Логопедическое занятие по автоматизации звука [ц]
Тема: звук [ц].
Цель: автоматизация звука [ц] изолировано, в слогах.
Задачи:
• закрепить навык правильного произношения звука [ц] изолировано, в слогах;
• развивать фонематический слух;
• развивать артикуляционную и мелкую моторику, речевое дыхание;
• развивать внимание, память, мышление;
• формировать положительную мотивацию на занятии.
Оборудование: картинка (игрушка) цыпленок Цыпа, курица, овца, заяц, птенец, цапля;
кубик и картинки с артикуляционной гимнастикой, пособие «Гусеница», предметные картинки со звуком Ц на листьях; картинки к заданиям; крупа.
Ход занятия
Организационный момент
Поскорее встанем в круг,
Ты – мой друг, и я – твой друг!
Мы ногами топнем,
Мы в ладоши хлопнем,
А потом пойдем, пойдем,
Друга за руку возьмем!
Сегодня к нам на занятие пришел цыпленок Цыпа. С ним
приключилась беда – он потерялся. Ему нужно отыскать свою
мама-курицу. Он просит нас о помощи?
Ты готов помочь Цыпе и отправиться вместе с ним в
путешествие?
Артикуляционная гимнастика
Для начала нам нужно подготовиться – выполнить
артикуляционную гимнастику. Ты можешь выбрать, с
помощью чего будем выполнять упражнения: кубик или
картинки.
Упражнения: «Улыбка», «Заборчик», «Птенчик»,
«Непослушный язычок», «Лопаточка», «Трубочка»,
«Сердитая киска», «Часики», «Качели».
Дыхательная гимнастика
У цыпленка есть карта, по которой мы сможем добраться до
его дома. Но карту замело листиками и травинками.
Упражнение «Сдуй листочек».
Изолированное произношение звука
Скажите, как зовут цыпленка? (Цыпа)
Какой первый звук в слове «Цыпа» мы слышим? а в слове
«цыпленок» ([ц])
Анализ и характеристика звука Ц.
Покажи по карте, какой путь нужно пройти цыпленку. Веди
пальчиком по дорожке и произноси длительно звук Ц.
Автоматизация в слогах
Куда привела нас дорожка? (К зайцу)
Чтобы пройти дальше, мы должны выполнить задание зайца –
правильно произнести слоги со звуком Ц:
Ца-цо-ца
Цу-цу-ца
Цы-цо-цы
Цу-цу-цы
Ца-цо-цо
Ац-оц-оц
Иц-иц-ац
Яц-ец-яц
Уц-уц-эц
Физкультминутка
Зайцу очень понравилось, как ты выполнил его задание. Он
хочет с тобой поиграть.
Зайка серенький сидит
И ушами шевелит. (делает ручками ушки на голове и ими
шевелит)
Вот так, вот так
И ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть
Надо лапочки погреть. (хлопает в ладоши)
Вот так, вот так
Надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять
Надо зайке поскакать. (прыгает)
Вот так, вот так
Надо зайке поскакать.
Волк зайчишку испугал.
Зайка прыг и убежал.
Развитие фонематического анализа и синтеза
Идем дальше. Веди пальчиком по дорожке и произноси звук Ц.
К кому привела нас дорожка? (к птенцу)
Птенец пищит в своем гнезде и просит помочь ему выполнить
задание.
Игра «Четвертый лишний». Найди в каждом ряду лишнюю
картинку и обведи ее в кружок. (Правильные ответы: яйцо,
курица, цветок, огурец.) Объясни свой выбор. Назови все
лишние картинки, четко произнося звук Ц.
Итог занятия
Наше занятие подошло к концу.
Кому мы сегодня помогали? С кем ты повстречался?
Какой звук помог тебе выполнить все задания?
Что тебе понравилось на занятии больше всего?