Внеклассное занятие по формированию толерантности
1 класс
Тема:
«Совершите чудо, руку протяните,
Надо, чтобы в дружбу верил каждый человек»
Продолжительность: 1 урок
Описание: Занятие строится в игровой форме. Для начальной школы проблема воспитания толерантности актуальна сама по себе. На этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между 20 — 30 детьми, пришедшими из разных микросоциумов, с разным жизненным опытом и с несформированностью коммуникативной деятельности. Для плодотворного обучения в классе необходимо свести эти противоречия в процессе взаимодействия к некой общей основе. Ненасильственное, уважительное отношение, гармонизация отношений в классе, воспитание толерантности способствуют развитию сотрудничества.
Цель: создать условия для формирования уважительного отношения к другим людям, признание различий и индивидуальности каждого.
Задачи:
• формировать у детей понятие о толерантности;
• воспитывать чувство уважения друг к другу;
• способствовать предупреждению детской агрессивности и жестокости в решении конфликтных ситуаций.
Оборудование: компьютер, презентация, картинки, дерево толерантности, солнышко со слогами, конверты с фразами, листья с правилами толерантности.
Ход занятия:
1. Звучит песня из кинофильма сл. М.Пляцковского муз. Е.Птичкина
Землю обмотали тоненькие нити,
Нити-параллели из лесов и рек.
Совершите чудо, руку протяните,
Надо, чтобы в дружбу верил каждый человек.
Совершите чудо, руку протяните,
Надо, чтобы в дружбу верил каждый человек.
Обогрейте словом, обласкайте взглядом,
От хорошей шутки тает даже снег.
Это так чудесно, если с вами рядом
Станет добрым и весёлым хмурый человек.
Это так чудесно, если с вами рядом
Станет добрым и весёлым хмурый человек.
Мы не зря мечтали о волшебном чуде,
Пусть планету кружит всемогущий век.
Совершите чудо, руку протяните,
Пусть выходит, пусть выходит в люди человек.
Совершите чудо, руку протяните,
Пусть выходит, пусть выходит в люди человек.
2. Вступительная беседа.
- О каком чуде говорится в песне?
- Разве можно это назвать чудом?
- Что по вашему мнению такое дружба?
Ученик читает стих «ПРО ДРУЖБУ» Юрий Энтин
Дружит с солнцем ветерок,
А роса – с травою.
Дружит с бабочкой цветок,
Дружим мы с тобою.
Всё с друзьями пополам
Поделить мы рады!
Только ссориться друзьям
Никогда не надо!
2. Учитель читает притчу. Слайды 2-8
НАСТОЯЩИЙ ДРУГ
Высунув голову из гнезда, орлёнок увидел множество птиц, летающих внизу среди скал.
– Мама, что это за птицы? – спросил он.
– Наши друзья, – ответила орлица сыну. – Орёл живёт в одиночестве – такова его доля. Но и он порою нуждается в окружении. Иначе, какой же он царь птиц? Все, кого ты видишь внизу, – наши верные друзья.
Удовлетворённый маминым разъяснением орлёнок продолжал с интересом наблюдать за полётом птиц, считая их отныне своими верными друзьями. Вдруг он закричал:
– Ай-ай, они украли у нас еду!
– Успокойся, сынок! Они ничего у нас не украли. Я сама их угостила. Запомни раз и навсегда, что я тебе сейчас скажу! Как бы орёл ни был голоден, он непременно должен поделиться частью своей добычи с птицами, живущими по соседству. На такой высоте они не в силах найти себе пропитание, и им следует помогать.
ВЫВОД: Всяк, кто желает иметь верных друзей, должен быть добрым и терпимым, проявляя внимание к чужим нуждам. Почёт и уважение добываются не силой, а великодушием и готовностью поделиться с нуждающимся последним куском.
-Ребята, а давайте, попробует эту ситуации перенести в нашу жизнь. Какими качествами должен обладать человек, который хочет иметь друзей?
Слайд 2
Вот такую прекрасную полянку в летний день освещает необычное солнышко.
Я знаю, что многих из вас ваши родные часто называют вас солнышками. И вам это очень нравится. А ведь солнце – это большая звезда. Но для большинства людей понятия «солнце мое или солнышко» всегда связано с чем–то теплым, добрым. Солнце обогревает весь мир. И мы с вами сейчас попробуем определить качества такой личности, которое будет всегда светить людям на радость, дарить им свое тепло.
- Посмотрите на солнышко – на лучиках написаны слоги - нам надо поставить их так, чтобы получилось слово. Для этого мы должны выполнить 4 задания, а чему они нас научат, вы скажите в конце занятия.
3. Игровые ситуации. Слайд 9
1 задание: «Звали, зовут, будут звать…»
Ученики рассаживаются в круг и все по очереди, начиная с ведущего, произносят: «Когда я была совсем маленькой, меня звали Ксюшенька, сейчас в школе меня зовут Ксения,, а когда я вырасту, меня будут звать Ксения Анатольевна». Для многих детей их имена и отчество, произносимые вслух звучат непривычно, но при этом они повышают уважение ребёнка к себе и родителям, дают ориентир на будущее, на взросление.
Когда дети все высказались, учитель перемещает 1лучик на своё место.
2 задание: «Комплименты…»
В песне прозвучали слова –
«Это так чудесно, если с вами рядом
Станет добрым и весёлым хмурый человек».
Давайте попробуем развеселить « хмурого» человека… Вы будете говорить комплименты – так, чтобы одноклассники, которым вы это говорите, улыбнулись и развеселились. (Ребёнок, который говорит комплименты, должен развеселить сразу 2-3 одноклассника). Один ребенок рассмеялся после 1 комплимента, другой после 4 комплимента. Тем самым учитель подводит детей к тому, что каждый из нас индивидуален, но каждый любит, чтобы к нему относились с уважением и добротой ).
Учитель перемещает 2 лучик.
3 задание: «Закончи фразу».
Разделитесь на группы по цвету бейджиков. Назначьте капитана группы. Капитаны выбирают конверт, в которых написаны фразы, к которым надо подобрать подходящее слово.
Поставь себя на место… людей, другого, человека.
Воспринимайте окружающих людей такими, …как все…какие они должны быть.
Ключ к окружающим меня людям лежит… во мне самом, в доброте.
Терпимость хороша, если она распространяется… на меня, на всех.
Учитель перемещает 3 лепесток.
4 задание: «Волшебная рука» (слайд 8)
Участники обводят на листе свою руку. Предлагается написать на пальчиках свои хорошие качества, а на ладошке – то, что хотелось бы изменить в себе. ( Рисунки можно вывесить на доску.)
Люди различны, различна их культура. Различия дополняют и обогащают общество. Чтобы жить в мире, людям надо научиться жить, решая проблемы и задачи на основе сотрудничества.
Учитель перемещает 4 лепесток.
- Прочитайте слово, которое получилось?
4. Понятие толерантности. Слайд 10-12
У народов мира определения толерантности очень разные. У вас на столах карточки белого цвета, на которых даны определения толерантности разных народов мира. Прочитаем и ответим на вопрос: «Что общего в определениях»?
С карточек белого цвета дети зачитывают:
Толерантность – способность признавать отличные от своих собственных идей и мнения. (Испанский)
Толерантность – готовность быть терпимым, снисходительным. (Английский)
Толерантность – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным. (Китайский)
Толерантность – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, терпение. (Арабский)
Учитель: что общего в этих определениях?
Дети: умение жить в мире и согласии со всем миром. А это значит – дарить людям любовь, быть терпимым, уметь прощать.
Учитель: Толерантность – терпимость к чужому мнению, вероисповеданию, поведению, культуре, политическим взглядам, национальности, то есть это проявление терпимости, понимания и уважения к личности другого человека независим от каких-либо отличий.
16 ноября празднуется праздник День толерантности. К сожалению еще не всегда люди бывают, толерантны по отношению друг к другу, но я надеюсь, что придет время и праздника «День толерантности» не будет, точнее он будет каждый день, все люди будут уважительно относиться друг к другу, никто никого обижать не будет. Каждый человек будет иметь собственные убеждения, будет отстаивать свои убеждения и все люди научатся договариваться, а не станут воевать, ругаться, конфликтовать.
5.Упражнения для развития толерантности.
- Как вы думаете, когда человек рождается, он сразу толерантен или толерантность надо в себе воспитывать?
1. Упражнение. «Волшебный микрофон»
Дети садятся в круг, вместе с учителем.
- Часто ребята, которые учатся в одном классе несколько лет, очень мало знают друг о друге, не знают, кто, чем увлекается, кто что любит, а чего не любит. Когда знаешь человека, то можешь проявить к нему внимание, сравнить его интересы со своими. Попытаться понять совершенно не похожего на тебя человека, проявить к нему интерес, а если надо то и терпимость, толерантность не просто, потому что надо и себя хорошо знать, иметь представление о себе как о личности. Надо учиться жить, не ущемляя как своих интересов, так и интересов других людей.
Каждый, кто по кругу получает микрофон, отвечает на два вопроса
- Узнали ли вы о своих друзьях что–то новое?
- Что нового вы узнали?
- Что вас удивило, что понравилось?
ВЫВОД: Теперь вы можете поделиться с друзьями своими интересами, умениями, мечтами . Мы стали ближе и понятнее друг другу.
2. Упражнение. «Изгой»
Учитель сообщает каждому ребенку «на ушко» название одного животного (кошка, собака, корова, лягушка) Важно поделить детей на 4 примерно одинаковые группы. Одному, как правило, самому озорному, сообщается слово ворона.
Задание детям: Не говоря того слова что я вам сказала, а произнося лишь звуки которые издают эти животные, найдите «своих».
Вопросы для обсуждения:
Обращаясь к вороне:
Почему никто не обращал на тебя внимания?
Как ты себя чувствовал?
Ребята, почему вы не обращали на него внимания?
Хотели ли вы быть на месте вороны?
Тяжело ли быть не похожим на всех?
Как вы в следующий раз отнесетесь к такому человеку?
ВЫВОД: действительно, ребята, каждый человек неповторимый, это индивидуальность. Личность, обладающая своими собственными особенностями. Если бы мы были все одинаковыми - жить на свете было бы просто не интересно. Несмотря на то, что мы разные нам приятно общаться.
6. Игра «Красный или зелёный».
А теперь проведем такую игру. Перед вами на столе кружки разных цветов. Я называю ситуацию, а вы поднимите красный кружок, если вам подходит первое выражение, зеленый – второе.
• Младший брат сломал твою игрушку.
1. Ты его прощаешь.
2. Ты ударяешь его.
• Ты поссорился со своей сестрой.
1. Ты попытаешься объясниться с ней.
2. Ты обижаешься и мстишь.
• Ты недоволен собой.
1. Ты говоришь, что людей без недостатков не бывает.
2. Ты все сваливаешь на других.
• Тебе не хочется идти на прогулку со своими близкими.
1. Ты устраиваешь истерику.
2. Ты идешь с ними гулять.
7. «Проблемные ситуации». Работа в микрогруппах. (По бейджикам)
А сейчас попробуем решить некоторые ситуации. Учитель даёт листок с ситуацией дети читают и отвечают на вопрос: Как бы вы поступили в том, или ином случае?
Ситуации.
В классе учится мальчик маленького роста. Его постоянно дразнят и толкают. Что бы ты сказал ребятам в этой ситуации.
Твой друг-одноклассник спрятал твой телефон на переменке и не признаётся в этом. Твои действия…
В класс перевели ученика, который остался на второй год. За неделю он не ответил ни на один вопрос. Все его сторонятся, называют его ненормальным… Как поступишь ты…
Твой одноклассник взял у тебя поиграть игру (почитать книгу) и не отдает уже месяц. Стоит ли напоминать ему о долге или лучше промолчать?
На уроке физкультуры проводили Веселые старты и твоя команда проиграла. Игроки стали обвинять девочку, которая не может быстро бегать. Что ты будешь делать в этой ситуации…
Мальчишки из твоего класса дразнят девочек и дергают их за косички. Школьницы громко кричат и убегают от них. Одна девочка запнулась и упала. Все стали над ней смеяться. Твои действия…
- Чему вы научились и что узнали, выполняя задания?
8.Рефлексия. Слайд 13
РАБОТА В ПАРАХ:
- Перед вами дерево, но оно без листьев, на парте лежат листочки с правилами, какие правила подходят для толерантных людей на ваш взгляд. Выберите листочки и приклейте их к нашему дереву.
Уважай собеседника.
Старайся понять то, о чем говорят другие
Отстаивай свое мнение тактично.
Ищи лучшие аргументы.
Будь справедливым, готовым признать правоту другого.
Стремись учитывать интересы других.
Помогать друг другу, быть дружнее, защищать слабых.
Не ссориться, стараться понять друг друга
Не обращать внимания на национальность, вероисповедание, внешность, привычки
Больше общаться, узнавать друг друга
Уважать друг друга, стараться самому стать лучше
Слайд 14







– Удалось ли вам узнать о себе что-то новое, ранее неизвестное?
Учитель: А я хочу вам предложить памятку, которая научит вас, как правильно вести себя в конфликтной ситуации.
Памятка. Слайд 15
Сохраняй спокойствие, когда сердишься.
Владей собой, имей выдержку и хладнокровие.
Имей терпение выслушать собеседника.
Спокойно объясни свою точку зрения.
Подумай, из-за чего возник спор.
9. Обобщающая беседа.
Учитель: бывало ли такое, что кто-то говорил плохо о вас?
- Что вы чувствовали в тот момент?
- А вы когда-нибудь говорили о ком-либо плохо?
- Как вы думаете, что чувствовал тот человек?
- Ребята, в подобных ситуациях люди злятся друг на друга, и иногда возникает желание подраться. Люди должны вместе решать возникающие между ними проблемы мирно. Драка – не лучший способ решения проблем.
- Всегда очень приятно слышать, когда о вас говорят добрые и хорошие слова. А что вам приятнее делать – говорить людям добрые слова или гадости?
- Какое наставление вам помогает жить в мире?
Дети: Золотое правило: «Относись к людям так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе.
Учитель: а можем ли мы изменить себя в лучшую сторону?
- Человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой и окружающими.
- Что нам помогает быть толерантными? Терпимыми?
Дети: знание и соблюдение правил толерантности.
10. Итог «В добрый путь». Слайд 16
Учитель: ребята, у вас на столах приготовлены карточки из цветного картона в виде человеческого следа. Выберите два качества, две черты характера, которые являются сильными сторонами вашего характера. То есть два положительных качества, которыми вы обладаете. Запишите эти качества на карточке-следе.
Развесим их на доску под заголовком «В добрый путь!»
Мои пожелания. Слайд 17
Ребята, поступайте с другими так же, как хотите, чтобы они поступали с вами.
Будьте добрыми: любящими, внимательными, терпеливыми, заботливыми, милосердными, прощайте.
Будьте надёжными: честными, правдивыми, имейте чистое сердце, выполняйте свои обещания.
Будьте заботливыми: вежливыми, внимательными, любезными.
Будьте щедрыми: не жадными, бескорыстными, великодушными, готовыми помочь.
- И всё это вам поможет жить в мире.
Занятие подошло к концу! Помните!!!
Читает подготовленный ученик.
Добрым быть совсем, совсем не просто.
Не зависит доброта от роста.
Не зависит доброта от света.
Доброта - не пряник, не конфета.
Только надо, надо добрым быть,
И в беде друг друга не забыть.
И завертится Земля быстрей,
Если будем мы с тобой добрей.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет,
Если доброта, как солнце, светит,
Радуются взрослые и дети.
Источники:
1.infourok.ru›vneklassnoe-zanyatie…tolerantnost…
2.kopilkaurokov.ru›Начальные классы›Мероприятия›…-zaniatiie-chto-takoie…
3.scosh50kirov.ucoz.ru›2/Den_talerantnosty.pdf
4.festival.1september.ru›articles/605177/
5.nsportal.ru›…vneklassnoe-zanyatie-1…tolerantnost…k