Комплексы упражнений по логоритмике
Комплекс упражнений 1
Динамическое упражнение «Праздник в лесу…»
Дети и родители берутся за руки и за педагогом идут хороводным шагом «змейкой» между разложенными на полу листьями.
Праздник осенью в лесу —
И светло, и весело.
Вот какие украшенья
Осень здесь развесила.
Дыхательное упражнение «Ветер и листья»
После вдоха ребята задерживают дыхание и на выдохе, раскачивая поднятыми руками, продолжительно произносят звук «ф». Затем на одном выдохе произносят несколько раз звук «п», делая ступенчатый выдох, и постепенно опускают руки вниз («листья опадают»).
Массаж биологически активных зон, предотвращающий простудные заболевания. Родители делают массаж своему ребенку.
Тили-тили-тили-бом!
Сбил сосну Зайчишка лбом!
Приставить ладони козырьком ко лбу и энергично разводить их в стороны и сводить вместе.
Жалко мне Зайчишку,
Носит Зайка шишку.
Кулачками проводить по крыльям носа от переносицы к щекам.
Поскорее сбегай в лес,
Сделай Заиньке компресс.
Раздвинуть указательный и средний пальцы, остальные сжать в кулак, массировать точки, находящиеся перед и за ухом.
Подвижная игра «Догонялки»
Дети встают в круг, в центре — «ежик». Дети идут хороводом под песню «Маленький ежик» в одну сторону, «ежик» двигается противоходом. После окончания песни дети хлопают в ладоши и говорят:
Раз, два, три —
Ребятишек догони!
Дети разбегаются, «ежик» старается их запятнать.
Упражнение на развитие моторики «Водичка»
Водичка, водичка, (двумя руками сделать чашечку)
Умой мое личико. (ладошками имитировать умывание)
Чтобы глазки блестели, (дотрагиваться до глазок по очереди)
Чтобы щечки краснели, (тереть щечки)
Улыбался роток (улыбаться)
И кусался зубок (постучать зубками).
Комплекс упражнений 2
Динамическое упражнение на развитие чувства ритма
Ти-ти-ти — куда же нам пойти?
Хлопки в ладоши, отмечающие метрическую пульсацию.
Ать-ать-ать — в лес отправимся гулять.
Шлепки ладонями по коленям.
Ать-ать-ать — будем прыгать и скакать.
Перетопы ногами.
Дыхательное упражнение «Ветер и листья»
После вдоха ребята задерживают дыхание и на выдохе, раскачивая поднятыми руками, продолжительно произносят звук «ф». Затем на одном выдохе произносят несколько раз звук «п», делая ступенчатый выдох, и постепенно опускают руки вниз («листья опадают»).
Дети рассказывают стихотворение, сопровождая его движениями
Хлоп, хлоп, хлоп!
Три хлопка в ладоши.
Топ, топ, топ!
Три притопа.
А под елкой черный кот.
Поочередно выставлять руки вперед плавными движениями.
Под елку он залез поспать.
Присесть, положив сложенные ладошки под щеку.
Нам мешает танцевать.
Погрозить пальцем.
Подвижная игра «Найди пару»
Под веселую музыку дети и родители двигаются врассыпную. На более подвижную музыку дети и родители встают в пары и кружатся.
Массаж биологически активных зон, предотвращающий простудные заболевания.
Комплекс упражнений 3
Динамическое упражнение «Прогулка»
Раз-два-три, раз-два-три —
По дорожке мы пошли.
Шаг марша.
Петлять тропинка начала
Среди высоких трав,
По ней шагаем мы легко,
Головушку подняв.
Ходьба «змейкой».
Вот мы кочки увидали,
Через них мы прыгать стали.
Прыжки с продвижением вперед.
Впереди течет ручей,
Подходите поскорей.
Ходьба на носках, руки — в стороны.
Руки в стороны расставим,
Переходить его мы станем.
Лес осенний увидали
И к нему все побежали.
Бег по кругу.
Посмотрела на бегу.
Кто пасется на лугу.
Дыхательное упражнение «Подуй на пальцы»
Дети складывают пальцы в щепоть, подносят их ко рту и, сделав носом энергичный вдох, дуют на пальцы короткими активными выдохами, энергично работая мышцами живота.
Пальчиковая игра «Птенчики в гнезде»
Птичка крылышками машет
И летит к себе в гнездо.
Обхватить все пальцы правой руки левой ладонью и ими шевелить.
Птенчикам своим расскажет,
Где она взяла зерно.
Разевает птенчик рот —
Маму, маму он зовет.
Массаж тела «Лягушата»
Родители помогают детям в выполнении движений, соответствующих тексту:
Лягушата встали, потянулись
И друг другу улыбнулись.
Выгибают спинки,
Спинки-тростинки.
Ножками затопали,
Ручками захлопали.
Постучим ладошкой
По ручкам мы немножко.
А потом, потом, потом
Грудку мы чуть-чуть побьем.
Хлоп-хлоп тут и там,
И немного по бокам.
Хлопают ладошки
Нас уже по ножкам.
Погладили ладошки
И ручки, и ножки.
Лягушата скажут: «Ква!
Прыгать весело, друзья!»
Подвижная игра «Прогулка и дождик»
На 1-ю часть музыки дети свободно гуляют по залу, на 2-ю — пляшут, включая в танец знакомые плясовые движения, на 3-ю — прячутся под большим зонтом, который держит воспитатель.
Комплекс упражнений 4
Динамическое упражнение «Мы идем та-та-та…»
Хором.
Мы идем: та-та-та.
Обычная ходьба.
Мы поем: ля-ля-ля.
Ходьба на носках.
Мы едем: ту-ту-ту.
Ходьба на всей стопе, руки согнуты в локтях («паровоз»).
Мы кричим: ау-ау.
Стоя на месте, говорят, приложив руки рупором ко рту.
Дыхательное упражнение «Аромат цветов»
Дети через нос делают спокойный вдох, задерживают дыхание и продолжительно выдыхают, произнося «А-ах!».
Логопедическая гимнастика
1) Упражнение «Хобот слоненка»
Подражаю я слону
Губы хоботом тяну…
Даже если я устану,
Их тянуть не перестану.
Буду долго так держать,
Свои губы укреплять.
2) Упражнение «Пастушок»
Вы как пастушки будете играть на дудочке, чтобы коровка не потерялась.
Я на дудочке играю: «У-у-у, у-у-у!»
Всех коровок собираю: «У-у-у, у-у-у!»
Вы идите все за мной: «У-у-у, у-у-у!»
Скоро мы придём домой: «У-у-у, у-у-у!»
3) Упражнение «Кто лучше сделает дудочку!»
При показе картинки дудочки дети вытягивают губки, при показе изображения барабана «играют» на барабане (пальчиками).
Массаж кистей рук «Мышка»
Мышка маленькая в норке
Тихо грызла хлеба корку.
Поскрести ногтями по коленям.
«Хрум, хрум!» —
Что за шум?
Сжимать пальцы в кулачки и разжимать их.
Это мышка в норке
Хлебные ест корки.
Потереть ладони друг о друга.
Пальчиковая игра «Осенний букет»
Раз, два, три, четыре, пять –
Будем листья собирать.
Сжимать и разжимать кулачки.
Листья березы,
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба.
Загибать поочередно пальцы: большой, указательный, средний, безымянный, мизинец.
Мы соберем,
Маме осенний
Букет отнесем.
Сжимать и разжимать кулачки. Вытянуть вперед ладошки.
Подвижная игра «Гора — дерево — кочка»
Дети бегают врассыпную по залу, помахивая руками, как крыльями. Когда педагог говорит: «Кочка!» — дети приседают («утка устала, присела отдохнуть на кочку»); «Дерево!» — замирают, подняв вверх руки; «Гора!» — встают на колени и поднимают сцепленные в замок руки вверх.
Комплекс упражнений 5
Динамическое упражнение «Мы идем та-та-та…»
Хором.
Мы идем: та-та-та.
Обычная ходьба.
Мы поем: ля-ля-ля.
Ходьба на носках.
Мы едем: ту-ту-ту.
Ходьба на всей стопе, руки согнуты в локтях («паровоз»).
Мы кричим: ау-ау.
Стоя на месте, говорят, приложив руки рупором ко рту.
Пальчиковая игра «Капуста»
Хором.
Мы капусту режем, режем,
Движения прямыми ладошками вверх-вниз.
Мы морковку трем, трем,
Потереть кулачок о кулачок.
Мы капусту солим, солим,
Поочередное поглаживание подушечек пальцев большим пальцем.
Мы капусту жмем, жмем.
Сжимать и разжимать кулачки.
Огородная семейка,
В танец, в танец поскорей-ка.
Ритмическое упражнение «Капли»
Капля — раз!
Капля — два!
Удары ладонями обеих рук по коленям половинными длительностями, четвертями, восьмыми.
Капли медленно сперва.
Стали капли ударять,
Капля каплю догонять.
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом.
До свиданья, лес густой!
Побежим скорей домой!
Массаж спины «Дождь»
Дети садятся спиной к родителям, которые выполняют движения:
Дождь! Дождь! Надо нам
Расходиться по домам.
Хлопки ладонями по спине.
Гром! Гром, как из пушек.
Нынче праздник у лягушек.
Поколачивание кулачками.
Град! Град! Сыплет град!
Все под крышами сидят.
Постукивание пальчиками.
Только мой братишка в луже
Поглаживание спины ладошками.
Ловит рыбу нам на ужин.
Подвижная игра «Прогулка и дождик»
На 1-ю часть музыки дети свободно гуляют по залу, на 2-ю — пляшут, включая в танец знакомые плясовые движения, на 3-ю — прячутся под большим зонтом, который держит воспитатель.
Комплекс упражнений 6
Динамическое упражнение (на координацию речи и движения)
Хором.
Раз, два, три — выросли цветы.
Медленно вставать из положения сидя.
К солнцу потянулись высоко, высоко!
Поднять вверх руки, потянуться.
Цветам тепло и хорошо!
Обмахивать лицо руками.
Дыхательное упражнение «Воздушный шар»
Предложите ребенку развести перед собой руки, изображая «воздушный шар». Во время выдоха ребенок произносит звук «ф-ф-ф» и скрещивает руки на плечах.
Пальчиковая игра «Кулачок»
Как сожму я кулачок, (сжать руки в кулачки)
Да поставлю на бочок. (поставить кулачки большими пальцами вверх)
Разожму ладошку, (распрямить кисть)
Положу на ножку. (положить руку на колено ладонью вверх)
ТУК-ТУК - Тук-тук-тук. (три удара кулаками друг о друга)
- Да-да-да. (три хлопка в ладоши) -
Можно к вам? (три удара кулаками друг о друга) -
Рад всегда! (три хлопка в ладоши)
Логопедическая гимнастика
Раз-два-три-четыре-пять
Будем с Рыжиком гулять!
Раз-два-три-четыре
Рот откроем мы пошире. широко раскрыть рот;
Пожевали, жевательные движения;
Постучали постучать зубами;
И с котенком побежали. движение языком вперед-назад;
Кот снежинки ртом ловил, ловить ртом воображаемые снежинки;
Влево, вправо он ходил. движение языком вправо-влево;
Скучно Рыжику, ребятки,
Поиграем с ним мы в прятки. закрыть ладошками глаза, спрятаться.
Подвижная игра «Веселый мячик»
Дети встают в круг. Они по кругу передают мяч друг другу.
Ты катись, веселый мячик,
Быстро-быстро по рукам,
У кого веселый мячик,
Тот сейчас станцует нам!
Ребенок, у которого остался мячик, выходит в центр круга и танцует, остальные дети хлопают в ладоши.
Комплекс упражнений 7
Динамическое упражнение «Сапожки»
(выполнение движений по тексту)
Папа в сапожищах:
Топ-топ-топ!
Мамочка в сапожках:
Шлёп-шлёп.
А я, детка, крошка,
В маленьких сапожках
Быстро по дорожке:
Топ-топ-топ-топ!
Логопедическая гимнастика
1) Упражнение «Хобот у слонёнка»
«Хобот у слонёнка длинный и большой, посмотрите, дети, может, вот такой?»
2) Упражнение «Надуть щеки».
Закрыв рот, надуть одновременно обе щеки.
На зеленой хрупкой ножке
Вырос шарик у дорожки. (Одуванчик)
Ритмическое упражнение «Ежик и барабан»
С барабаном ходит Ежик. Бум-бум-бум!
На слова «Бум-бум-бум!» дети равномерно ударяют ладонями по коленям.
Целый день играет ежик:
Бум-бум-бум!
С барабаном за плечами...
Бум-бум-бум!
Ежик в сад забрел случайно.
Бум-бум-бум!
Очень яблоки любил он.
Бум-бум-бум!
Барабан в саду забыл он.
Бум-бум-бум!
Ночью яблоки срывались,
Бум-бум-бум!
И удары раздавались:
Бум-бум-бум!
Ой, как зайчики струхнули!
Бум-бум-бум!
Глаз до зорьки не сомкнули!
Бум-бум-бум!
Массаж лица
Родители делают массаж своему ребенку.
Носик, носик!
Провести кулачками по крыльям носа (4 раза).
Где ты, носик?
Лобик, лобик!
Где ты, лобик?
Всеми пальцами провести по лбу от середины к вискам (4 раза).
Щечка, шечка!
Пальцами погладить щеки сверху вниз (4 раза).
Где ты, щечка?
Будет чистенькая дочка.
Погладить ладонями шею.
Будут чистенький сынок
Растереть ладошками уши.
И котенок-малышок.
Потереть ладони ребенка друг о друга.
Педагог спрашивает, дети отвечают, показывая:
Лапки мыли?
Мыли!
Ушки мыли?
Мыли!
Хвостик мыли?
Мыли! Всё помыли.
И теперь мы чистые,
Котики пушистые.
Упражнение на координацию движения и речи
Здравствуй, Васька-козел,
Поклониться, положив ладонь на грудь.
Если в гости пришел!
Покачать головой.
Угощайся травкой,
Протянуть ладони вперед.
Да смотри, не чавкай! (Я. Аким)
Погрозить пальцем.
Подвижная игра «Кот и мыши»
Мышки в норочках сидят,
Мышки в щелочки глядят.
«Кот» сидит на стуле в углу зала, «мыши» закрывают ладонями лицо и подсматривают, выглядывая из-за них.
Ой, как много мышек тут,
Коготками пол скребут.
«Скребут» ноготками пол.
Тише, мыши, серый кот!
Он вас всех подстережет!
Грозят друг другу пальцем.
Серый кот гулять пошел,
И мышат он не нашел.
«Кот» важно гуляет по залу, «мышки» сидят, не шевелясь.
Только котик засыпает,
Мышки сразу выбегают.
«Кот» садится на свое место, «мыши» бегают на носочках по всему залу. С окончанием музыки «кот» их старается поймать.
Комплекс упражнений 8
Динамическое упражнение
По извилистой дорожке
К речке синей мы пошли.
Идут друг за другом, ступая по следам, нашитым на дорожке.
Постарайтесь так пройти,
Чтоб с дорожки не сойти.
Как лисички мы пойдем,
Аккуратненько пройдем.
Ходьба на носках, имитируя движения хитрой лисы.
Вдруг из воды высунулась рыбка
Легкий бег на носках, покачивая перед собой соединенными ладошками.
И поплыла по воде быстро-быстро.
Рыбка плавает в воде,
Мы резвимся на траве.
Дыхательное упражнение «Шарик»
Надувала кошка шар,
А котенок ей мешал:
Подошел и лапкой — топ!
А у кошки шарик — лоп!
Ф-Ф-Ф!
Дети кладут руки на живот и делают через нос вдох, стараясь не поднимать плечи. Животик должен стать круглым, как шар. После небольшой задержки дыхания происходит продолжительный выдох. Дети должны стараться, чтобы воздух выходил равномерно.
Гимнастика для глаз «Солнышко и тучки»
Солнышко с тучками в прятки играло.
Посмотреть глазами вправо — влево, вверх — вниз.
Солнышко тучки-летучки считало:
Серые тучки, черные тучки.
Легких — две штучки,
Тяжелых — три штучки.
Тучки попрятались, тучек не стало.
Закрыть глаза ладонями.
Солнце на небе вовсю засияло.
Поморгать глазками.
Продавало солнышко на веселой ярмарке
Платья разноцветные, яркие-преяркие.
Приходил на ярмарку веселый народ.
Побывал на ярмарке весь огород.
Логопедическая гимнастика
Упражнение «Сытый хомячок»
Надуть обе щеки
Упражнение «Мишка хочет спать».
(ребенок укладывает Мишку, произносит «Бай!!!)
Напоили мишку чаем,
А теперь его качаем,
Спать пора, засыпай.
«Бай-бай-бай!»
Упражнение «Ладушки»
Поиграйте в ладушки, проговаривая потешку и одновременно выполняя движения руками. Звук А произносите четко и громко.
Ой, ладушки, ладушки,
Испекли оладушки,
На окно поставили
(поверните руки ладонями вверх),
Остывать заставили (подуйте на ладони).
Ритмическая игра «Молоточки»
Туки-ток, туки-ток! —
Ударять кулаком о кулак четвертями.
Так стучит молоток.
Туки-туки-туки-точки! —
Восьмыми стучать кулачками по бедрам.
Застучали молоточки.
Игра-импровизация «Ровным кругом»
Дети, взявшись за руки, идут по кругу под песню:
Ровным кругом, друг за другом
Мы идем за рядом ряд.
Всё, что гномик нам покажет,
Будем дружно повторять!»
Один ребенок-гномик движется внутри круга противоходом. С окончанием пения он показывает любые движения, а дети повторяют.
Комплекс упражнений 9
Динамические упражнения на координацию движений
Мы на карусели сели.
Дети встают в пары с родителями. Взявшись за руки, кружатся.
Завертелись карусели.
Пересели на качели,
Вверх летели,
Взявшись за руки, один стоит, другой приседает, потом — наоборот.
Вниз летели.
А теперь с тобой вдвоем
Мы на лодочке плывем.
Ветер по морю гуляет,
Взявшись за руки, качаются вправо-влево, вперед-назад.
Ветер лодочку качает.
Весла в руки мы берем,
Изображают, сидя на полу, как «гребут веслами».
Быстро к берегу гребем.
К берегу пристала лодка.
Встают прыжком.
Мы на берег прыгнем ловко
И поскачем по лужайке,
Скачут на двух ногах.
Логопедическая гимнастика
1) Упражнение «Заборчик».
Зубы ровно мы смыкаем
И заборчик получаем,
А сейчас раздвинем губы –
Посчитаем наши зубы.
2) Упражнение «Лошадка».
Поток выдыхаемого воздуха легко и активно посылать к губам, пока они не станут вибрировать. Получается звук, похожий на фырканье лошади.
3) Упражнение «Птичий двор»
Наши гуси у пруда – «Га-га-га!», «Га-га-га!»,
Наши гуленьки вверху – «Гу-гу-гу!», «Гу-гу-гу!»
Наши курочки в окно – «Ко-ко-ко!», «Ко-ко-ко!»,
А наш Петя-петушок рано-рано поутру
Нам споет «Ку-ка-ре-ку!»
Ритмическая игра «Метелица»
Метелица, метелица,
Снег по полю стелется.
Дети врассыпную двигаются по залу, делая плавные движения руками перед собой.
Кто кружится, вертится,
Кружатся.
Тот заметелится.
Приседают на последний слог.
Массаж пальцев «Рукавицы» (Массаж детям выполняют родители)
Вяжет бабушка Лисица
Всем лисятам рукавицы:
Поочередно потереть большим пальцем подушечки остальных пальцев.
Для лисенка Саши,
Для лисички Маши,
Для лисенка Коли,
Для лисички Оли,
Поочередный массаж пальцев левой руки, начиная с большого (при повторении массировать пальцы правой руки).
А маленькие рукавички
Для Наташеньки-лисички.
В рукавичках — да-да-да! —
Потереть ладони друг о друга.
Не замерзнем никогда!
— А у нас есть валенки, —
Отвечали Заиньки. —
Что нам вьюга да метель?..
Хочешь, Мишенька, примерь.
Подвижная игра «Гора — дерево — кочка»
Дети бегают врассыпную по залу, помахивая руками, как крыльями. Когда педагог говорит: «Кочка!» — дети приседают («утка устала, присела отдохнуть на кочку»); «Дерево!» — замирают, подняв вверх руки; «Гора!» — встают на колени и поднимают сцепленные в замок руки вверх.
Комплекс упражнений 10
Динамические упражнения «На дворе мороз и ветер»
Дети выполняют движения, указанные в тексте песни.
Доброе утро! разводят руки в стороны и слегка
Улыбнись скорее! кланяются друг другу
И сегодня весь день «пружинка»
Будет веселее. поднимают ручки вверх
Мы погладим лобик, выполняют движения по тексту
Носик
И щечки.
Будем мы красивыми, наклоны головы к правому и левому
Как в саду цветочки! плечу поочередно
Разотрем ладошки движения по тексту
Сильнее, сильнее!
А теперь похлопаем
Смелее, смелее!
Ушки мы теперь потрем
И здоровье сбережем.
Улыбнемся снова,
Будьте все здоровы! разводят руки в стороны
Логопедическая гимнастика
1) Упражнение «Тропинка». Дети берутся за руки и за ведущим идут «змейкой».
2) Упражнение «Надуть щеки». Закрыв рот, надуть одновременно обе щеки.
На зеленой хрупкой ножке
Вырос шарик у дорожки. (Одуванчик)
3) Упражнение для стимуляции движений нижней челюсти «Птенчик»: откидывание челюсти вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку шепотным произнесением звука «а» на твердой атаке.
Ритмическое упражнение «Едет поезд»
Дети топающим шагом двигаются по залу, ускоряя и замедляя движение в соответствии с темпом музыки. Руки, согнутые в локтях (пальцы сжаты в кулачки), делают одновременные круговые движения.
Возвращается наш поезд.
Машинист в нем — Дед Мороз.
Много он зверюшек разных
В детский садик наш привез.
Массаж пальцев «Орешник».
Наклонил орешник ветки —
Родители делают массаж ребенку, поглаживая ладонью кисти рук.
Дарит всем зверям орешки.
Круговые движения собранными вместе кончиками пальцев правой руки ребенка по его левой ладони.
Вот орешек для бельчонка,
Вот орешек для мышонка,
Поочередное массирование каждого пальца левой руки, начиная с большого.
Вот орешек хомячку,
Вот орех бурундучку.
И орешек для меня
Приготовил он, друзья!
Потирание ладоней ребенка друг о друга. При повторении также массировать пальцы правой руки.
Подвижная игра «Цыплята и кот»
«Кот» стоит в стороне. Дети - «цыплята» идут за «курочками» под песню:
Курочки, курочки, курочки рябые
По двору идут,
Маленьких, маленьких, маленьких цыпляток
За собой ведут.
— Вы не убегайте далеко!
Зернышки ищите, ко-ко-ко!
Дети расходятся по всему залу и «ищут и клюют зернышки». Потом мамы - «курочки» говорят:
Вдруг откуда не возьмись,
Кот злой появись!
«Цыплята» прячутся под «крыло» к мамам, «кот» старается их поймать.
Комплекс упражнений 11
Динамические упражнения «Гости»
Всех зовем на новоселье!
Начинается веселье.
Кукла Маша услыхала
Подскоки.
Самой первой прибежала.
Вот шагают петушки
Ходьба с высоким подъемом колена.
Золотые гребешки.
А матрешки,
Топающий шаг.
Куклы-крошки,
Ручками захлопали,
Ножками затопали.
А веселые Петрушки
Взяли в руки погремушки,
Погремушки вверх подняли,
Очень весело плясали.
Дыхательное упражнение «Пузыри»
Эй, мышонок, посмотри,
Звать к себе, помахивая кистями.
Мы пускаем пузыри:
Синий, красный, голубой.
Перед тем, как назвать каждый цвет, сильно надуть щеки и быстро выдохнуть.
Выбирай себе любой! —
Логоритмическая гимнастика
Упражнение «Подуем на варенье». Вытянуть губы вперед трубочкой, как при звуке «у», и произвести длительный выдох.
Упражнение «Вкусное варенье» (для укрепления мышц языка, развития его подвижности, выработки подъема широкой передней части языка). Рот открыт. Губы в улыбке. Широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, затем втянуть язык в рот, к центру нёба. Следить, чтобы язык не сужался, при втягивании его боковые края скользили по коренным зубам, а кончик языка был поднят. Губы не натягиваются на зубы, нижняя челюсть не «подсаживает» язык вверх — она должна быть неподвижной.
Подвижная игра «День — ночь»
По сигналу «День!» - дети бегут врассыпную по залу, подражая движениям мышат, птиц, бабочек; на слово «Ночь!» — замирают.
Массаж «На полянке разноцветной»
Родители помогают ребенку делать массаж.
На полянке разноцветной
Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп. хлопают в ладоши,
Расплясались наши детки! хлопают по ладошкам партнера,
Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп.
Наши щечки хороши. растирают щечки круговыми движениями,
Хороши, хороши.
Веселятся малыши. растирают щечки друг друга,
Малыши, малыши.
Мы погладим носик, поглаживают свой нос,
Носик, свой носик.
И дружка курносик. поглаживают носики друг друга,
Носик-курносик.
По плечам пошлепаем. шлепают ладошками по плечам,
Шлеп-шлеп, шлеп-шлеп.
По спине похлопаем. обнимают друга, шлепают ладошками по спине.
Вот так вот!
Комплекс упражнений 12
Динамические упражнения
Во сыром бору елонька,
Встать прямо, прямые и жесткие руки внизу чуть развести в стороны.
Под елонькой травонька.
Наклонившись и расставив ноги пошире, «гладить травку» из стороны в сторону.
На травоньке тропонька,
По тропоньке идет Катенька,
Взяться за руки, образуя круг, и двигаться хороводным шагом.
По ельничкам, по березничкам,
Топающий шаг по кругу.
По часту леску, по орешнику.
Пальчиковая игра «Птичка»
Птичка, птичка,
На тебе водички.
«Звать» птичку, помахивая кистью одной руки к себе, другую ладошку сложить чашечкой.
Спрыгни с веточки ко мне,
Дам я зернышки тебе.
«Сыпать корм» одной рукой на ладошку другой.
Клю-клю-клю...
Стучать указательными пальцами по коленям в разных ритмах.
Игра на развитие моторики «Зайчик»
Жили-были зайчики (показывать на голове заячьи ушки)
На лесной опушке. (разводить руками перед собой, описывая окружность)
Жили-были зайчики (показывать на голове заячьи ушки)
В серенькой избушке. (сложить руки над головой в форме домика)
Мыли свои ушки, (проводить руками по воображаемым ушкам)
Мыли свои лапочки. (имитировать мытье рук)
Наряжались зайчики, (руки на бока, слегка поворачиваться в обе стороны, в полуприседе)
Одевали тапочки. (руки на бока, поочередно выставлять вперед правую и левую ноги)
Ритмическая игра «Лошадка»
Скок, лошадка, скок, скок!
По дорожке — цок, цок!
Четвертными длительностями ударять поочередно ладонями по коленям.
Цок да цок — стучат копытца,
Восьмыми хлопать в ладоши.
Цок да цок — лошадка мчится.
А по ямкам, по овражкам —
Тюх-тюх-тюх, тюх-тюх-тюх!
Перетопы ногами в ритме четверть-четвертьполовинная.
А по кочкам, а по кочкам —
Бух, бух, бух, бух!
Половинными длительностями ударять кулачками по коленям.
Массаж биологически активных зон «Труба» для профилактики простудных заболеваний. Родители делают массаж своему ребенку.
Ба-ба-ба —
Провести всеми пальцами по лбу от середины к вискам (7 раз).
На крыше есть труба.
Бу-бу-бу —
Пальцами провести по крыльям носа (7 раз).
Надо чистить трубу.
Бы-бы-бы —
Растереть ладонями уши.
Валит дым из трубы.
Всех зовем на новоселье!
Начинается веселье.
Русская народная хороводная игра «Каравай»
Как на праздник на веселый
Взявшись за руки, дети идут по кругу.
Испекли мы каравай:
Вот такой узенький,
Сужают круг.
Вот такой низенький,
Приседают на корточки.
Вот такой широкий,
Расширяют круг.
Вот такой высокий,
Поднимают руки вверх.
Вот такой вкусненький!
Гладят себя по животу.
Комплекс упражнений 13
Динамические упражнения «Звери на елке»
Лесом по проселку
Шаг марша.
Мы шли сюда на елку.
Ну, давай, подпевай —
Шли сюда на елку.
Вот бегут зайчишки,
Подскоки.
Заиньки-трусишки,
Ушками задвигали,
У елочки запрыгали.
Шаг с высоким подъемом колена.
Вот шагают петушки,
Золотые гребешки,
Желтые сапожки
На высоких ножках.
Пружинящий шаг по кругу, протягивая то одну, то другую руку, подражая движениям кота.
Ну-ка, выходи-ка,
Серый кот-мурлыка,
Бархатные лапки,
А на них царапки.
Сжимать пальцы в кулаки и разжимать их. Ходьба на внешнем своде стопы.
Подошел к дороге
Мишка из берлоги,
Лапами захлопал,
По снегу затопал.
Перетопы с ноги на ногу, стоя на месте, с хлопками в ладоши.
Дыхательное упражнение «Буль-бульки»
В стаканчик налейте воды, предложите ребенку дуть через трубочку с помощью трубочек для коктейля.
Упражнение на развитие интонационной выразительности «Лягушки и кукушки»
По ходу чтения изменяется высота голоса
Ква, ква - (произносится низким голосом) урчат лягушки.
Ку – ку- (произносится высоким голосом) кричит кукушка.
Целый день по лесу:
Ква – ква (произносим низким голосом),
Ку – ку (произносим высоким голосом).
Ква –ква (произносим низким голосом),
Ку – ку (произносим высоким голосом).
Динамическое упражнение на развитие внимания «Лисица»
Я рыжая лисица,
Я бегать мастерица,
Я по лесу бежала,
Дети бегут, подражая осторожной поступи лисички, любуясь своим хвостиком, на последнее слово присаживаются.
Я зайку догоняла!
И в ямку — бух!
Массаж
«Надо голову помыть»
Надо голову помыть – сильным нажатием пальчиков дети
Затылок и макушку. имитируют мытье головы
Пена мыльная ползет
На лобик и на ушки.
«Расческа»
Расчесочка, расчесочка, дети расчесывают волосы пальцами
Расчесочка моя!
Причешет и пригладит
Расчесочка меня.
Сделает расчесочка
Красивую причесочку!
Подвижная игра «Замри!»
Разбежались по лужайке
Бег врассыпную.
Мишки, лисоньки и зайки.
Стали весело кружиться,
Кружение на носочках.
Стали звери веселиться.
Раз — прыжок, два — прыжок!
Прыжки на двух ногах.
Замирай скорей, дружок!
Логоритмические упражнения
1. Дождик
Капля раз, Прыжок на носочках, руки на поясе.
Капля два, Еще один прыжок.
Очень медленно сперва. 4 прыжка.
А потом, потом, потом и прыжков.
Все бегом, бегом, бегом.
Мы зонты свои раскрыли, Развести руки в стороны.
От дождя себя укрыли. Сомкнуть руки над головой полукругом,
2. Листья
Листья осенние тихо кружатся, Дети кружатся, расставив руки в
стороны.
Листья нам под ноги тихо ложатся. Приседают.
И под ногами шуршат, шелестят, Движения руками влево-вправо.
Будто опять закружиться хотят. Снова кружатся на носочках.
Н. Нищева
3. Осенью
Вдруг закрыли небо тучи, Дети встают на носочки, поднимают
вверх перекрещенные руки.
Начал капать дождь колючий. Прыгают на носочках, держа руки на поясе.
Долго дождик будет плакать,
Разведет повсюду слякоть. Приседают, держа руки на поясе.
Грязь и лужи на дороге, Идут по кругу, высоко поднимая колени.
Поднимай повыше ноги.
Н. Нищева
4. За грибами
Все зверюшки на опушке Дети идут в хороводе.
Ищут грузди и волнушки.
Белочки скакали, Скачут вприсядку, срывают воображаемые грибы.
Рыжики срывали. Лисичка бежала, Бегут по кругу, собирают воображаемые
Лисички собирала. грибы.
Скакали зайчатки, Скачут стоя, срывая воображаемые грибы.
Искали опятки.
Медведь проходил, Идут вразвалку, затем топают правой ногой.
Мухомор раздавил.
Н. Нищева
5. Садовник
Мы вчера в саду гуляли, Дети идут по кругу, взявшись за руки.
Мы смородину сажали. Изображают, как копают яму и сажают в нее куст.
Яблони белили мы Движение правой рукой вверх-вниз.
Известью, белилами.
Починили мы забор, Имитируют удары молотком.
Завели мы разговор: Стоят лицом в круг. В центр выходит один ребенок. Ведут
диалог.
-Ты скажи, Садовник наш,
Что ты нам
В награду дашь?
-Дам в награду На каждое название фруктов загибают
Слив лиловых, по одному пальцу на обеих руках, начиная, с больших.
Груш медовых, Самых крупных
Спелых яблок,
Вишен
Целый килограмм.
Вот что вам
В награду дам!
Г. Сатир
6. Овощи
Как-то вечером на грядке Дети идут по кругу, взявшись за руки, в
Репа, свекла, редька, лук центре на корточках сидит водящий с
Поиграть решили в прятки, завязанными глазами.
Но сначала встали в круг.
Рассчитались четко тут же: Останавливаются, крутят водящего.
Раз, два, три, четыре, пять.
Прячься лучше, прячься глубже, Разбегаются, приседают, водящий их
Ну а ты иди искать. ищет.
7. Ёжик и барабан
С барабаном ходит ежик, Дети маршируют по кругу, изображая
Бум-бум-бум! игру на барабане.
Целый день играет ежик,
Бум-бум-бум!
С барабаном за плечами, Маршируют, спрятав руки за спину.
Бум-бум-бум!
Очень яблоки любил он, Подносят ко рту то одной, то другой
Бум-бум-бум! рукой воображаемое яблоко.
Барабан в саду забыл он, Разводят руками.
Бум-бум-бум!
Ночью яблоки срывались, Руки на поясе, выполняют прыжки на
Бум-бум-бум! месте.
И удары раздавались,
Бум-бум-бум!
Зайцы здорово струхнули, Приседают, сделав «ушки» из ладошек.
Бум-бум-бум!
Глаз до зорьки не сомкнули,
Бум-бум-бум!
8. Капуста
Тук! Тук! Тук! Тук! Ритмичные удары ребром ладони по
Раздается в доме стук. столу.
Мы капусту нарубили,
Перетерли, Хватательные движения обеими руками.
Посолили Указательный и средний пальцы трутся о большой.
И набили плотно в кадку. Удары обеими руками по столу.
Все теперь у нас в порядке! Отряхивают руки.
Н. Нищева
9. За малиной
За малиной в лес пойдем, Дети водят хоровод, взявшись за руки.
в лес пойдем.
Спелых ягод наберем, наберем. Идут по кругу, наклоняясь, как бы собирая ягоды.
Солнышко высоко, Встают лицом в круг, тянутся руками вверх.
А в лесу тропинка. Наклоняются и пытаются достать пол.
Сладкая ты моя, Идут по кругу, взявшись за руки.
Я годка-мал инка.
Русская народная песня
10. По ягоды
Мы шли-шли-шли, Маршируют по кругу, держа руки на поясе.
Много клюквы нашли. Наклоняются, правой рукой достают носок левой ноги, не
сгибая колен.
Раз, два, три, четыре, пять, Опять идут по кругу.
Мы опять идем искать. Наклоняются, левой рукой касаются носка правой ноги, не
сгибая колен.
В. Волина
МИШКА КОСОЛАПЫЙ
Мишка косолапый по лесу идет,
(Переваливаемся с ноги на ногу, имитируя косолапую ходьбу мишки)
Шишки собирает,
Песенки поет.
(Приседаем - собираем шишки)
Шишка отскочила
Прямо мишке в лоб.
(Легонько ударяем себя ладошкой по лбу)
Мишка рассердился
И ногою - топ! (Топаем ногой)
ЗАЙКА СЕРЕНЬКИЙ
Зайчик серенький сидит
(Сидим, как зайчик)
И ушами шевелит,
Вот так, вот так!
(Шевелим ушками-ладошками)
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть,
Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп.
(Хлопаем в ладоши)
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Скок-скок, скок-скок.
(Прыгаем, как зайчик)
ЗАЙКИ
По лесной лужайке
Разбежались зайки.
(Бежим на месте)
Вот какие зайки,
Зайки-побегайки.
(Поднимаем ладошки к голове – показываем «ушки»)
Сели зайчики в кружок,
(Приседаем)
Роют лапкой корешок.
(Показываем ручкой, как роют зайки)
Вот какие зайки,
Зайки-побегайки.
(Снова поднимаем ладошки к голове – показываем «ушки»)
Следующий стишок учим, сидя за столом. Каждое движение разучивается отдельно.
Предложите малышу положить обе ручки на стол ладонями вниз, затем ладошками
вверх, поставить ладошки на ребро и зажать одновременно обе ладошки в кулачки.
Когда эти движения будут даваться малышу легко, можно выполнять упражнение по
логоритмике "Ладошки".
ЛАДОШКИ
Ладошки вверх!
(Кладем на стол кисти рук ладонями вверх)
Ладошки вниз!
(Переворачиваем ладони)
А теперь их на бочок!
(Ставим ладони на ребро)
И зажали в кулачок!
(Зажимаем ладони в кулаки).
ЛАДЫ-ЛАДЫ
Ой, лады, лады, лады!
(Показываем ладошки или хлопаем в ладоши)
Не боимся мы воды!
(Мотаем головой)
Часто умываемся,
(«Умываемся» плавными движениями рук, не дотрагиваясь до лица)
Маме (папе, бабе) улыбаемся!
(Улыбаемся, разводим руки в стороны).
Прежде, чем учить следующий стишок, хорошо бы вместе с ребенком нашинковать
капустку, посолить, помять, тогда все движения и строки будут более осмысленные и
понятны малышу.
КАПУСТА
Мы капусту рубим, рубим!
(Руки согнуты в локтях, ладони «лопаткой», движения перед собой вверх и вниз –
если левая рука вверху, правая внизу)
Мы капусту солим, солим!
(Руки согнуты в локтях прямо перед собой, пальцы – большой, указательный и
средний – собираем в щепоть, шевелим пальцами, будто солим)
Мы капусту трём, трём!
(Руки перед собой, согнуты в локтях, пальцы складываем в кулак, трем кулачки друг
о друга)
Мы капусту жмём, жмём!
(Руки перед собой, согнуты в локтях, поочередно то расставляем пальцы в
стороны, то собираем в кулак)
– Вот какие мы молодцы – приготовили капустку!
ЦВЕТЫ
Наши красные цветки
(Согнутые в локтях руки соединяем и поднимаем перед собой, ладошки складываем
ковшиком)
Распускают лепестки.
(Пальцы расставляем в стороны)
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
(Шевелим пальчиками)
Наши красные цветки
Закрывают лепестки.
(Снова соединяем пальчики в «бутон»)
Головками качают,
(Качаем из стороны в сторону соединенными вместе кистями рук)
И тихо засыпают.
(оединенные кисти рук подкладываем под голову)
МАШИНА
Би-би-би -
Гудит машина.
(Постукиваем кулачком одной руки о ладонь другой)
Тук-тук-тук -
Мотор стучит.
(Хлопаем в ладоши)
- Едем, едем, едем, едем,
Он так громко говорит.
(Ритмично топаем ногами)
Шины трутся о дорогу.
Шу-шу-шу -
Они шуршат.
(Потираем ладони)
Быстро крутятся колеса.
Та-та-та -
Вперед спешат.
(Показываем ручками, как крутятся колесики)
ДОЖДИК
Майский вдруг закапал дождь.
Кап-кап-кап-кап.
(Ритмично щелкаем пальцами рук)
И по лужам ты идешь.
Так-так-так-так.
(Ритмично притопываем)
Ветер шелестит листвой.
Ш-ш-ш-ш.
(Ритмично потираем ладонь о ладонь)
Спрятал кудри под травой.
Тш-тш-тш-тш.
(Ритмично потираем ладонями о колени)
Дождь сильнее застучал.
Тук-тук-тук-тук.
(Ритмично стучим указательным пальцем одной руки о ладонь другой)
Скоро дождик ливнем стал.
Тук-тук-тук-тук, тук-тук-тук-тук.
( Хлопаем в ладоши)
ЛУЖИ
Шлеп-шлеп-шлеп —
Иду по лужам.
(Ритмично постукиваем ладонями по ногам)
Хлюп-хлюп-хлюп —
Вода в ботинках.
(Притопываем ногами)
Кап-кап-кап —
Мне зонтик нужен.
(Поднимаем руки вверх и ритмично щелкаем пальцами с одновременным движением
рук сверху вниз)
Оп-оп-оп —
Вода по спинке.
(Скрещиваем руки на груди и ритмично похлопываем по предплечьям)
Буль-буль-буль —
Упала шапка.
(Приседаем)
Ой-ой-ой, кругом вода.
(Кружимся)
Да-да-да, себя так жалко.
(Киваем головой)
Одевайтесь в дождь всегда!
ЗАБОТЛИВОЕ СОЛНЫШКО
Солнце с неба посылает
Лучик, лучик, лучик.
(Ритмично скрещиваем руки над головой)
И им смело разгоняет
Тучи, тучи, тучи.
(Плавно покачиваем руками вверху)
Летом нежно согревает
Щечки, щечки, щечки.
(Потираем щеки)
А весной на носик ставит
Точки-точки-точки.
(Постукиваем пальцем по носу)
Золотят веснушки деток.
Очень нравится им это!
НЕПОСЛУШНАЯ НЕВАЛЯШКА
Кукла неваляшка встала, не лежит.
Сильно раскачалась, весело звенит.
(Ритмично покачиваемся из стороны в сторону)
Дили-дили-дили-дон -
Раздается всюду звон.
Кач-кач-кач-кач, кач-кач-кач.
Слышен Лены громкий плач.
(Качаем «куклу» на руках)
Неваляшка все не спит,
Не ложится, не сидит.
(Делаем наклоны туловища вперед)
Бом-бом-бом-бом, бом-бом-бом.
Закрутилась вдруг волчком.
(Кружимся)
Лена плакать перестала
И сама качаться стала.
(Хлопаем в ладоши)
Игра «Гоп-гоп»
Ребенок сидит на коленях к вам лицом. Подбрасывайте его в разном ритме.
Гоп-гоп, гоп-гоп,
Конь пошел в галоп.
Подбрасываем ребенка размеренно, в ритме слов (8 раз).
Напою коня лихого,
Сам прибью ему подкову.
Подбрасываем на каждый слог (16 раз).
Гоп-гоп, гоп-гоп,
Конь пошел в галоп.
Ритм такой же, как и в начале.
Игра «Паровоз»
Ребенок сидит на коленях лицом к взрослому.
Берем его ручки в свои. Делаем движения взад-вперед, подражая паровозу, легонько
подбрасываем на коленях.
Вот поезд наш едет,
Колеса стучат.
Так-так-так-так.
Медленно двигаем ручками.
Все колесики стучат.
Так-так-так, так-так-так.
Паровоз идет потише,
Быстро двигаем ручками на каждый ударный слог.
Остановка значит ближе.
Движения замедляются.
Ду-ду! Ду-ду!
Поднимаем одну ручку ребенка вверх. Делаем короткие движения вверх-вниз.
Стоп!
Ручки опускаются.
Игра «Деревцо»
Дует ветер нам в лицо.
Махать руками ребенка ладошками к себе.
Закачалось деревцо.
Поднять ручки ребенка вверх и покачать ими из стороны в сторону.
Ветерок всё тише-тише,
Плавно опустить руки ребенка.
Деревцо всё выше-выше.
Поднять ручки малыша и потянуть легонько вверх.
Игры-стишки с движениями для детей 2-6 лет
Мышки
Вышли мышки как-то раз(шагают)
Посмотреть, который час. (ладонь ко лбу, поворачиваются в стороны)
Раз, два, три, четыре (хлопают)
Мышки дернули за гири.
(движения руками сверху вниз)
Вдруг раздался громкий звон (закрывают руками уши)
Побежали мышки вон (бегут)
Зайка серенький сидит
Зайка серенький сидит
И ушами шевелит. (делает ручками ушки на голове и ими шевелит)
Вот так, вот так
И ушами шевелит. (2 строки 2 раза)
Зайке холодно сидеть
Надо лапочки погреть. (хлопает в ладоши)
Вот так, вот так
Надо лапочки погреть. (2 строки 2 раза)
Зайке холодно стоять
Надо зайке поскакать. (прыгает)
Вот так, вот так
Надо зайке поскакать. (2 раза)
Волк зайчишку испугал.
Зайка прыг и убежал.
Капуста
Мы капусту рубим - рубим,
(ударяем ребрами ладоней об стол)
Мы капусту солим - солим,
("солим" щепотками обеих рук)
Мы капусту трем - трем,
(потираем ладошки)
Мы капусту жмем - жмем.
(сжимаем и разжимаем кулачки)
Ножки, ножки бежали по дорожке. (просто побегать)
Бежали лесочком,
Прыгали по кочкам.
Прыг-скок, прыг-скок,
Прибежали на лужок,
Потеряли сапожок.
(прыгать на двух ногах, а на последних словах присесть на корточки и повернуться
то в одну, то в другую сторону, будто ищешь сапожок)
Где же наши ручки?
У меня пропали руки.
Где вы, рученьки мои?
(прячем руки за спину)
Раз, два, три, четыре, пять -
Покажитесь мне опять!
(показываем руки)
У меня пропали уши.
Где вы, ушеньки мои?
(закрываем уши ладошками)
Раз, два, три, четыре, пять -
Покажитесь мне опять!
(показываем ушки)
У меня пропали глазки.
Где вы, глазоньки мои?
(закрываем глаза ладошками)
Раз, два, три, четыре, пять -
Покажитесь мне опять!
(показываем глаза)
Шла коза на каблуках
Шла коза на каблуках
В модных красных сапогах
(Идем на носочках)
По дорожке: цок-цок-цок!
Поломала каблучок.
(идем прихрамывая)
Вот коза на одной ножке
Поскакала по дорожке
Прыг-скок, прыг-скок!
(скачем на одной ножке)
Вновь сломала каблучок!
(осторожно падаем на пол)
Вот коза сняла сапожки,
Зашагала по дорожке:
Топ-топ! Топ-топ!
Как легко без каблуков!
(весело шагаем)
Принцесса
Шел король по лесу, по лесу, по лесу.
Нашел себе принцессу, принцессу, принцессу. (ходим по кругу, взявшись за руки)
Давай с тобой попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем.
И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем.
И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем.
И ножками потопаем, потопаем, потопаем.
Давай с тобой покружимся, покружимся, покружимся.
Давай с тобой подружимся, подружимся, подружимся!
(выполняем действия по тексту; в конце обнимаемся или целуем в щечки, или
здороваемся за руку)
Комары и мошки
Комары и мошки,
Тоненькие ножки
(приплясываем, держа руки на поясе)
Пляшут на дорожке.
Ножками - топ-топ!
(топаем ножками)
Ручками - хлоп-хлоп!
(хлопаем в ладоши)
Близко ночь-
Улетели прочь!
(машем руками, как крыльями)
Ветерок
Дует ветер нам в лицо (машем руками к лицу)
Закачалось деревцо (руки вверх, качаем)
Ветерок все тише, тише. (приседаем)
Деревцо все выше, выше. (подпрыгиваем вверх)
Мишка с куклой
Мишка с куклой бойко топают,
Бойко топают, посмотри.
И в ладоши громко хлопают,
Громко хлопают - раз, два, три!
Мишке весело, мишке весело,
Вертит мишенька головой.
Кукле весело, тоже весело,
Ой как весело, ой-ой-ой!
Мы попробуем эту полечку,
Эту полечку станцевать.
Разве можем мы, разве можем мы,
Разве можем мы отставать!
Мишке весело, мишке весело,
Вертит мишенька головой.
Кукле весело, тоже весело,
Ой как весело, ой-ой-ой!