8
Классный час в 5 классе «Спешите делать добро!»
Цель классного часа: раскрыть детям сущность понятий "добро", "доброта", "добрые поступки".
Задачи:
- формировать у детей представление о доброте, о хороших, добрых поступках, показывать их ценность;
- воспитывать не только желание, но и потребность проявлять доброту к окружающим, применять в речи "волшебные" слова;
- способствовать сплочению детского коллектива, создать праздничное настроение.
Оборудование:
- компьютер, презентация;
- карточки с пословицами;
- раздаточный материал для картины;
- слайды.
Ход классного часа:
Учитель: Ребята, сегодня мы с вами будем говорить о доброте и добрых делах. Доброта. Какое простое слово! Тысячелетия люди спорят о том, нужна ли доброта?
Какого человека мы можем назвать добрым? Легко или трудно быть добрым? Споры идут, а люди страдают от того, что доброты в их жизни не хватает.
Достаётся недёшево
Счастье трудных дорог.
Что ты сделал хорошего?
Чем ты людям помог?
Этой мерой измерятся
Все земные труды,
Может, вырастил деревце
На земле Кулунды?
Может, строишь ракету?
Гидростанцию? Дом?
Согреваешь планету
Своим мирным трудом?
Иль под снежной порошей
Жизнь спасаешь кому?
Делать людям хорошее -
Хорошеть самому.
- Тема нашего классного часа «Спешите делать ДОБРО!»
СЛАЙД №1 – (Тема)
Учитель: Оглянитесь вокруг, какими недружелюбными и равнодушными бывают порой люди по отношению друг к другу. Именно доброта сближает людей, как ничто другое, она тот язык, на котором с вами всякий захочет разговаривать. (Оцените поступок главного героя и его друзей)
РОЛИК (мультфильм)
Учитель: Ребята, как вы понимаете слово «доброта»?
(Ответы детей)
Учитель: В словаре Сергея Ивановича Ожегова слово «доброта» определяется как «отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим».
СЛАЙД № 2- (Словарь С.И. Ожегова)
Учитель: А кто мне ответит: «Где живёт доброта?» (Ответы детей)
- Ребята, вспомните свою маму, ведь она и является олицетворением добра.
Ученик: В доме добрыми делами занята,
Тихо ходит по квартире доброта.
Утро доброе у нас,
Добрый день и добрый час,
Добрый вечер, ночь добра,
Было доброе вчера.
И откуда, спросишь ты,
В доме столько доброты.
Что от этой доброты
Приживаются цветы,
Рыбки, ёжики, птенцы?
Я тебе отвечу прямо:
Это мама, мама, мама!
Учитель: Ребята, задумайтесь, а часто ли вы говорите добрые слова маме, друг другу? Эти слова ещё называют «волшебными». Какие «волшебные» слова вы знаете?
Ответы детей (Спасибо, извините, пожалуйста, до свидания, простите)
Учитель: Молодцы, сколько волшебных слов вы знаете…
Эти слова должны всегда жить в ваших сердцах.
А сейчас создадим свой сад, сад Доброты.
У вас все для этого есть на парта. Первый ряд разбивает сад, второй – сделает наш сад цветущим, третий – порадует нас плодами.
(на партах лежат: деревья, цветы, плоды)
МУЗЫКА – «Лестница в небо»
Учитель: Добрые сердца - это сады. (посадим деревья…)
Добрые мысли – цветы. (зацвел наш сад…)
Добрые дела – плоды. (деревья дали плоды…)
- Добрые люди освещают всё вокруг подобно солнышку.
(Учитель вешает круг солнца)
- А чтобы оно сияло ярко-ярко, на Земле должно быть много доброты. Человек должен обладать хорошими качествами, с которыми я вас хотела познакомить, но их названия рассыпались.
- Давайте вместе подумаем и попытаемся составить из простых слов сложные, характеризующие положительные черты человека….
- В основе каждого из них будет слово «ДОБРО»
(на доске на карточках)
ДОБРО
душа
желать
порядок
сердце
совесть
(Читают получившиеся слова)
СЛАЙД № 3 – (Сложные слова) – появляются…
(Учитель раздает лучи...)
- Добродушный (Добрый и мягкий по характеру человек)
- Доброжелательный (Человек, желающий добра)
- Добропорядочный (Приличный, достойный одобрения человек)
- Добросердечный (Человек обладает добрым сердцем, ласковый)
- Добросовестный (Честно выполняющий свои обязанности человек)
Учитель: Молодцы, справились с этим заданием, а теперь возьмите лучи солнца и согрейте наш сад Доброты.
(дети прикрепляют лучи на картину)
Учитель: Вот какое замечательное солнышко получилось!
- Философы считают, что осознание сделанного добра - это уже награда для человека. Просто, делая добро, никогда не надо ожидать благодарности.
Следовательно, основное назначение человека - творить добро.
Может быть, именно поэтому ещё в старой азбуке буквы обозначались словами.
Обратите внимание на слайд.
(Слайд № 4- Кириллица)
Это буквы славянской азбуки (кириллицы): Аз Буки Веди Глаголь Добро Живите Земля Люди
Азбука как бы призывала: «ЛЮДИ ЗЕМЛИ, МЫСЛИТЕ, ДУМАЙТЕ И ТВОРИТЕ ДОБРО».
Учитель: Народная мудрость гласит: «Жизнь дана на добрые дела».
Спешите, ребята, их делать. Стремитесь к этому всю свою жизнь.
Ведь недаром народ придумал много пословиц о доброте.
Вам было дано домашнее задание: найти пословицы о доброте и объяснить их смысл. Кто готов нам рассказать?
(Дети называют пословицы)
Добрые дела красят человека.
Без добрых дел нет доброго имени.
Сделав добро – не хвались.
Худо тому, кто добра не делает никому.
Свет не без добрых людей
(Учитель просит детей сразу объяснить смысл пословиц)
Учитель: Молодцы, ребята, вы знаете много пословиц о доброте.
А теперь я вам предлагаю составить пословицы, но над ними еще надо поработать. Работаем в парах. Достаньте задания из конвертов. На карточках записаны части пословиц. Соедините стрелками по смыслу части так, чтобы получилась целая пословица. Приступаем.
(МУЗЫКА – Фунтик)
СЛАЙД № 5- без стрелок
(Работа в парах)
Доброе слово и кошке приятно.
Не одежда красит человека, а его добрые дела.
Торопись на доброе дело, а худое само приспеет.
Не хвались серебром, а хвались добром.
Кто добро творит, того Бог отблагодарит.
В ком добра нет, в том и правды мало.
Не ищи красоты, а ищи доброты.
(Проверка по слайду СЛАЙД № 5- со стрелками)
Учитель: Молодцы ребята, справились с этим заданием. Составленные вами пословицы помогли нам вспомнить стихотворение о доброте, которое прочитают (имена детей)
1. Я хочу, чтобы все смеялись,
Чтобы мечты всегда сбывались,
Чтобы детям снились сны,
Чтобы утро добрым было,
Чтобы мама не грустила,
Чтобы в мире больше не было войны.
2. Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту всегда.
И если кому-то, кому-то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,
Что годы живёшь ты не зря!
Учитель: Ребята, пора нам немного отдохнуть, а заодно вспомнить сказки. Вы много читаете сказок и знаете наверняка, что добро всегда побеждает зло.
- Проверим, как вы знаете героев сказок.
Игра «Сказка»
- Я буду называть сказочного героя, а вы показывать - добрый он или злой. Если добрый, вы радостно хлопайте в ладоши, если злой – закрывайте лицо ладонями.
- Иван – Царевич, Кощей Бессмертный, Царевна Лягушка, Золотая рыбка, Дюймовочка, Карабас-Барабас, Красная Шапочка, Баба-яга, Золушка, Морозко, Мальвина, кот Леопольд.
Учитель: Именно кот Леопольд сегодня у нас в гостях… (ребёнок в костюме Леопольда)
Я желаю вам добра,
Доброй ночи до утра
Всем желаю добрых снов,
Добрых дел и добрых слов.
Уведёт ли вас дорога
От любимого порога,
Пусть вам скажет кто-нибудь:
«В добрый час и в добрый путь!»
Я желаю, чтобы с вами
Людям было веселей,
Чтобы добрыми глазами
Вы смотрели на людей.
Учитель: Спасибо, кот Леопольд.
Завершая классный час, я хочу сказать:
«Всем суждено постичь простую, но высокую истину: отдавая себя, человек не растрачивает свое духовное богатство, а преумножает его. В библии написано: «воздастся вам по вашим деяниям». Только так человеку дано оставить след в жизни, в памяти современников и потомков.
Какой след, по-вашему, мог бы оставить каждый из вас?»
(Кот Леопольд читает стихотворение Леонида Мартынова)
«След»
А ты? Входя в дома любые –
И в серые, и в голубые,
Входя на лестницы крутые,
В квартиры, светом залитые,
Прислушиваясь к звону клавиш,
И на вопрос даря ответ,
Скажи: какой ты след оставишь?
След, чтобы вытерли паркет
И посмотрели косо вслед?
Или незримый прочный след?
В чужой душе на много лет?
Учитель: Замечательные слова Леонида Мартынова прочитал (имя ученика).
СЛАЙД № 6 – (Спешите делать добро)
Учитель: Спешите оставить свой след любви, доброты и отваги,
Спешите оставить свой след в томительном поиске истин.
Но только не грязный, а чистый. Спешите оставить свой след….
- Ребята, возьмите в руки следы, что лежат у вас на партах. Пусть каждый из вас оставит свой след…
(Под песню на слова Ю. Энтина и музыку М. Минкова «Дорога добра» учитель и дети прокладывают следами тропинку к солнцу). Выстраиваются около доски и фотографируются.