СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час "Праздник вежливости"

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                               

 

                                                       Учитель    Халилова Земфира Аликовна

Внеклассное занятие по культуре речи в 1-4 классах.

Праздник Вежливости

Цели: 1.Закрепить и углубить знания детей о речевом этикете, о вежливости.

2. Учить детей употреблять в общении различные формы речевого этикета.

3. Воспитывать у детей культуру общения, прививать этические нормы поведения.

Оборудование: 1. Рисунок-карта «Лабиринт Воспитанности» с названиями пунктов: «Скамейка Волшебных Слов», «Ворота Вежливости», «Арка Дружбы», «Башня Мира и Добра». 2. Магический куб, фишки, фломастеры. 3. Карточки с «Волшебными словами» на обороте стихи о вежливых словах. 5. Карточки для слов. 6. Магнитофон. 7. Аудиозапись песни о дружбе.

Ход занятия.

1.Организационный момент.

Нарядные, парадные, такие ненаглядные,

Причесанные, с бантиками девочки сидят!

И мальчики отличные! Такие симпатичные,

Такие аккуратные, внимательно глядят!

- Что ж, можно начинать.

2.Вступительное слово учителя:

- Богат и прекрасен наш русский язык. Много в нем замечательных русских слов: добрых и ласковых, нежных и торжественных, суровых и ясных. Но есть особые, самые нужные и самые важные для каждого человека. Давайте сейчас вспомним эти слова, пройдя по особому лабиринту (показ карты-рисунка «Лабиринт»).

-Прочитайте его название («Лабиринт Воспитанности»).

-Войдем в него.

3.Повторение знаний о волшебных словах.

- Что встретилось нам сразу у входа? (Скамейка Волшебных слов.)

- Давайте вспомним волшебные слова, присев на эту скамейку, и соберем их в магический куб.

-Тот, кто вспомнит волшебное слово, подойдет к кубу очень тихо, чтобы никто не слышал, произнесет это слово и опустит фишку в магический куб.

(Фишки-слова «превращаются» в слова-карточки после чтения детьми «Заклинания».)

-Теперь прочитаем хором волшебное Заклинание, написанное на доске:

Мой подарок я вручила,

То есть радость получила

То есть радостно и мне,

То есть радостно вдвойне

От подарка моего-

Стало два из одного!

-Открываем куб.

(Учитель открывает магический куб, ученик достает карточки-слова.)

-Вот так распределил ваши слова куб. Прочитаем карточки.

Форма приветствия: здравствуйте, доброе утро, добрый день, добрый вечер.

(Ученик читает стихотворение «Здравствуйте»)

-Здравствуйте!- ты скажешь человеку.

-Здравствуй! - улыбнется он в ответ,

И, наверно, не пойдет в аптеку,

И здоровым будет много лет.

Форма благодарности: спасибо, большое спасибо, благодарю вас.

(Ученик читает стихотворение «Добрые слова»)

За что мы говорим «спасибо»?

За все, что делают для нас.

И мы припомнить не смогли бы,

Кому сказали, сколько раз.

Форма пожеланий: всего хорошего, всего доброго, будьте здоровы, спокойной ночи, приятного аппетита, доброго пути.

(Ученик читает стихотворение «Доброго пути»).

Нам желают: «Доброго пути!» -

Будет легче ехать и идти.

Приведет, конечно, добрый путь

Тоже к доброму чему-нибудь.

Форма извинения: простите, пожалуйста, извините, пожалуйста.

(Ученик читает стихотворение «Простите»).

Простите, я больше не буду

Нечаянно бить посуду.

И взрослых перебивать, и что

Обещал – забывать.

А если я все же забуду, -

Простите, я больше не буду.

Формы просьбы: пожалуйста, будьте добры, будьте любезны, прошу вас.

(Ученик читает стихотворение «Пожалуйста»).

Отменить, что ли, слово «пожалуйста»?

Повторяем его поминутно.

Нет, пожалуй, что без «пожалуйста»

Нам становится неуютно.

Форма прощания: до свидания, до скорой встречи, прощайте.

(Ученики читают стихотворение М. Танича «Волшебные слова»)

1 ученик.

Извини, пожалуйста, прости и разреши.

Это не слова, а ключик от души.

Кроме нашей спутницы –

Таблицы умножения

Есть еще таблица,

Таблица уважения!

Помните, как азбуку,

Как дважды два:

«Спасибо» и «Пожалуйста» -

Волшебные слова!

2 ученик.

Всюду, где нескромному

Укажут от ворот,

Вежливый попросит

И пройдет.

Перед словом вежливым

Двери отворяются!

Пусть оно почаще всюду

  1.  

Помните, как азбуку,

Как дважды два:

«Спасибо» и «Пожалуйста» -

Волшебные слова!

4.Беседа о вежливости.

- Мы идем дальше по лабиринту. Куда же проходить? (В ворота Вежливости».)

* Справка учителя «Путешествие в прошлое»

- А известно ли вам, ребята, что обозначает слово «вежливость»?

До 16 века в русском языке широко употреблялось слово «вежа» (карточка со словом прикрепляется к доске). Вежа – от слова «ведать», «знать». Вежа – человек, который знает, как вести себя в той или иной обстановке. Отсюда и «вежество», позднее превращается в «вежливость» (карточки со словами «вежа», «вежество», «вежливость»). Вежество – качество ценное и обязательное. Поэтому учили вежеству в школах наряду с грамотой и молитвами.

- А что же происходит в наши дни?  Простите, что там происходит?

(Сценка «Встреча с Грубостью»).

Вежливость:

Разрешите, пропустите,

Ах, меня вы не держите!

Я к ребятам тороплюсь.

Грубость (сердито): Что ты злишься?

Вежливость:  Я не сержусь!

Невоспитанность (строит рожицы):

Вот нахальная девица,

А еще наша сестрица,

(дразнит) «Я к ребятам тороплюсь».

Грубость: Говорит еще «Не злюсь».

Невоспитанность:

Ты к ребятам поспешила,

Ну ты нас и насмешила!

Грубость: Тут тебя никто не ждет!

Вежливость: Да, еще Аккуратность к нам придет!

Грубость: Ну и эту… притащила,

Что ж, сестрица, (строит рожицы), очень мило!

Невоспитанность: Мы Неряху пригласили!

Грубость: Эй, Неряха, иди сюда!

(Подходит Неряха и становится рядом с Вежливостью).

Невоспитанность: Да не там стоишь, балда!

(Неряха становится рядом с Грубостью.)

(Приходит Аккуратность. Она смотрится в зеркало и поправляет прическу.)

Аккуратность: Здравствуйте, ребята! Вы такие аккуратные, причесанные, так на вас приятно смотреть!

Неряха:

Я к вам тоже торопилась,

Но в квартире заблудилась,

Не могла найти я тапки,

Полчаса искала шляпку,

Час искала я расческу,

Два искала я носки!

Чуть не умерла с тоски!

Но носков я не нашла,

Вот и босиком пришла!

Грубость (смотрит в сторону Аккуратности):

Ты чего так нарядилась?

Может быть тебе приснилось,

Что принцесса на балу?

Аккуратность:

Просто так приятней жить!

Аккуратно причесаться,

Утром с мылом умываться,

Платье чистое надеть!

Грубость: В лужу грязную влететь!  (хихикает)

Невоспитанность:

В грязном походить немножко,

И испортится прическа.

Неряха (мечтательно):

Месяц волосы не мыть,

Так же лучше в мире жить!

Вежливость (Аккуратности): У тебя шикарный вид!

Грубость (ехидно):

И хороший аппетит!

Ты так сильно растолстела!

Невоспитанность: Ты случайно не болела?

Аккуратность:

Я стараюсь лучше быть,

Я в квартире убираю,

Пылесосю, подметаю!

Очень чистоту люблю!

Вежливость: Вот за это я хвалю!

Неряха (дразнит):

«Подметаю, убираю»,

Как так можно жить,

Не знаю!

Книжку я одну читала.

Грубость и Невоспитанность (вместе): Ты читала?

Неряха:

Знаете, что я узнала?

Это даже записала…

  1.  

«Вредные советы» (Григорий Остер)

Никогда не мойте руки,

Шею, уши и лицо.

Это глупое занятье

Не приводит ни к чему.

Вновь испачкаются руки,

Шея, уши и лицо.

Так зачем же тратить силы,

Время попусту терять?

Стричься тоже бесполезно,

Никакого смысла нет:

К старости сама собою

Облысеет голова.

Нет приятнее занятья,

Чем в носу поковырять.

Всем ужасно интересно:

Что там спрятано внутри?

А кому смотреть противно,

Тот пускай и не глядит.

Мы же в нос к нему не лезем,

Пусть и он не пристает!

Аккуратность: Ребята, скажите, мы можем согласиться с вредными советами, которые нам прочла Неряха?

(ребята отвечают)

Неряха: Я не согласна! Живу,  как хочу!

Аккуратность: Культурные мальчики и девочки соблюдают правила гигиены. Для здоровья очень важна культура быта: влажная уборка в квартире, проветривание помещений, чистота одежды и посуды.

Вежливость: А еще для культурных мальчиков и девочек очень важно правильно себя вести в общественных местах, в транспорте, в гостях, и…

Невоспитанность (перебивает):

Я вчера была в гостях,

Отдохнула я на славу!

  1.  

Правда, я немного опоздала,

Может быть, часа на два…

Ну, так это очень мало.

Ну, каких-то два часа…

(Аккуратность качает головой)

Но зато пришла с подарком,

Недешевый мой сюрприз!

Назывался «Ночной бриз».

Я его сама открыла

И хозяев «надушила».

А наелась больше всех!

Ждал меня в гостях успех!

Без умолку я трещала,

Песни пела и скакала!

Я была такой родной!

Да, скажу вам по секрету,

Я домой не шла одна,

Провожала вся семья!

Ведущий: ребята, вам понравилось, как Невоспитанность вела себя в гостях?

(ребята отвечают)

Грубость:

Нас воспитывать не надо,

Сами знаем, что и как!

Нас весь вечер «распекают»

(обращается к Невоспитанности и Неряхе)

За малюсенький пустяк!

Вы, ребята, поддержите,

Ссорьтесь, бейтесь и деритесь!

Неряха:

И побольше вы ленитесь,

Хорошо вы не учитесь!

Грубость (согласно кивает): Разве я не хороша?

(Неряха пытается что-то сказать)

Замолчи же, тихо, ша!

Грубость будет говорить!

Ты меня не перебивай,

В разговор мой не встревай!

Я ребят буду учить,

Как на свете нужно жить!

Вы, ребята, подскажите

И откройте мне секрет,

Нравлюсь я вам или нет?

(ребята отвечают)

Грубость:

Ах, зловредные детишки,

Толстяки и коротышки!

Я у вас здесь лучше всех!

В жизни ждет меня успех!

Ведущий: Ребята, а вы как считаете, Грубость правильно поступает?

(ребята отвечают)

Невоспитанность:

Вы бы слушали подружку,

(кивает в сторону Грубости)

Дельный я даю совет!

Ну что. Мы здесь лучше всех, ребята?

Ученики (хором): Нет!

Грубость: Вредины вы, погодите!

Вежливость: Вы, наверно, нагрубите?

Грубость:

Мне пора уже грубить,

А кого-то отлупить!

(угрожающе приближается к Вежливости)

Ведущий: А ты, Грубость, не хозяйничай на нашем празднике! Ребята уже сказали о своем отношении к тебе и твоим подружкам. И в обиду мы Вежливость не дадим!

Грубость: Подумаешь, защитнички! За мной, подружки! (машет Невоспитанности и Неряхе)

Неряха: А я, наверное, останусь, будут сладеньким угощать.

(Грубость показывает своим подружкам кулак и тащит Неряху и Невоспитанность за собой. Неряха  и Невоспитанность уходят).

1 ученик.

Настанет, друзья, счастливое время,

Настанут счастливые дни:

Ребята приветливы будут со всеми,

Грубить перестанут они.

Не будет детей нехороших,

Придут золотые года,

И в комнату в грязных ботинках

Не будут входить никогда.

2 ученик.

Грубить не будут дети,

Не будут грызть ногтей,

И станут все на свете

Любить таких детей.

Подует ветер свежий,

Фиалки расцветут,

Исчезнут все невежи

Навеки пропадут.

3 ученик.

Пусть грубость исчезнет навеки,

Пускай по рецептам врачей

Появятся в каждой аптеке

Лекарство для грубых детей.

Ребенок вертелся на стуле,

Шумел и ко всем приставал,

Ему приписали пилюли –

Он принял – и вежливым стал.

Физ. минутка «Вежливые животные»

-Представьте, что животные тоже решили стать вежливыми и при встрече всегда здороваются. Придумайте и покажите, как при встрече могли бы приветствовать друг друга:

-жирафы (наклоны вперед)

-антилопы (поднятие ног поочередно)

-львы (повороты вправо влево)

-обезьяны (подскоки, наклоны вправо-влево с руками за головой)

-медведи (вращение головами)

5. Беседа о дружбе, о друзьях.

- Куда же теперь мы пойдем? (Мы пойдем под арку Дружбы).

( работа со словами «дружба», «друг»)

- Дружба, друг, дружить. Что общего у этих слов? (Корень – часть слова: «друг», это однокоренные слова.) Послушайте, что рассказал поэт о том, как возникло само слово «друг».

(учитель читает стихотворение)

Когда еще никто не знал ни слова –

Ни «здравствуйте», ни «солнце», ни «корова»,-

Соседям древний человек привык

Показывать кулак или язык

И корчить рожу (что одно и то же),

Но, словом стал гортанный резкий звук,

Осмысленней лицо, умнее руки.

И человек придумал слово «друг».

Стал друга ждать и тосковал в разлуки.

Ему спасибо за друзей моих.

Как жил бы я, что делал бы без них?

Друзей – людей, которых я люблю,

Я никогда ничем не оскорблю.

- Давайте споем все вместе о дружбе и о друге песню.

(Звучит песня о дружбе).

Обсуждение вопроса: «Какими качествами должен обладать настоящий друг?»

- Ребята, а какими качествами, чертами характера должен обладать настоящий друг?

(Он должен быть верным, честным, добрым; чтобы мог прийти на помощь в любую минуту; должен быть рядом и в радости и в горе.)

- Вы правы.

- Ребята! Но время идет и нам нужно выйти из лабиринта. Где, по-вашему, ждет нас выход?

(В башне Мира и Добра.)

7. Раскрытие значения слов «добро», «мир».

-Всю свою жизнь, с самого детства, человек познает, что такое «добро». Люди понимают, что за добро надо платить добром, душевным теплом. Доброта – признак силы души, ее величия.

-Как вы знаете, сказки, пословицы – это мудрость народа. В сказках добро всегда побеждает зло. Вспомните, в каких сказках это происходит?

(«Золушка», «Крошечка - Хаврошечка», «Аленький цветочек», «Иван царевич и серый волк» и др.)

- Отношение к добру и злу народ отразил и в пословицах, поговорках. Прочитаем их хором.

(На доске): Доброе слово – что дождь в засуху.

Доброе слово дороже богатства.

На добрый привет – добрый ответ.

-Как вы понимаете смысл этих пословиц? (Работа в группах)

- На свете очень много важных и нужных слов, но, по-моему, есть одно самое главное для всех людей на Земле. Какое это слово?

(Ученица читает стихотворение о мире.)

Есть на свете слово –

Нужное и важное,

Словно солнце, греет

Это слово каждого.

Написать без кляксы

Очень хочет Света

Это слово важное,

Теплое, как лето.

Мир для всех народов,

Мир на всей планете!

Он нам очень нужен–

Мне, тебе и Свете.

-Слова «добро», «мир», «дружба» немыслимы друг без друга, как и каждый человек не мыслим без отца и матери, без Родины, страны, в которой он живет.

8 Итог занятия.

-Вот и вышли мы из «Лабиринта Воспитанности».

-Какое самое важное и нужное слово сегодня открыл для себя каждый из вас? Напишите его на карточке и прикрепите на доске.

(Дети пишут фломастером слова, карточки прикрепляют на доске. Учитель прикрепляет карточки со словами «забота», «уважение», «понимание», «любовь», если их нет среди детских.)

-Прочитайте свое слово.

(Дети «цепочкой» читают слова. В заключение ученик читает стихотворение.)

Мы любим писать слова земные:

«Мама», «школа», «счастье», «доброта»…-

Светлые, понятные, родные,

Важные для всех людей слова!

-Спасибо! Занятие окончено.

(Звучит песня «Улыбка»)