Классный час «Я и мой класс»
Цель занятия: сплочение классного коллектива, преодоление барьеров в межличностных отношениях.
Задачи:
Создание благоприятного психологического климата в классе;
Развитие коммуникативных навыков;
Развитие умения адекватно выражать свои чувства, понимать выражение чувства других людей;
Формирование взаимного доверия.
Возраст: школьники 12 - 15 лет.
Состав участников: 10 – 12 человек.
Оборудование: ручки, бейджики, листки бумаги, маркеры, коробка с надписью «Мои проблемы в общении»
Режим работы: 60 минут
Структура занятия:
Знакомство с участниками, обсуждение правил групповой работы – 5 минут
Разминка – погружение – 3 минуты
Дисскусия – 5 минут
Упражнение ««Мой портрет в лучах солнца» - 7 минут
Упражнение «Моя проблема в общении » – 10 минут
Упражнение «Горячий стул» – 10 минут
Упражнение «Если птичка, то какая» – 10 минут
Упражнение «Фотография нашего класса» – 5 минут
Рефлексия (подведение итогов занятия). – 5 минут
Содержание занятия
Знакомство с участниками.
Время: 5 минут
Психологический смысл упражнения: знакомство участников друг с другом, создание доверительной атмосферы в группе для дальнейшей совместной работы.
Инструкция:
Нам предстоит большая совместная работа, а потому нужно познакомиться и запомнить имена друг друга. На данном занятии нам предоставляется прекрасная возможность, обычно недоступная в реальной жизни, - выбрать себе имя. Ведь часто бывает: кому-то не очень нравится имя, данное ему родителями; кого-то не устраивает форма обращения, привычная для окружающих, - скажем, все вокруг зовут девушку Ленка, а ей хочется, чтобы к ней обращались "Леночка" или "Ленуля" или особенно необычно и ласково, как обращалась мама в детстве. Некоторым по душе, если их называют, по отчеству, без имени - Петрович, Михалыч. А кто-то втайне мечтает о красивом имени, которое носит его кумир. У вас есть тридцать секунд для того, чтобы подумать и выбрать для себя игровое имя, и написать его на бейдже. Все остальные члены группы - и ведущие тоже - в течение всего тренинга будут обращаться к вам только по этому имени.
А теперь представимся друг другу. Сделаем это так, по очереди каждый одевает бейджик, затем представляется, и говорят с каким настроением они пришли на занятие и чего ожидает от него.
Ведущий представляется и говорит о правилах групповой работы.
Устанавливаются определенные правила работы в группе, которые необходимы для того, чтобы все участники чувствовали себя комфортно и безопасно (Каждый пункт правил поясняться ведущим).
Правила:
1.Единая форма обращения друг к другу на “ты” (по имени). Для создания климата доверия в группе все обращаются друг к другу на “ты”, включая тренера.
2.Общение по принципу “здесь и теперь”. Во время тренинга все говорят только о том, что волнует их именно сейчас, и обсуждают то, что происходит с ними в группе.
3.Конфиденциальность всего происходящего. Все, что происходит во время тренинга, ни под каким предлогом не разглашается и не обсуждается вне тренинга.
4.Персонификация высказываний. Говорим только от своего имени и только лично кому-то.
5. Искренность в общении. Во время тренинга говорить только то, что думаешь и чувствуешь.
6. “Стоп!"- тот участник группы, который не хочет отвечать на какой - либо вопрос, участвовать в какой-либо игре, процедуре из-за нежелания быть искренним или из-за неготовности быть откровенным, имеет право сказать "Стоп!", и тем самым исключить себя из участия в процедуре.
7.“Активность!"- ответственность каждого за результаты работы группы.
8. “Не оценивать!" - это важное правило, мы часто нарушаем в жизни. Считаем себя вправе осуждать и оценивать чужие поступки, слова, привычки. У нас в группе мы должны учиться не оценивать других, людей, а принимать их такими, какие они есть.
Разминка – погружение
Время:3 минуты
Психологический смысл упражнения: Поднятие настроение, и настроя на дальнейшую работу в группе, выравнивание эмоционального фона, сплочение участников группы.
В начале нашего занятия хотелось бы узнать:
У кого сейчас хорошее настроение, похлопайте в ладоши;
Поменяйтесь местами те, у кого в классе есть друзья;
Поменяйтесь местами те, кто уверен в себе;
Похлопайте в ладоши те, кто хорошо знает своих одноклассников ;
Кивните головой те, кто знает, что мы сегодня будем делать на занятии.
Основная часть.
Вступительное слово, определение темы, целей занятия.
Сегодня я проведу для вас занятие с элементами тренинга на сплочение классного коллектива, целью которого является создание благоприятного психологического климата в вашем классе, преодоление барьеров в межличностных отношениях.
Часто люди, которые учатся в одном классе в течение нескольких лет, довольно - мало знают друг о друге. Кто чем увлекается, кто что любит, знают друг о друге далеко не все. А ведь узнать что-то о человеке – значит проявить к нему внимание. Терпимость, уважение, умение сотрудничать – необходимые условия для творческой работы коллектива. В сплоченном коллективе взаимопомощь – это залог успеха, без поддержки будут достигнуть только маленькая цель, которую поставил каждый, но цель коллектива останется на нулевом уровне.
Дисскусия
Время:5 минут
Психологический смысл: выявление микроклимата в классе, сформировать позитивное отношение друг к другу.
Процедура проведения: ведущий зачитывает высказывания, а учащиеся называют фамилии учеников, на их взгляд подходящие под названную фразу.
- В нашем классе самым самостоятельным является….
Самая одаренная личность в нашем классе – это…
Лучше всех в нашем классе умеет выслушать, понять и поддержать – это …
Если в классе скучно, то значит, в нём отсутствует …
Мне интересно наблюдать, как у доски отвечает…
Возможно, мы скоро увидим в отличниках…
Самым добрым человеком в нашем классе, можно назвать…
Скромность всегда украшает…
Веселее всего в классе, когда приходит…
Упражнение «Мой портрет в лучах солнца»
Время:7минут
Психологический смысл упражнения: способствовать углублению процессов самораскрытия.
Процедура проведения: Каждому ученику выдается лист бумаги. В центре листа в круге написано « Я могу! ». Ученики должны нарисовать лучи солнца, вдоль которых записывают то, что они могут сделать для другого в своем классе. Затем записи зачитываются участниками занятия (по желанию).
Обсуждение: Были ли сложности при выполнении упражнения?
Подводя итоги упражнения - подчеркиваем, что многие положительные качества учеников стали тем скрепляющим веществом, которое делает класс, сплоченнее.
Упражнение: «Моя проблема в общении»
Время:10 минут.
Психологический смысл упражнения: способствовать углублению процессов самораскрытия, развитию умения адекватно выражать свои чувства.
Процедура проведения: Все участники пишут на отдельных листах бумаги в краткой форме ответ на вопрос: «В чем заключается моя основная проблема в общении (в школе, в классе)?» Листки не подписываются, а сворачиваются и складываются в общую коробочку. Затем каждый ученик произвольно берет любой листок, читает его и пытается найти прием, с помощью которого он смог бы выйти из данной проблемы. Группа слушает его предложение и оценивает, правильно ли понята соответствующая проблема и действительно ли предлагаемый прием способствует ее разрешению.
Обсуждение:
Упражнение «Горячий стул»
Время:10 минут
Психологический смысл упражнения: преодоление барьера в межличностных отношениях, развитие коммуникативных навыков.
Процедура проведения: В центре круга ставится стул, на него приглашают сесть кого - то из участников занятия. Когда первый доброволец найдётся и займёт место, ведущий предлагает остальной группе высказать свои впечатления и мнения об этом человеке, сказать о его положительных или отрицательных качествах.
Обсуждение: Первый участник рассказывает про то, как осмелился быть первым? Все делятся: легко или тяжело было это сделать? Насколько тяжело или легко было высказываться о человеке?
Упражнение " Если птичка, то какая"
Время:10 минут
Психологический смысл упражнения: Повышение уровня сплочённости классного коллектива.
Инструкция. «Сейчас одним из вас предоставляется возможность потренироваться в наблюдательности, а то, что ждет других, пока останется в секрете. Кто хочет быть ведущим?» После того, как ведущий найден, его попросят выйти из комнаты.
Процедура проведения: В это время группа выбирает из присутствующих игрока, которого стоящему за дверью необходимо будет угадать. Далее ведущему предлагается отгадать, кого же загадала группа. Вернувшись в комнату, он начинает задавать группе вопросы, предлагая сравнивать загаданного участника с различными животными, растениями, птицами, рыбами, временами года, частями суток, странами света. В результате у спрашиваемого постепенно начинает складываться целостный образ этого человека. Каждая новая ассоциация уточняет и конкретизирует его. Когда разгадывающий чувствует, что догадался, о ком идет речь, он делает попытку назвать имя.
Вопросы строятся примерно так: Если это цветок, то какой? Если это вид одежды, то какой? Если это время года, то какое?
Обсуждение: После того как разгадывание состоялось или не состоялось, загаданный участник дает обратную связь: как слушалось, как сиделось, что было неожиданным, что ожидаемым, что обрадовало, что огорчило, какие ассоциации хотелось бы услышать, но они не прозвучали. Затем тот, кто отгадывал, делится с группой, легко ли было отгадать заданного человека, что было самым сложным.
Упражнение «Фотография нашего класса».
Время:5 минут
Психологический смысл упражнения: формирование в коллективе дружеских отношений, положительного психологического климата.
Материалы: листы бумаги, карандаши, маркеры.
Процедура проведения: Каждый участник получает чистый лист бумаги, карандаши, маркеры. Задача учеников нарисовать смайлик с таким эмоциональным состоянием, которое чаще всего присутствует у них в классе (это может быть злость, печаль, радость, обида, грусть и т.д.). Затем все рисунки вывешиваются на доске, образуя общую фотографию класса.
Обсуждение:
Что можно сказать о вашем классе глядя на данную фотографию? Приветливые смайлики говорят об отзывчивости в этом коллективе, по глазам можно судить о доброте, улыбка говорит об искренности. Ну, а то, что вы все находитесь рядом, говорит о вашем стремлении быть вместе в своих начинаниях и делах.
Рефлексия:
Ритуал, позволяющий завершить тренинг красиво и на положительной эмоциональной ноте.
Время:5 минут
Процедура проведения: «Давайте подумаем, что вы могли бы подарить своему классу, чтобы взаимодействие в нем стало еще эффективнее, а отношения в нем – более сплоченными? Давайте скажем, что каждый из нас дарит группе. Я, например, дарю вам оптимизм и взаимное доверие». Далее каждый из участников высказывается, что он хотел бы подарить группе.
Что нового узнали о себе, о своем классе во время данного занятия?
Что было важным на занятии?
Какие упражнения из всех вам запомнились и понравились больше всего? Почему?
Можно ли сказать, что сегодня ваш класс стал более сплоченным?
Уважаемые участники, спасибо, что пришли на данное занятие, надеемся, что он не пройдет бесследно в вашей жизни, что что-то вам пригодится и, что над чем-то вы задумались, и будете работать в этом направлении.