Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа п. Рудничный
Верхнекамский район Кировская область
Классный час
«Береги свое время и время других людей»
Назарова Людмила Аркадьевна
учитель начальных классов
п. Рудничный 2015г.
Классный час «Береги своё время и время других людей»
Цель: учить ценить своё время и время окружающих людей.
Задачи: показать важность соблюдения режима дня; воспитывать ответственность, обязательность; учить быть пунктуальными.
Вступительное слово.
Загадки о времени.
Что возвратить нельзя? (Время)
Что быстрее мысли? ( Время)
Без ног и без крыльев оно,
Быстро летит, не догонишь его.
(Время)
- Что такое время? Как вы понимаете? (В словаре Даля есть несколько определений данного слова - продолжительность, длительность чего-нибудь, определённый момент, период - эпоха, пора дня - года, период - момент)
- Время - это счёт, которым оценивают учение, труд, добрые дела человека. Есть такое выражение ВСЕМУ СВОЁ ВРЕМЯ. Как вы его понимаете?
(всё должно выполняться своевременно, т.е. вовремя)
- Как называется прибор, с помощью которого мы узнаем время? (Часы)
-День и ночь они идут,
Никогда не устают.
Монотонно шепчут в такт:
Тик, так, тик и так.
Стрелки будто, как усы,
Называются … (часы)
Стучит,
Бренчит,
И мчится,
Никого не боится,
Считает свой век,
А все не человек.
(Часы)
- Зачем людям нужно знать время, который час?
(Ответы детей)
– Какие вы знаете часы?
(карманные, электронные, наручные, настенные, песочные, солнечные и т. д.)
- Ценность времени сейчас значительно возросла, потому что время людей наполнено большими и значительными делами. Часто драгоценное время теряется из-за неорганизованности, излишней суеты, неумения использовать его рационально. Научиться беречь свое и чужое время надо уже в школе. А умеем ли мы рассчитывать свое время, правильно чередовать труд и отдых?
(Ответы детей)
2. Практическая работа с часами.
– Вы сказали, что часы помогают людям узнавать время. А кто из вас умеет определять время? И кто вас этому научил?
(Ответы детей)
– Определите, который час на 1 модели часов? На 2 модели? На 3 модели?
– Какие промежутки времени вы знаете?
(Секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век)
Бежит стремглав минута.
Минута коротка,
Но за минуту можно
Найти звезду, жука,
Решение задачи и редкий минерал,
Который до сих пор ещё
Никто не открывал.
(С.Я. Маршак)
- А что мы можем сделать за минуту?
(ответы детей)
Реши задачи за 1 минуту.
Два проказника ежа
В сад сходили не спеша
И из сада,
Как могли,
По три груши унесли.
Сколько груш,
Узнать вам надо,
Унесли ежи из сада?
(6 груш)
Вот посмотрите,
Скажите, ребята,
Сколько углов
У любого квадрата?
(4 угла)
- Знаете ли вы сколько минут продолжается урок?
- А перемена?
– А что мы должны успеть сделать в перемену? (ответы детей)
Давайте послушаем стихотворение Б.Заходера «Перемена»
Стихотворение Б. Заходера « Перемена»
(читают хорошо читающие ученики)
«Перемена, перемена!»-
Заливается звонок.
Первым Вова непременно
Вылетает за порог.
Вылетает за порог-
Семерых сбивает с ног.
Неужели это Вова,
Продремавший весь урок?
Неужели это Вова
5 минут назад ни слова
У доски сказать не мог?
Если он, то, несомненно,
С ним большая перемена.
Не угонишься за Вовой!
Он, гляди, какой бедовый!
Он за 5 минут успел
Переделать кучу дел:
Он поставил 3 подножки
(Ваське, Кольке и Серёжке),
Прокатился кувырком,
На перила сел верхом.
Лихо шлёпнулся с перил,
Подзатыльник получил,
С ходу дал кому –то сдачи;
Попросил списать задачи-
Словом, сделал всё, что мог!
Ну а тут опять звонок.
Вова в класс плетётся снова.
Бедный! Нет лица на нём.
- Ничего, - вздыхает Вова,-
На уроке отдохнём…
- Часто бывает, что мы что-то не успели доделать, завершить, опоздали. Как вы думаете, что этому помешало?
(опоздания, разговоры на занятиях, которые отвлекают других, долго готовимся к занятию и т. д.)
– А как мы бережём время?
- Когда вы установите контроль и учет своего времени, то сразу почувствуете, что времени у вас стало больше и работать стало легче. И найдутся драгоценные минуты и для других полезных дел.
Чтобы успеть к уроку в школу, вы, наверное, рассчитываете, во сколько вам выходить из дома, чтобы не опоздать. Сколько минут занимает дорога от дома до школы?
(ответы детей)
- Время вашего пути зависит от скорости и расстояния. Например, Ульяна живёт на Камской, а Коля в центре, кто придет раньше в школу?
(ответы детей)
- Но так бывает не всегда, потому что на это есть разные причины: погодные условия, дождь, холод, мороз, ветер, недомогание ученика, кого-то подвезли на машине
- Зная и учитывая всё это, вы определяете в какое время вам выходить, чтобы успеть к уроку.
- Когда начинается урок, не все бывают готовы к нему: кто-то дневник забыл, кто-то ручку не взял, у кого-то тетрадка закончилась, кто-то заигрался и не успел. Таких нюансов очень много, и поэтому мы сейчас потренируемся и покажем, как быстро вы складываете вещи в портфель?
(соревнование на время)
-Хорошо. Молодцы!
- На уроке физкультуры вы сдаёте нормативы, пробегаете расстояние за какое-то время. У кого-то получается быстрее, у кого-то медленнее. Сейчас соревнуемся по рядам. Какой ряд быстрее построится в колонну по одному? (секундомер)
Физкультминутка
Вышли мышки как-то раз посмотреть который час?
Раз, два, три, четыре – мыши дёрнули за гири.
Вдруг раздался страшный звон, разбежались мышки вон!
- Время ценили и ценят всегда и вовсе времена, не зря в народе сложились пословицы и поговорки.
– Прочитайте пословицу:
« Время не деньги, потеряешь – не найдёшь»
– Когда так говорят?
3.Работа по составлению режима дня
- А сейчас отгадываем загадки и записываем первую букву
из отгадки:
1) Целых 25 зубков для кудрей и хохолков.
И под каждым под зубком
Лягут волосы рядком. (Расчёска.)
2) Немытое в рот ни за что не возьмёт,
И ты будь таким, как чистюля …(Енот)
3) Завязал глаза я Юрке –
Мы играем с братом в …(Жмурки.)
4) Тебе дано, а люди пользуются. (Имя.)
5) Гладко. Душисто. Моет чисто. (Мыло.)
6) Поселилась в ванной туча.
Дождик льётся с потолка мне на спину и бока. (Душ.)
7) Всю жизнь ходят рядом, а обогнать друг
друга не могут. (Ноги.)
8) Если б не было его, не сказал бы ничего. (Язык.)
– Что получилось? РЕЖИМ ДНЯ
– А что это такое? (Распорядок дел, действий, условия деятельности, работы существования чего-нибудь, государственный строй)
Порядок, который помогает правильно распределить время и никуда при этом не опаздывать и всё успевать.
– Как вы понимаете эту пословицу?
ПОРЯДОК ВРЕМЯ БЕРЕЖЁТ
– Когда особенно важно соблюдать порядок?
– Особенно важно соблюдение порядка для спортсменов, космонавтов, школьников, чтобы расти здоровыми.
– Как вы выполняете режим дня?
–Давайте посмотрим презентацию, а дома вы запишите свой режим дня.
- Помните, что одинаково вредно в любой работе как торопиться, так и медленно раскачиваться. Природа дала человеку 5 чувств (читаю), но есть и 6 чувство- чувство времени. Это чувство надо вырабатывать, ребята, в себе, приучаясь жить по часовой стрелке. Я желаю вам беречь каждую минуту жизни и делать добро
Игра «Кто прав?» «Почему?»
Руслан договорился с Денисом встретиться в 3 часа. Но в этот день родители Руслана взяли его с собой в гости. Денис подошел к назначенному месту в срок. Он долго ждал. На следующий день Денис не поздоровался с Русланом. Денис обиделся на друга. Кто прав? Почему? (слушаются мнения учащихся).
У Алины не было учебника математики. Она попросила у Дианы учебник на время. К назначенному сроку Алина не смогла вернуть учебник. Она просто забыла об этом. Диана на урок пришла без подготовки. Кто прав? Почему? (слушаются мнения учащихся).
4. Итог занятия
- Какова тема нашего занятия? Какие пословицы вы запомнили? Что же необходимо делать, чтобы обладать чувством времени?
- Научитесь беречь свое и чужое время. Никогда не опаздывайте, проводите время с пользой, и вы станете достойными людьми. И самое главное, чем больше у вас дел и занятий, тем больше у вас будет свободного времени. Это подтвердит каждый умеющий правильно распределить дни, часы, минуты, секунды. А на память вам я вручаю памятку и желаю всем беречь каждую минуту жизни и делать добро.
Береги своё время и время других!
(Памятка)
-Время идёт только вперёд. Потерянного времени не вернёшь. Надо уметь ценить своё время и время других людей, взрослых и своих товарищей.
-Выполняй режим дня: вовремя ложись спать и вставай, в одни и те же часы садись за уроки, знай время для прогулки, для развлечений, для занятий спортом.
-Никуда и никогда не опаздывай, всегда приходи в назначенный час, береги время других.
-Из дома надо выходить так, чтобы прийти в школу за 10-15 минут до начала урока.
-Нельзя опаздывать к началу театрального представления или киносеанса, на внеклассное мероприятие. Рассчитывай так, чтобы прийти вовремя.
-Приходи в гости к назначенному сроку. Не заставляй себя ждать. Если ты почему-либо не можешь быть, сообщи заранее хозяевам.
-Если обещал кому-нибудь прийти к определённому часу, возвратить книгу, тетрадь, игру в определённый срок, обязательно выполняй обещанное. Если что-то случилось, и ты не можешь выполнить обещанное, сообщи об этом.
-Если к тебе кто-то обещал прийти к определённому времени, жди его, так организуй своё время, чтобы у тебя в этот момент не было других дел.
Время - как воробей: упустишь - не поймаешь.
Время не деньги, потеряешь - не найдёшь.
Упустишь минуту - потеряешь час.