СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Клуб общения «Лучики счастья»

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

       С первых дней пребывания в школе ребёнок включается в процесс межличностных взаимодействий с одноклассниками и учителями. На протяжении младшего школьного возраста это взаимодействие имеет определённую динамику и закономерности развития. Младший школьник - это человек, активно овладевающий навыками общения. В этот период происходит интенсивное установление дружеских контактов. Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей является одной из важнейших задач развития на этом школьном этапе. Навыки конструктивного общения, приобретённые в младшем школьном возрасте в подростковом возрасте, во многом определят успешность подростка.

       Для развития, а при необходимости и коррекции навыков социального взаимодействия в рамках Программы психологического сопровождения обучающихся начальных классов, реализуемой в муниципальном образовательном учреждении разработаны “Уроки общения”. Цикл занятий составлен на основе “Уроков общения” Л. Н. Блиновой: Учеб. пособие [Текст] / Л.Н. Блинова. – М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2002. – 136 с.).

Просмотр содержимого документа
«Клуб общения «Лучики счастья»»






КЛУБ ОБЩЕНИЯ

«ЛУЧИКИ СЧАСТЬЯ»


Для обучающихся 1-х классов в период адаптации













"Уважайте текущий час и сегодняшний день!

Как ребёнок смеет жить завтра, если мы не даём ему жить сегодня сознательной ответственной жизнью?

Позволим детям упиваться радостью утра и верить.

Именно так хочет ребёнок.

Ему не жаль времени на сказку, на беседу с собакой, на игру в мяч,

на подробное рассматривание картинки, на перерисовку буквы, и всё это любовно. Он прав". Я.Корчак

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

С первых дней пребывания в школе ребёнок включается в процесс межличностных взаимодействий с одноклассниками и учителями. На протяжении младшего школьного возраста это взаимодействие имеет определённую динамику и закономерности развития. Младший школьник - это человек, активно овладевающий навыками общения. В этот период происходит интенсивное установление дружеских контактов. Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей является одной из важнейших задач развития на этом школьном этапе. Навыки конструктивного общения, приобретённые в младшем школьном возрасте в подростковом возрасте, во многом определят успешность подростка.

Для развития, а при необходимости и коррекции навыков социального взаимодействия в рамках Программы психологического сопровождения обучающихся начальных классов, реализуемой в муниципальном образовательном учреждении разработаны “Уроки общения”. Цикл занятий составлен на основе “Уроков общения” Л. Н. Блиновой: Учеб. пособие [Текст] / Л.Н. Блинова. – М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2002. – 136 с.).

Цель – повышение адаптации ребёнка в школе и обществе, через формирование коммуникативных навыков обучающихся.

Задачи:

  • формирование навыков общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению, аргументировать и неагрессивно отстаивать свою позицию;

  • cовершенствование коммуникативной культуры обучающихся;

  • выработка защитных качеств личности: уверенность в себе, открытость, чувства юмора.

Уроки общения проводятся 1 раз в неделю, продолжительность занятия - 40 минут.

Структура занятия: каждое занятие проводится в нестандартной форме и включает в себя следующие элементы: приветствие; основное содержание, которое направленно на развитие навыков общения; рефлексию по поводу данного занятия и элементы прощания.

В ходе работы используются: игровые методы, элементы тренинга, метод групповой дискуссии, проективные методики рисуночного и вербального типов, элементы арттерапии, а также психогимнастика.

Особенность данной программы заключается в том, что 1-4 классы - развитие познавательной активности, способности к взаимодействию и сотрудничеству.

Общий замысел - создать безопасную, доброжелательную атмосферу для ребёнка, в которой он будет чувствовать себя понятым и принятым. В этой атмосфере дети приобретают важные жизненные навыки:

•  умение слушать другого человека;

•  умение преодолеть смущение, начать и поддержать разговор;

•  умение осознавать, выражать свои чувства и понимать чувства других;

•  умение присоединиться к группе, познакомиться;

•  умение дискутировать.

Каждый ребёнок понимает, что он ценен независимо от его успехов, его внешности, что его особенности - это его уникальность и неповторимость. И это - здорово. Дети учатся планировать время, делать с удовольствием то, что делать необходимо, получают опыт дружбы и конструктивного общения.

Предполагаемые результаты:

    Формирование свободной, самостоятельной, физически и духовно развитой личности, способной к адекватным взаимоотношениям с социальной средой.

Критерии эффективности программы:

1. Изменение отношения обучающихся к социальному окружению.

2. Повышение уровня самосознания, воспитанности, культуры школьников.

3. Знание себя как свободной, психологически образованной личности.

    Базой для реализации программы выбрана Муниципальная общеобразовательная средняя школа №23 с углубленным изучением иностранных языков г. Нижневартовска.

Формы работы: беседы, ролевые игры, дискуссии, работа в малых группах, в большом круге, деловые игры, творческие этюды с элементами арттерапии, игры и упражнения на установление контакта, творческая поисковая деятельность.

Состав группы: обучающиеся 1-х классов.

Возраст: 7-8 лет.

Количество: работа с классом 1 час в неделю.

Временной аспект: 33 часа (9 часов на диагностику и 24 часа по программе).



Содержание занятий

№ п/п

Тема урока

Содержание занятия

Методическое обеспечение. Перечень используемых упражнений.

1

Вводное занятие. (1ч.)

Что такое психология?

Представление детей 7 лет о душе.

Упражнение «Что я знаю о себе».

2

Секреты общения. Внимание к окружающим людям. (1ч.)

Этикет, правила поведения.

Тренинг сензитивности. Тренировка восприятия партнёра в общении.

Секрет 1. Будь внимателен к тем, кто тебя окружает, и люди будут уважать тебя.

На тропинке правил поведения.

Упражнения: “Опиши партнёра”, “Маленький художник”, “Тропинка”, “Белые медведи”.

Работа в сенсорной комнате.

Психогимнастика.

3

Секреты общения. Умение слушать. (1ч.)

Помехи и затруднения в общении.

Секрет 2. Будь внимателен к тем, кто тебя окружает, и люди будут уважать тебя

Беседы о слагаемых общения, коммуникативной культуре, правилах вежливости.

Упражнения: “Назови по имени”, “Прикосновение”, “Испорченный телефон”.

4

Секреты общения. Правила вежливости. (1ч.)

5

Секреты общения. (1ч.)

6

Секреты общения. Взаимоуважение. (1ч.)

7

Секреты общения. (1ч.)

Адаптация к школе. Тренинг сензитивности. Тренировка восприятия партнёра в общении.

Калейдоскоп хорошего и плохого настроения.

Упражнения: “Маски”, “Интонация”, “Цветопись настроения”, “Цветик-многоцветик”. Сенсорная комната. Элементы арттерапии. Работа в группах.

8

Умение понимать состояние другого. (1ч.)

Осознание своих чувств.

Секрет 3. Умей внимательно слушать другого, и ты узнаешь много нового.


Психогимнастика.

Упражнения: “Слушаем тишину”, “Интонация”, “Сочиняем сказку”, “Если б я был волшебником”, “Подарок”, “Встречи”, “Царевна Несмеяна”,

9

Вежливое отношение к людям. (1ч.)

Секрет 4. Будь вежлив, и у тебя будет много друзей.

Рефлексия. Развитие внимания к окружающим.

Упражнения:

“Маленький художник”, “Волшебные картинки”, “Вежливые слова”, “Ссора”, “Магазин вежливых слов”.

10

ТЕМА: «Причины психологического дискомфорта, агрессии». (1ч.)

Установление межличностных отношений.

Упражнения: “Лужа”.

Художественные произведения: Дж. Родари “Розовое слово “Привет”. В. Осеева “Хороший поступок”.

11

Диагностические процедуры: Методика «Школа зверей». (1ч.)

Представление детей о школе. Установление межличностных отношений. Адаптация к школе.

Удивительное путешествие в волшебный лес. Загадки про зверей. Цветные карандаши, бумага.

12

Секреты общения. Умение учитывать позицию другого. (1ч.)

Рефлексия. Развитие внимания к окружающим.

Секрет 5. Умей поставить себя на место другого, и ты сможешь понять его поступки.

Конкурс пословиц о дружбе. Беседа о причинах конфликтов, агрессии.

Упражнения: “Ссора”, “Встреча”, “Жмурки”, “Ключ”, “Найди ведущего”, “На узкой тропинке”.

13

Секреты общения. Умение задавать вопросы вежливого обращения. (1ч.)

Вербальное общение. Конструктивные и деструктивные формы влияния на собеседника. Правила “хорошего слушания”. Интонирование голоса и результативность общения. Этикет отношений.

Беседа о правилах “хорошего слушания”.

Упражнения: “Иностранец”, “На улице”, “Да” и “Нет” не говорите”.

14

Диагностические процедуры: Методика «Лесенка». (1ч.)

Выявление системы представлений ребёнка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой.


Раздаточный материал, карандаши, бланки.

15

Секреты общения. Что такое дружба? (2ч.)

Дружба. Важность коммуникативных качеств (видеть и понимать сверстников, ценить каждого, выделять характерные черты).

Тренинг сензитивности. Тренировка восприятия партнёра в общении

Калейдоскоп желаний. Беседа об уважении и принятии другого.

Упражнения: “Экспресс-социометрия”, “Ценные качества”, “Игра в другого человека”, “Пожелания”.

16

ТЕМА: «Психические процессы личности».

Цель: познакомить обучающихся с общими понятиями памяти, внимания, мышления.

Освоить диагностику зрительной, слуховой, образной памяти. (2ч.)

Для чего нам нужна память? Виды памяти: зрительная, слуховая, образная

Королева Мнемозина. Упражнения на развитие памяти, внимания: «Что слышно?», «Слушай звуки, хлопки!», «Пишущая машинка», «Повтори за мной», «Слушай и исполняй!», «Запомни порядок!», «В магазине зеркал», «Запретный номер», «Противоположные движения».

17

Тема: «Зрительная память в учебной деятельности». (2ч.)

Развитие умения использовать виды памяти в учебной деятельности.

Логические задачи. Материалы для диагностики зрительной памяти (10 картинок).

18

Тема: «Слуховая

память в учебной деятельности». (2ч.)

Развитие умения использовать виды памяти в учебной деятельности.

Логические задачи. Материалы для диагностики слуховой памяти (10 слов).

19

Тема: «Образная

память в учебной деятельности». (2ч.)

Развитие умения использовать виды памяти в учебной деятельности.

Сенсорная комната «Тропа возрождения». Логические задачи. Материалы для диагностики образной памяти (описание картин заданного предмета). Сенсорная комната.

20

Тема: «Мышление в учебной деятельности». (2ч.)

Что такое мышление?

Умение мыслить нестандартно.

Логические задачи, развивающие игры. Упражнения «Пальцы помогают говорить». Развитие мелкой моторики рук.

21

Тема: «Моё любимое занятие». (1ч.)

Группы по интересам.

Упражнения с элементами арттерапии. Головоломки, лабиринты, раскраски.

22

ТЕМА: Понимаете ли вы других людей?

Цель: разобраться в ситуациях изображения мимики и жестов. (1ч.)

Жесты, мимика.

Сенсорная комната «Замечательное звёздное небо». Практическое упражнение «Мимика и жесты».

23

Здоровьесберегающие технологии

Тема: «Витамины» Презентация (1ч.)

Заботимся о своём здоровье.

Ватман. Краски. Карандаши. Кисти.

Упражнения с элементами арттерапии.


24

Тема: "Стремись творить добро"

Цель: дальнейшее развитие представлений обучающихся о добре и зле; воспитание стремления совершать добрые дела. (2ч.)

Понятие о доброте и добрых делах.

Путешествие по стране добрых дел. Оборудование: плакаты с пословицами: “Доброе слово человеку, что дождь в засуху”, “Не одежда красит человека, а его добрые дела”, “Спешите делать добро”;

Развивающие игры, ребусы.

25

Тема. "Урок толерантности".

Цели. Развивать стремление быть терпимым в обществе людей; воспитывать интернационализм; способствовать развитию устной речи обучающихся. (1ч.)

Развивать стремление быть терпимым в коллективе одноклассников. Способствовать в установлении межличностных отношений.


Практическое задание: разыгрывание ситуаций. Сенсорная комната. Упражнение «Заколдованный сад».

Работа в группах (элементы арттерапии).

26

Обобщение.

Завершение цикла занятий.

Подведение итогов. (1ч.)

Рефлексия обучающихся 1-х классов.

Пожелания друг другу, подарки на память (рисунки, оригами, поделки).



Использованная литература:


  1. Битянова, М. Р. Организация психологической работы в школе [Текст] / М. Р. Битянова. – М.: Совершенство, 1998. – 298 с. (Практическая психология в образовании).

  2. О.В.Хухлаева. Лесенка радости. М.: Совершенство, 1998. (Практическая психология в образовании).

  3. Григорьева, Т. Г. Основы конструктивного общения: Методическое пособие для педагогов-психологов [Текст] / Т. Г. Григорьева, Л. В. Линская, Т. П. Усольцева. – Новосибирск: Издательство Новосибирского университета, 1999. – 173 с.

  4. Практическая психология образования: Учебное пособие для вузов [Текст] / И. В. Дубровина, А. Д. Андреева, Н. И. Гуткина и др. ; Под ред. И.В. Дубровиной. – М. : Просвещение, 2003. – 480 с.

  5. Федоренко, Л. Г. Секреты общения [Текст] / Л. Г. Федоренко. – СПб. : КАРО, 2003. – 192 с.

  6. Фопель, К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / Пер. с нем.; в 4-х томах. Т. 4. – М. : Генезис, 2001. – 160 с.



9