СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час: Легко ли быть подростком?

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Классный час: Легко ли быть подростком?

 

Цель: Помочь учащимся научиться управлять своим поведением и делать обоснованный выбор вместо того, чтобы идти на поводу у внутренних импульсов.

 

Задачи:

1. Определить и закрепить правила жизнедеятельности в обществе;

2. Включить учащихся в различные элементы деятельности, позволяющие проявить и закрепить навыки нравственного поведения.

3. Расширить знания учащихся о возрастном периоде, в котором они находятся;

4. Помочь сформировать активную жизненную позицию; способствовать жизненному самоопределению и социальной адаптации.

Просмотр содержимого документа
«Классный час: Легко ли быть подростком?»

Классный час: Легко ли быть подростком?


Цель: Помочь учащимся научиться управлять своим поведением и делать обоснованный выбор вместо того, чтобы идти на поводу у внутренних импульсов.


Задачи:

1. Определить и закрепить правила жизнедеятельности в обществе;

2. Включить учащихся в различные элементы деятельности, позволяющие проявить и закрепить навыки нравственного поведения.

3. Расширить знания учащихся о возрастном периоде, в котором они находятся;

4. Помочь сформировать активную жизненную позицию; способствовать жизненному самоопределению и социальной адаптации.


Оборудование:

- Мультимедийная презентация;

- Конституция Российской Федерации;

- Словарь русского языка С.И. Ожегова;

- Новые термины и понятия;

- Китайская притча «Ладная семья».


ХОД КЛАССНОГО ЧАСА:

  1. Организационный момент:

- Здравствуйте, ребята! Какие вы все сегодня красивые, я очень рада вас всех видеть. Для начала предлагаю вам небольшую разминку.

Упражнение «Встают те, кто…»:

Учитель предлагает в качестве разминки встать тем, кто:

- любит читать;

- любит мороженое;

- кому нравятся уроки математики;

- любит заниматься спортом;

- кто хочет стать космонавтом;

- считает себя подростком.

(На последнее предложение встают все ребята).

- Я вижу, все вы уникальные с разными интересами и увлечениями, а сейчас встал каждый, значит, все вы считаете себя подростками, а знаете ли вы кто такие подростки?

(Ребята отвечают все на этот вопрос).


Сообщение ученика:

Подросток - юноша или девушка в переходном возрасте от детства к юности. То есть, подросток – полуребенок и полувзрослый: детство уже ушло, но зрелость еще не наступила. Подростковый возраст от 12 до 17 лет. И на сегодняшний день в мире насчитывается более миллиарда подростков.

Вопрос: По возрасту вы подходите к группе «подросток»? (Да)


Сообщение ученика:

Возраст этот интересный и сложный. В это время подросток готовится к переходу из детства во взрослую жизнь. Перед ним много интересного и неизведанного, многое хочется попробовать, многое происходит впервые.

Возникают частые трения с родителями, кто-то из подростков ищет себя, свои цели в жизни, начинает чем-то увлекаться, стремится больше узнать об окружающем мире.


Беседа по вопросам:

- Чем вы увлекаетесь? (ответы детей)

- А как вы думаете, что хорошего и интересного в вашем возрасте? (ответы детей)

- Продолжите по кругу фразу: «Подростком быть хорошо, потому что…

- Как вы думаете, о ком мы будем сегодня говорить? (о подростках)

Учитель:

Правильно о вас, о подростках.

Тема классного часа «Подросток в обществе».

Мы уже узнали, кто такой подросток. Давайте теперь определим, что же такое общество. Возьмите конверты, которые лежат перед вами, вытащите оттуда слова, и попытайтесь сами составить определение слова «общество».

Слова: ОБЩЕСТВО – ЭТО; ЖИВЁМ; ЛЮДЕЙ; ЖИВОТНЫХ; МИР; УЧИМСЯ; В; МЫ; КОТОРОМ.

(Учащиеся работают самостоятельно).


Вопрос: - Что же у вас получилось?

Общество - это мир людей, в котором мы живем. (слайд 1)


Учитель: Продолжаем наше занятие. Сегодня мы с вами поговорим о том, какими вы должны быть в обществе, в мире, который вас окружает. Речь пойдет о тех трудностях и задачах, которые придется вам решать, вступая в общество.

Станет ли подросток хорошим человеком, это зависит только от него самого. К 14-16-ти годам вы уже должны знать: кем, и каким хотите стать! 


Ученики читают стихотворение:

  1. Каждый выбирает для себя
    Женщину, религию, дорогу.
    Дьяволу служить или пророку -
    Каждый выбирает для себя.


  2. Каждый выбирает по себе
    слово для любви и для молитвы.
    Шпагу для дуэли, меч для битвы
    Каждый выбирает по себе.


  3. Каждый выбирает по себе.
    Щит и латы, посох и заплаты,
    Меру окончательной расплаты
    Каждый выбирает по себе.


  4. Каждый выбирает для себя.
    Выбираю тоже - как умею.
    Ни к кому претензий не имею.
    Каждый выбирает для себя.

Вопрос: - О чем это стихотворение? (ответы детей)


Учитель: Давайте сейчас послушаем притчу (слайд 2)

(Звучит спокойная музыка, рассказывается притча).

Китайская притча «Ладная семья»

    Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке.

Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь; прощение; терпение. И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение.

Прочел владыка и спросил:

- И все?

- Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И, подумав, добавил: - И мира тоже.


Вопрос: - О чем эта притча? (ответы детей)

- Где начинается воспитание? (в семье)

- Какие качества вы должны в себе воспитывать, что бы жить среди людей в мире и согласии? (умение прощать, умение слушать и понимать друг друга, любовь, согласие, уважение к старшим)

- В чем должно проявляться уважение к старшим? (ответы детей)

Словарная работа (читает ученик по словарю русского языка С.И. Ожегова): Уважение - почтительное отношение, основанное на признании чьих-нибудь достоинств. (слайд 3)

Запомните это слово!


Учитель: Давайте выполним упражнение, чтобы выяснить какой вы сплоченный коллектив.

Упражнение «Встаньте с мест»:

Ученики сидят в кругу. Учитель называет любое число (не должно превышать количество участников), остальные должны  одновременно, не сговариваясь, подняться в количестве соответствующему названому  числу.

Обсуждение упражнения.

Работа в группах:

Сейчас мы поработаем в группах, разделитесь на 3 группы. У каждой группы на столе лежат положения, взятые из мировых религий. Подумайте, о чем говорит каждая из них.

  • «Не делай другому того, от чего больно тебе». (слайд 4)

  • «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». (слайд 5)

  • «Считай успех соседа своим успехом, а потерю соседа своей потерей». (слайд 6)


- Передайте эти мысли своими словами.

- Какой общий смысл есть в этих высказываниях?

Вывод: Люди должны быть снисходительными друг к другу, терпимее, уважать мнение других. Они должны быть толерантными друг к другу.

Словарная работа: Толерантность - терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям. (слайд 7)

Запомните это слово!


Обсуждение ситуаций:

Ситуация 1. Одноклассник без разрешения воспользовался твоим мобильным телефоном. Твои действия. (слайд 8)

Ситуация 2. Ты любишь слушать музыку громко, а родители предпочитают тишину. Возник конфликт. (слайд 9)

Ситуация 3. У Дмитрия непривычная для мальчика прическа – слишком длинные волосы. Как должны относится к этому те, кому такой стиль не нравится? (слайд 10)


Работа с Конституцией РФ, чтение и обсуждение статьи 19:

«1. Все равны перед законом и судом.

2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

3. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации».

Беседа по вопросам:

- О чем эта статья? (ответы детей)

- Что значит «Все равны перед законом и судом»? (ответы детей)

- Каким можно назвать человека, который выполняет все законы и правила? (ответственным)

Словарная работа (читает ученик по словарю русского языка С.И. Ожегова): Ответственность - необходимость, обязанность отдавать кому-нибудь отчёт в своих действиях, поступках. (слайд 11)

Запомните это слово!


Учитель: Послушайте точки зрения ваших одноклассников, какую из них вы предпочитаете?

1 ученик: Я считаю что ответственность мне не нужна, потому что за меня ребят несут ответственность все – родители, классный руководитель, воспитатели, директор.


2 ученик: А я считаю, что ответственность должна быть, потому что только за малышами необходим уход мамы, папы, воспитателя и директора детского сада. А здесь уже сидят взрослые люди, которые сами могут отвечать за себя и за свои поступки.

Обсуждение.


Шкала ответственности:

- У нас на доске есть шкала ответственности, я предлагаю каждому из вас оценить себя по ней, поставив фишку на ту ступеньку, на сколько вы считаете себя ответственным человеком. Задание выполняйте со словами: «Я себя считаю человеком ответственным, потому что…» (шкала от 1 до 5)


Вопросы:

- Какие чувства вы испытывали во время классного часа?

- С какими трудностями вы столкнулись? Как вы думаете, почему?

- Что нового вы узнали?

- Какие положительные качества вы узнали сегодня? Будете ли вы их в себе воспитывать?



Рефлексия: Упражнение «Я в лучах солнца». 

У каждого из вас на партах лежат маленькие солнышки – это маленькие Вы. На солнце, в центре круга напишите «Я». И вдоль каждого луча напишите качества, которые должны быть у подростка, для того, чтобы достойно войти и жить в обществе. (пишут качества)

В каждом из нас есть маленькое солнце. Это солнце - доброта. Добрый человек - это тот, кто любит людей и помогает им. Добрый человек любит природу и сохраняет ее. А любовь и помощь согревают, как солнце. Пусть эти маленькие кусочки большого солнца освещают и согревают ваш путь, помогая преодолевать все жизненные трудности. Пусть составляющими частями в вашей жизни станут внимательность, доброжелательность, скромность, отзывчивость, деликатность, воспитанность.

А сейчас давайте из этих маленьких солнышек составим на доске одно большое Солнце, как одно большое общество, в котором мы с вами живем и являемся частью общества. Без одного солнышка не будет целого Солнца, как и каждый из вас часть общества. Выходя к доске, назовите те качества, которые вы написали на лучах.


Завершение классного часа.