Конспект индивидуального занятия на тему: «Автоматизация звука [Р] в слогах, словах и предложениях».
Цель: Автоматизация звука [ Р] в слогах, словах и предложениях.
Задачи:
Коррекционно-образовательные: обучать правильной артикуляции звука [Р], учить звуковому анализу; учить определять место звука в слове, предложении начало, середина, конец).
Коррекционно-развивающие: развивать подвижность артикуляционного аппарата; развивать фонематический слух на звук [Р]; развивать фонематическое восприятие; развитие речевого дыхания; развитие мелкой моторики;
Коррекционно - воспитательные: воспитывать положительную мотивацию на занятии; воспитывать самоконтроль за речью, желание к обучению.
Оборудование: большое зеркало, письмо, картинки артикуляционных упражнений со стихами, карточки для анализа артикуляции звука, фишки синего и красного цвета, мяч, ватный шарик.
Ход занятия:
I.Орг.момент:
1.Слово логопеда:
Сегодня утром я нашла письмо от детей соседнего детского сада, они говорят ,что хотели пойти в зоопарк, а Звукоед сьел все нужные буквы и они не могут узнать какой зверь живет в какой клетке. Давай поможем отыскать ребятам этот звук?
2. Объявление темы занятия:
Послушай стихотворение и подумай о каком звуке мы сегодня будем с тобой говорить.
Ранним утром кое-как
Роет нору хмурый рак.
Рак бы рад её не рыть,
Но ведь где-то надо жить.
Работать раку неохота,
Не радует его работа.
Какой звук мы будем сегодня изучать, на каком мы акцентируем внимание?
Звук [Р]. Правильно.
II. Повторение пройденного материала:
1.Произношение изолированного звука.
Раз, два, повернись и в животных превратись. Изобрази сердитого тигра и покажи, как грозно он рычит (Р-р-р). Изобрази дятла, сидящего на дереве, и как он стучит по дереву (Тр-р-р, тр-р-р.) Изобрази, как мурлычет ласковая кошечка (Мур-р-р-р.)
Раз, два, повернись снова в Полину превратись.
2. Артикуляционная гимнастика.
Но перед тем как отправиться на поиски звука, давай потренируем язычок.
«Сказка о Весёлом Язычке»
Жил-был Язычок. Проснувшись рано утром, он отправился на прогулку и встретил лягушку.
Подражаем мы лягушкам,
тянем губы прямо к ушкам.
Упр. «Лягушка»
Понаблюдал Язычок за лягушкой и пошёл дальше. Видит, лошадка детей катает. Сел Язычок на лошадку и тоже поскакал.
Язычком пощёлкай громко-
стук копыт услышишь звонкий.
Упр. «Лошадка»
Спрыгнул Язычок с лошадки и побежал на качелях покачаться.
На качелях я качаюсь
вверх-вниз, вверх-вниз,
я до крыши поднимаюсь,
а потом спускаюсь вниз.
Упр. «Качели»
Слез Язычок с качелей и вдруг увидел грозного сердитого индюка.
Я – индюк «балды-балда».
Разбегайтесь кто куда.
Упр. «Индюк»
Вдруг подул сильный ветер, Язычок испугался и побежал домой к маме.
Упр. «Фокус»
А дома мама испекла блинов с малиновым вареньем. Поел Язычок блинов с вареньем, да все губы испачкал. Надо губы аккуратно облизать.
Ох и вкусное варенье!
Жаль, осталось на губе.
Язычок я подниму
И остатки оближу.
Упр. «Вкусное варенье»
Поел Язычок блинчиков с вареньем и решил чаю выпить.
Язычок мы к носу тянем,
Чашку с чаем представляем.
Упр. «Чашечка»
Попил Язычок чаю из своей красивой чашки и пошёл спать. А перед сном он пошёл умываться и чистить зубки. Давай и мы с тобой почистим наши верхние зубки.
Зубки нужно чистить дважды:
Каждое утро и вечер каждый.
Упр. «Чистим зубки»
3. Повторение положения артикуляционного уклада при произнесении звука [Р]
- губы в улыбке
- между зубами широкое расстояние
- язычок поднят вверх и дрожит
- горлышко поёт
- воздушная струя сильная и тёплая.
(ребёнок выкладывает карточки артикуляционного уклада звука [Р])
4.Повторение характеристики звука:
-звук [Р] согласный или гласный?
-согласный
-звонкий или глухой?
-звонкий
-твёрдый или мягкий?
-Твёрдый
-каким цветом обозначается?
-синим цветом (выкладывает цветовое обозначение звука).
4. Физминутка:
Встанем, надо отдохнуть,
Наши пальчики встряхнуть.
Поднимайтесь, ручки, вверх,
Шевелитесь, пальчики, –
Так шевелят ушками
Серенькие зайчики.
Крадемся тихо на носочках,
Как лисы бродят по лесочку.
Волк озирается кругом,
И мы головки повернем.
Теперь садимся тише, тише –
Притихнем, словно в норках мыши.
Ходил медведь по лесу,
Топтался и рычал.
Хотел он очень меда
А где достать – не знал.
III.Развитие фонематического слуха и автоматизация звука [Р]
1.Развитие фонематического слуха.
Игра «Поймай звук» (хлопни в ладоши когда услышишь звук [Р])
а) на уровне ряда звуков:
Р Р Н Г Р З Р Р Р В Р Д Р Ж М Р Р Р
б) на уровне ряда слогов:
РА- ЛО-ПО-РУ-МЫ-ОР-ВА-РА-РЫ-КО-РУ-АР
в) на уровне слов:
арбуз, окно, кефир, комар, небо, ранец, батон, ракета, робот, стакан, крот, топор, дом, пожар.
2. Автоматизация звука в слогах.
Попугай живущий в зоопарке очень любит играть в повторялки. Давай и мы с тобой поиграем в такую игру.
Игра «Повторялки» (с пальчиками).
РА-РО-РУ-РЫ РАРАРА-РАРАРА
РО-РУ-РЫ-РА РОРОРО-РОРОРО
РУ-РЫ-РА-РО РУРУРУ-РУРУРУ
РЫ-РА-РО-РУ РЫРЫРЫ-РЫРЫРЫ
3. Звуковой анализ слога «РА».(работа с звуковыми фишками)
Какой первый звук ты слышишь в слоге [РА]? - [Р] согласный, звонкий,
твёрдый, обозначается синим цветом.
Какой второй звук? - [А] гласный, обозначается красным цветом.
(выкладывание цветовых обозначений на каждый звук)
Сколько всего звуков в слоге [РА]? ( два).
4. Автоматизация звука в словах.
А медведи в зоопарке очень любят в мяч играть.
Игра «Один – много» (с мячом).
Рак – раки тигр -… рог -…
Рысь -… крот -… корова -…
Рыба -… краб -… ворона -…
5.Звуковой анализ слова (начало, середина, конец).
Игра «Голова, живот, ноги». Логопед называет слова со звуком [Р], а ребёнок указывает на часть тела, в зависимости от местоположения звука.
Ракушка, баран, комар, жираф, ветер, рысь, грач, рыжик, норка, рыба.
6. Автоматизация звука в предложении.
Прошёл дождь и над зоопарком повисло разноцветное коромысло (Радуга).
Игра «Изменяй предложения».
Я люблю разноцветную радугу. Ты… Он… Она… Мы… Вы… Они…
IV.Подведение итогов и обьявление домашнего задания:
1.Подведение итогов занятия:
Итак, что мы сегодня нового узнали?
Какой звук мы изучали и закрепляли сегодня? Что тебе понравилось больше всего? А в чем были трудности? Умница, ты сегодня отлично работал!
2.Обьявление домашнего задания: Проговаривать чистоговорки, чётко произнося звук [Р].
Ра-ра-ра – высокая гора.
Ра-ра-ра – глубокая нора.
Ро-ро-ро – новое перо.
Ру-ру-ру – скачет кенгуру.
Ру-ру-ру – коза грызёт кору.
Ры-ры-ры – полетели комары.