Классный час в 8 «а» классе на тему:
«На пороге взросления»
Кл. рук.: Травина А.Н.
Цель: формировать у обучающихся понятия о многогранности личности и
умения адаптироваться к окружающей действительности.
Задачи:
Актуализация знаний о качествах и «ценности» личности.
Формировать у обучающихся способности определять собственные позиции к определенным понятиям.
Способствовать формирование навыков самоанализа, самопонимания и самокритики; углубление знаний друг о друге через раскрытие качеств каждого обучающегося.
Способствовать осознанию учащимися собственной жизни, ее целей, пониманию своих сил и возможностей.
Оборудование: презентация, проектор, карточки, листы А4, изображение дерева и яблок, карандаши, фломастеры, краски, кисти, авторучки, музыка.
Ход классного часа:
Вступительное слово классного руководителя.
Приветствие.
Добрый день, ребята. Наш сегодняшний классный час хочу начать со строк из стихотворения известного русского поэта Николая Заболоцкого:
Два мира есть у человека –
Один, который нас творил.
Другой, который мы от века
Творим по мере наших сил.
- Как вы думаете, о чём сегодня мы с вами будем разговаривать?
(ответы детей)
- Ребята, сейчас я предлагаю нам узнать друг о друге немножко больше, настроиться на искренность в нашей сегодняшней беседе и выполнить упражнение:
«Без маски».
Каждому участнику дается карточка с написанной фразой, не имеющей окончания. Без всякой предварительной подготовки он должен продолжить и завершить фразу. Высказывание должно быть искренним. Если остальные члены группы почувствуют фальшь, участнику придется брать еще одну карточку.
- На пороге «взрослой жизни» становиться актуальным задуматься о том, что такое жизнь, в чем ее смысл. Чтобы поразмышлять над этой не легкой темой, мы и собрались здесь, на классном часе.
Пятнадцать- возраст откровенный,
Пора влюбленности и грез,
Пора волнений и сомнений,
И нежных встреч, и тайных слез.
Такая волнующая жизнь у вас сейчас. Совсем скоро вы, ребята, окажетесь во взрослой жизни. С каким жизненным опытом? С каким запасом духовно-нравственных качеств? Как будете жить вдали от дома?
Этими вопросами задаются не только ваши родители, но и мы, учителя.
У взрослых людей за плечами жизненный опыт с радостями и разочарованиями. Это состоявшиеся люди. У них есть дом, семья, профессия, работа. Они точно знают, что такое жизнь.
А давайте на этот вопрос попробуем ответить и мы с вами!
ПРИТЧА
- Мне хотелось бы продолжить наш классный час с пересказа известной притчи:
«Некий молодой человек шел по грязной дороге и вдруг увидел в грязи золотую монету. Он нагнулся и подобрал ее. Пошел дальше в поиске других монет. И, действительно, они иногда попадались ему под ногами. Так прошла его жизнь. Когда он умирал, его, глубокого старика, спросили, что такое жизнь. Он ответил: «Жизнь – это грязная дорога, на которой иногда попадаются золотые монеты».
МОЖЕМ ЖИЗЬ ЭТОГО ЧЕЛОВЕКА НАЗВАТЬ СЧАСТЛИВОЙ!!!
А МОЖЕМ ВООБЩЕ ЕЁ НАЗВАТЬ ЖИЗНЬЮ!!!
ЧТО ЗНАЧИТ НЕ ЖИТЬ, А СУЩЕСТВОВАТЬ!!!
Существование – жизнь без целей, планов, интересов, увлечений.
ЖИЗНЬ – ЦЕЛИ И ПЛАНЫ
- Мы продолжаем с вами разбираться с вопросом «А что такое жизнь?». И узнать новую составляющую этого понятия нам поможет
Упражнение «Дерево»
Нарисуйте то дерево, которое вы представили. А на его ветвях изобразите плоды – ценности.
2. Перед нами символическое «Дерево жизни».
Своими корнями оно уходит глубоко в землю. Это даёт ему пищу, устойчивость. Благодаря этому, оно имеет крепкий ствол, много ветвей. Так и в жизни. Корни - это ваши родители, семья, которые дают вам основу в вашей жизни, уверенность в завтрашнем дне, вы крепнете, набираетесь сил. Ваши ветви – это знания, опыт, которые вы приобретаете в течение жизни. На нём обязательно будут плоды. Это ваши успехи!
( В ходе занятия на доске составляется формула жизни)
ЖИЗНЬ – СЕМЬЯ, ЗНАНИЯ, ОПЫТ, УСПЕХ.
Качества личности!!!
Ребята «А что в нашей жизни помогает нам справляться с трудностями? ». Какие бывают человеческие качества?
Упражнение "Комиссионный магазин"
Предлагается поиграть в комиссионный магазин. Товары, которые принимает продавец - это человеческие качества, например: доброта, глупость, открытость. Участники записывают на карточку черты своего характера, как положительные, так и отрицательные. Затем предлагается совершить торг, в котором каждый из участников может избавиться от какого-то ненужного качества, или его части, и приобрести что-либо необходимое. Например, кому-то не хватает для эффективной жизни красноречия, и он может предложить за него какую-то часть своего спокойствия и уравновешенности.
По окончании задания подводятся итоги и обсуждаются впечатления.
ЖИЗНЬ – ХАРАКТЕР
«Нравственные ценности»
- Поднимаясь по лестнице, мы всегда идем уверенно, можем ошибаться, можем оступиться и даже упасть. В жизни тоже бывает всякое: нас сопровождают болезни, разочарования и даже потери. Наш подъем зависит во многом от того, как мы будем вести себя по отношению к другим людям, которые идут вместе с нами по лестнице: будем толкаться, преступать через кого-то, пропускать вперед, идти рядом. Наш подъём будет зависеть от того, по каким законам мы будем строить нашу жизнь, какие нравственные ценности будут, словно маяк, освещать наше движение по лестнице жизни.
Сопоставление понятий: ЦЕНА – ЦЕННОСТЬ
Пушкинское: «Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать» - предельно точно очерчивает границы цены и ценности.
Дайте ответ на следующий вопрос: какие пороки и зловредные привычки, по- вашему, мешают человеку жить долго и счастливо?(ЗАВИСТЬ, ГОРДЫНЯ, ЧЩЕСЛАВИЕ, ЗЛОСТЬ…)
4. Упражнение «Что я ценю в людях?»
- Таким образом, объясняя свой выбор, вы выходили на ценности. А теперь давайте вместе составим перечень вечных ценностей.
(Совесть, милосердие, любовь, дружба, справедливость, доброта, смелость, честность, порядочность и т.д.)
ЖИЗНЬ – НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ
6. Подведение итогов.
- Давайте обратимся еще к одной притче:
«В одной из стран, неважно в какой, жила одна старушка. Многие годы она ходила с палочкой по пляжу в разгар летнего сезона. Многие люди недоумевали и не понимали, что она ищет в песке, разгребая его палкой.
Только спустя годы люди узнали, что в течение многих лет она ходила по пляжу с одной лишь целью – она собирала осколки битого стекла, чтобы взрослые и дети не поранилась.
Вопросы учащихся:
- Много ли достигла в жизни эта старушка?
- Как вы думаете, каков был ее путь по лестнице жизни?
- Каковы были ее жизненные ценности?
И в заключении давайте обратим своё внимание на нашу формулу жизни.
- Ребята, из каких компонентов она состоит?
- Ребята, формула жизни у каждого человека своя. Какими бы компонентами вы бы дополнили свою формулу? (ответы детей)
Наказ известного педагога В.А.Сухомлинского:
«Вы живете среди людей. Каждый ваш поступок, каждое ваше желание отражаются на людях. Знайте, что существует граница между тем, что вам хочется, и тем, что можно. Ваши желания – это радости или слезы ваших близких. Проверяйте свои поступки сознанием: не причиняете ли вы зла, неприятностей, неудобств людям своими поступками. Делайте так, чтобы людям, которые окружают вас, было хорошо …»
Упражнение «Свободный микрофон»
Дети высказываются по очереди о впечатлениях.
Все в жизни зависит от тебя самого, поверь мне…»
Всё в твоих руках!
Приложение 1 (Комиссионный магазин)
Ум | Дипломатичность |
Ответственность | Настойчивость |
Активность | Любознательность |
Упорство | Самостоятельность |
Пунктуальность | Находчивость |
Принципиальность | Доброжелательность |
Коммуникабельность | Самолюбие |
Артистичность | Терпеливость |
Смелость | Дисциплинированность |
Доброта | Хитрость |
Совестливость | Раскованность |
Сострадание | Решительность |
Упрямство | Независимость |
Эгоизм | Инициативность |
Искренность | Энергичность |
Бдительность | Тактичность |
Интуиция | Предприимчивость |
Щедрость | Ловкость |
Трудолюбие | Выносливость |
Открытость | Дипломатичность |
Обаяние | Настойчивость |
Честность | Любознательность |
Чуткость | Самостоятельность |
Находчивость | Хитрость |
Доброжелательность | Раскованность |
Самолюбие | Решительность |
Терпеливость | Независимость |
Дисциплинированность | Инициативность |
Хитрость | Инициативность |
Раскованность | Энергичность |
Решительность | Тактичность |
Независимость | Предприимчивость |
Приложение 2 (Без маски)
Я горжусь тем, что…»;
«Особенно мне нравится, когда люди, окружающие меня…»
«В последнее время в работе меня огорчало…»
«Мне бывает скучно, когда я…»
«Моя сильная сторона в профессиональной деятельности…»
«Верно, что я еще …»
«Иногда люди не понимают меня, потому что я…»
«Мои друзья редко…»
«Думаю, что самое важное для меня…»
"Особенно мне нравится, когда люди, окружающие меня, ..."
– "Чего мне иногда по-настоящему хочется, так это ..."
– "Иногда люди не понимают меня, потому что я ..."
– "Верю, что я ..."
– "Мне бывает стыдно, когда я ..."
– "Особенно меня раздражает, что я ..."
« Мой первый успех в жизни это…»
« Мне сложно смириться с…»
«Я люблю в людях…»
« Я расстраиваюсь когда…»
« Самые значимые для меня люди это…»
« Я хочу, чтобы у меня получилось…»
« Мне нравится в себе…»
« Мне бывает грустно когда…»
« День моего рождения для меня это…»
« С удовольствием я делаю…»
« Я никогда не соглашусь с…»
• Чего мне иногда по-настоящему хочется, так …
• Иногда люди не понимают меня, потому что я …
• Верю, что я
• Мне бывает стыдно, когда я
• Особенно меня раздражает, что я
• Я та, которая всегда
• Я уверена в себе, когда
• Я спокойна, когда
• Я очень огорчаюсь, когда
• Я легко могу расплакаться, когда
• Мне очень обидно, когда
• Если я кого-то обижу, то
• Я очень сочувствую тем, кто
• Когда я была ребенком, то
• Мое настроение очень зависит от
• Когда со мной поступают несправедливо, я
• Я чувствовала себя по-настоящему счастливой, когда
• Мне очень неприятно
• Жизнь кажется мне тяжелой, когда
• Если ссора произошла по моей вине, я
• Если моим родным грозит опасность, я
• Мне очень нравится в людях
• Я очень боюсь
• Я никого не хочу видеть, когда
• Мне становится легче, когда
• Я никогда не прощу
• Я постоянно думаю о
• Я могу стать несдержанной, когда
• Я считаю своим долгом
• Я часто жалею о том, что