СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час "Как повысить культуру речи"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель этого классного часа познакомить учащихся с основными требованиями к культуре речи,воспитывать любовь,уважение к родному языку,формировать навыки речевого общения.

Просмотр содержимого документа
«Классный час "Как повысить культуру речи"»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Маловерейская основная общеобразовательная школа

(МКОУ Маловерейская ООШ)

Семилукского муниципального района

Воронежской области






Классный час на тему:

«Как повысить культуру речи?»

для учащихся начальных классов

























Подготовила учитель

начальных классов

Доровская Полина Кузьминична










Цели: познакомить учащихся с основными требованиями к культуре речи, установить зависимость между речевой культурой, воспитывать любовь и уважение к родному языку, формировать навыки речевого общения.

Оборудование. Плакат на доске.


«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками…

Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!»

И.С. Тургенев.



Ход классного часа


1.Вступительное слово классного руководителя:


Язык-это наша история, наше богатство, культура, это язык А.С.Пушкина, Н.С.Тургенева, Л.Н.Толстого, К.Г.Паустовского и других великих хранителей красоты и образности родного языка.

В речи человека, как в зеркале, отражается его культура, воспитанность.

Эстетика речи состоит в ее подчинении определенным нормам произношения, ударения, построения слов, словосочетаний, предложений; в ясности, эмоциональности доступности; в чистоте, яркости, образности, выразительности. Большое значение имеют темп речи, интонация, владение мимикой, жестами, которые помогают передать эмоциональную окраску, смысл сказанного. Французский философ Вольтер говорил: «Прекрасная мысль теряет всю свою цену если она дурно выражена.»

О культурном облике человека мы судим не только по тому, как он выражает свои мысли и чувства.

В устной и письменной речи раскрываются содержание и глубина мыслей, эмоциональная культура человека.

Мудрое и доброе слово доставляет радость, глупое и злое, необдуманное и бестактное-приносит беду. Речь нужна человеку всегда, на каждом шагу, во всяком деле, она – самое тонкое средство выражения мысли и общения между людьми. Ребенок приходит в школу говорящим, но ему не достает еще слов, конструкций для выражения тех знаний, которые он получает в школе, у него нет еще умения связно излагать свои мысли, точно обозначать свои впечатления от окружающей жизни. Его надо учить языку, надо развивать его речь.

В начальной школе мы проходим элементарный курс ораторского искусства, учась излагать свои мысли логично, выразительно. Вы становитесь и маленькими языковедами, потому что учитесь не только правильно произносить слова и сроить предложения, но и осознавать, из каких слов состоит предложение, из каких звуков –  слово. Все это очень необходимо для успешного обучения в школе.

Именно поэтому развитие речи первоклассников начинается с моделирования предложения, с интонационного выделения звука, со схемы звукового состава слова.


2.Как стать интересным собеседником. Беседа с учащимися.


- Какими качествами должен обладать хороший собеседник?

-Легко ли вы находите контакт с людьми?

-Какие трудности испытываете вы в речевом общении?

- Какая тема чаще всего является предметом вашего разговора?


3.Обучение анализу ситуаций, искусству ведения споров.


Умение анализировать жизненные ситуации, обоснованно выражать свое суждение по поводу тех или иных событий, выступать в защиту человека, отстаивать свои взгляды-все это важные показатели речевой культуры.

Придерживайтесь следующих правил:

Давая оценку поступку, охарактеризуйте обстоятельства, при которых он совершен, попытайтесь уяснить себе мотивы поступка, причины, которые его вызвали. Подумайте, почему тот или иной поступок имел место, какие варианты поведения в данной ситуации явились бы более правильными, целесообразными?

Задание. Проанализируйте конкретные жизненные ситуации.

-Часто ли у вас вспыхивают ссоры с друзьями? В чем вы видите причину?

-Приходилось ли вам отстаивать свою точку зрения? Если да, то в связи с чем?

-Удалось ли вам убедить своего собеседника в своей правоте?

-Можно ли по разговорной речи судить о культуре человека?

-Предложите свои правила ведения спора, чтобы он не превратился в ссору.


Правила ведения разговора.


  • Настойчиво отстаивай свое мнение, если уверен в его справедливости, правильности.

  • Уважительно относись к чужому мнению.

  • Будь тактичен с собеседником.


Памятка для учащихся


  • Говори литературно, правильно, не употребляй грубых слов и выражений.

  • Обогащай свой словарный запас.

  • Правильно строй предложения, избегай длинных и запутанных фраз.

  • На вопросы давай полные и связные ответы. Учись отвечать кратко.

  • Старайся отвечать без наводящих вопросов громко и четко, соблюдай

интонацию, паузы.

  • Имей словарь и умей им пользоваться.



4.Подведение итогов классного часа.


Речь служит средством общения людей. Чтобы выработать умение говорить просто, образно, живо, с правильными интонациями, полезно выполнять такие задачи, как составление словесного портрета.