Тема урока: Классификация живых организмов. Растительный мир – составляющая часть природы.
Цель урока: сформировать у школьников понятие о системе живой природы и принципах классификации живых организмов, о основных таксономических единицах ботаники.
Оборудование и материалы: учебник для 7 класса «Биология», «Рабочая тетрадь к
Просмотр содержимого документа
«Классификация живых организмов»
Урок № 2.
Тема урока: Классификация живых организмов. Растительный мир – составляющая часть природы.
Цель урока: сформировать у школьников понятие о системе живой природы и принципах классификации живых организмов, о основных таксономических единицах ботаники.
Оборудование и материалы: учебник для 7 класса «Биология», «Рабочая тетрадь к учебнику для 7 класса «Биология», фотографии и плакаты, иллюстрации. Раздаточный материал – таблица «система живых организмов
Базовые понятия и термины: систематика, ботаника, таксон, вид, род, семейство, порядок, класс, отдел, царство
СТРУКТУРА УРОКА
Организационный этап ………………………………………………………..2 мин
Проверка ранее изученного…………………………………………..... 8 мин
Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности .. 3 мин
Изучение нового материала ………………22 мин
Обобщение и систематизация знаний и умений учащихся ……………. 7 мин
Подведение итогов урока ………………2 мин
Домашнее задание………………………………………………………….1мин.
ХОД УРОКА
1.Организационный этап: проверяю общую готовность учащихся к уроку, отмечаю отсутствующих
2.Проверка домашнего задания.
1. Устный опрос:
а) Что такое биология? Расшифруйте данный термин.
б) Кто является основоположником биологии как науки?
в) Как человечество может использовать знания по биологии? В каких отраслях науки и техники?
г) Какие биологические науки вам известны? Почему существует множество биологических наук?
д) Какие методы используются при биологических исследованиях?
2) Учащиеся приводят пример биологического исследования, в котором используется наблюдение или опыт как метод познания.
3.Актуализация опорных знаний.
а) Классификация живых организмов
Предложить учащимся разделить все что их окружает на живое и не живое.
Обсуждая этот вопрос, школьники должны прийти к выводу о том, что любая классификация начитается с определения признаков (или критериев) по которым будет проводиться классификация.
4 Изучение нового материала.
Живых организмов на Земле очень много. Они отличаются друг от друга способами питания, размерами и формой, продолжительностью и образом жизни. Это разнообразие жизни на Земле получило название биоразнообразие.
Биоразнообразие - это основа жизни на Земле. Все живые организмы находятся в определенных связях друг с другом. Они взаимозависимы в системе живой природы. Поэтому в природе нет «лишних» организмов, которые можно было бы уничтожать. Ученые считают, что на Земле существует около 5 миллионов различных видов живых организмов. С давних времен люди наблюдали за ними, изучали, описывали. Когда накопилось множество сведений о растительном и животном мире, возникла необходимость систематизировать знания, разделить организмы на группы, т.е. классифицировать их. Живые организмы стали объединять в группы по сходным признакам. Так ученые выделили четыре царства живой природы: Животные, Растения, Грибы и Бактерии. Теперь выделяют еще и царство Вирусы.
Вспомните из материала прошлого урока, какая наука занимается изучением биоразнообразия и его систематизацией? (систематика)
Группы организмов, принадлежащие к определенной единице классификации называют таксонами. Для растений характерны следующие таксономические группы: вид, род, семейство, порядок, класс, отдел, царство.
Основная, элементарная единица систематики – вид, так как в природе существуют лишь виды, а все остальные таксоны исскуственны, так как являются объединениями видов. Учеными принято для систематического названия организмов использовать латинский язык. Видовые названия организмов состоят из двух частей – родового и видового названий.
Пример: горох посевной – pinus sativa
Горох – родовое название, посевной - видовое.
Вид – группа особей сходных по строению, образу жизни, проживающая на определенной территории, свободно скрещивающихся и дающих плодовитое потомство.
б) Ботаника – наука о растениях. Растения – часть живой природы
В 7 классе мы начнем изучать биологическую науку, рассматривающую строение и жизнедеятельность растений – ботанику.
Растительный мир является частью природы, так как тесно связан со всеми ее компонентами, как живыми ,так и неживыми, и играет огромную роль для нормального функционирования природы как системы.
Значение растений для природы:
1. Создают органику из неорганики в процессе фотосинтеза – пища для животных.
2. Насыщают воздух кислородом
3. Утилизируют углекислый газ.
4. Участвуют в формировании почв.
Значение растений для человека
Пища
Лекарства
Промышленное сырье
Декоративное использование
Строительство.
5. Закрепление и ситематизация знаний.
Проведение мини - проверочной работы «верно – неверно»
6. Подведение итогов урока и домашнее задание
Комментирую оценки учащихся.
7. Домашнее задание § 2,3