План классного часа
I. Итоги теста.
II. Игровая разминка
III Групповая работа по теме «Разные профессии»
IV. Проблемная ситуация «Чей это выбор?»
V. Мини-лекция «Ключи к успеху».
VI. Демонстрация осознанного выбора профессии «Это мой выбор!».
VII. Выступление гостей.
VIII. Заключительное слово.
IX. Подведение итогов (рефлексия).
Ход классного часа
I. Здравствуйте гости, ребята! Наш классный час по профориентации называется «Ключ к успеху». Скоро вам предстоит окунуться во взрослый мир и выбрать свое место в нем. Каждый из вас, ребята, мечтает кем-то стать, получить в будущем профессию по душе. Времени на выбор будет совсем немного, поэтому присматриваться к разным профессиям нужно уже сейчас.
Как вы думаете: «Какова цель классного часа?», «Какие задачи нам нужно решить?».
Классный руководитель.
Пройдет совсем немного времени, и вам придется выбирать свой путь в жизни. И путь этот начнется с перекрестка, от которого расходятся не 3, как в сказке, а 50 тыс. дорог - именно столько сейчас существует профессий. И очень важно не ошибиться в выборе пути. Ведь от этого выбора зависит очень многое: и материальный достаток, и круг общения, и интересы, и счастье в жизни. Недаром говорят, что, выбирая профессию, человек выбирает свою судьбу. Что же такое профессия? На доске написаны 4 слова, которые имеют отношение к профессиональной деятельности человека: профессия, специальность, квалификация, должность. Как бы вы объяснили различие между этими словами?
(Дети дают ответы.)
Профессия - это трудовая деятельность человека, которая дает ему средства для существования и развития.
В преддверии классного часа мы с вами выполнили тест «Определение типа будущей профессии».
Методика, которую вы выполнили, основана на ваших профессиональных интересах. Интересы различаются по содержанию, глубине, длительности. Устойчивые интересы делают жизнь человека яркой и насыщенной. Все значительные профессиональные достижения выросли из интересов, которые при благоприятных условиях развились в склонности. Специальным образом подобранные вопросы позволяют вам выявить, в каком именно направлении стоит развиваться, чтобы максимально раскрыть свой потенциал.
Объявляются его итоги.
В зависимости от предмета труда все профессии подразделяются на 5 типов
Выступление 5-ти учащихся с коротким рассказом о каждом из типов.
1.«Человек- живая природа». Представители этого типа имеют дело с растительными и животными организмами, микроорганизмами и условиями их существования.
Сюда можно отнести профессии, связанные с изучением живой и неживой природы, с уходом за растениями и животными, с профилактикой и лечением заболеваний растений и животных: микробиолог, геолог, овощевод, орнитолог, зоотехник, ветеринар, эколог, агрохимик, мелиоратор, лесовод и др.
2."Человек - техника" (и неживая природа) (Т). Работники имеют дело с неживыми, техническими объектами труда.
Тип "Человек - техника" включает в себя профессии, связанные с созданием, монтажом, сборкой и наладкой технических средств: газоэлектросварщик, токарь, инженер, конструктор, слесарь, монтажник, водитель, механик, машинист, технолог и др.
3."Человек - человек" (Ч). Предметом интереса, распознавания, обслуживания, преобразования здесь являются социальные системы, сообщества, группы населения, люди разного возраста.
К профессиям типа "Человек - человек" относятся профессии, связанные с медицинским обслуживанием и правовой защитой человека: врач, медсестра, фельдшер, преподаватель, психолог, референт, гувернер, менеджер, продавец, официант, агент по рекламе, экспедитор, юрист, следователь, инспектор ГИБДД и др.
4. "Человек - знаковая система" (3).Естественные и искусственные языки, условные знаки, символы, цифры, формулы - вот предметные миры, которые занимают представителей профессий этого типа.
Тип "Человек - знаковая система" объединяет профессии, связанные с текстами, цифрами, формулами, и таблицами, с чертежами, картами, схемами, звуковыми сигналами: переводчик, программист, бухгалтер, экономист, специалист по маркетингу, геодезист, телефонист, налоговый инспектор, чертежник и др.
5. Человек - художественный образ" (X). Явления, факты художественного отображения действительности - вот что занимает представителей этого типа профессий.
К типу "Человек - художественный образ" можно отнести профессии, связанные с созданием, проектированием, моделированием художественных произведений, с изготовлением различных изделий по эскизу, образцу: журналист, художник, модельер, закройщик, ювелир, дизайнер, архитектор, парикмахер, гример-пастижер, декоратор-оформитель, актер и др.
Классный руководитель. Каждый человек мечтает о том, чтобы просыпаться утром в хорошем настроении и с удовольствием идти на любимую работу, которая приносит одни положительные эмоции. Чтобы добиться этого, важно правильно выбрать сферу деятельности, ориентируясь не только на перспективность и возможность поступить учиться в тот или иной ВУЗ, но и на индивидуальные особенности. Каждому из вас сегодня задан некий ориентир в выборе профессии, его нужно обдумать, а в дальнейшем мы продолжим эту работу.
II. Проведем игровую разминку.
Коллектив разбивается на три команды, выбираются капитаны.
Капитаны команд приглашаются для жеребьевки. Вам необходимо вытянуть карточку с буквой.
II.1 Задание для команд: команде надо вспомнить профессии или специальности, начинающиеся на заданную букву. За каждую названную профессию или специальность команда получает 1 балл. Если названная профессия или специальность вызывает сомнение, команда должна объяснить, чем занимается представитель данной профессии или специальности. Если команда не сможет дать объяснение, то ответ не засчитывается.