СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект индивидуального занятия на тем " Автоматизация звука [Р] в слогах, словах, предложениях"

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект индивидуального занятия на тем " Автоматизация звука [Р] в слогах, словах, предложениях" включает в себя работу над звуком: артикуляционную гимнастику, основную часть ( уточнение артикуляции звука, физминутки, автоматизация в слогах, словах, предложениях). 

Просмотр содержимого документа
«Конспект индивидуального занятия на тем " Автоматизация звука [Р] в слогах, словах, предложениях"»

Конспект индивидуального занятия на тему: «Автоматизация звука [Р] в слогах, словах и предложениях».

Цель: Автоматизация звука [ Р] в слогах, словах и предложениях.

Задачи:

Коррекционно-образовательные: обучать правильной артикуляции звука [Р], учить звуковому анализу; учить определять место звука в слове, предложении начало, середина, конец).

Коррекционно-развивающие: развивать подвижность артикуляционного аппарата; развивать фонематический слух на звук [Р]; развивать фонематическое восприятие; развитие речевого дыхания; развитие мелкой моторики;



 Коррекционно - воспитательные: воспитывать положительную мотивацию на занятии; воспитывать самоконтроль за речью, желание к обучению.



Оборудование: большое зеркало, письмо, картинки артикуляционных упражнений со стихами, карточки для анализа артикуляции звука, фишки синего и красного цвета, мяч, ватный шарик.

Ход занятия:

I.Орг.момент:

1.Слово логопеда:

Сегодня утром я нашла письмо от детей соседнего детского сада, они говорят ,что хотели пойти в зоопарк, а Звукоед сьел все нужные буквы и они не могут узнать какой зверь живет в какой клетке. Давай поможем отыскать ребятам этот звук?

2. Объявление темы занятия:

Послушай стихотворение и подумай о каком звуке мы сегодня будем с тобой говорить.

Ранним утром кое-как

Роет нору хмурый рак.

Рак бы рад её не рыть,

Но ведь где-то надо жить.

Работать раку неохота,

Не радует его работа.



Какой звук мы будем сегодня изучать, на каком мы акцентируем внимание?

Звук [Р]. Правильно.



II. Повторение пройденного материала:

1.Произношение изолированного звука.

Раз, два, повернись и в животных превратись. Изобрази сердитого тигра и покажи, как грозно он рычит (Р-р-р). Изобрази дятла, сидящего на дереве, и как он стучит по дереву (Тр-р-р, тр-р-р.) Изобрази, как мурлычет ласковая кошечка (Мур-р-р-р.)

Раз, два, повернись снова в Полину превратись.



2. Артикуляционная гимнастика.

Но перед тем как отправиться на поиски звука, давай потренируем язычок.

«Сказка о Весёлом Язычке»

Жил-был Язычок. Проснувшись рано утром, он отправился на прогулку и встретил лягушку.

Подражаем мы лягушкам,

тянем губы прямо к ушкам.

Упр. «Лягушка»

Понаблюдал Язычок за лягушкой и пошёл дальше. Видит, лошадка детей катает. Сел Язычок на лошадку и тоже поскакал.

Язычком пощёлкай громко-

стук копыт услышишь звонкий.

Упр. «Лошадка»

Спрыгнул Язычок с лошадки и побежал на качелях покачаться.

На качелях я качаюсь

вверх-вниз, вверх-вниз,

я до крыши поднимаюсь,

а потом спускаюсь вниз.

Упр. «Качели»

Слез Язычок с качелей и вдруг увидел грозного сердитого индюка.

Я – индюк «балды-балда».

Разбегайтесь кто куда.

Упр. «Индюк»

Вдруг подул сильный ветер, Язычок испугался и побежал домой к маме.

Упр. «Фокус»

А дома мама испекла блинов с малиновым вареньем. Поел Язычок блинов с вареньем, да все губы испачкал. Надо губы аккуратно облизать.

Ох и вкусное варенье!

Жаль, осталось на губе.

Язычок я подниму

И остатки оближу.

Упр. «Вкусное варенье»

Поел Язычок блинчиков с вареньем и решил чаю выпить.

Язычок мы к носу тянем,

Чашку с чаем представляем.

Упр. «Чашечка»

Попил Язычок чаю из своей красивой чашки и пошёл спать. А перед сном он пошёл умываться и чистить зубки. Давай и мы с тобой почистим наши верхние зубки.

Зубки нужно чистить дважды:

Каждое утро и вечер каждый.

Упр. «Чистим зубки»



3. Повторение положения артикуляционного уклада при произнесении звука [Р]

- губы в улыбке

- между зубами широкое расстояние

- язычок поднят вверх и дрожит

- горлышко поёт

- воздушная струя сильная и тёплая.

(ребёнок выкладывает карточки артикуляционного уклада звука [Р])

4.Повторение характеристики звука:

-звук [Р] согласный или гласный?

-согласный

-звонкий или глухой?

-звонкий

-твёрдый или мягкий?

-Твёрдый

-каким цветом обозначается?

-синим цветом (выкладывает цветовое обозначение звука).



4. Физминутка:

Встанем, надо отдохнуть,

Наши пальчики встряхнуть.

Поднимайтесь, ручки, вверх,

Шевелитесь, пальчики, –

Так шевелят ушками

Серенькие зайчики.

Крадемся тихо на носочках,

Как лисы бродят по лесочку.

Волк озирается кругом,

И мы головки повернем.

Теперь садимся тише, тише –

Притихнем, словно в норках мыши.

Ходил медведь по лесу,

Топтался и рычал.

Хотел он очень меда

А где достать – не знал.

III.Развитие фонематического слуха и автоматизация звука [Р]



1.Развитие фонематического слуха.

Игра «Поймай звук» (хлопни в ладоши когда услышишь звук [Р])

а) на уровне ряда звуков:

Р Р Н Г Р З Р Р Р В Р Д Р Ж М Р Р Р

б) на уровне ряда слогов:

РА- ЛО-ПО-РУ-МЫ-ОР-ВА-РА-РЫ-КО-РУ-АР

в) на уровне слов:

арбуз, окно, кефир, комар, небо, ранец, батон, ракета, робот, стакан, крот, топор, дом, пожар.



2. Автоматизация звука в слогах.



Попугай живущий в зоопарке очень любит играть в повторялки. Давай и мы с тобой поиграем в такую игру.

Игра «Повторялки» (с пальчиками).

РА-РО-РУ-РЫ РАРАРА-РАРАРА

РО-РУ-РЫ-РА РОРОРО-РОРОРО

РУ-РЫ-РА-РО РУРУРУ-РУРУРУ

РЫ-РА-РО-РУ РЫРЫРЫ-РЫРЫРЫ

3. Звуковой анализ слога «РА».(работа с звуковыми фишками)

Какой первый звук ты слышишь в слоге [РА]? - [Р] согласный, звонкий,

твёрдый, обозначается синим цветом.

Какой второй звук? - [А] гласный, обозначается красным цветом.

(выкладывание цветовых обозначений на каждый звук)

Сколько всего звуков в слоге [РА]? ( два).

4. Автоматизация звука в словах.

А медведи в зоопарке очень любят в мяч играть.

Игра «Один – много» (с мячом).

Рак – раки тигр -… рог -…

Рысь -… крот -… корова -…

Рыба -… краб -… ворона -…

5.Звуковой анализ слова (начало, середина, конец).

Игра «Голова, живот, ноги». Логопед называет слова со звуком [Р], а ребёнок указывает на часть тела, в зависимости от местоположения звука.

Ракушка, баран, комар, жираф, ветер, рысь, грач, рыжик, норка, рыба.

6. Автоматизация звука в предложении.

Прошёл дождь и над зоопарком повисло разноцветное коромысло (Радуга).

Игра «Изменяй предложения».

Я люблю разноцветную радугу. Ты… Он… Она… Мы… Вы… Они…



IV.Подведение итогов и обьявление домашнего задания:



1.Подведение итогов занятия:

Итак, что мы сегодня нового узнали?

Какой звук мы изучали и закрепляли сегодня? Что тебе понравилось больше всего? А в чем были трудности? Умница, ты сегодня отлично работал!



2.Обьявление домашнего задания: Проговаривать чистоговорки, чётко произнося звук [Р].

Ра-ра-ра – высокая гора.

Ра-ра-ра – глубокая нора.

Ро-ро-ро – новое перо.

Ру-ру-ру – скачет кенгуру.

Ру-ру-ру – коза грызёт кору.

Ры-ры-ры – полетели комары.