Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Маловерейская основная общеобразовательная школа
(МКОУ Маловерейская ООШ)
Семилукского муниципального района
Воронежской области
Классный час на тему:
«Как повысить культуру речи?»
для учащихся начальных классов
Подготовила учитель
начальных классов
Доровская Полина Кузьминична
Цели: познакомить учащихся с основными требованиями к культуре речи, установить зависимость между речевой культурой, воспитывать любовь и уважение к родному языку, формировать навыки речевого общения.
Оборудование. Плакат на доске.
«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками…
Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!»
И.С. Тургенев.
Ход классного часа
1.Вступительное слово классного руководителя:
Язык-это наша история, наше богатство, культура, это язык А.С.Пушкина, Н.С.Тургенева, Л.Н.Толстого, К.Г.Паустовского и других великих хранителей красоты и образности родного языка.
В речи человека, как в зеркале, отражается его культура, воспитанность.
Эстетика речи состоит в ее подчинении определенным нормам произношения, ударения, построения слов, словосочетаний, предложений; в ясности, эмоциональности доступности; в чистоте, яркости, образности, выразительности. Большое значение имеют темп речи, интонация, владение мимикой, жестами, которые помогают передать эмоциональную окраску, смысл сказанного. Французский философ Вольтер говорил: «Прекрасная мысль теряет всю свою цену если она дурно выражена.»
О культурном облике человека мы судим не только по тому, как он выражает свои мысли и чувства.
В устной и письменной речи раскрываются содержание и глубина мыслей, эмоциональная культура человека.
Мудрое и доброе слово доставляет радость, глупое и злое, необдуманное и бестактное-приносит беду. Речь нужна человеку всегда, на каждом шагу, во всяком деле, она – самое тонкое средство выражения мысли и общения между людьми. Ребенок приходит в школу говорящим, но ему не достает еще слов, конструкций для выражения тех знаний, которые он получает в школе, у него нет еще умения связно излагать свои мысли, точно обозначать свои впечатления от окружающей жизни. Его надо учить языку, надо развивать его речь.
В начальной школе мы проходим элементарный курс ораторского искусства, учась излагать свои мысли логично, выразительно. Вы становитесь и маленькими языковедами, потому что учитесь не только правильно произносить слова и сроить предложения, но и осознавать, из каких слов состоит предложение, из каких звуков – слово. Все это очень необходимо для успешного обучения в школе.
Именно поэтому развитие речи первоклассников начинается с моделирования предложения, с интонационного выделения звука, со схемы звукового состава слова.
2.Как стать интересным собеседником. Беседа с учащимися.
- Какими качествами должен обладать хороший собеседник?
-Легко ли вы находите контакт с людьми?
-Какие трудности испытываете вы в речевом общении?
- Какая тема чаще всего является предметом вашего разговора?
3.Обучение анализу ситуаций, искусству ведения споров.
Умение анализировать жизненные ситуации, обоснованно выражать свое суждение по поводу тех или иных событий, выступать в защиту человека, отстаивать свои взгляды-все это важные показатели речевой культуры.
Придерживайтесь следующих правил:
Давая оценку поступку, охарактеризуйте обстоятельства, при которых он совершен, попытайтесь уяснить себе мотивы поступка, причины, которые его вызвали. Подумайте, почему тот или иной поступок имел место, какие варианты поведения в данной ситуации явились бы более правильными, целесообразными?
Задание. Проанализируйте конкретные жизненные ситуации.
-Часто ли у вас вспыхивают ссоры с друзьями? В чем вы видите причину?
-Приходилось ли вам отстаивать свою точку зрения? Если да, то в связи с чем?
-Удалось ли вам убедить своего собеседника в своей правоте?
-Можно ли по разговорной речи судить о культуре человека?
-Предложите свои правила ведения спора, чтобы он не превратился в ссору.
Правила ведения разговора.
Настойчиво отстаивай свое мнение, если уверен в его справедливости, правильности.
Уважительно относись к чужому мнению.
Памятка для учащихся
Обогащай свой словарный запас.
Правильно строй предложения, избегай длинных и запутанных фраз.
На вопросы давай полные и связные ответы. Учись отвечать кратко.
Старайся отвечать без наводящих вопросов громко и четко, соблюдай
интонацию, паузы.
4.Подведение итогов классного часа.
Речь служит средством общения людей. Чтобы выработать умение говорить просто, образно, живо, с правильными интонациями, полезно выполнять такие задачи, как составление словесного портрета.