I. Организация класса.
Школа двери нам открыла,
Приглашает в гости нас.
Знания – большая сила.
Четвероклассники, в добрый час!
II. Вступительное слово учителя.
III. Сообщение темы урока.
- Ребята, прочитайте тему нашего урока. Эта тема очень важна сейчас не только для отдельного человека, но и для общества. Любому обществу нужны умные, грамотные, образованные люди. И человеку важно быть успешным, добиваться своих целей в жизни. А для этого нужны знания.
IV. Основная часть урока.
1. Упражнение «Микрофон»
- Чему учат в школе?
- Зачем человеку нужно учиться?
-Как вы понимаете слова «Чему бы ты не учился, ты учишься для себя»?
2. Слушание и обсуждение сказки.
В одном городе жил мальчик - второклассник Ваня. И ничему этот мальчик не хотел учиться: ни читать, ни писать, ни считать. Одни двойки у Вани в дневнике. « А зачем учиться?- говорил Ваня. – Сейчас есть компьютеры, разные умные машины. Я только на кнопки нажимать буду. А машина умная и сама всё сделает!» Огорчались родители, но ничего не могли поделать с таким лентяем!
Однажды приехал к ним в гости мамин брат Николай Степанович. И был он капитаном большого пассажирского корабля. Как Ваня обрадовался приезду дяди. «Я тоже, я тоже хочу быть капитаном!» – кричал Ваня. Дядя Николай Степанович улыбался племяннику и радовался – вот какие мечты у мальчика хорошие. А потом родители показали дяде дневник Вани и его оценки. «Нет, - сказал капитан. – Я тебя и матросом на свой корабль не возьму. Мы отвечаем и за пассажиров, и за корабль. А такой лентяй, как ты быстро наш корабль или на скалах разобьет, или не к тому берегу направит. У меня в команде все ребята умные и образованные. И дело своё морское отлично знают, а ты учиться не хочешь!» Задумался Ваня и исправляться начал, чтобы его мечта исполнилась – стать настоящим капитаном.
Вопросы к тексту:
- Почему Ваня не хотел учиться?
- Могут ли компьютеры без управления опытными специалистами управлять
производством или кораблем?
- Почему Николай Степанович огорчился?
- Как капитан говорил о своих матросах?
- Добьется ли Ваня своей цели?
Учитель:
Ваня добьется своей цели, если будет прилагать все усилия, трудолюбие, будет прилежно учиться. Недаром говорится: «Терпение и труд – всё перетрут» и «Ученье – путь к уменью».
3. Конкурс загадок о школе для детей.
- Немного отдохнем и отгадаем загадки о школьной жизни.
Город в бантиках, букетах.
До свиданья, слышишь, лето?
В этот день гурьбой веселой
Дружно мы шагаем в школу! (1 сентября)
Открыла двери школа,
Впустила новоселов.
Кто из вас, ребята, знает,
Как их называют? (Первоклассники)
Между двумя звонками срок
Называется (урок).
Учитель физкультуры нам сказал
Всем зайти в спортивный (зал).
Школа – не простое здание,
Ведь в школе получают (знания).
Распорядок этот дня
Был написан для меня.
Никуда не опоздаю,
Ведь его я соблюдаю. (Режим дня)
Пишем в нем задания на дом,
Ставят нам оценки рядом.
Если оценки хороши,
Мы просим: «Мама, подпиши!» (Дневник)
По алфавиту в строгом порядке
Тридцать фамилий в толстой тетрадке.
Справа от них разлинованы клетки,
Чтоб не сбежали ваши отметки (Классный журнал).
Снаружи смотришь – дом как дом.
Но нет жильцов обычных в нем,
В нем книги интересные
Стоят рядами тесными (Библиотека).
Открыть свои тайны
Любому готова,
Но ты от неё не услышишь
Ни слова (Книга).
4. Конкурс «Эрудит».
- Уважаемые ребята! Предлагаю вам поучаствовать в викторине.
- Назовите автора произведений «Федорино горе», «Мойдодыр», «Муха-Цокотуха» (К. Чуковский)
- Сколько букв в русском алфавите? (33 буквы)
- Чем кончается лето и начинается осень? (Буквой О)
- Какие буквы не обозначают звуков? (Мягкий знак, твердый знак)
- Как называется волшебная скатерть в народных сказках? (Самобранка)
- На каком волшебном виде транспорта передвигался Емеля? (На печке)
- Какое животное самое высокое в мире? (Жираф)
- В люстре было 4 лампочки. Одна перегорела. Сколько лампочек осталось в люстре? (4).
- Солнце – это планета или звезда? (Звезда)
- Как называется сказка, в которой кот носил обувь? («Кот в сапогах»)
- Назовите профессию человека, который проектирует здания, дома. (Архитектор).
- Что такое первоцветы? (Первые цветы, которые появляются в лесу: подснежники, пролески, ландыши).
Учитель: Молодцы! Отлично справились с заданиями.
6. Упражнение на формирование положительной мотивации к учению (ассоциативный куст).
- Ребята, на доске у нас картинка ученика. Давайте определим, какие качества должны быть у любого школьника, чтобы успешно учиться.
Дети выходят к доске, проводят стрелочки и записывают около картинки ученика качества (например, трудолюбие, ответственность, вежливость, любознательность, аккуратность, любовь к знаниям, любовь к чтению и т.д.).
Учитель: Успешный ученик станет успешным гражданином, успешным человеком, который осуществит свои мечты.
Сегодня мы с вами узнаем о великих русских учёных и их открытиях.
- Михаил Васильевич Ломоносов. Изобрёл способ изготовления цветного стекла.
-. Дмитрий Иванович Менделеев. Создал Периодическую систему химических элементов.
- Константин Эдуардович Циолковский. Создал первую ракету на жидком топливе.
- Александр
- Степанович Попов. Стал изобретателем первого радио.
- Владимир Кузьмич Зворыкин. Создал первый в мире электронный микроскоп и телевизор.
- Сергей Павлович Королёв. Изобретатель первых в мире космических ракет.
Кто из русских учёных первым изобрёл радио? (Попов)
Русский учёный, открывший Периодическую систему химических элементов. (Менделеев).
Первый российский учёный- естествоиспытатель мирового значения, поэт, художник, историк, химик. (Ломоносов).
Создатель первой ракеты на жидком топливе. (Циолковский).
Любите то, что учите, и учитесь тому, что любите.
7. Сообщения об известных земляках.
8. Творческое задание «Вперед, к знаниям!».
Учимся формулировать цели.
Учитель:
- Ребята, у вас на партах тоже воздушные шары. Предлагаю вам раскрасить картинку яркими карандашами, а на обратной стороне написать, чему бы вы хотели научиться в этом учебном году. Не забывайте о теме нашего урока «Любите то, что учите, и учитесь тому, что любите». Поэтому сформулируйте, чему бы вы хотели научиться в школе, дома или на занятиях кружка.
Например, научиться решать сложные примеры и научиться вязать красивые вещи. Или: научиться писать без ошибок и научиться кататься на лыжах.
Свои рисунки и пожелания дети прикрепляют к доске.
V. Итог урока.
Знаний много не бывает,
И об этом каждый знает.
Учимся порой всю жизнь,
К знаниям всегда - всегда стремись.
Положительные качества
-терпимость
-доброта
-дружелюбие
-доверие
-устремлённость
-чуткость
-зоркость
-находчивость
-ответственность
-искренность
-спокойствие
Отрицательные качества
- лень
-страх
-гнев
-раздражение
- уныние
-обида
-малодушие
-равнодушие
-зависть