться в сложные при помощи интонации, союзов и союзных слов.
Соотнесите орфограммы и слова.
Название орфограммы
Пример слова орфограммой
А) Проверяемые безударные гласные в корне слова
Б) Непроверяемые безударные гласные в корне слова
В) Чередующиеся гласные в корне
Г) Непроизносимые согласные
1) честный
2) грядки
3) посвящение
4) багровый
5) растение
Ответ_____________________________________________________
Замените слово «СКУЧЕН» в предложении № 18 антонимом. Напишите этот антоним.
Ответ: ____________________________________________________
Замените словосочетание «деревянные игрушки», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ. Напишите получившееся словосочетание.
Ответ:____________________________________________________
Выпишите грамматическую основу предложения Море в темноте спокойно и величаво.
Ответ: __________________________________________________
Среди предложений 1 - 8 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.
Ответ: __________________________________________________
В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при ВВОДНОЙ КОНСТРУКЦИИ.
Мышка усаживается на край Катиного кресла,(1) а Алина,(2) как всегда,(3) устраивается на подоконнике. Динка долго возит по комнате стул: ей обязательно надо видеть лицо дяди Лёки, (4) когда он поёт. Наконец она усаживается, (5) обхватив руками колени.
Ответ: ___________________________________________________
______ _____________
Укажите количество грамматических основ в предложении № 11.
Ответ: ______________________________________________________
Перепишите предложение, вставьте пропущенные буквы и расставьте знаки препинания.
Под первыми, еще нежными и осторожными лучами весе(н-нн)его солнца капельки росы др_жащие на кончиках травы зажигают_ся переливаются всеми цветами радуги г_рят и блестят. Головки ра_пустившихся цветов т_желые от пропитавш_й их влаг_ ни_ко склоняются поч_ти к_саясь земли.
10 класс
1. Структуры проверочной работы
Тест состоит из 19 заданий с кратким ответом. Ответ на задания даётся соответствующей записью в виде слова, словосочетания, цифры или последовательности слов, цифр. Задания 1-17 относятся к базовому уровню сложности. Задания 18-19 относятся к повышенному уровню сложности. Варианты 1 и 2 итоговой работы равноценны по трудности, параллельны по расположению заданий.
2. Система оценивания отдельных заданий и работы в целом.
За верное выполнение каждого задания базового уровня учащийся получает 1 балл. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов. За выполнение заданий повышенной трудности учащийся получает от 0 до 3 баллов (задание 18), от 0 до 4 баллов (задание 19) – по 1 баллу за каждый правильный ответ. Максимальное количество баллов, которое может набрать учащийся, правильно выполнивший все задания, - 24.
Оценка | «2» | «3» | «4» | «5» |
Баллы | 0 - 12 | 13 - 17 | 18 - 21 | 22 - 24 |
Часть 1
1. Прочитайте текст и выполните задания 1–3.
(1)Немало было на Руси искусных ремесленников и мастеров, превосходных охотников и
отважных рыбаков, гениальных зодчих, иконописцев, музыкантов; славилась наша земля
воинами, мудрыми государственными деятелями. (2)И всё-таки основным занятием восточных
славян на протяжении многих веков было земледелие. (3)…. и древняя русская культура в целом
отражала мировоззрение земледельца.
1. В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в
тексте?
1) Среди славян было много искусных ремесленников и мастеров, но
основным занятием этих народов на протяжении веков оставалось
земледелие.
2) Русь славилась искусными ремесленниками и мастерами, превосходными охотниками и отважными
рыбаками, гениальными зодчими, иконописцами, музыкантами; воинами, мудрыми государственными
деятелями, но основным занятием славян было земледелие, потому и древнерусская культура отражала
мировоззрение земледельца.
3) На Руси всегда было много искусных ремесленников и мастеров,
превосходных охотников и отважных рыбаков, гениальных зодчих,
иконописцев, музыкантов.
4) Древняя русская культура в целом отражала мировоззрение земледельца,
так как основным занятием восточных славян на протяжении многих
веков было земледелие.
5) Древняя русская культура в целом отражала мировоззрение простых
людей – земледельцев и ремесленников.
2 Самостоятельно подберите наречие, которое должно стоять на месте пропуска в
третьем (3) предложении текста. Запишите это наречие.
3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова КУЛЬТУРА.
Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем(3) предложении текста. Выпишите
цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
КУЛЬТУ́ РА, культуры, жен. (лат. cultura) (книжн.).
1. только ед. Совокупность человеческих достижений в подчинении природы, в технике, образовании,
общественном строе. История культуры. Развитие культуры происходит скачками.
2. То или иное состояние общественной, хозяйственной, умственной жизни в какую-нибудь эпоху, у
какого-нибудь народа, класса. Неолитическая культура. Культура древнего Египта. Пролетарская
культура.
3. только ед. То же, что культурность. Высокая культура. Насаждать культуру.
4. только ед. Разведение, возделывание, обработка (с.-х.). Культура льна, свекловицы.
5. Разводимое, культивируемое растение (с.-х.). Сельскохозяйственные культуры. Масличные
культуры (соя, кунжут, клещевина и др.).
6. Лабораторное выращивание бактерий; полученная таким путем колония бактерий (бактер.). Культура
холеры.
7. перен., только ед. Усовершенствование, высокое развитие. Актеру требуется культура голоса,
движений. Физическая культура (спорт и гимнастика).
4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке
ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук.
Отрочество
жилОсь
вернА
клЯлась
5.В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово.
Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите
подобранное слово.
На данный момент смартфоны находятся в разработке, и их конструкция может ПРЕТЕРПЕТЬ
изменения.
Боль оказалась НЕТЕРПИМОЙ, и к спортсмену прямо на футбольном поле подошёл врач.
ИНФОРМАЦИОННЫЙ портал Всероссийской олимпиады школьников пользуется большой
популярностью у старшеклассников.
Они молча постояли у Могилы Неизвестного Солдата, глядя на мечущееся на ветру пламя
ВЕЧНОГО огня.
В ГАРАНТИЙНОМ талоне должны быть указаны дата продажи, наименование изделия, его
серийный номер.
6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив
лишнее слово. Выпишите это слово.
В районе южного полюса Юпитера астроном заметил тѐмное пятно и вначале принял его за
погодный необычный феномен, ведь на этой планете
часто бушуют бури.
7 В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте
ошибку и запишите слово правильно.
стая ЦАПЕЛЬ
к ДВУХТЫСЯЧНОМУ году
ИСПЕКЁТ хлеб
в СТА метрах
голос более ГРОМКИЙ
8 Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
ОШИБКИ
А) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Б) ошибка в построении предложения с однородными членами
В) неправильное построение предложения с косвенной речью
Г) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
Д) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
1) Мистер Томпсон спросил, правильно ли я понял то, что вы сказали.
2) Мы пригласили на этот праздник людей, интересующимся нашим проектом.
3) Человек должен быть не только добрым и отзывчивым, а также справедливым и честным, хоть это и бывает сложно.
4) Присутствующие в зале зрители заметили, что актер, играющий главную роль, перепутал текст.
5) Многие из тех, кто имели некоторые причины интересоваться его судьбой, слишком мало могли узнать о нем за всё это время
6) Читая интересную книгу, возникает непреодолимое желание встретиться с главными героями.
7) Согласно подсчетов в этом городе проживает миллион человек.
8) Недавно в журнале “Андромеде” я прочитал интереснейшую статью о новом создвездии, открытом учеными.
9) В романе “Обломов” главным героем является не только Илья Ильич, но и его лень.
9.Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная
чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.
1) укр…шения, ск…кать, загр…ждение
2) погл…щение, бл…стательный, пос…деть (от горя)
3) зап…вать (лекарство), прим…рять (спорщиков), разм…гчить
4) прик…сновение, несг…раемый, вн…мание.
5) ср…щение, распол…гать, зам…рать.
10.Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена
одна и та же буква. Запишите номера ответов. о..водить, по..писать, о..растить
ра..потрошить, ни..падающий, не..держанный
пр..бабушка, от..йти, поз..вчера
пр..амбула, пр..мудрый, пр..следовать
сверх..зысканный, двух..мпульсный, супер..гра
1) без..сходный, из..скать, по..скать
2) з..головок, поз..вчера, пр..родина
3) ра..ширить, не..держанность, бе..человечный
4) пр..беречь, пр..обретение, пр..градить
5) об..ект, об..яснение, пан..европейский
11.Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена
одна и та же буква. Запишите номера ответов.
Плутони..вый, фасол..вый
Выздоравл..вать, овлад..вать
пухл..нький, приколоч..нный
девч..нка, туш..нка
Ключ..к, замоч..к
1) удушл..вый, раскорч..вать
2) тюлен..вый, правд..вый
3) запуг..вать, горош..нка
4) буш..вать, бяз..вый
5) узорч..тый, веснушч..тый
12.Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена
одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) (таможенники) провер..т, крас..щий (пигмент )
2) (пастухи) гон..т, внемл..щий (всему)
3) (грешники) ка..тся, люб..щий читать
4) (друзья) дел..тся (всем), ссор..щиеся (воробьи)
5) пропол..шь, исполня..мый
13. Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется
СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
1.(НЕ)ВНЯТНЫЙ ответ сына вызвал подозрение, и отец вынужден был задать ещё несколько
вопросов.
2.Василиса вернулась домой, (НЕ)УСПЕВ сделать самого главного: она ничего не узнала о судьбе
Андрея.
3.Бывшие студенты, в потёртых шинелях, с ещё (НЕ)ЗАЖИВШИМИ ранами, возвращались в свои
семьи.
4.В рассказе И.С. Тургенева «Несчастная» герой говорит о впечатлении, которое произвела на
него соната, которую он прежде (НЕ)СЛЫШАЛ.
5.(НЕ)ОСОЗНАВАЯ своего предназначения, герои пьес А.П. Чехова часто проживают свой век
бессмысленно.
14. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте
скобки и выпишите эти два слова.
Рассказа полностью я не привожу, ЧТО(БЫ) не повторять одно и ТО(ЖЕ).
(ЗА)ЧАСТУЮ мы видим только то, что собираемся увидеть, (ПРИ)ЧЁМ в мельчайших деталях.
КАК(ТО) раз приезжает сам старый князь звать нас на свадьбу: он отдавал старшую дочь (ЗА)МУЖ.
Мелодия, возникшая словно из (НИ)ОТКУДА, сопровождала его (В)ТЕЧЕНИЕ всей жизни.
(ВО)ВРЕМЯ экскурсии туристы шли группами и (ПО)ОДИНОЧКЕ.
15. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
Вдоль реки белели песча(1)ые косы, а дальше клубилась листве(2)ая зелень, плавно
переходящая в желтизну некоше(3)ого луга, окаймлё(4)ого лесом.
16. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить
ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Сверкающие волны загадочно смеялись и набегали на берег и звонко разбивались о камни.
2) Молчи скрывайся и таи и чувства и мечты свои.
3) Вихрь свирепствовал около часа или полутора часов и затем неожиданно стих.
4) Детская память оказалась цепкой и первая встреча с театром осталась в ней навсегда.
5) В своём творчестве М. Волошин пытался не только осмыслить прошлое России но и предугадать её
будущее.
17. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении
должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Джипы и внедорожники (1) отличающиеся повышенной проходимостью (2) появились в годы войны,
и в 1950-е годы ведущие фирмы (3) предвидя тенденции развития автомобилей на десятки лет
вперёд (4) запустили массовое производство новых конструкций машин.
18 Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-
ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Между русским и английским языками (1) конечно (2) имеется существенная разница, обусловленная
историческим развитием народов и другими объективными причинами. Поэтому (3) многие созвучные
русскому языку английские слова и выражения (4) зачастую (5) несут совершенно иную, порой
неожиданную смысловую нагрузку.
19. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Прообразом капитана Врунгеля (1) фамилия которого (2) пародирует фамилию известного мореплавателя Фердинанда Врангеля (3) и вызывает ассоциацию со словом «врун» (4) был знакомый писателя А. С. Некрасова с характерной фамилией Вронский — любитель рассказывать морские истории-небылицы со своим участием.
1)Первый снег — это всегда радость, настоящее преображение природы. 2)Зима
вступила в свои права, и это её щедрый подарок. 3)Хлопья снега сыпятся из
тяжелых нависших над городом туч и пушистым ковром ложатся на улицы. 4)Воздух
свеж и чист. 5) На голых ветках деревьев – колючий иней. 6)Тонкие заледеневшие
иголочки красиво сверкают и переливаются разноцветными огнями. 7)Не деревья в
парке, а заколдованный лес! 8)Морозное дыхание зимы рисует на стёклах
затейливый орнамент - окна сразу приобретают сказочный вид.9)Тихо. 10)Всё вокруг
замирает. 11)Деревья, тянущие изогнутые ветви к небу, напоминают заснеженных
молчаливых истуканов. 12) Но стоит приблизиться - и волшебство исчезает. 13)Такая
хрупкая красота!
Прочитайте текст и выполните задания 20–22.
(1)Не так давно я имел счастье говорить с человеком, который в раннем детстве видел
Пушкина. (2)У него в памяти не осталось ничего, кроме того, что это был блондин, маленького роста, некрасивый, вертлявый и очень смущённый тем вниманием, которое ему оказывало общество. (3)Уверяю вас, что на этого человека я глядел как на чудо. (4)Пройдёт лет пятьдесят-шестьдесят, и на тех людей, которые видели Толстого при его жизни (да продлит Бог его дни!), будут также глядеть как на чудо. (5)И потому я считаю нелишним рассказать о том, как весной тысяча девятьсот пятого года я видел Толстого.
(6)Меня предупредили, что завтра утром Толстой уезжает из Ялты. (7)Ясно помню чудесное утро, весёлый ветер, море — беспокойное, сверкающее — и пароход «Святой Николай», куда я забрался за час до приезда Льва Николаевича. (8)Он прибыл в двуконном экипаже с поднятым верхом. (9)Коляска остановилась, и вот из нее показалась старческая нога в высоком болотном сапоге, ища подножки, потом
медленно, по-старчески, вышел Толстой. (10)На нём было коротковатое драповое пальто, высокие сапоги, подержанная шляпа котелком. (11)И этот костюм, вместе с седыми иззелена волосами и длинной струящейся бородой, производил смешное и трогательное впечатление.
(12)Меня ему представили. (13)Я не могу сказать, какого цвета у него глаза, потому что я был очень растерян в эту минуту, да и потому, что цвету глаз я не придаю почти никакого значения. (14)Помню пожатие его большой, холодной, негнущейся старческой руки. (15)Помню поразившую меня неожиданность: вместо громадного маститого старца, вроде микеланджеловского Моисея, я увидел среднего роста старика, осторожного и точного в движениях. (16)Помню его утомлённый, старческий, тонкий голос. (17)И вообще он производил впечатление очень старого и больного человека. (18)Но я уже видел, как эти выцветшие от времени, спокойные глаза с маленькими острыми зрачками бессознательно, по привычке, вбирали в себя и ловкую беготню матросов, и подъём лебёдки, и толпу на пристани, и небо, и солнце, и море, и, кажется, души всех нас, бывших в это время на пароходе.
(19)3десь был очень интересный момент: доктора Волкова, приехавшего вместе с Толстым, приняли благодаря его косматой и плоской причёске за Максима Горького, и вся пароходная толпа хлынула за ним. (20)В это время Толстой, как будто даже обрадовавшись минутной свободе, прошёл на нос корабля, туда, где ютятся переселенцы, армяне, татары, беременные женщины, рабочие, потёртые дьяконы, и я видел чудесное зрелище: перед ним с почтением расступались люди, не имевшие о нём никакого представления. (21)Он шёл, как истинный царь, который знает, что ему нельзя не дать дороги. (22)В эту минуту я вспомнил отрывок церковной песни: «Се бо идет Царь славы». (23)И не мог я также не припомнить милого рассказа моей матери о том, как Толстой идёт где-то по одному из московских переулков зимним погожим вечером и как все идущие навстречу снимают перед ним шляпы и шапки в знак добровольного преклонения. (24)И я понял с изумительной наглядностью, что единственная форма власти, допустимая для человека, — это власть творческого гения, добровольно принятая, сладкая, волшебная власть.
(25)Потом прошло ещё пять минут, приехали новые знакомые Льва Николаевича. (26)И я увидел нового Толстого — Толстого, которому вдруг сделалось тридцать лет: твёрдый голос, ясный взгляд, светские манеры. (27)С большим вкусом и очень выдержанно рассказывал он следующий анекдот:
- Вы знаете, я на днях был болен. (28)Приехала какая-то депутация, кажется, из Тамбовской губернии, но я не мог их принять у себя в комнате, и они представлялись мне, проходя пред окном... и вот...
(29)Может, вы помните у меня в «Плодах просвещения» толстую барыню? (ЗО)Может быть, читали?
(31)Так вот, одна такая барыня подходит и говорит: «Многоуважаемый Лев Николаевич, позвольте принести вам благодарность за те бессмертные произведения, которыми вы порадовали русскую литературу...» (32)Я уже вижу по её глазам, что она ничего не читала моего. (33)Я спрашиваю: «Что же вам особенно понравилось?» (34)Молчит. (35)Кто-то ей шепчет сзади: «Война и мир», «Детство и отрочество»... (36)Она краснеет, растерянно бегает глазами и, наконец, лепечет в совершенном смущении: «Ах да... детство отрока... военный мир... и другие...»
(37)В это время пришли какие-то англичане, и вот я опять увидал нового Толстого, выдержанного, корректного, европейского аристократа, очень спокойного, щеголявшего безукоризненным английским произношением.
(38)Вот впечатление, которое вынес я от этого человека в течение десяти-пятнадцати минут. (39)Мне кажется, что, если бы я следил за ним в продолжение нескольких лет, он так же был бы неуловим.
(40)Но я понял в эти несколько минут, что одна из самых радостных и светлых мыслей — это жить в то время, когда живёт этот удивительный человек. (41)Что высоко и ценно чувствовать и себя также человеком. (42)Что можно гордиться тем, что мы мыслим и чувствуем с ним на одном и том же прекрасном русском языке. (43)Что человек, создавший прелестную девушку Наташу, и курчавого Ваську Денисова, и старого мерина Холстомера, и Фру-Фру, и холодно-дерзкого Долохова, и «круглого» Платона
Каратаева, воскресивший нам вновь Наполеона, с его подрагивающей ляжкой, и масонов, и солдат, и казаков вместе с очаровательным дядей Брошкой, от которого так уютно пахло немножко кровью,
немножко табаком, — что этот многообразный человек, таинственною властью заставляющий нас и плакать, и радоваться, и умиляться, — есть истинный, радостно признанный властитель. (44)И что власть его — подобная творческой власти Бога — останется навеки, останется даже тогда, когда ни нас,
ни наших детей, ни внуков не будет на свете.
(45)Вспоминаю ещё одну маленькую, смешную и трогательную подробность.
(46)Когда я сбегал со сходен, мне встретился капитан парохода, совсем незнакомый мне человек.
(47)Я спросил:
- А вы знаете, кого вы везёте?
(48)И вот я увидел, как сразу просияло его лицо в крепкой радостной улыбке, и, быстро пожав мою руку
(так как ему было некогда), он крикнул:
- Конечно, Толстого!
(49)И это имя было как будто какое-то магическое объединяющее слово, одинаково понятное на всех
долготах и широтах земного шара.
(50)Конечно, Льва Толстого!
(По А. И. Куприну)
22. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Рассказчик смотрел на человека как на чудо, видевшего в детстве А. С. Пушкина и запомнившего великого поэта
блондином.
2) По воспоминаниям рассказчика, Л. Н. Толстой поначалу производил впечатление старого и больного
человека, однако при общении со своими знакомыми выглядел как тридцатилетний.
3) Л. Н. Толстой был очень рад тому, что публика не обратила на него никакого внимания, устремившись
за похожим на него человеком.
4) Рассказчик горд тем, что является и современником, и соотечественником Л. Н. Толстого.
5) Толстая барыня, приехавшая к писателю в составе депутации из провинции, стала прототипом
героини произведения Л. Н. Толстого «Плоды просвещения».
20. Из предложений 14-18 выпишите слово со значением «почтенный, заслуженный».
21. Среди предложений 7-11 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим
при помощи личного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
22. «В статье «О том, как я видел Толстого на пароходе "Св. Николай"» писатель А. И.
Куприн пытается передать мельчайшие подробности этого памятного дня, используя троп
— (А)___ ("весёлый ветер", "беспокойное море" в предложении 7). Описывая восхищение Л.
Н. Толстым, Куприн прибегает к использованию такого тропа, как (Б)___ (предложения 21,
49). Акцентировать внимание на творчестве Льва Николаевича автору помогает
лексическое средство — (В)___ ("и плакаты и радоваться" в предложении 43). А приём —
(Г)___ (предложения 14-16, 41—43) — помогает передать чувства, охватившие писателя
при встрече с великим Толстым».
Список терминов:
1) эпитеты
2) метонимия
3) эпифора
4) контекстные антонимы
5) сравнение
6) фразеологизм
7) анафора
8) градация
9) синонимы
11 класс
Структура проверочной работы
Итоговая работа состоит их двух частей и включает в себя 19 заданий, различающихся формой и уровнем сложности. В работе предложены следующие разновидности заданий с кратким ответом:
- задания открытого типа на запись самостоятельно сформулированного правильного ответа;
- задания на выбор и запись одного или нескольких правильных ответов из предложенного перечня ответов.
Ответы на задания даются соответствующей записью в виде цифры (числа) или слова (нескольких слов), последовательности цифр (чисел), записанных без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
.Система оценивания отдельных заданий и итоговой работы в целом.
За верное выполнение каждого задания (кроме заданий 1, 6, 14 ) ученик получа по1 баллу. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов.
За выполнение задания 6 может быть выставлено от 0 до 5-и баллов. За
каждую верно указанную цифру, соответствующую номеру из списка,
экзаменуемый получает по 1 баллу(5 баллов: нет ошибок; 4 балла: допущена
1 ошибка; 3 балла: допущено 2 ошибки; 2 балла: верно указаны 2 цифры;
1 балл: верно указана только одна цифра; 0 баллов: полностью неверный
ответ, т.е. неверная последовательность цифр или её отсутствие. Порядок
записи цифр в ответе имеет значение.
За выполнение задания 1 и 14 может быть выставлено от 0 до 2 баллов.
Верным считается ответ, в котором есть все цифры из эталона и отсутствуют
другие цифры. 1 балл ставится, если: одна из цифр, указанных в ответе, не соответствует эталону; отсутствует одна из цифр, указанных в эталоне ответа.
Во всех других случаях выставляется 0 баллов. Порядок записи цифр в ответе не имеет значения.
3а всю работу ученик может набрать от 0 до 25 баллов.
Таблица перевода баллов в отметки по пятибалльной шкале.
Количество баллов | 0-12 | 13-18 | 19 - 23 | 24-25 |
Оценка | «2» | «3» | «4» | «5» |
1. Задание Укажите номера предложений, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
1) Сибири, занимающей две пятых пространства Азии, в планах экономического развития России уделяется большое внимание.
2) Сибирь удивляет нас не только своими размерами и уникальностью, но и тем, что это крупнейшая в мире сокровищница полезных ископаемых.
3) В планах экономического развития России Сибири уделяется большое внимание, поскольку в этом регионе сосредоточены огромные природные богатства.
4) В развитии мировой экономики Сибирь занимает особое место, так как этот регион занимает одну пятнадцатую всей суши Земли и здесь сосредоточены огромные природные богатства.
5) Сибири, обладающей огромными природными богатствами, в планах экономического развития России уделяется большое внимание.
(1)Если вы посмотрите на карту, то убедитесь, что Сибирь — это более половины территории Российской Федерации, она примерно равна Европе, составляет почти четверть всей Азии и одну пятнадцатую всей суши Земли. (2)Но Сибирь удивляет нас не только своими размерами, но и тем, что это крупнейшая в мире сокровищница лесных массивов, запасов нефти и газа. (3)Именно в планах экономического развития России Сибири уделяется большое внимание.
2. Задание Самостоятельно подберите наречие, которое должно быть на месте пропуска в третьем предложении текста.
3. Задание Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ПЛАН. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
ПЛАН, -а, муж.
1) Чертёж, изображающий на плоскости какую-н. местность, сооружение. П. города. П. здания(изображение его в горизонтальном разрезе).
2) Заранее намеченная система деятельности, предусматривающая порядок, последовательность и сроки выполнения работ. Производственный п. Работать по плану. Стратегический п. Календарный п.
3) Взаимное расположение частей, краткая программа какого-н. изложения. П. доклада.
4) Место, расположение какого-н. предмета в перспективе. Передний, задний п. Выдвинуть что-н. на первый п. (также перен.: придать чему-н. важное, существенное значение).
5) Масштаб изображения кого-чего-н. Дать лица крупным планом (в кадре кино-или телефильма: на переднем плане, приблизив к зрителю).
6) Область проявления чего-н. или способ рассмотрения чего-н., точка зрения (книжн.). Действие в спектакле развивается в двух планах. В теоретическом плане.
4. Задание В каком слове допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? Выпишите это слово.
принудИть
углубИть
еретИк
плодоносИть
донЕльзя
5. Задание В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
Взгляд и улыбка отца были ИРОНИЧЕСКИМИ, он как будто подтрунивал над нами.
Новый ИНФОРМАЦИОННЫЙ ресурс набирает популярность.
Надо вырабатывать навыки ДИПЛОМАТИЧНОГО поведения.
Художественная гимнастика — один из самых ЭФФЕКТНЫХ и красивых видов спорта.
Всё чаще говорят о том, что стала очень низкой и ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ культура даже среди именитых певцов.
6. Задание Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Я увлекаюсь лингвистикой и языкознанием, поэтому хочу поступать на филфак.
7. Задание В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
ЕГО перчатки
пять АПЕЛЬСИН
ПОЕЗЖАЙ прямо
новые ПАСПОРТА
ПЯТИСТАМ гостям
8. Задание Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ |
| ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
А) нарушение связи между подлежащим и сказуемым Б) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом В) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом Г) неправильное построение предложения с косвенной речью Д) ошибка в построении предложения с однородными членами |
| 1) Современники А.С. Пушкина гордились его творениями и любили их. 2) Все, кто сегодня пришел на встречу с писателем, остался доволен интересной беседой. 3) Прославив своё имя глубокими исследованиями болезней и применением вакцин, у меня сложились замечательные отношения со всеми учёными. 4) Те, кто прошёл курс лечения в санатории, чувствуют себя хорошо. 5) По прибытию в Париж я сразу же посетил Лувр. 6) Превосходство русского боксера над противником стало очевидным в первом раунде. 7) Задержавшись у дверей, сестра сказала, что я буду рада пригласить всех вас в гости в субботу. 8) Художник нарисовал и любуется прекрасной картиной. 9) В «Руслане и Людмиле» А.С. Пушкин передал многое из того, что слышал от Арины Родионовны. |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г | Д |
|
|
|
|
|
9. Задание Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.
1) д..визия, с..лдат, отп..реть
2) к..сание, передв..жение, ст..пная
3) нат..реть, р..сток, подр...стает
4) об..щавший, г..лова, покл..ниться
5) р..стение, прил..гательное, ск..кать
10. Задание Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1. пр..обретение, пр..градить, пр..интересный;
2. не..держанность, бе..человечный ,в..ходы;
3. з..ночевать, нен..глядный, пр..бабушка;
4. об..ективный, доб..ётся, из..ян;
5. о..цвести, пре..сказание, о..вёртка.
11. Задание Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) выкрик..вать, горош..нка
2) повизг..вая, глянц..вый
3) неряшл..вый, во..вать
4) книж..ца, дом..ще
5) сирен..ватый, юрод..вый
12. Задание Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) вид..т, высматрива..т
2) (уголёк) тле..т, (собака) гуля..т
3) (он) высп..тся, почита..мый
4) жал..щие, ман..щие
13. Задание Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
Он вышел, (не)смотря на нас.
Ответ далеко (не)всегда следовал прямой и скорый.
(Не)спавшего уже несколько ночей Алешу клонило ко сну.
Все знали, что она (не)виновна.
Все чаще шли обложные дожди, (не)прекращающиеся иной раз целые сутки.
14. Задание Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
Организм становится невосприимчив к инфекции (В)СЛЕДСТВИЕ иммунизации, ТАК(ЖЕ) известной как вакцинация.
Этот ничтожный трактирный разговор имел чрезвычайное на Раскольникова влияние, (КАК)БУДТО действительно было тут КАКОЕ(ТО) предопределение, указание.
(ПО)ТОМУ, что и как говорил мой спутник, я (С)РАЗУ понял: человек он бывалый, крепкий.
Ночью полил такой сильный дождь, что мы все промокли (НА)СКВОЗЬ, но пробраться в деревню (ПО)ПРЕЖНЕМУ не было никакой возможности.
Сашка подумал, что передвигаться лучше (ПО)ОДИНОЧКЕ, Борька предложил ТО(ЖЕ) самое.
15. Задание Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется НН.
Отец у этого нищего был свяще(1)ик, а мать дворянка, значит, по рождению он принадлежал к привилегирова(2)ому сословию, но я всматривался в его лицо, в его рыжую, уже седеющую бороду, в рва(3)ый пиджак и никак не мог найти даже следа того, что у нас зовётся привилегиями. А он называл себя образова(4)ым и рассказывал, что учился в духовном училище.
16. Задание Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Во время грибных дождей в воздухе попахивает дымком и хорошо берёт хитрая и осторожная рыба плотва.
2) Только обилие раненых да траурные платья женщин напоминали о войне.
3) Он был артистом и тонким ценителем живописи и известным хлебосолом.
4) Варвара Петровна стояла около иконы быстро и часто крестилась и шептала молитвы.
5) Сердце то задрожит и забьётся то тонет в приятных воспоминаниях.
17. Задание Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Я без особого труда дотянулся до перил (1) покрытых слоем пыли (2) и (3) убедившись в их надёжности (4) стал медленно подниматься по лестнице.
18. Задание Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Вот солнце коснулось (1) кажется (2) тихой воды у берега.
Океан (3) кажется (4) заснувшим, тихим, не слышно даже плеска волн.
19. Задание Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые)
Отец Аркадия Кирсанова (1) сохранил юношескую любовь к Пушкину (2) перед стихами (3) которого (4) он испытывает истинное преклонение.
20. Задание Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Я очень люблю весну (1) и (2) когда проступает молодая зелень (3) спешу в лес (4) чтобы насладиться первыми минутами возрождения природы.
5) стро..тся, подмигива..т
21. Задание Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1)Чегемское ущелье — одна из настоящих жемчужин Кабардино-Балкарии. (2)Оно тянется с северо-востока на северо-запад, пронзая Скалистый, Лесистый, Боковой и Пастбищный хребты. (3)В месте, где ущелье проходит сквозь Скалистый хребет, находится теснина — наиболее узкая его часть. (4)Дно ущелья местами сужается до 15–20 м, зажатое по бокам отвесными стенами, которые возвышаются на 100–200 м и нависают над тропой и несущимся рядом Чегемом. (5)Река промыла здесь известняковый хребет, поэтому стены теснины окрашены в красивые оттенки: от белого и кремового до оранжевого. (6)За Скалистым хребтом сохранились древние башни, а в самом конце ущелья возвышается, пожалуй, самая живописная гора Главного Кавказского хребта — Тихтенген (4611 м), западнее которой находится перевал Твибер (3780 м). (7)Здесь путешествие обычных туристов заканчивается: дорогу перегораживает мощный ледник — передвижение по нему очень опасно.
22. Задание Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Рассказчик был родом из деревни, поэтому он так тонко чувствовал природу и любил землю.
2) Учения закончились победой морских пехотинцев, закрепившихся на важной высоте.
3) Рассказчик после высадки на берег остался с гранатомётчиками и должен был метать гранаты в атакующие танки.
4) В больших военных учениях принимали участие моряки, сапёры и авиаторы.
5) Сержант Садык Джураев доброжелательно отнёсся к рассказчику.
(1)Шли большие военные учения, и мы, моряки, тоже в них участвовали. (2)Ещё засветло позапрошлым вечером мы погрузили на корабли прибывших накануне десантников и вышли в море, чтобы доставить их в назначенное командованием место. (3)Когда покидали базу, погода была сносная, а потом испортилась. (4)Налетел ветер, пригнал громадную тучу, хлынул проливной дождь.
(5)Когда мы уже высадились на берег, радист, с которым мы вместе добирались с корабля, обратился ко мне:
− (6)Слушай, Михаил! (7)Оставайся здесь с гранатомётчиками, а я махну искать комбата. (8)Эй, Джураев, приюти у себя моряка!
(9)Только теперь я разглядел лежащего неподалёку сержанта с гранатомётом в руках. (10)Он обернулся ко мне.
− (11)Граната мой бери, помогать будешь танк бить. (12)Лопата свой бери − окоп тебе делай. (13)Я помогать буду.
(14)Сержант дал мне две гранаты и, перевалившись на бок, ловко заработал малой лопатой. (15)Я тоже для виду ковырял землю, с тоской поглядывая в сторону берега. (16)Там светлел горизонт. (17)Чуть заметная слабенькая белая полоска отделяла небо от моря. (18)А море и небо были ещё тёмно-серыми, почти чёрными. (19)Прошло несколько минут, и небо стало сначала вишнёво-красным, потом алым, потом золотым. (20)Ярко очертились контуры облаков. (21)Но море ещё оставалось тёмно серым. (22)Потом появилась красная ниточка, она росла, превращалась в огненную горбушку, и вдруг из-под тучи необъятным пламенем вырвались лучи. (23)Всё сразу кругом ожило, небо стало голубым, море − зелёным.
(24)Странно как-то всё устроено в природе: недавно лил дождь, небо было запятнано тучами, и вдруг всё куда-то исчезло. (25)Природа любит целесообразность и всё уравновешивает по своим законам. (26)А человек?..
− (27)Горячий наступает пора… – сказал с улыбкой сержант Джураев. − (28)Граната метать умеешь? − он ободряюще подмигнул мне. − (29)Пусть подходят близко!
(30)Целясь, он прижался смуглой щекой к гранатомёту, улёгся поудобней. (31)Я ещё подумал: вот так, наверное, все морские пехотинцы, скрывшиеся в складках земной поверхности, исправно и по-хозяйски приготовились к тяжёлой, но необходимой работе. (32)А кругом уже ревели моторы, тяжко грохотали гусеницы. (33)Казалось, весь мир заполнился железным воем и скрежетом. (34)Подняв голову, я увидел танк совсем близко − прёт прямо на нас. (35)Его тень, длинная и уродливая, покачиваясь, легла на соседние кусты.
(36)Когда оглянулся, стальная махина уже проскочила линию окопов, а Садык Джураев, стоя, бросал ей вслед свои учебные гранаты. (37)Поглядев на него, я вспомнил про те, что были у меня…
(38)«Противник» ещё не раз пытался опрокинуть нас в море, заткнуть за пояс, но морские пехотинцы, выполняя важные учебные задания, стойко держались и даже медленно вклинивались в оборону «врага». (39)В полдень десантники штурмом взяли важную высоту и закрепились на ней. (40)А у меня на душе было скверно. (41)Скверно оттого, что мы всего за несколько часов огнём и железом исковеркали большой участок земли. (42)Цветы и траву превратили в пепел. (43)Землю исполосовали гусеничными траками…
(44)Я с детства люблю землю. (45)Может, потому, что в деревне вырос и земля всегда виделась мне такой доброй и щедрой, что её нельзя не лелеять и не беречь. (46)Деревушка наша, где я жил с родителями, утопала в садах и зелени. (47)А рядом, за нашим маленьким домом, что стоял на самой окраине, начиналось великое поле хлебов. (48)Как для младенца мила колыбельная песня матери, так мил и дорог мне звон спелых колосьев, стук кузнечика в скошенной ржи, сладок запах весеннего пара над вспаханной нивой.
(49)А тут на моих глазах лысела, выгорала, трескалась земля. (50)Мне трудно было совместить воедино чувство жалости к вечной природе и понимание той крайней необходимости, которая обязывает нас, людей, учиться военному делу…
(По Б. Волохову*)
*Б. Волохов – автор рассказа «А море шумит…», вошедшего в литературно-художественный морской сборник «Океан».
23. Задание Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) В предложении 3 содержится пояснение того, о чём говорится в предложении 2.
2) Предложения 16–18 содержат описание.
3) В предложениях 24–26 представлено рассуждение.
4) В предложениях 40–41 представлено повествование.
5) В предложениях 44–48 представлено повествование.
24. Задание Из предложений 35–39 выпишите фразеологизм.
25. Задание Среди предложений 30–37 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи притяжательного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
26. Задание Прочитайте фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.
«Представленный фрагмент текста полон контрастов, благодаря которым становится очевидна основная авторская идея. Оттого совсем не удивительно, что наряду с яркими, выразительными тропами, такими как (А)_____ (предложения 46, 49) и (Б)_____ («как для младенца мила колыбельная песня матери, так мил и дорог мне…» в предложении 48), в тексте используется такое лексическое средство выразительности, как (В)_____ («махну» в предложении 7, «ковырял» в предложении 15, «махина» в предложении 36). Среди синтаксических средств выразительности можно отметить (Г)_____ (предложения 4, 19, 35)».
Список терминов:
1) метафора
2) восклицательные предложения
3) парцелляция
4) разговорные слова
5) ряд однородных членов предложения
6) термины
7) сравнение
8) метонимия
9) ирония
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г |
|
|
|
|